СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

«ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №2. 2006 Г. (стр. 22-29)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Полковник О. ИВАНОВ,

кандидат военных наук;

Д. ИЗЮМОВ

Войсковая разведка считается одним из важных видов боевого обеспечения тактического и оперативно-тактического звена сухопутных войск (СВ) НАТО. Она осуществляется штатными или временно созданными подразделениями, включающими наблюдательные пункты и посты, подвижные разведывательные дозоры и отряды. Данные формирования могут выполнять свои функции на легких танках, боевых разведывательных машинах (БРМ), бронеавтомобилях и военных мотоциклах, а также пешими группами. Разведданные добываются посредством визуального наблюдения, с помощью технических средств, путем захвата пленных (их допроса), документов, образцов вооружения и военной техники, а также ведения разведки боем.

Разведывательные машины, по взглядам зарубежных военных экспертов, предназначены для выполнения задач войсковой разведки, огневой поддержки разведывательных подразделений, а также для борьбы с разведывательно-диверсионными группами противника.

Штатные силы и средства войсковой разведки, как правило, входят в состав корпусов, дивизий, бригад и батальонов. Наиболее многочисленные и хорошо оснащенные разведывательные части и подразделения имеются в сухопутных войсках США, ФРГ, Великобритании и Франции, на вооружении которых состоят различные типы разведывательных машин (РМ).

По сложившейся традиции за рубежом РМ подразделяют на следующие типы: легкие разведывательные танки (имеются главным образом в

СВ Великобритании, Китая, а также ряда других стран и как устаревшие не рассматриваются в данной статье); гусеничные и колесные боевые разведывательные машины (БРМ); боевые машины огневой поддержки (БМОП) разведывательных подразделений с 90-120-мм пушечным вооружением); специальные ударные автомобили (4x2 и 4x4), вариант 6x6 находится в разработке; разведывательные мотоциклы (2 х 2 и 3 х 3).

По состоянию на 2005 год на вооружении СВ ведущих зарубежных стран имеется более 7,8 тыс. РМ.

США. Парк американских РМ состоит из 3,61 тыс. машин, в том числе БРМ МЗ «Брэдли» (около 2 230 единиц) и бронеавтомобилей Ml 114 «Хаммер», оснащенных разведывательной аппаратурой.

БРМ МЗ «Брэдли» (рис. 1) принята на вооружение в 1981 году. Машина прошла несколько этапов модернизации: в 1985 году - до уровня МЗА1, в 1988-м - до МЗА2 и в 1995-м - до МЗАЗ. Конструктивно она выполнена на гусеничной базе боевой машины пехоты (БМП) М2 «Брэдли». Несколько изменена компоновка десантного отделения, в котором размещаются два разведчика-наблюдателя, боеукладка для 10 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) ТОУ, разведывательный мотоцикл, РЛС наземной разведки AN/PPC-15A (В) и другое оборудование.

Кроме того, на БРМ МЗ отсутствуют амбразуры по бортам кормовой части корпуса и дополнительное бронирование днища.

В двухместной бронированной башне установлена 25-мм автоматическая пушка М242, с которой спарен 7,62-мм пулемет М240. Основное вооружение

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь с ходу. На башне размещено восемь дымовых гранатометов. На левой ее стороне смонтирована пусковая установка ПТУР ТОУ-2.

Водные преграды БРМ МЗ преодолевает на плаву за счет перематывания гусениц.

Машина оснащена приборами ночного видения, радиостанциями AN/VRC-12 и AN/PSC-77, которые будут заменены на многодиапазонные программируемые радиостанции семейства JTRS, фильтровентиляци-онной установкой (ФВУ) и автоматической системой пожаротушения.

Последняя модификация этой БРМ - МЗАЗ «Брэдли» отличается тем, что она оснащена интегрированной информационно-управляющей системой, имеющей единую шину данных, а кроме того, электронным баллистическим вычислителем с лазерным дальномером, новой радиостанцией, тепловизионным прибором наблюдения механика-водителя, дополнительным бронированием днища для повышения противоминной стойкости, а также имеет навесную динамическую защиту.

В СВ США для решения разведывательных задач используется также бронеавтомобиль Ml 114 «Хаммер» (HMMWV, 4x4, рис. 2).

Комплект дополнительного бронирования защищает экипаж (четыре человека) от огня 7,62-мм бронебойных пуль и осколков артиллерийских снарядов. В качестве вооружения используются 7,62- или 12,7-мм пулеметы.

Фирмой SEI (Systems Electronics Inc.) разработан и производится комплект разведывательной аппаратуры для установки на бронеавтомобиль Ml 114. В интересах разведки морской пехоты используется аппаратура той же компании под наименованием «Страйкер-2», опытные образцы которой прошли испытания в 1998 году в штате Аризона (США). Планируется, что к 2010 году будет закуплено до 800 таких комплектов.

Неудачей завершилась совместная разработка США и Великобритании перспективной БРМ FSCS (Future Scout & Cavalry System) и TRACER (Tactical Reconnaissance Armored Combat Equipment Requirement), предназначенных для замены БРМ МЗ «Брэдли», а также легкого разведывательного танка «Скорпион» в Великобритании.

По сообщениям зарубежной печати, дальнейшее создание перспективной БРМ прекращено в связи с финансовыми проблемами.

В Соединенных Штатах в рамках программы FCS (Future Combat Systems) с 1996 года ведется разработка перспективной БРМ RSV (Reconnaissance & Surveillance Vehicle, рис. 3), которая создается на базе унифицированного шасси с боевой массой 18-20 т. Предполагается, что на борту этой машины будут устанавливаться датчики для обнаружения и идентификации целей на поле боя на значительных дальностях при любых погодных условиях и в любое время суток. БРМ должна иметь телескопическую мачту с электронно-оптическими и ИК-датчиками, устройства радиочастотного (RF) перехвата сигналов, а также индикатор обнаружения химического заражения местности.

Боевой расчет машины будет состоять из шести человек (экипаж два человека и четыре разведчика). Для повышения разведывательных возможностей на борту БРМ намечается разместить переносную дистанционно управляемую машину и два беспилотных летательных аппарата.

Принятие на вооружение СВ США перспективной БРМ RSV ожидается после 2012 года.

ФРГ. Парк германских РМ, состоящий из 920 машин, включает колесную БРМ «Луке» (520 единиц), а также гусеничные - «Визель-1» (133), «Визель-2» (67) и «Фенек» (около 200 единиц).

БРМ «Луке» (8 х 8) принята на вооружение СВ ФРГ в 1975 году. Разработанная фирмой «Даймлер-Бенц», она является одной из самых тяжелых колесных машин (боевая масса около 20 т). В ней предусмотрены места для двух водителей (расположены впереди и сзади).

Программа модернизации БРМ «Лукс-А2» предусматривала установку независимых танковых прицелов к 20-мм автоматической пушке, новых шин низкого давления, радиостанции и тепловизионных приборов первого поколения.

БРМ «Визель-1» (рис. 4) разработана фирмой «Мак-систем» и поставлена в СВ

ФРГ с двумя вариантами вооружения: 20-мм автоматической пушкой МК20 RH202 и ПТУР ТОУ (дальность стрельбы 3 750 м).

В настоящее время «Ви-зель-1» оснащается разведывательными приборами, установленными на платформе телескопической мачты.

В 1997 году была принята на вооружение БРМ «Визель-2», которая имеет увеличенные габаритные размеры, больший внутренний объем и более мощный двигатель. Всего для СВ ФРГ изготовлено 67 таких машин.

БРМ «Фенек» (4 х 4) принята на вооружение сухопутных войск ФРГ и Нидерландов в 2003 году (202 и 410 единиц соответственно) для ведения разведки в тылу противника в отрыве от главных сил и для выполнения специальных задач (рис. 5).

Основными элементами разведывательного оборудования этой машины являются: лазерный дальномер, телевизионная и тепловизи-онная камеры, установленные на платформе выдвигающейся телескопической мачты. Эти камеры позволяют обнаруживать боевую технику и личный состав на дальностях до 4 и 10 км, а также осуществлять их идентификацию на дальностях до 1 и 5 км соответственно. Поступающая информация отображается на мониторе командира БРМ. Инерциальная навигационная аппаратура «сопряжена» с космической радионавигационной системой NAVSTAR. Машина может автономно вести боевые действия в течение 5 сут.

Предусматривается два варианта вооружения БРМ «Фенек»: 40-мм автоматический гранатомет или 12,7-мм пулемет, которые устанавливаются на турели

люка командира. Корпус машины полностью сварной, его броня защищает от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Машина имеет низкий силуэт, оснащена шестицилиндровым дизельным двигателем и автоматической коробкой передач. Экипаж три человека. Большой диаметр колес обеспечивает достаточную проходимость по пересеченной местности.

Великобритания. Парк английских РМ, состоящий из 475 машин, включает в себя колесную БРМ «Фокс» (200 единиц) и гусеничную - «Симитер» (275, рис. 6), которые практически отработали свой ресурс (находятся в эксплуатации с 70-х годов).

Модернизация «Симитер» заключалась в установке дизельного двигателя фирмы «Камминз» и 30-мм автоматической пушки в башне от БРМ «Фокс». После проведенных работ она получила название «Сейбр».

Кроме того, английская фирма «Элвис» разработала бронеавтомобиль «Скараб» (4 х 4, рис. 7), который, вполне вероятно, станет основной РМ сухопутных войск Великобритании и Бельгии. Потребности одних составляют около 500 единиц, а других - 170. Решение о серийном производстве машины пока не принято. Бронированный корпус защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков мин. Узлы и агрегаты машины (двигатель и трансмиссия) аналогичны имеющимся у многоцелевого легкового автомобиля повышенной проходимости «Унимог-1600» (4 х 4) германской фирмы «Мерседес-Бенц». Боевая масса новой РМ 10,4 т. Основное вооружение: 7,62- или 12,7-мм пулемет и 20-мм автоматическая пушка или ПТУР. Разведывательные приборы - дневная тепловизионная камера и лазерный дальномер. Машина авиатранспортабельна (для этого используется самолет С-130 «Геркулес» военно-транспортной авиации).

В Великобритании фирма «Виккерс дефенз системз» (VDS) по заказу МО страны ведет НИОКР по созданию перспективного семейства боевых машин в рамках программы FRES (Future Rapid Effects System). В составе этого семейства разрабатывается и БРМ с комплексом разведывательного оборудования, которая аналогична американской машине RSV. Принятие ее на вооружение ожидается после 2012 года.

Франция. Парк французских РМ включает 1 946 боевых машин, в том числе колесные AMX-10RC (317 единиц) и ERC-90 F4 (187), а также бронеавтомобиль VBL М-11 (1 442).

БМОП AMX-10RC (6x6, рис. 8) состоит на вооружении с 1976 года. Корпус и башня сварены из алюминиевого сплава и обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Экипаж четыре человека. Механик-водитель находится в передней части корпуса слева, три других члена экипажа размещаются в башне (командир и наводчик - справа, заряжающий - слева от пушки).

Основное вооружение- 105-мм пушка G-2, стрельба из которой ведется стандартными боеприпасами НАТО. Для ведения огня ночью на машине установлена низкоуровневая телевизионная аппаратура DIVT-13-LLLT.

Двигатель и трансмиссия размещены в корме корпуса. Коробка передач обеспечивает предварительный выбор одного из четырех возможных режимов для движения вперед или назад и отбор мощности на два водометных движителя, а также поворот (осуществляется «по-танковому» - посредством торможения колес одного из бортов) за счет планетарных механизмов и дисковых тормозов с гидравлическим приводом.

Гидропневматическая подвеска может регулироваться водителем в соответствии с дорожными условиями. Минимальный клиренс составляет 210 мм, при движении по дорогам-350 мм, на пересеченной местности 470, а при преодолении водных преград - 600 мм.

В середине 2000 года началась модернизация БМ AMX-10RC (6x6) с целью повышения уровня броневой защиты, подвижности и огневой мощи. Первая усилена путем установки дополнительного бронирования корпуса и башни.

В левой части башни размещена ИК-система противодействия LIRE для нейтрализации систем наведения подлетающих ПТУР. 105-мм пушка G-2 заменена усовершенствованной - F2, с уменьшенным откатом. Тепловизионная камера фирмы «Талес» находится справа от нее на башне.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ БРМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКЕ ФОРМИРОВАНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО СОСТОЯНИЮ НА 2005 ГОД

Наименование БРМ

США

ФРГ

Великобритания

Франция

Италия

Испания

Япония

МЗ «Брэдли» М111

2 230

-

-

-

-

-

-

«Хаммер» (4 х 4) сПТУРТОУ

1380

-

-

-

-

-

-

SP-2 «Луке» (8 х 8)

-

520

-

-

-

-

-

«Фенек» (4 х 4)

-

200

-

-

-

-

-

«Визель-1/2»

-

133/67

-

-

-

-

-

«Фокс» (4 х 4)

-

-

200

-

-

-

-

«Симитер»

-

-

275

-

-

-

-

AMX-10RC(8x8)

-

-

-

317

-

-

-

ERC-90-F4 (6 х 6)

-

-

-

187

-

-

-

VBLM-11 (4x4)

-

-

-

14

-

-

-

«Чентауро»(8 х 8)

-

-

-

-

400

-

-

«6616» (4x4)

-

-

-

-

40

-

-

VEC 3562 (6x6) «Пегасо»

-

-

-

-

-

340

-

«87» (6x6)

-

-

-

-

-

-

100

Всего

3610

92

475

1 946

440

340

100

Машина оборудована системой опознавания «свой-чужой» (IFF), ИИУС под индексом SIT-V1, новыми средствами связи PR4G фирмы «Талес», а также системой навигации GPS.

Программа модернизации парка БМ AMX-10RC должна быть реализована к 2009 году.

БМОП ERC-90 «Сагайа» (6x6) принята на вооружение СВ Франции в 1979 году. Она поставлялась также в южноамериканские и африканские страны. Экипаж три человека. Боевая масса 9,1 т. Серийно выпускаются машины двух типов: плавающие и неплавающие. Движение на плаву осуществляется при помощи вращения колес (скорость 4,5 км/ч) и водометов (7,2 км/ч).

Модернизированная БМ ERC-90 F4 (6 х 6) отличается установкой нового силового блока, состоящего из дизельного двигателя фирмы «Мерседес-Бенц» мощностью 170 л. с. и автоматической трансмиссии «Ренк». Запас хода машины увеличился до 700-900 км.

Вооружение (90-мм пушка и 7,62-мм спаренный с ней пулемет) размещено в двухместной башне TS-90 фирмы «Жиат».

Бронеавтомобиль VBL (4 х 4, рис. 9) разработан в 1990 году. Имеется два базовых варианта: РМ с экипажем из двух человек, вооруженная двумя пулеметами (7,62- и 12,7-мм), и машина с ПТУР ТОУ и экипажем, состоящим из трех человек, с 7,62-мм пулеметом.

Машина плавающая, передвигается по воде с помощью гребного винта, находящегося в нижней части корпуса. Скорость на плаву 4,5 км/ч.

РМ VBL, известные во многих странах мира, состоят на вооружении СВ Франции, Греции, Португалии, Бенина, Камеруна, Габона, Индонезии, Кувейта, Мексики, Нигерии, Омана, Катара, Руанды и Того.

Италия. Парк итальянских РМ, насчитывающий около 600 машин, включает БМОП «Чентауро» (колесные,

400 единиц), а также БРМ «6616» (40) и «Пума» (6x6).

Боевая машина огневой поддержки «Чентауро» (8 х 8), в печати именуемая «истребителем танков», разработана итальянскими фирмами «Ивеко» (шасси) и «ОТО Мелара» (башня с пушкой) в 1996 году.

Основное вооружение - 105-мм нарезная танковая пушка, использующая стандартные боеприпасы НАТО. Помимо основного вооружения на БМОП установлены два 7,62-мм пулемета (спаренный и зенитный) и восемь дымовых гранатометов. Боевая масса машины составляет 25 т.

БМ оснащена той же компьютеризированной системой управления огнем TURMS фирмы «Галелио авионикс», что и ОБТ «Ариете», а также дневным/ ночным прицелами. В кормовом отделении корпуса машины могут разместиться четыре пехотинца-разведчика за счет сокращения боекомплекта. Некоторые БМ имеют дополнительное навесное бронирование.

«Чентауро» оснащается усилителем рулевого управления, лебедкой, системой ППО, кондиционером, а также системой централизованной подкачки шин.

Вариантами этой машины являются БМП с индексом VBC и БМ со 120-мм гладкоствольной пушкой (боевая масса 28 т, рис. 10).

«Чентауро» состоит на вооружении также СВ Испании (22 единицы).

Итальянский консорциум «Ивеко-ОТО Мелара» разработал разведывательную БМ «Пума» двух типов: с колесной формулой 4x4 (вместимостью четыре человека) и 6 х 6 (семь человек). Боевая масса соответственно

7 и 8,4 т. Контрактом от 2003 года предусмотрено серийное производство 540 таких машин: 300 единиц (4 х 4) и 240 (6 х 6). Они имеют много унифицированных узлов и агрегатов. Основное вооружение - 12,7-мм пулемет.

Испания. Парк испанских РМ представлен БРМ VEC 3562 «Пегасо» (6 х 6, 340 единиц). Она разработана в 1986 году испанской фирмой «Санта-Барбара» и имеет три варианта вооружения (20-, 25- и 90-мм пушки).

Бронированный корпус выполнен из алюминиевого сплава и защищает военнослужащих от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Боевая масса 13,75 т. Вместимость машины пять человек (три члена экипажа и два разведчика). Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса, где размещен дизельный двигатель мощностью 310л. с. и водометный движитель.

БРМ оснащена современной разведывательной аппаратурой, навига-

ционной системой, кондиционером, а также системой централизованной подкачки шин.

Япония. Парк японских РМ представлен колесной типа «87» (около 100 единиц). Машина принята на вооружение СВ в 1987 году. Разработана на базе БТР Тип «82» (6 х 6) фирмой «Мицубиси».

Корпус сварен из броневой стали, закрытый. Отделение управления расположено в передней части справа, а силовое - в корме.

Основное вооружение - 25-мм пушка, вспомогательное -7,62-мм пулемет в бронированной башне, где находятся командир и наводчик. В состав экипажа (пять человек) входят также радист и наблюдатель. Они размещаются за боевым отделением.

Силовая установка - дизельный двигатель и механическая трансмиссия. ФВУ отсутствует. Машина неплавающая.

(Окончание следует)

«Зарубежное военное обозрение» №3. 2006 г. (стр. 31-36)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Полковник О. ИВАНОВ,

кандидат военных наук;

Д. ИЗЮМОВ

В первой части статьи, которая была опубликована в предыдущем номере журнала, рассказывалось о состоянии и перспективах развития парка боевых разведывательных машин сухопутных войск зарубежных стран. Во второй речь идет о специальных ударных автомобилях, а также о состоянии парка разведывательных мотоциклов. Поднимаемые в материале вопросы наглядно проиллюстрированы таблицами с тактико-техническими характеристиками машин.

Специальные ударные автомобили. В сухопутных войсках (СВ) многих стран мира наряду со штатными БРМ подразделения войсковой разведки оснащаются специальными ударными автомобилями, отличающимися высокой маневренностью, малой заметностью и относительно низкой стоимостью.

Подразделения СпН, которые оснащены автомобилями данного типа, помимо основных задач выполняют ряд дополнительных, таких как:

- «просачивание» через слабозащищенные участки в обороне противника для проведения рейдов в тылу;

- скрытое преследование отходящего противника и непрерывное наблюдение за его передвижением;

- фронтальное наблюдение за полем боя;

- теракты в глубоком тылу и миссии безопасности;

- борьба с разведкой противника.

В зависимости от боевой массы и габаритных размеров специальные ударные автомобили подразделяются на малые (боевая масса 750-2 700 кг), средние (3 500-4 500 кг) и большие (5 000-6 000 кг). Они находятся на вооружении сухопутных войск США, Великобритании, Франции, Италии и других стран.

Высокая маневренность обусловлена хорошими показателями быстроходности (например, способностью с места развивать скорость до 40 км/ч за 6 с), значительной скоростью (110-120 км/ч) и большим запасом хода (500-600 км), а также способностью к преодолению препятствий (подъем под углом 30°, крен 20°) и т. д.

Основу этих машин составляет кузов, изготовленный из высокопрочных стальных трубчатых конструкций (типа «багги»). Двигатель и трансмиссия размещаются в кормовой части корпуса. Колесная формула 4x4 или 4x2. Экипаж два-шесть человек. Противопульная или противоминная защита обеспечивается за счет специальных накладок (вставок) из кевлара. Машины вооружены 7,62- или 12,7-мм пулеметом, 30-мм автоматической пушкой, 40-мм гранатометом либо ПУ ПТУР.

США. Ведущей фирмой, занимающейся разработкой и производством специальных ударных автомобилей, является «Чиноувз» (4 х 2). В середине 80-х годов всего было закуплено около 300 автомобилей ALSV (Advanced Light Strike Vehicle, рис. 1) этой компании. Расположение силового отделения сзади и низкий центр тяжести обеспечивают высокую скорость и устойчивость при движении.

Машина находится в серийном производстве и состоит на вооружении СВ, ВМС и МП США.

Шасси представляет собой высокопрочную раму из хромомолибде-нового сплава. В качестве силовой установки используется карбюраторный двигатель STD воздушного охлаждения мощностью 94 л. с. или дизельный.

Командир машины - наводчик оружия способен вести огонь в двух противоположных направлениях (по ходу движения машины располагается рядом с водителем в передней части корпуса.

ALSV применялась в зоне Персидского залива при проведении операции ВС США «Буря в пустыне», а также состояла на вооружении британских сил СпН.

На базе данных автомобилей монтируется различное вооружение: 7,62- или 12,7-мм пулемет, 40-мм гранатомет Мк 19, ПТУР ТОУ, а также 30-мм автоматическая пушка ASP-30. Экипаж может быть вооружен ПЗРК «Стингер».

Американская фирма «Теледайн» для выполнения разведывательных функций разработала специальный ударный автомобиль LFV (Light Forces Vehicle, 4 х 4). Силовое отделение находится в кормовой части корпуса, где расположены дизельный двигатель и автоматическая трансмиссия. Тормоза дисковые (впереди и сзади). Подвеска независимая. Трубчатая рама машины в комплексе с броневыми листами обеспечивает защиту экипажа и служит основой для крепления различных видов вооружения: 7,62- или 12,7-мм пулемета, 30-мм автоматической пушки, 40-мм гранатомета или ПТУР ТОУ.

Машина может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации (ВТА) С-130 «Геркулес» (семь машин), С-141В «Старлифтер» (15), а также транспортными вертолетами на внешней подвеске.

Великобритания. Английская фирма «Уэссекс» в 1990 году разработала специальный ударный автомобиль «Уэссекс-Сайкер» (4 х 2), в котором низкий силуэт сочетается с довольно высоким дорожным просветом. Боевое отделение имеет противопуль-ную защиту из кевлара.

Машина может служить базой для установки следующего вооружения: 7,62- или 12,7-мм пулемета, 30-мм автоматической пушки ASP-30, ПТУР «Хеллфайр» и 40-мм гранатомета. На ней размещается специальное оборудование - средства связи и система навигации.

Автомобиль «Кобра» LSV (Light Strike Vehicle, 4x2 или 4x4, первоначально именовался «Лонглайн»)

разработан как многоцелевое шасси для участия в специальных операциях в качестве РМ и транспортера оружия. Находится в серийном производстве.

Машина имеет высокопрочную стальную раму. Силовой установкой является 1,9-л дизельный двигатель, расположенный в кормовой части корпуса вместе с коробкой передач. Он охлаждается с помощью двух жидкостных и одного масляного радиатора.

Водитель размещается в левой части корпуса, а справа от него - наводчик/ штурман. Два топливных бака установлены за сидениями экипажа.

Машина может быть вооружена 7,62- или 12,7-мм пулеметом, 40-мм гранатометом, 30-мм автоматической пушкой ASP-30, ПТУР «Милан», а также 60-мм минометом.

Автомобиль «Кобра» может десантироваться вертолетами CH-47D, «Пума» или «Си Кинг», а также транспортироваться самолетами ВТА С-130.

Специальный ударный автомобиль RDV (RDV - Rapid Deployment Vehicle, 4x4, рис. 2) на базе «Лэнд Ровер Дефендер» разработан в 1993 году для проведения разведывательных операций в качестве базового шасси для установки различного вооружения (ПТУР «Милан», 7,62- или 12,7-мм пулемет, 40-мм гранатомет, а также 20-мм автоматическая пушка).

Машина находится в серийном производстве, причем предусмотрена взаимозаменяемость узлов и агрегатов с другими автомобилями серии «Дефендер» (по колесной базе, элементам подвески, коробке передач, раздаточной коробке и системе тормозов). На ней установлено специальное оборудование - навигационная система и радиостанция. RDV имеет противоминную защиту экипажа.

Израиль. Фирма «Инджиниринг эквипмент дивижн» разработала специальный ударный автомобиль «Дезерт Рейдер» (FAV - Fast Attack Vehicle, 6x6, рис. 3) для оснащения разведывательных и разведывательно-диверсионных подразделений.

Водитель располагается в центре корпуса на переднем сидении, а командир и стрелок-радист - соответственно справа и слева от него.

В кормовой части автомобиля находится грузовой отсек.

Используются следующие варианты вооружения: 5,56- или 7,62-мм пулемет либо ПТУР. Машина транспортируется вертолетами СН-53.

Иордания. В начале 2005 года на вооружение СВ Иордании принят специальный ударный автомобиль «Аль-Талаб» (4 х 4, рис. 4), разработанный совместно с английской фирмой «Джонкел арморинг» и иорданской KADDB (King Abdullah II Design and Development Bureau) на базе узлов и агрегатов «Лэнд Ровер» и «Тойота Лэнд Круизер 79». Существует два варианта вооружения: 12,7-мм пулемет или 40-мм гранатомет.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ МАШИН ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ АРМИЙ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Машина транспортируется вертолетом «Пума» (одна) или самолетом ВТАС-130(три).

Сингапур. Фирма ТК разработала специальный ударный автомобиль «Спайде» (4 х 4), на котором в качестве вооружения может устанавливаться автоматическая пушка, тяжелый пулемет или 120-мм миномет (рис. 5). Его особенность заключается в том, что наряду с механической трансмиссией может быть использован электрический привод для бесшумного передвижения на поле боя или по пересеченной местности.

Машина транспортируется самолетами ВТА С-130 (шесть единиц).

Разведывательные мотоциклы зарубежных стран. США и Великобритания. Первые разведывательные мотоциклы фирмы «Харлей-Дэвидсон» с карбюраторными двигателями были приняты на вооружение американских СВ в 1957 году и предназначались для проведения разведывательных, полицейских операций и эскорта. И только в конце 90-х годов в США, Великобритании и других странах получили распространение двухколесные мотоциклы - дизельные.

В связи с этим принятая в странах НАТО «Топливная стратегия» позволила унифицировать дизельное топливо, которое пригодно для всех типов бронетанковой техники, включая разведывательные мотоциклы (для их заправки используется стандартное дизельное топливо или авиационный керосин - JP8/AVUR либо JP5/AVCAT).

Зарубежные специалисты считают, что преимущество дизельных мотоциклетных двигателей перед карбюраторными заключается в более высокой надежности, а также в лучших эксплуатационных характеристиках. Поэтому в США и Великобритании в 2003 году разработали и приняли на вооружение единую модель разведывательного мотоцикла - соответственно в одной стране под индексом М1030М1 (рис. 6), в другой - GPMC (General Purpose Motor-Cycle - мотоцикл основного назначения).

Совместными усилиями специалистов Королевского военно-научного колледжа (RMCS, Великобритания) и фирмы HDT (Haves Diversified Technologies, США) была разработана единая модель мотоцикла (за основу была взята конструкция японского мотоцикла KZ-650 «Кавасаки»). Конструктивно она отличалась тем, что имела одноцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 24 л. с. с двумя верхними распределительными валами и четырьмя клапанами. Объем цилиндра 584 см3. Боевая масса мотоцикла KZ-650 167 кг.

Общие потребности США оцениваются в 500 единиц, а Великобритании -1050.

Италия. В 50-х годах на вооружении СВ страны состояли мотоциклы фирмы «Мото-Гуцци» с рабочим объемом цилиндров 500 см3. Однако они не были пригодны для движения по пересеченной местности и поэтому не могли выполнять разведывательные функции. Министерство обороны Италии при участии известных мотоциклетных фирм («Кейджива», «Дукати», «MV-Агуста», «Морини»,

«Мото-Гуцци» и «Хузкварна») провело конкурс на единый войсковой мотоцикл. Среди прочих выбрали образец фирмы «Кейджива» 350W12-MIL. Около 2 000 таких машин в середине 90-х годов были закуплены для итальянских бронетанковых и механизированных частей. Конструктивные особенности мотоцикла «Кейджива» заключались в наличии трубчатой рамы повышенной жесткости, четырехтактного двигателя мощностью 26 л. с, цилиндров объемом 343,3 см3, воздушного охлаждения, пятиступенчатой коробки передач. Фирма выпускала такие мотоциклы, которые имели рабочие объемы цилиндров дизельных двигателей от 125 до 600 см3.

Вместе с тем в Италии широкое распространение получили трехколесные военные мотоциклы (мотоколяски), применение которых началось с создания небольших (3 х 3) машин, так называемых «Муло» (Meccanico tricycles). При необходимости они могли снабжаться гусеницами.

В 80-х годах фирма «Поцца» выпустила специальный легкий военный мотоцикл «Лльпенскутер» (для оснащения альпийских подразделений), имеющий сзади гусеницу, а впереди колесо (зимой - лыжу). Двигатель мощностью 7 кВт (9,5 л. с.) обеспечивал большие возможности при движении по заснеженной гористой и пересеченной местности. Другой мотоцикл - «Альпенпара» (3 х 3) с рабочим объемом цилиндров 204 см3 и мощностью 5 кВт (6,8 л. с.) был оснащен резиновыми шинами (размер 21 х 12.00-8) с низким давлением. Максимальная скорость движения 45 км/ч.

При этом легкий мотоцикл «Альпенпара» отличался небольшими габаритными размерами (1,18 х 1,13 х 0,57 м), что позволяло сбрасывать его на парашюте через боковую дверь самолетов ВТА С-130 и G-222.

Трехколесный мотоцикл «Альпен-тре» (3 х 3) также выпускался для оснащения парашютных бригад.

Франция. В ходе активной фазы операции «Буря в пустыне» французские СВ широко применяли модели мотоцикла «Кейджива» 350W12 (рис. 7). Вместе с тем для повышения

маневренности машину оснастили более мощным одноцилиндровым двигателем мощностью 24 кВт (33 л. с.) с рабочим объемом цилиндра 399,53 см3 и шестиступенчатой коробкой передач. Всего фирма «Кейджива» выпустила для СВ Франции четыре модели мотоциклов: W12 - 350 единиц, W16 - 600 и две с двигателями объемом 125 см3 (125W8-MIL-FWH 125W8-MIL-FA).

Испания. Фирма «Гас-Гас» разработала вариант военного мотоцикла с четырехтактным двигателем (рабочий объем 400 см3) под индексом ЕС400 «Эндуро».

Япония. Многие страны мира широко используют мотоциклы «большой четверки» японских фирм: «Хонда», «Сузуки», «Ямаха» и «Кавасаки». Военные мотоциклы этих компаний отличаются от стандартных моделей повышенным объемом топливных баков, наличием светомаскировки, ИК-фар и радиостанций.

Военные мотоциклы под индексом ССМ широко применялись в ходе операции «Буря в пустыне».

Иордания. СВ Иордании используют многоцелевые мотоциклы на базе «Рокон» АВ 23, известные под наименованием «Дезерт Рейнджер». На этих машинах установлены одноцилиндровые четырехтактные двигатели «Кохлер» рабочим объемом 172 см3 и трехступенчатая автоматическая коробка передач. Тормоза дисковые.

Военное руководство зарубежных стран рассматривает войсковую разведку как неотъемлемую часть системы разведки сухопутных войск и прилагает значительные усилия для повышения боевых возможностей РМ, в частности легких разведывательных танков, боевых разведывательных машин, боевых машин огневой поддержки разведывательных подразделений, специальных ударных автомобилей, а также разведывательных мотоциклов.

Развитие разведывательных машин в зарубежных странах предполагает повышение их боевых и технических характеристик (например, огневой мощи, броневой защиты и подвижности), а также оснащение РМ техническими средствами разведки и передачи информации, позволяющими увеличить ее дальность и достоверность, точность определения координат объектов и целей. Приборы поднимают на складывающихся телескопических мачтах на высоту до 5 м, обеспечивая тем самым увеличение дальности их действия до 10-15 км.

Наиболее перспективным направлением, по оценке зарубежных военных специалистов, является использование специальных ударных автомобилей с колесными формулами 4 х 2 и 4 х 4, а также разрабатываемых РМ, отличающихся высокой маневренностью и низкой стоимостью.

При этом отмечается, что благодаря применению перспективных безэкипажных машин-роботов и беспилотных летательных аппаратов, находящихся на борту РМ, должна повыситься достоверность добываемой разведывательной информации.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации