БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 11/2006, стр. 44-49

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A «РЭПТОР»

Л. КРАСНОВ,

доктор военных наук, профессор; подполковник Э. АВДЕЕВ

Тактический истребитель F-22A создавался как самолет завоевания господства в воздухе. Его разработка была начата в начале 80-х годов прошлого столетия, и в 1996 году ему официально было присвоено имя «Рэптор». В настоящее время серийными образцами этой дорогостоящей машины оснащено 1-е тактическое истребительное авиационное крыло регулярных ВВС США (авиабаза Ланглей, штат Виргиния)

С началом поступления на вооружение ВВС США F-22A вопросы их боевого применения широко обсуждаются на страницах зарубежных авиационных изданий. Некоторые авторы в своих публикациях, носящих откровенно рекламный характер, считают, что эти самолеты открывают новую эру в развитии тактики истребительной авиации. В то же время многие американские военные ученые и специалисты в области тактики, опираясь на опыт летных испытаний этой машины и результаты теоретических исследований, считают, что разработка основ боевого применения F-22A требует новых подходов, в основу которых должно быть положено разумное сочетание его тактико-технических характеристик и боевых бозможностей: большая дальность полета; сверхзвуковая крейсерская скорость на бесфорсажных режимах; малая заметность в широком диапазоне радиочастот и инфракрасного излучения, допускающая скрытность сближения с противником и внезапность атак вне досягаемости его средств обнаружения и поражения; высокая маневренность в широком диапазоне высот и скоростей; сниженная нагрузка на летчика по оценке работы бортовых систем и тактической обстановки

По словам шеф-пилота программы F-22A, «прекрасно обработанная информация, отображаемая в виде цветных надписей и символов, воспринимается летчиком на уровне интуиции. Система сопровождения целей определяет их принадлежность и выдает рекомендации, как и когда использовать оружие. Именно в этом и состоит ключ к реализации всех боевых свойств. Основная задача летчика заключается в том, чтобы пилотировать и применять оружие, а не быть инженером, поэтому на F-22A строевым пилотам будет воевать легко».

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

Тактические истребители F-22A «Рэптор» на авиабазе Ланглей (штат Виргиния, США)

Возможности бортовой высокоавтоматизированной аппаратуры, проверенные в ходе летных испытаний, позволили разработчикам F-22A сформулировать новую концепцию воздушных боев: «первым увидел, первым выстрелил, первым сбил». Эта концепция и была положена в основу разработки вопросов тактики или способов ведения воздушных боев.

Первые учебные воздушные бои экипажей F-22A состоялись в 2004 году в рамках войсковых испытаний этой машины на авиабазе Неллис (штат Невада). В качестве противоборствующей стороны были задействованы экипажи тактических истребителей F-15C. Анализируя различные ситуации, возникающие в воздушных боях между этими самолетами, авиационные эксперты США отмечали, что экипажи могли реализовать, как правило, только первые спланированные маневры и действия.

В дальнейшем по мере развития тактики боев летчики F-15C уже не могли в полной мере использовать потенциальные возможности своих машин и выбирать те или иные тактические приемы из-за отсутствия информации о конкретно складывающейся обстановке. Малая заметность истребителей F-22A, в свою очередь, вела к уменьшению дальности их обнаружения (равно как и к сокращению радиуса и уменьшению продолжительности воздушных боев), что делало проблематичным применение оружия на больших дальностях. Кроме того, сокращение времени выполнения операций, предшествующих пуску ракет, при более быстром сближении в ряде случаев приводило к срыву атак, поскольку прицельный комплекс F-15C требует значительных временных затрат на эти цели.

Авиационные эксперты США, отмечая заметное превосходство новых машин, особо подчеркивали, что именно благодаря их малой заметности бои закончились со счетом 8:1 в пользу последних. Один F-22A, по их мнению, по своему боевому потенциалу способен заменить несколько F-15C.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

Применение средств поражения с тактического истребителя F-22A

В дальнейшем разработка тактики воздушных боев основывалась, с одной стороны, на анализе тактических приемов современных американских тактических истребителей, а с другой - на высокой технической оснащенности F-22A. Авиационные аналитики и летчики, уже имевшие опыт полетов на этих самолетах, пришли к выводу, что экипажи могут придерживаться прежней тактики воздушного боя, к которой привыкли: вступать в бой с противником, использовать скорость, маневренность и мастерство для достижения успеха. Сочетание малозаметности, аэродинамических характеристик и современного БРЭО, обеспечивающего полную ситуационную осведомленность летчика, позволяет действовать более эффективно, так как он остается практически невидимым. Отсутствие у противника какой-либо информации о пилоте способствует полной реализации вышеупомянутой концепции воздушного боя.

В то же время, согласно оценкам зарубежных экспертов, воздушные бои с задействованием новых истребителей, как и прежде, должны иметь наступательный характер, отличаться высокой динамичностью применением новых тактических приемов.

Тактический истребитель F-22A имеет максимальную скорость полета у земли 1 480 км/ч (на. большой высоте М - 2); практический потолок 18 000 м; боевой радиус действия до 1 500 км; обладает малой радиолокационной (ЭПР = 0,1 м2) и ИК-заметностью; оснащен БРЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с дальностью обнаружения самолетов до 300 км, крылатых ракет до 150 км, и возможностью одновременного обстрела нескольких целей; бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) обеспечивает защиту от помех и постановку их противнику. Основное вооружение включает шесть управляемых ракет (УР) AIM-120C AMRAAM класса «воздух-воздух» (три в каждом из двух центральных отсеков на пневмогидравлических катапультных установках), а также встроенную пушку М61А2 калибра 20 мм. В двух боковых отсеках размещены по одной УР AIM-9X класса «воздух - воздух», предназначенные для k ведения ближнего боя.

При боевом применении УР класса «воздух-воздух» у экипажа F-22A есть неоспоримое преимущество - малая заметность, особенно при атаке с передней полусферы, что не позволит противнику обнаружить его раньше, а следовательно, обеспечит достижение полной внезапности атаки. Воздушный бой в данной ситуации может завершиться после выполнения одной атаки (вероятно, с поражением нескольких целей) поскольку пуск УР AMRAAM возможен при любом ракурсе воздушной цели.

На этапе сближения с целью производится открытие створок отсека вооружения и пуск УР АГМ-120С с последующим захватом ГСН цели (возможно только при Д < 20 км - в остальных случаях - полет по данным инерциальной системы). Если противник попытается скрытно сблизиться и атаковать F-22A, то бортовой комплекс РЭБ, включающий подсистемы предупреждения об облучении РЛС и обнаружения пусков ракет, выдаст на экран монитора тактической обстановки предупреждение об угрозе и рекомендации по выполнению наиболее целесообразного маневра для выхода из зоны поражения.

Если при применении УР AIM-120C противник не будет уничтожен, то естественным продолжением противоборства может стать бой с применением УР AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», в котором, по оценкам западных экспертов, решающее значение для маневра будет иметь использование ресурсов двигателей с управляемым вектором тяги. Это предоставит пилотам возможность выполнить разворот с большей угловой скоростью и первым войти в область возможного применения вооружения. Такое противоборство может вестись в большом диапазоне скоростей (даже на околонулевой скорости). Однако эксперты считают, что в бою на таких режимах пилоты будут испытывать определенный психофизиологический дискомфорт, что может привести к срыву атаки. Кроме того, воздушный бой на пределе психофизиологических и профессиональных возможностей летчиков не гарантирует безопасности полета, и поэтому рекомендуется при обучении летчиков обращать особое внимание на их профессиональную и морально-психологическую подготовку.

Для расширения тактических возможностей истребителей F-22A предлагаются также различные сценарии группового применения, отдельные фрагменты которых публикуются в американской военной прессе. Например, считается возможным ведение группового поиска воздушного противника звеньями (две пары). При этом рекомендуется для каждого звена выделять свой географический район, свободный от других самолетов ВВС США и их союзников. Поиск может вестись самостоятельно или по целеуказанию с борта самолетов ДРЛО и управления, разведывательных самолетов RC-135, а также с наземных командных пунктов, если истребители находятся в их зоне ответственности.

Подчеркивается, что по продолжительности полета самолеты F-22A в 3-6 раз превосходят истребители четвертого поколения, а благодаря большой крейсерской скорости этих машин летчики будут способны контролировать большие объемы воздушного пространства в единицу времени, в результате чего существенно повысится вероятность обнаружения целей. Основным средством группового поиска могут быть БРЛС. Что же касается радиоизлучающих целей, то летчики получат возможность обнаруживать и опознавать их с большей точностью и значительно быстрее, используя аппаратуру бортового оборонительного комплекса РЭБ. Соответственно, экипажам должно быть предоставлено право самостоятельно атаковать обнаруженные и опознанные цели.

В то же время сообщается, что роли ведущего и ведомого в боевых порядках пар существенным образом изменяются, характерным становится самостоятельное маневрирование, выполняемое по единому замыслу, при котором роли атакующего и прикрывающего переходят от одного к другому. Разрабатываются также и другие сценарии, например один F-22A против четырех самолетов противника и два против 12.

Отработанные варианты боевого применения предполагается использовать при ознакомлении летного состава с этими машинами, а в дальнейшем в ходе обучения и тренировок. Однако, анализируя возможности и новую тактику группового применения F-22A, авиационные эксперты сходятся во мнении, что в борьбе за господство в воздухе применение групп большого состава и сосредоточение их усилий на решающих направлениях вряд ли окажется возможным из-за крайне высокой дороговизны этих самолетов (около 200 млн долларов). Выход из такого положения они видят в более интенсивной их эксплуатации. Так, если в настоящее время на один истребитель в американских ВВС приходится в среднем 1,25 летчика, то для F-22A этот показатель, по их расчетам, целесообразно увеличить до 1,5-2.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

Истребители F-22A «Рэптор» в полете

Подготовку экипажей тактических истребителей F-22A к нанесению ударов по наземным целям министерство ВВС США считает менее актуальной, поскольку изначально самолет по своим функциональным качествам предназначен для завоевания и удержания господства в воздухе и обладает весьма ограниченными возможностями для поражения наземных целей (две УР класса «воздух-земля» или две УАБ JDAM и пушечное вооружение).

А кто же будет противником? Эксперты полагают, что он пока в умах разработчиков. Считается, что потенциал F-22A для состоящих на вооружении зарубежных стран тактических истребителей пока явно избыточен. Однако эксперты указывают, что в случае реальных воздушных боев достойным противником F-22A станут модификации Су-27 и МиГ-29 со многими еще неизвестными концептуальными проработками и техническими решениями, обеспечивающими отличную аэродинамику, управляемость, а также не менее совершенные управляемые ракеты класса «воздух - воздух».

Программы обучения и подготовки летного состава по всем видам боевого применения F-22A, по общему мнению авиационных инженеров, методистов и психологов, должны быть ориентированы на использование главным образом простых, эффективных и относительно недорогих тренажеров базового обучения (построенных на основе ПЭВМ): заданий, тактический и стандартных процедур. Только после прохождения программы обучения на них летчики смогут приступить к курсу подготовки на комплексном тренажере F-22A. Вместе с тем необходимо обеспечить отбор летного состава, поскольку уже сейчас ясно, что массовой подготовки летчиков для этих машин не потребуется, да и освоить новую технику смогут не все, равно как и доверить ее можно не каждому.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-22A РЭПТОР

Отображение информации в кабине истребителя F-22A:

1 - индикатор тактической обстановки;

2 - левый многофункциональный экранный

индикатор (вывод информации оборонительных систем); .

3 - правый многофункциональный экранный индикатор (планирование атаки);

4 - нижний многофункциональный экранный индикатор (вывод информации о состоянии вооружения);

5 - индикатор связных и навигационных систем;

6 - индикатор связи с группой

Американские военные эксперты полагают, что заблаговременная подготовка летного состава к боевому применению F-22A обеспечит высокую боеготовность и полное использование боевого потенциала новых машин, однако не решит всех проблем. Основной из них они считают непомерно высокую стоимость этих самолетов. Отмечая устойчивую тенденцию снижения числа заказываемых министерством ВВС машин (с 750 в 1986 году до 183 в 2006-м), эксперты считают ее весьма весомым аргументом для США и американской общественности, возражающей против производства этих самолетов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • &amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX"&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;InstaForex&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;/a&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации