СРЕДСТВА СПУНИКОВОЙ СВЯЗИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США

Стационарные станции, имеющие высокую пропускную способность, при-меняются, как правило, в стратегическом и оперативном звене в интересах высше-го военно-политического руководства, главных и региональных командований. Они обеспечивают связь в основном через спутники военной системы DSCS в диапазоне 8/7 ГГц (AN/FSC-9 и -78, AN/GSC-39(V) и -52. НТ2000, SCT-35). Многодиапазонная станция SCAMP позволяет осуществлять связь через ИСЗ систем DSCS, Eutelsat, Intelsat. Стационарные терминалы обеспечивают закрытую передачу данных в цифровом виде, неподвижного и подвижного изоб-ражения, содержащих разведывательную информацию, материалы по вопросам оперативного и стратегического планиро-вания, материально-технического обеспе-чения (МТО). С их помощью проводятся видеоконференции, оценивается ущерб, осуществляется оперативное планирова-ние и управление войсками.

«Зарубежное военное обозрение» № 3,4. 2004 г.

СРЕДСТВА СПУНИКОВОЙ СВЯЗИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США

Полковник Ю. МАРЧЕВ

Широкое использование руководс-твом США сухопутных войск (СВ) практически во всех регио-нах мира явилось причиной интенсивного применения спутниковой связи в интере-сах управления войсками и оружием. Сов-ременная военная спутниковая связь обес-печивает закрытый помехоустойчивый обмен речевыми сообщениями, данными, видеоизображениями, организацию видео-конференций для всех звеньев управления. Высокие темпы ее развития и внедрения в последние десятилетия также обусловле-ны значительными достижениями веду-щих фирм - производителей средств связи в сфере информационных технологий.

В настоящее время на вооружении СВ США состоят стационарные и мобиль-ные (транспортабельные, переносные, портативные) станции спутниковой связи. Они работают через ИСЗ военных систем спутниковой связи в УВЧ- (225^00 МГц), СВЧ- (8/7 ГГц) и КВЧ- (44/20, 30/20 ГГц) диапазонах. Спутники-ретрансляторы во-енного назначения имеют ограниченную пропускную способность и в настоящее время не удовлетворяют возрастающие потребности ВС в обмене большими объемами различных видов информации. В связи с этим американское командова-ние переходит к широкому использованию коммерческих аппаратов систем Intelsat, Eutelsat и других, работающих в диапазо-нах 6/4 и 14/11 ГГц, а также международ-ных и коммерческих систем подвижной спутниковой связи (Inmarsat, Iridium).

Терминалы всех типов для СВ созда-ются с учетом возможности их функци-онирования в общих и объединенных сетях связи в ходе совместных действий с ВС других государств. Характеристики и конструкция станций постоянно совер-шенствуются в направлении снижения их массы, габаритов и энергопотребления с одновременным повышением надежнос-ти, простоты эксплуатации, ремонтоп-ригодности. Это достигается благодаря использованию открытой модульной ар-хитектуры построения, малогабаритных базированных антенных решеток, микропроцессорной техники для автоматичес-кого управления, выявления и устранения неисправностей, а также стандартизацией и унификацией основных функциональ-ных узлов аппаратуры.

Стационарные станции, имеющие высокую пропускную способность, при-меняются, как правило, в стратегическом и оперативном звене в интересах высше-го военно-политического руководства, главных и региональных командований. Они обеспечивают связь в основном через спутники военной системы DSCS в диапазоне 8/7 ГГц (AN/FSC-9 и -78, AN/GSC-39(V) и -52. НТ2000, SCT-35). Многодиапазонная станция SCAMP позволяет осуществлять связь через ИСЗ систем DSCS, Eutelsat, Intelsat. Стационарные терминалы обеспечивают закрытую передачу данных в цифровом виде, неподвижного и подвижного изоб-ражения, содержащих разведывательную информацию, материалы по вопросам оперативного и стратегического планиро-вания, материально-технического обеспе-чения (МТО). С их помощью проводятся видеоконференции, оценивается ущерб, осуществляется оперативное планирова-ние и управление войсками.

AN/FSC-9 является одной из первых станций спутниковой связи Х-диапазона. Всего их две: в Форт-Дик (штат Нью-Джерси) и Кэмп-Роберт (Калифорния). Диаметр параболической двухзеркаль-ной антенны 18,2 м. Выходные каскады передатчиков собраны на лампе бегущей волны (ЛБВ) и обеспечивают мощность 20 кВт. Подключение оконечной аппара-туры производится по промежуточной частоте (ПЧ) 70 МГц.

Первоначально пропускная способ-ность станции составляла 12 телефон-ных каналов. В процессе эксплуатации она неоднократно модернизировалась и использовалась для испытания новой аппаратуры. В оперативном применении находится только одна станция в Кэмп-Роберт, обеспечивающая связью силы, находящиеся в зоне Тихого океана.

Станция AN/FSC-78 принята на воору-жение в 1976 году. Она имеет емкость до 60 телефонных каналов и обеспечивает связь по 15 несущим частотам на прием и по 9 - на передачу. В основном режиме станция работает на 10 несущих часто-тах, а оставшиеся 5 находятся в резерве. При этом суммарная скорость передачи составляет до 1 544 кбит/с. Антенная сис-тема оснащена параболическим зеркалом диаметром 18,2м и параметрическим малошумящим усилителем с криогенным охлаждением. Выходные каскады пере-датчиков собраны на двух ЛБВ мощнос-тью по 5 кВт, которые могут включаться параллельно для увеличения выходной мощности до 10 кВт. Масса станции более 180т. В период с 1991 по 1996 год были проведены работы по ее модернизации с целью продления срока службы до 2010 года, обеспечения работы через ИСЗ DSCS-3, совершенствования характерис-тик и оперативных возможностей, замены оконечного оборудования. В частности, в ходе модернизации было увеличено число одновременно принимаемых и передавае-мых несущих частот. Последний контракт на проведение модернизации AN/FSC-78 был заключен в апреле 1994 года. Всего в ВС США поставлено 43 такие станции.

Станция AN/GSC-39(V) является тер-миналом среднего класса. Принятая на вооружение в 1977 году, она выпускалась в двух вариантах: AN/GSC-39(V) I - стаци-онарный и AN/GSC-39(V)2 - полустацио-нарный (транспортабельный). Последний оборудован интерфейсной аппаратурой. Время развертывания 7-10 сут.

Станция оснащена двухзеркальной антенной Кассегрена диаметром 11,6м с облучателем из пяти рупоров. Система наведения обеспечивает точность по азимуту и углу места 0,03°. Выходные каскады двух передатчиков собраны на двух ЛБВ мощностью по 5 кВт, кото-рые могут включаться одновременно для увеличения выходной мощности до 10 кВт. Среднее время наработки на отказ составляет 1 000 ч, а устранения неисправности - 1ч.

В ВС поставлено 20 терминалов данно-го типа для замены станций AN/MSC-46. Проведена их модернизация с целью обес-печения работы через ИСЗ типа DSCS-3. Последний контракт на эти работы был заключен в мае 1994 года.

Станция AN/GSC-52 относится к терми-налам среднего класса и используется как в стационарном, так и транспортабельном (полустационарном) варианте. Она имеет большую пропускную способность и за-щищена от воздействия ЭМИ при ядер-ном взрыве. Станция оснащена антенной диаметром 11,6 м и обеспечивает связь по 18 несущим частотам на прием и переда-чу в режимах ручного, программного или автоматического поиска и сопровожде-ния ИСЗ. Мощность передатчика 8 кВт. Благодаря имеющейся компьютерной сис-теме поиска и устранения отказов станция способна функционировать в обслужива-емом или автоматическом режиме.

Полустационарный вариант может пе-ревозиться наземным, воздушным и мор-ским транспортом, для чего аппаратура связи размещена в двух автомобильных полуприцепах.

В ВС было поставлено более 39 стан-ций данного типа. В конце 90-х годов про-шлого века проведены работы по их мо-дернизации для продления срока службы (на 15-20 лет), улучшения характеристик и оперативных возможностей, а также с целью совершенствования терминально-го оборудования. В частности, увеличено количество одновременно принимаемых и передаваемых несущих частот.

Станция НТ2000 имеет двухзеркаль-ную параболическую антенну диаметром 20,1 м, оснащена передатчиком мощнос-тью 2,4 кВт и применяется в качестве узловой станции системы связи DSCS.

Станция SCT-35 предназначена для обеспечения спутниковой связью стра-тегического звена через ИСЗ системы DSCS. Она построена по модульному принципу и рассчитана на эксплуата-цию в течение 15 лет без необходимости ее модернизации. Антенна диаметром 10м обеспечивает связь при скорости ветра до 145 км/ч, а также выдерживает нагрузки, когда она достигает 190 км/ч. Радиоэлектронное оборудование и средс-тва управления могут быть удалены от антенной системы до 150 м.

Спутниковую связь в оперативно-такти-ческом и тактическом звене обеспечивают в основном транспортабельные, пере-носные и портативные терминалы.

Одним из первых транспортабельных терминалов, принятых на вооружение СВ в 1976 году, является AN/TSC-85A/B (рис. 1). Он работает в диапазоне 8/7 ГГц и используется в качестве узловой (цен-тральной) или оконечной станции для обслуживания штабов и мобильных КП в звене от командующего СВ на ТВД до бригады включительно, обеспечивая до 96 телефонных каналов.

Варианты А и В отличаются типами контейнеров (S-280/S-250), антеннами (2,4 или 6,1 м) и комплектацией радио-электронного оборудования. Встроенные средства контроля и диагностики позво-ляют обнаруживать и устранять неисправ-ности не более чем за 15 мин.

При транспортировке станция разме-щается в двух контейнерах: в одном из них находится электронное оборудова-ние, а в другом - антенна в сложенном виде. AN/TSC-85A/B приспособлена для установки на шасси армейских грузови-ков М35, М651, М832, М885.

Станция AN/GSC-49(V)1, 2 и 3, со-зданная на базе AN/TSC-85 и являющаяся основным элементом помехозащищенной многоканальной засекреченной системы связи ВС, предназначена для обслу-живания высшего командования СВ в кризисных ситуациях. В ее конструкции применены элементы, устойчивые к воз-действию поражающих факторов ядер-ного взрыва. Для закрытия информации используется шифратор типа «Винсон».

AN/GSC-49(V)1, 2, 3 имеет два ва-рианта: транспортабельный и стацио-нарный. В первом случае станция размещена в стандартном контейнере S-280, установленном на двухосном прицепе, который буксируется автомо-билем повышенной проходимости грузо-подъемностью 2,5 т.

Станция AN/TSC-86 - терминал повы-шенной мощности, предназначенный для обеспечения связью крупных штабов СВ в нестандартных ситуациях и чрезвычайных условиях. Она может работать в диапазоне 8/7 ГГц одновременно с четырьмя спутни-ковыми терминалами. Радиоэлектронная аппаратура размещена в контейнере типа S-280, а на отдельном поддоне установ-лены два дизель-генератора. Выходная мощность передатчика 1 кВт.

Время развертывания составляет с антен-ной диаметром 2,4 м 1 час; 6 м - 12 часов. Она может перевозиться автомобильным и воздушным (самолетами и вертолетами) транспортом.

AN/TSC-93B (рис. 2) является типо-вой транспортабель-ной многоканальной станцией СВ и МП. Работает в диапазоне 8/7 ГГц в составе сети или радионаправления с невысокой пропускной способностью (в основ-ном обеспечивает связь дивизии с АК). Станция обеспечивает режим многостанционного до-ступа с частотным или временным разделением, который применяется для обеспечения связи в сети TR1-TAC со скоростью группового потока 1 152кбит/с. Диаметр антенны 6 м.

Радиоэлектронное обо-рудование, за исключе-нием установленного на антенне, размещается в стандартном контейнере типа S-250, который пе-ревозится в кузове грузо-вого автомобиля. Дизель-генератор находится в буксируемом прицепе. Для работы в условиях применения противником активных радиопомех используются широкопо-лосные сигналы. Станция может работать в условиях применения оружия массового поражения. Транспортируется наземным, воздушным и морским транспортом.

Для оперативного развертывания се-тей спутниковой связи на вооружение СВ поступили ряд транспортабельных трехдиапазонных терминалов (обычно С, Х и K.u-диапазоны), способных обес-печивать двусторонней связью военных пользователей как через военные, так и через коммерческие ИСЗ. К станциям данного класса относятся: AN/TSC-143, AN/TSC-145, AN/TSC-152/AN/USC-59, AN/TSC-154 (SMART), AN/TSC-156, AN/TSC-197, AN/USC-60 (FTSAT), FASTI A, LST-8000(V)4-6, Field SATCOM terminal. Активная их разработка и за-купка ведется со второй половины 90-х годов. На ближайшую перспективу дан-ные станции должны составить основной парк терминалов, обеспечивающих вы-сокоскоростную спутниковую связь. Они различаются пропускной способностью, массогабаритными характеристиками и способом транспортировки.

Для обеспечения связи в тактическом звене через ИСЗ системы DSCS, Eutelsat, Intelsat в 1993 году на вооружение приня-та трехдиапазонная транспортабельная станция AN/TSC-145, созданная фирмой «Калифорния майкровейв». Терминал имеет блочно-модульную конструкцию. Вся аппаратура и антенна смонтированы на стальном поддоне, транспортируе-мом автомобилем типа HMMWV серии М1097. Основные модули станции вы-полнены в соответствии с коммерчес-кими стандартами. Аппаратура связи размещена в стандартных аппаратных стойках. Для расширения ее техничес-ких возможностей предусмотрена еще одна дополнительная, в которой имеется свободное пространство для размещения радиоэлектронного оборудования (муль-типлексора, аппаратуры засекречивания связи и модема, работающего в режиме DAMA). Кроме того, часть пространства стойки может быть задействована для установки встроенного дизель-генератора мощностью 10 кВт, обеспечивающего не-прерывную работу в течение 8 ч. В случае аварийной ситуации с энергоснабжени-ем источник бесперебойного питания обеспечивает работу станции в течение 15 мин. Аппаратные стойки покрыты композитным материалом.

Управление станцией может осущест-вляться по проводам с помощью малога-баритного персонального компьютера на расстоянии до 10 км.

В 1999 году в СВ поступила трехдиа-пазонная станция AN/TSC-156(V)3/4/5, выполненная в трех вариантах: (V)3 - стандартная комплектация без комму-татора; (V)4 - имеет один коммутатор, обслуживающий до 140 абонентов; (V)5 -имеет два коммутатора, к которым может быть подключено до 280 абонентов.

Цифровой коммутатор станции сов-местим с другими системами TRI-TAC и MSE. Может работать в режимах ком-мутации каналов и коммутации пакетов. Переход с одного диапазона на другой осуществляется путем замены облучателей антенны в течение не более 17 мин.

Вся аппаратура смонтирована на двух платформах, которые для транспорти-ровки устанавливаются на автомобилях. На одном размещается радиоэлектронное оборудование и антенное устройство, на другом перевозится агрегат электропи-тания и вспомогательное оборудование. После доставки к месту эксплуатации платформы с оборудованием могут быть сняты с автомобилей и использоваться самостоятельно.

Станция AN/TSC-152 (рис. 3) спроекти-рована с учетом требований по минимиза-ции времени развертывания и вхождения в связь. Она предназначена для обеспе-чения спутниковой связи в тактическом

звене через ИСЗ системы DSCS, Eutelsat и Intelsat. Терминал выполнен в виде прицепа, который буксируется легковым автомобилем повышенной проходимости. Радиоэлектронное оборудование совмес-тимо с оборудованием коммерческих и военных сетей спутниковой связи, в том числе работающим в режиме DAMA. Станция оснащена аппаратурой уплотне-ния первого и второго уровня. Работает в автоматическом режиме. Возможно управление станцией дистанционно на расстоянии до 91,5 м с помощью мало-габаритного персонального компьютера. Для одновременной работы через два ИСЗ (различных диапазонов частот) используется штатная антенна и допол-нительная. Переход с одного диапазона на другой производится не более чем за 30 мин. Станция может доставляться во-енно-транспортными самолетами С-130, С-141,С-5,С-17.

Кроме станций СВЧ-диапазона СВ для организации скрытой и помехозащищенной низкоскоростной и среднескоростной связи через спутники-ретрансляторы системы M1LSTAR используют станции КВЧ-диапазона (44/20 ГТц).

AN/TSC-124 (SCOTT) - первая опытная модель терминалов системы M1LSTAR для создания полевой системы управления и связи высокой живучести в интересах нестратегических ядерных сил, войск на ТВД, сил специальных операций (ССО) и спецподразделений в условиях ядерной войны и применения против-ником средств радиоэлектронного про-тиводействия. Устойчивость к помехам достигается путем использования ППРЧ во всем рабочем диапазоне.

Терминал существует в двух вариантах:

в первом оборудование размещается в цилиндрическом контейнере, который выносится на расстояние до 760 м от автомобиля и дистанционно управля-ется из него по двухпроводному кабелю (антенна имеет диаметр 0,6 м);

- во втором оборудование размещается в контейнере S-250, который устанавли-вается на автомобиле или БТР; антенна диаметром 1,67 м размещается на треноге. Дизель-генератор перевозится отдельно на одноосном прицепе.

Выпуск станций прекращен в 1996 году. Имеющиеся на вооружении терминалы переведены в разряд экспериментальных.

Мобильный терминал типа SMART-T (военное обозначение AN/TSC-154), предназначен для обеспечения закрытой надежной многоканальной телефонной связи и передачи данных со средней и низкой скоростями. Он создавался прежде всего для расширения зоны действия по-левой автоматизированной системы связи общего пользования АК MSE (Mobile Subscriber Equipment), а также для обслу-живания абонентов оперативно-тактичес-кого- звена управления (корпус и ниже)

- различных тактических подразделений ВВС, ССО и МП.

Терминал SMART-T обеспечивает одно-временную работу с низко- и среднеско-ростными данными при использовании ИСЗ типа M1LSTAR-2. Для среднеско-ростной связи он имеет 12 портов, в том числе 4 - для скоростей передачи данных 256, 512, 1 024 или 4 096 кбит/с в дуплек-сном режиме (эквивалентно 64 каналам системы MSE) и 8 - для скоростей 4,8, 16, 32, 64, 128 или 256 кбит/с (два из этих портов также могут поддерживать ско-рость 1,544 Мбит/с).

Для низкоскоростной связи терминал имеет восемь входных и четыре выходных порта (для скоростей передачи данных от 75 до 2 400 бит/с), а также один дополни-тельный (16 кбит/с). Терминал сопрягается с аппаратурой телефонной связи ANDVT, передачи данных и буквопечатания (UGC-74, UGC-129, UGC-144), шифратором K.G-84A, факсом UXC-7 и компью-тером UYK-30.

В состав терминала входят: антенная систе-ма, приемопередатчик, блок электронной аппа-ратуры, устройства уп-равления и сопряжения с оконечной аппаратурой, выпрямитель и источник электропитания.

Антенная система включает компактную двухзеркальную антенну Грегори с вынесенным облучателем, малошумный усилитель, понижающий преобразователь частоты и твердотельный высокочастотный уси-литель мощности. Основное ее зеркало имеет форму параболоида, а малое вспо-могательное - форму эллипсоида (распо-лагается за фокусом основного зеркала). Такая конструкция антенны обеспечивает больший на 1 дБ коэффициент усиле-ния, чем у типовой (однозеркальной). Применение вынесенных из раскрыва основного зеркала облучателя и вспомо-гательного позволяет уменьшить на 8дБ уровень боковых лепестков и затенение раскрыва параболоида ими. Это также облегчает доступ к ним при проведении технического обслуживания и ремонта. Антенна изготовлена из композитного ма-териала, что обеспечивает более высокую прочность ее конструкции и устойчивость к воздействиям окружающей среды по сравнению с обычными рефлекторными антеннами, изготовленными из алюминия. Она автоматически поднимается или скла-дывается за счет эффективного полнопо-воротного в азимутальной и угломестной плоскостях привода, который позволяет сворачивать антенну таким образом, что она не выступает за габариты автомобиля.

Твердотельный усилитель мощности собран на монолитных интегральных схемах диапазона миллиметровых волн (MMIC), выполненных на арсенид-галлиевых полевых транзисторах. Малошумный усилитель и понижающий преобразователь сконструированы на основе полевых транзисторов с низким уровнем собственных шумов, что обес-печивает высокую надежность и доб-ротность приемной системы (1,5дБ/К). Синтезатор частот, модем, устройство сопряжения с оконечной аппаратурой ин-дивидуальных абонентов и групповыми каналами системы MSE, а также другие электронные компоненты размещены в одном блоке электронной аппаратуры.

Устройство управления представляет собой малогабаритный компьютер, обес-печивающий интерфейс пользователя и дистанционное управление терминалом.

Электропитание терминала производит-ся от штатного дизель-генератора или лю-бого внешнего коммерческого источника питания, а также от промышленной сети переменного тока напряжением 110/220 В (одно- или трехфазной). Штатный дизель-генератор (мощность 1,5 кВт) обеспечи-вает непрерывную работу терминала в течение 33 ч при расходе топлива 22,7 л. Среднее время наработки его на отказ око-ло 1 900 ч. Номинальная и максимальная мощности, потребляемые SMART-Т, со-ставляют 950 и 1 200 Вт соответственно.

Конструкция терминала предполагает наращивание его возможностей. В час-тности, в электронном блоке для этого предусмотрено свободное пространство (объем). В настоящее время ведутся работы по оснащению терминалов ап-паратурой, обеспечивающей доступ с предоставлением каналов для связи по требованию - DAMA (Demand Assigned Multiple Access). По мнению американс-ких специалистов, это позволит повысить их пропускную способность в 3 раза.

Все оборудование терминала и антен-на смонтированы на стальном поддоне, который имеет четыре стойки, разворачи-ваемые при подготовке станции к работе. Он транспортируется на многоцелевом автомобиле повышенной проходимости HMMWV. Установка поддона на автомо-биль не требует каких-либо изменений в конструкции последнего, а при развер-тывании вертикальных стоек терминал может использоваться как непосредс-твенно на машине, так и автономно. Высокая точность наведения антенны при значительном ветре обеспечивается жест-костью конструкции, достигнутой за счет четырех стоек. Возможно также размеще-ние аппаратуры терминала в стандартных военных кузовах (контейнерах), исполь-зуемых в системе MSE.

Конструкция терминала предусматри-вает перевод его из походного положения в рабочее одним оператором не более чем за 30 мин, а также последующую рабо-ту без дополнительного обслуживания. Дистанционное управление позволяет спе-циалисту использовать дополнительные функции, не прерывая работу аппаратуры. Топопривязка и временная синхронизация ведутся по сигналам КРНС NAVSTAR.

Транспортировка терминала может осу-ществляться на вертолете, его внешней подвеске, или самолете С-130 HERCULES (грузоподъемность последнего три тер-минала, размещенных на автомобилях HMMWV, или шест без них).

С конца 1998 года начато мелкосерийное производство терминалов SMART-Т. Для СВ планируется закупить 209 станций данного типа, МП - 25, ССО - 13.

Широкое распространение получили носимые станции спутниковой связи, успешно применявшиеся СВ США в ходе всех локальных конфликтов и миротвор-ческих операций последних десятилетий. Имеющиеся на вооружении американ-ской армии терминалы данного класса различаются диапазоном рабочих частот, пропускной способностью и массогабаритными характеристиками.

В настоящее время ВС располагают большим парком терминалов, предназначенных для работы в диапазоне частот 225-400 МГц через ИСЗ систе-мы «Флитсатком» и «Афсатком». С их помощью можно также поддерживать связь в зоне прямой видимости в сетях взаимодействия с тактической авиацией. Наиболее широко используются станции AN/PSC-3, AN/PSC-5 и LST-5C.

В комплект AN/PSC-3 входят: приемопе-редатчик, набор антенн, микро-ЭВМ (для накопления и автоматической передачи со-общений) и малогабаритное буквопечатаю-щее устройство с преобразователем сигнала. Передача текстовых сообщений ведется в режиме быстродействия. Для засекречи-вания переговоров к радиостанции может подключаться внешний шифратор типа TSEC/KY-57, -59. Автомобильный вариант станции (AN/VSC-7), в отличие от других, оснащен вынесенной панелью управления.

Станция AN/PSC-5 (рис. 4) произ-водства фирмы «Рэйтеон», принятая на вооружение в 1993 году, используется в тактическом и оперативно-тактическом звене управления. Для закрытия канала связи она имеет встроенный шифратор. Спутниковый модем обеспечивает работу как по заранее выделенному каналу, так и в режиме предоставления его по требова-нию DAMA в соответствии со стандарта-ми MIL-STD-188-182H -183. При работе по стандарту MIL-STD-188-182 передача осуществляется со скоростью до 2,4 кбит/с четырехпозиционной ФМ (SOQPSK.) в узкополосном канале шириной 5 кГц, а по стандарту MIL-STD-188-183 - со скоро-стью до 16 кбит/с в широкополосном кана-ле (25 кГц). Она может вестись в синхрон-ном и асинхронном режиме по стандарту MIL-STD-188-114А. Подключение оконеч-ного оборудования данных (персональный компьютер, устройства ввода цифровых сообщений и т. п.) к модему производится через iiopi RS-232 или -422.

Электропитание станции осуществля-ется от двух аккумуляторных батарей BB-590/U (масса 3,6 кг) или BA-5590/U (2,04 кг). Станция комплектуется также преобразователем для питания от сети пе-ременного тока. Среднее время наработки на отказ не менее 2 000 ч.

В 2000 году была разработана новая модификация станции, получившая обозначение AN/PSC-5D «Шедоуфайр». По сравнению с предыдущей она имеет расширенный диапазон частот (30- 512МГц), большую скорость передачи данных (до 56 кбит/с) и обеспечивает работу в режиме ППРЧ со скоростями, характерными для УКВ-радиостанций серий «Хэв Квик-2» и «S1NCGARS S1P». Станция дополнительно оснаще-на встроенными модулями шифратора «Фасинатор» (засекречивает цифровой поток со скоростью до 16 кбит/с) и конт-роллера для работы в сети «Тактический Интернет». Модификация станции AN/PSC-5 (масса в полной комплектации 10,8 кг) в «Шедоуфайр» может произво-диться в полевых условиях.

Станция LST-5C предназначена для обеспечения связи в оперативно-тактичес-ком звене управления. Имеет малые массу и габариты. В качестве источника элект-ропитания применяется аккумуляторная батарея типа BA-5590/U. Турникетная ан-тенная система выполнена в виде сетчато-го параболоида с крестодипольным теле-скопическим облучателем. Среднее время наработки на отказ не менее 4 000 ч.

В интересах подразделений оперативно-тактического звена управления СВ и ВВС в рамках программы SCAMP были разра-ботаны носимые терминалы космической связи системы MILSTAR, использующие диапазон 44/20 ГГц. Предусматривалось последовательно создать две модифика-ции терминала SCAMP (Block I и 11). Для обеспечения высокой скрытности и поме-хозащищенности передача с этих терми-налов осуществляется широкополосным псевдошумовым сигналом (ППРЧ в поло-се 2 ГГц). М»

(Окончание следует}

В первой части статьи «Средства спутниковой связи сухопутных войск США», опубликованной в предыдущем номере журнала, освещались вопросы их развития и применения, а также возможности стационарных, транспортабельных и носимых станций. Ниже будет продолжено рассмотрение носимых, а кроме того, и портативных терминалов.

Модель SCAMP Block I, получившая наименование AN/PSC-11 (рис. 1), предназначена для установления связи между элементами штабов и подчиненными частями и подразделениями в тактическом звене управления. Поставка этого терминала (Block I) в войска началась в 1998 году. Он обеспечивает гарантированную связь по четырем закрытым полудуплексным телефонным каналам (при скорости 2,4 кбит/с в каждом) в узком луче диаграммы направленности антенны ИСЗ, по двум аналогичным в широком и по четырем каналам буквопечатания со скоростью 75 бит/с в коммутируемом (прыгающем) луче.

В обычном режиме терминал обеспечивает четыре телефонных канала как в узком, так и коммутируемом луче, или столько же каналов буквопечатания со стандартными скоростями от 75 до 2 400 бит/с в глобальном луче.

В комплект терминала входят сборная трехеекционная параболическая антенна, кривизна поверхности которой при сборке выдерживается с точностью около 0,25 мм, и электронные компоненты (миниатюрный передатчик, приемник с малым уровнем шумов, синтезатор частот, модем, портативный компьютер, блок сопряжения, а также питания). Все электронные компоненты размещены в едином корпусе размером 19 х 25 х 23 см, на котором крепится антенна. Микротелефонная гарнитура расположена отдельно.

Для связи через терминал абонент может использовать различную оконечную аппаратуру как открытой, так и закрытой связи (телефонный аппарат ЗАС типа STU-III, персональный компьютер, факс и т. д.), которая подключается к блоку сопряжения, имеющему три порта для аппаратуры ЗАС и один - открытой связи. Для засекречивания телефонных сообщений и данных, поступающих по порту открытой связи, блок сопряжения оснащен встроенным шифратором. Он соединен с приемником и передатчиком полевым кабелем.

Управление терминалом осуществляется от устройства типа AN/CYZ-10 (специализированный портативный компьютер), обеспечивающего формирование входных и выходных сообщений, выбор и ввод рабочих параметров в приемник (передатчик), загрузку криптоключей, непрерывный контроль за работоспособностью аппаратуры и диагностику ее неисправностей. AN/CYZ-10 позволяет предварительно устанавливать и хранить в памяти параметры пяти вариантов автоматического установления связи и работы в нескольких (до 20) радиосетях (радионаправлениях), а также обеспечивать аналогичные возможности для одного из них. Управление терминалом может осуществляться дистанционно - на расстоянии до 800 м.

Терминал позволяет увеличивать дальность действия средств радиосвязи УКВ-диапазона серии SINCGARS путем ретрансляции получаемых от них данных в режиме передачи, а также имеет интерфейс для сопряжения с аппаратурой системы MSE.

Топопривязка и временная синхронизация аппаратуры терминала производятся по данным, получаемым от внешнего малогабаритного приемника КРНС NAVSTAR типа AN/PSN-11. В комплекте терминала есть внешний громкоговоритель, который подключается к порту открытой связи блока сопряжения.

Электропитание терминала осуществляется от двух встроенных аккумуляторных батарей (типа ВА-5590 или ВА-6590), а также от внешнего источника постоянного тока (бортовой сети БМ) или промышленной сети переменного тока напряжением 110/220 В через его блок питания.

Терминал транспортируется в двух легких упаковках (чемоданного типа, габаритом 63,5 х 34,3 х 27,9 см каждая).

В первой размещаются все электронные компоненты (общая масса с аппаратурой 16,8 кг), а во второй - комплект запасных частей и вспомогательных принадлежностей (блок питания, комплект соединительных кабелей, громкоговоритель и т. п.) массой 15,5 кг.

Обслуживает терминал один оператор. Для перевода его из походного положения в рабочее и вхождения в связь требуется менее 10 мин. В развернутом виде терминал может работать при скорости ветра до 32 км/ч, при кратковременных порывах, когда его скорость достигает 48 км/ч в диапазоне температур от -32 до +49 °С.

Заканчиваются работы по созданию терминала SCAMP следующего поколения - модель Block II. При этом основное внимание уделялось уменьшению массы, габаритов, снижению энергопотребления и стоимости с одновременным повышением надежности, простоты эксплуатации, ремонтопригодности, а также унификации и стандартизации важнейших функциональных узлов. Достичь этого позволило широкое использование в конструкции антенны и упаковки композиционных материалов, а в электронных компонентах - монолитных интегральных схем миллиметрового диапазона волн (MMIC).

В отличие от AN/PSC-11 терминал модели SCAMP Block II будет размещаться в одной упаковке и иметь меньшие массу и диаметр антенны, а также оснащаться встроенным приемником КРНС NAVSTAR, что позволит обеспечивать связь с более высокой скоростью передачи (как на стоянке, так и в движении), а также пейджинговую связь. Время развертывания и вхождения в связь предполагается уменьшить в 2 раза, а среднее время наработки на отказ и непрерывной работы от одной аккумуляторной батареи - повысить также вдвое. Основные сравнительные характеристики некоторых наземных терминалов системы MILSTAR приведены в таблице.

Кроме того, терминал SCAMP Block II способен обеспечивать ретрансляцию сигналов радиостанций SINCGARS, работающих как в режиме передачи данных, так и в режиме передачи речевых сообщений.

Всего для ВС в период до 2006 года может быть закуплено около 2 550 терминалов типа SCAMP Block II.

В настоящее время терминалы этого типа предполагается применять, кроме того, в системах президентской и дипломатической связи, а также в интересах сил быстрого развертывания и специального назначения. Кроме того, он рассматривается в качестве варианта для установки на борту некоторых типов стратегических платформ.

В ходе боевых действий в Афганистане и Ираке подразделения СВ и ССО США широко использовали средства спутниковой связи, работающие через ИСЗ коммерческой системы Indium (Motorola 9500 и 9505), а также международной системы подвижной спутниковой связи Inmarsat (SATLINK B2, «Вояджер»).

Многофункциональный телефонный аппарат Motorola 9500 позволяет расширить зону действия системы сотовой связи, поскольку рассчитан на двойной режим работы: сотовый - для региональной сети соответствующего стандарта и спутниковый - для глобальной связи через ИСЗ системы Iridium в диапазонах частот 1 616-1 626 МГц. Для обмена информацией со скоростью 2,4 и 4,8 кбит/с используется фазовая манипуляция типа QPSK при мощности сигнала 0,645 Вт.

Многофункциональность достигается за счет использования сменных картриджей, разработанных для основных стандартов сотовой связи (AMPS/NAMPS, CDMA 800/1 900, GSM-900, DCS I 800, PCS 1 900), установка которых в спутниковый телефон Iridium позволяет применять его в качестве сотового аппарата.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЕЙ НАЗЕМНЫХ ТЕРМИНАЛОВ СИСТЕМЫ MILSTAR

СРЕДСТВА СПУНИКОВОЙ СВЯЗИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США

Переключение его с одного режима на другой производится автоматически при выходе из зоны действия сотовой сети связи или вручную пользователем. Отображение режимов работы и других параметров осуществляется на графическом жидкокристаллическом дисплее (четыре строки по 16 знаков). Зарядное устройство обеспечивает подзарядку батареи стандартной емкости почти на 3 ч и позволяет пользоваться телефоном во время подзарядки.

Спутниковый телефон Motorola 9505 (рис. 2) - аппарат второго поколения, обладает такими же возможностями как Motorola 9500, но имеет меньшие массу и габариты, ИК-порт, гнездо для внешней микротелефонной гарнитуры, а также может оснащаться встроенным устройством шифрования (засекречивания связи). Телефон оснащен сменным или постоянным модулем идентификации абонента (SIM-карта), который содержит индивидуальный номер телефона и другую информацию (данные об абоненте, блокирующие коды и т. д.).

Телефонный аппарат обеспечивает тоновый набор (DTMF), конфиденциальность номера абонента, голосовую почту. Память телефона: телефонная книга (до 100 номеров), записная книжка, информация о последнем введенном номере, ускоренный набор номеров из телефонной книги, ускоренный набор 10 последних, автозагрузка памяти, просмотр ее содержания по сокращенным номерам, хранение буквенного имени - возможность звонка по имени или по сокращенному номеру.

Дополнительно в комплект обоих телефонов могут входить: зарядное устройство на базе солнечных батарей (состоит из панели батарей размером 390 х 270 х 38 мм, кронштейна для коррекции угла наклона панели, светодиодной системы ориентации для определения оптимального положения панели по освещенности и кабеля питания), адаптер для подключения к факс-модему и персональному компьютеру через порт RS-232, переносная автомобильная антенна с магнитным креплением.

Аппарат может комплектоваться выносной и стационарной автомобильной антеннами для обеспечения высококачественного приема сигналов ИСЗ во время движения автомобиля и на стоянке. Во втором случае она устанавливается на крыше автомобиля. Крепление магнитное и постоянное (жесткое) соответственно для выносной и стационарной антенн. Длина соединительного кабеля 5 м. Электропитание от бортовой сети автомобиля.

SATLINK B2 является терминалом стандарта «Inmarsat В». Он работает через ИСЗ Inmarsat третьего поколения и может применяться для организации конференц-связи.

Кроме многоканальной телефонной связи терминал обеспечивает высокоскоростную передачу данных для работы в цифровых сетях с интеграцией услуг (ISDN). Наиболее распространенными ISDN-устройствами, которые могут использоваться совместно с ним, являются видеотелефоны, модемы, маршрутизаторы локальных вычислительных сетей. Их подключение осуществляется через интерфейс RS-494 или -232 по протоколам V.35 и Х.21. Терминал имеет внешние интерфейсы для подключения телефонных или факсимильных аппаратов (разъем RG-11, двухпроводный, 600 Ом). Для организации закрытой связи может применяться телефонный аппарат STU-III. Имеется также отдельный интерфейс RS-232 и кабель длиной 100 м для дистанционного управления терминалом с помощью малогабаритного компьютера.

Разборная четырехсекционная антенна устанавливается на треноге или крепится к стене с помощью кронштейна. Терминал транспортируется в упаковке, которую в виде ранца может переносить один человеком.

Терминалы Voyager стандарта Inmarsat mini-M работают через спутники третьего поколения, используя новейшую технологию «направленного луча», что позволяет значительно уменьшить габариты оборудования и снизить энергопотребление. Они могут устанавливаться на наземные транспортные средства и стационарные объекты, суда различного водоизмещения. Также имеется переносной вариант, размещенный в кейсе.

Автомобильная антенна снабжена магнитным креплением и не требует дополнительных кронштейнов. Она отличается высоким качеством автоматического сопровождения ИСЗ, что позволяет поддерживать связь в движении со скоростью до 250 км/ч.

В автомобильном варианте терминал оснащается телефонной гарнитурой для работы в режиме Hands Free и кабелем для электропитания от сети транспортного средства через гнездо прикуривателя.

Подключение внешнего источника данных осуществляется по интерфейсу RS-232. Кроме того, имеется разъем для телефонного аппарата засекреченной связи STU-1II. Для защиты от несанкционированного использования терминал оснащен SIM-картой

С 2001 года в интересах СВ ведутся работы по созданию мобильных многодиапазонных станций спутниковой связи нового поколения. Их основным отличием от средств, состоящих на вооружении, является возможность обеспечения связи в движении и более широком диапазоне частот. Это делает практически невозможным их радиоэлектронное подавление при применении в зоне локальных вооруженных конфликтов.

В ближайшие годы командование ВС США рассчитывает значительно повысить пропускную способность и защищенность каналов передачи данных, а также расширить номенклатуру услуг связи и обеспечить возможность их предоставления вплоть до низших звеньев управления войсками, а при необходимости - до отдельного военнослужащего. Успешное решение данной задачи позволит, по мнению американских специалистов, в сложной боевой обстановке добиваться значительного информационного превосходства над потенциальным противником и, соответственно, получать оперативное преимущество.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации