ТРАНПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИЯ

«Зарубежное военное обозрение» №7.2004 г. (стр. 18-22)

ТРАНПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИЯ

Подполковник К. ШУМИЛОВ

Нигерия - федеративная республика, состоящая из 36 штатов и столичного округа. Занимает территорию 923,8 тыс. км2, из которых суша - 910,77 тыс. км2. Протяженность границ 4 047 км, береговой линии - 853 км. Страна граничит на западе с Бенином, севере - с Нигером, северо-востоке - с Чадом, востоке и юго-востоке - с Камеруном, на юге омывается водами Гвинейского залива (Атлантический океан). Столица - г. Абуджа, официальный язык - английский. Население 129 935 тыс. человек, 40-50 проц. населения - мусульмане, 25-30 проц. - христиане, остальные жители придерживаются традиционных верований.

Военно-политическое руководство Нигерии уделяет большое внимание поддержанию в удовлетворительном состоянии и совершенствованию путей сообщения и транспорта, рассматривая данную отрасль как одну из наиболее важных для экономики страны, а также для обеспечения перебросок (перевозок) войск и грузов в случае возникновения кризисных ситуаций. В военное время транспорт государственных и частных компаний подлежит использованию в интересах национальных вооруженных сил.

По уровню транспортной обеспеченности и плотности дорожной сети Нигерия занимает ведущее место в Западноафриканском регионе.

Система транспортных коммуникаций страны включает наземные пути сообщения (автомобильные и железнодорожные), воздушные, морские и речные коммуникации, а также трубопроводы.

Наиболее развитым видом транспорта является автомобильный - на него приходится свыше 60 проц. перевозок грузов и людей. Общая протяженность дорог в Нигерии 193,2 тыс. км, из них 32 тыс. - автомагистрали федерального значения, 30 тыс. - автодороги штатов и 130 тыс. - автодороги местного значения. Дороги с твердым (асфальтовым) покрытием составляют всего лишь 30 проц. (59,892 км) имеющейся автодорожной сети (в основном это автомагистрали федерального значения и автодороги штатов). Остальные дороги протяженностью 133,308 км - насыпные и грунтовые, подвержены размыванию и становятся труднопроходимыми в дождливый сезон.

Строительство, реконструкция и ремонт магистральных автодорог осуществляются государством при техническом содействии иностранных компаний (например, западногерманской «Бергер» и французской «Дюмез»). Дороги местного значения строятся на средства бюджета штата в основном с использованием ручного труда. Их качественное содержание и своевременный ремонт

ТРАНПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИЯ

затруднены из-за недостатка средств и необходимого дорожно-строительного оборудования.

К разряду главных транспортных автомагистралей относятся следующие: Лагос - Ибадан - Бенин, Лагос - Бадагри (участок западноафриканской автомагистрали Нджамена - Дакар - Абиджан

- Лагос), Ибадан - Илорин - Кадуна- Зариа - Кано, Варри - Бенин - Локоджа- Абуджа - Кадуна, Порт-Харкорт - Энугу- Макурди - Джое - Баучи - Майдугури. По состоянию на март 2000 года парк нигерийского автотранспорта насчитывал свыше 2,6 млн единиц, в том числе 530 тыс. автобусов, 320 тыс. грузовых автомобилей, остальные - легковые автомашины. Средний срок эксплуатации автомобилей 18 лет. На дорогах часто происходят аварии, основная причина которых заключается в неудовлетворительном состоянии технических средств.

Железнодорожный транспорт является одним из старейших видов транспорта страны. Он начал развиваться в 1890-1960 годах, в период колониальной зависимости Нигерии от Великобритании.

Сложившаяся в конце 60-х годов прошлого века сеть железных дорог общей протяженностью 3 557 км после обретения независимости существенных изменений не претерпела. Практически все дороги узкоколейные (ширина колеи 1 067 мм), на долю железных дорог со стандартной колеей приходится всего 52 км. Железнодорожный транспорт развивался исходя из потребностей в перевозках грузов из северного и центрального районов страны в морские порты на юге. Поэтому все железные дороги сориентированы в меридиональном направлении.

Основными железнодорожными магистралями являются Нгуру - Лагос и Майдугури - Порт-Харкорт. Первая связывает Лагос с такими крупными городами, как Ибадан, Илорин, Минна, Кадуна, Зариа, Кано. Вторая проходит через города Энугу, Макурди, Лафия, Баучи, Джое, Майдугури.

С середины 70-х годов, когда основным из экспортируемых страной товаров стала нефть, роль железнодорожного транспорта в ее экономике значительно снизилась. Нигерийская железнодорожная корпорация (НЖК), образованная в 1898 году, в последние 20 лет испытывает постоянную нехватку финансовых средств, необходимых для поддержания в рабочем состоянии подвижного состава и железнодорожных путей. При требуемых для нормального функционирования дорог 200 локомотивов в настоящее время имеется лишь 37. В 1998 году в парке насчитывалось 5 600 вагонов всех типов, но только 1 380 были признаны годными для работы на линии. Свыше 70 проц. вагонов находятся в эксплуатации уже более 40 лет. Максимальная скорость движения на железной дороге не превышает 40 км/ч, а на некоторых участках - 20 км/ч.

Морально и технически устаревший парк локомотивов и вагонов, а также неудовлетворительное состояние путей являются причинами достаточно частых происшествий. В период с 1970 по 1999 год на железнодорожном транспорте произошло более 20 крупных катастроф (в том числе столкновения поездов и сход с рельс), в результате чего погибло свыше 4 тыс. человек.

Перечисленные выше причины обусловили незначительный в целом объем ежегодно перевозимых грузов, который в 2000 году составил около 100 тыс. т (в 1980-м - 2,5 млн). При этом число пассажиров за указанный период сократилось с 20 млн до 1,7 млн человек.

В 1996 году была принята трехлетняя программа федерального правительства по возрождению НЖК, на которую планировалось выделить 800 млн долларов. Из этой суммы большую часть (около 70 проц.) намечалось направить на модернизацию железнодорожного транспорта и закупку необходимого путевого оборудования. В декабре 1995 года было подписано соглашение с Китаем о поставках подвижного состава. Согласно контракту стоимостью 528,7 млн долларов компания «Чайна сивил инджиниринг костракшн» в течение 30 месяцев должна была выполнить реконструкцию 3 505 км железной дороги, а также поставить 50 локомотивов, 150 пассажирских и 400 грузовых вагонов. К реализации проекта планировалось привлечь свыше 300 китайских специалистов, которые помимо проведения восстановительных работ должны были оказать содействие в подготовке нигерийских кадров по управлению и обслуживанию подвижного состава.

В 1997 году в состав участников этого контракта вошла израильская компания «Наирда телекомьюникейшнз», которая в течение 16 месяцев намеревалась поставить и наладить цифровую систему связи и управления железнодорожным транспортом, а также подготовить необходимые кадры (сумма контракта около 120 млн долларов).

Строительство железнодорожной линии Итакпе - Аджаокута - Варри, которое ведется с 1991 года, позволит обеспечить железной рудой, добываемой в районе Итакпе, металлургический комбинат в г. Аджаокут и сталепрокатный завод «Дельта» в пригороде г. Варри. Однако, по данным на начало 2001 года, было проложено лишь 75 км пути и на участке длиной 90 км выполнен нулевой цикл работ.

Рассматривался также вопрос о строительстве в ближайшей перспективе еще двух новых железнодорожных линий: Лагос - Бенин - Порт-Харкорт - Элеме и Кадуна - Абуджа - Джое общей протяженностью свыше 1 тыс. км. Реализация проекта потребует значительных капиталовложений - 1,8 млрд долларов, что является основной проблемой. Для ее решения предполагалось, в частности, получить кредит у Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, но в ноябре 1995 года в связи с грубейшим нарушением в стране прав человека кредитная линия для Нигерии была перекрыта, а контракты, подписанные китайской и израильской сторонами, остались нереализованными. В настоящее время ведутся переговоры об их возобновлении.

Воздушный транспорт. Нигерия имеет воздушные сообщения с Европой, Северной и Южной Америкой, Ближним и Средним Востоком, Азией и различными районами Африки. Здесь действуют девять международных аэропортов (в городах Абуджа, Калабар, Илорин, Кадуна, Кано, Лагос, Майдугури, Сокото и Порт-Харкорт), а также десять аэропортов для внутренних авиалиний (в городах Акуре, Бенин, Энугу, Ибадан, Джое, Иола, Эариа, Минна, Макурди, Оверри). В стадии завершения находится строительство современного аэропорта в г. Варри (финансируется федеральным правительством совместно с англо-голландской нефтяной корпорацией «Шелл»). Все имеющиеся в стране аэропорты (по состоянию на 2001 год 35 аэропортов с твердым ВПП и 35 - с грунтовым ВПП) активно используются в интересах ВВС Нигерии, на многих из них созданы военно-воздушные базы.

Наряду с этим в стране есть широкая сеть аэродромов местного значения с различным покрытием (асфальт, латерит, базальт), которые используются как властями штатов, так и частными компаниями и организациями.

Развитию и совершенствованию авиатранспорта препятствует в последние годы хроническая нехватка финансовых средств. В настоящее время особенно остро ощущается потребность в оснащении большинства аэропортов страны современным радионавигационным, телекоммуникационным, радарным и другим важным оборудованием, обеспечивающим безопасность полетов.

Морской транспорт. Организацией морских перевозок занимается созданная в 1987 году государственная компания «Нэшнл маритайм асорити». В стране действуют восемь морских портов: два в г. Лагос (Апапа и Тин Кан), четыре в районе дельты р. Нигер (Варри, Коко, Буруту и Сапеле), Порт-Харкорт и Калабар.

Портовые сооружения Апапа занимают территорию более 100га. Общая длина причального фронта 2 460 м, что позволяет одновременно принимать до 20 судов. Порт оборудован современными грузоподъемными устройствами, имеет хорошие подъездные пути, включая железную дорогу.

В порту Тин Кан береговые сооружения занимают около 25 га. Длина причального фронта 2 500 м. Порт обслуживает в основном большегрузные контейнеровозы (одновременно может принимать до 10 судов).

Оба порта имеют единый подходный фарватер минимальной глубиной 8,2 м.

Экспорт нигерийской нефти осуществляется через восемь экспортных нефтяных терминалов, находящихся в южных нефтедобывающих штатах страны: Дельта, Байелса, Риверс и Аква-Ибом. Два самых крупных терминала («Форкадос» и «Бонни») являются собственностью англо-голландской нефтяной компании «Шелл», остальные шесть (Брасс, Пеннингтон, Эскравос, Ква Ибо, Антан и Одудо) принадлежат нигерийской нефтяной корпорации.

Основные перевозки нигерийской нефти и других экспортных грузов осуществлять ^доходными иностранными компаниями. Их доля в общем объеме экспортируемых и импортируемых товаров составляет около 90 проц. Государственная компания «Найджириен нэшнл шипинг лайн» использовала в последние годы не более пяти судов. В 1995 году она была признана банкротом, и в 1996-м приняли решение о ее ликвидации. Все принадлежащие ей имущество, суда и активы переданы новой государственной судоходной компании - «Найджириен юнити лайн». В ее собственность перешел и большегрузный контейнеровоз «Абуджа» водоизмещением 6 тыс. т, способный перевозить свыше 500 контейнеров. Судно было построено в 1996 году на судоверфи в г. Гданьск (Польша).

В перевозках грузов кроме государственной участвуют свыше 20 частных судоходных компаний, которые имеют в собственности семь океанских судов, а также арендуют 25 судов у иностранных компаний. В настоящее время ни одна из названных компаний не имеет собственных нефтяных танкеров. По данным министерства транспорта, в 1999 году в стране насчитывалось 58 судов всех типов (включая рыболовные), общий тоннаж которых достигал 300 тыс. т. Пассажирскими судами морской флот Нигерии не располагает.

Продолжается программа модернизации имеющихся портов и строительства новых. Так, в 1997 году сдана в эксплуатацию первая очередь морского порта в Онне (штат Риверс), который состоит из трех терминалов (общая протяженность причального фронта 1 600 м, глубина у причалов от 6,5 до 13м). Он может обслуживать до восьми океанских судов одновременно. В соответствии с решением правительства в 1997 году порт Онне получил статус свободной экономической зоны (ранее такой же статус получил порт Калабар). Строительство первой очереди этого порта продолжалось почти 18 лет из-за постоянного недофинансирования проекта.

С 1994 года дноуглубительные работы в портовой зоне г. Лагоса осуществляла израильская фирма «Хай пасифик интернешнл». С 1996 года эта же фирма начала аналогичные работы в порту Калабар и судоходном канале свободной экономической зоны протяженностью 87 км.

Речной транспорт. Протяженность внутренних судоходных путей превышает 7,5 тыс. км. Главные внутренние водные магистрали - р. Нигер и ее приток Бенуэ. Общее количество судов речного транспорта страны невелико - 14 буксиров и около 40 сухогрузных и наливных барж общей грузоподъемностью 75 тыс. т. Ежегодно перевозится до 250 млн т/км грузов. Объем пассажирских перевозок речным транспортом незначителен.

Трубопроводный транспорт. Считается одним из перспективных видов транспорта в Нигерии. Общая протяженность нефте-и газопродуктопроводов составляет в настоящее время 5,5 тыс. км. Из них 2,042 тыс. км - нефтепроводы для транспортировки сырой нефти от мест добычи до экспортных нефтяных терминалов и нефтеперерабатывающих заводов, 500 км - газопроводы и 3,0 тыс.

- трубопроводы для транспортировки различных нефтепродуктов (бензин, керосин, масло и т. п.).

Наиболее значительные по протяженности нефтепроводы: Варри - Кадуна- Кано, Кадуна - Джое - Майдугури, Порт-Харкорт - Макурди, Варри - Лагос, а газопроводов всего - два: Эскравос- Лагос и Обен - Аджаокута.

В ближайших планах нигерийского руководства по расширению трубопроводного транспорта обозначены приоритеты, главным образом в области добычи и переработки природного газа и его транспортировки. Весьма важное значение отводится, в частности, строительству газопровода длиной 600 км, нити которого протягиваются в соседние страны - Бенин, Того и Гану (должен вступить в строй в 2002 году). Соглашением, подписанным в сентябре 1995 года, предусматривается поставка 50-100 млн куб. футов газа в день в течение первых десяти лет, а к 2018-му этот объем должен возрасти до 160 млн куб. футов в день. Стоимость проекта 430 млн долларов, основной подрядчик - американская нефтяная компания «Шеврон». Наиболее вероятный вариант предусматривает прохождение газопровода по дну акватории Гвинейского залива. В перспективе не исключена возможность продления газопровода до Республики Кот-д'Ивуар.

О намерении активизировать свою деятельность в области добычи и транспортировки нигерийского газа заявила корпорация «Шелл», которая планировала инвестировать в эту отрасль 5 млрд долларов США.

Правительство также разработало и утвердило план газификации всех 36 штатов Нигерии и федерального столичного округа (г. Абуджа), осуществление которого рассчитано на период до 2010 года. В соответствии с ним намечается проложить следующие нити газопроводов: Аджаокута - Абуджа - Кадуна - Калабар, Оверри - Энугу - Макурди, Кадуна - Джое- Баучи - Атака, Кадуна - Зариа -Кано, Зариа - Сокото, Кано - Кацина, Иола -Гомбэ - Майдугури, Шагаму - Абеокута, Макурди - Джалинго - Иола, Сапеле- Онитша - Авка, Оверри - Умуахиа, Оре- Акуре, Ошогбо - Ибадан.

Однако реализация данного плана зависит от возможности получения кредитов международных финансовых институтов- МВФ и МБРР.

Зарубежные эксперты отмечают, что после прихода к власти в стране в 1999 году демократического режима заметно активизировалась деятельность в этой сфере национальных и иностранных компаний, а также обострилась конкуренция между ними.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации