ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ-2

На машине смонтировано бульдозерное оборудование, используемое для землеройных работ и в качестве сошника при подтягивании застрявшей или неисправной техники и упора при подъеме груза. Стреловой кран имеет грузоподъемность 12,2 тс, которая в последующей модификации (AMX-30DI) увеличена до 15,3 тс. Основная (есть и вспомогательная) лебедка барабанного типа с механическим приводом находится в центральной части машины. Движущийся кабель проходит над наклонной броневой плитой корпуса. Ее максимальное тяговое усилие 35,7 тс, длина троса 90 м. Предусмотрен механизм блокировки при перегрузке. В задней части корпуса оборудована платформа для перевозки запасных частей, вплоть до силового блока. Перед преодолением водной преграды глубиной до 4 м устанавливается воздухопитающая труба. БРЭМ AMX-30D еще находится в бронетанковых и механизированных подразделениях, которые вооружены 40-т танками АМХ-ЗОВ. Ее также поставляли в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Если требовали условия эксплуатации, над верхней частью гусеничной ленты монтировали защищающие от песка щитки, а мощность двигателя снижали до 600 л. с.

«Зарубежное военное обозрение» № 6. 2004г. (стр.36-40)

ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ-2

Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2004. - № 5. - С. 30-41,

Полковник В. НЕСТЁРКИН

В первой части статьи «Зарубежные бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе танков», опубликованной в нашем журнале (№ 5 за 2004 год), были освещены такие вопросы, как предназначение БРЭМ, требования к ним и этапы их совершенствования, соотношение между количеством боевых и ремонтно-эвакуационных машин, а также приведены характеристики основного оборудования БРЭМ, дано описание наиболее распространенных ремонтно-эвакуационных машин, выпускаемых в США, Германии и Великобритании. В том же номере журнала помещены «Справочные данные», в которых содержатся тактико-технические характеристики основных БРЭМ зарубежных стран. Ниже рассматриваются БРЭМ других государств.

Во Франции в конце 1950-х годов был создан танк АМХ-30. Для обеспечения его действий фирма GIAT в 1967 году разработала БРЭМ AMX-30D (Depanneur - ремонтировать), производство которой началось в 1975-м. В сухопутных войсках страны (закупили более 130 машин) она стала основной.

Место механика-водителя находится в передней части бронированной надстройки и оборудовано тремя перископическими приборами наблюдения. Позади него расположен командир, над которым башенка с десятью приборами наблюдения. В экипаж входят еще два ремонтника.

На машине смонтировано бульдозерное оборудование, используемое для землеройных работ и в качестве сошника при подтягивании застрявшей или неисправной техники и упора при подъеме груза. Стреловой кран имеет грузоподъемность 12,2 тс, которая в последующей модификации (AMX-30DI) увеличена до 15,3 тс. Основная (есть и вспомогательная) лебедка барабанного типа с механическим приводом находится в центральной части машины. Движущийся кабель проходит над наклонной броневой плитой корпуса. Ее максимальное тяговое усилие 35,7 тс, длина троса 90 м. Предусмотрен механизм блокировки при перегрузке. В задней части корпуса оборудована платформа для перевозки запасных частей, вплоть до силового блока. Перед преодолением водной преграды глубиной до 4 м устанавливается воздухопитающая труба. БРЭМ AMX-30D еще находится в бронетанковых и механизированных подразделениях, которые вооружены 40-т танками АМХ-ЗОВ. Ее также поставляли в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Если требовали условия эксплуатации, над верхней частью гусеничной ленты монтировали защищающие от песка щитки, а мощность двигателя снижали до 600 л. с.

Поскольку AMX-30D .не рассчитана на обеспечение действий 5 5-т ОБТ «Леклерк», потребовалось создать более мощную БРЭМ. Ее разработка проводилась фирмой GIAT (при участии немецкой «Крупп - МаК») в рамках программы, названной DNG (Depannage Nouvelle Generation, известной больше как DCL - Depanneur Chars LECLERC). Дополнительным стимулом для ускорения работ послужило то, что командование СВ ОАЭ в 1993 году выдало заказ на 46 таких машин, в то время как СВ Франции планировали закупить всего около 30 единиц (по одной для танкового батальона). Примерно половина из них к настоящему времени уже поставлена.

Машины по программе DNG/DCL (БРЭМ «Леклерк») выпускаются с несколько удлиненным корпусом танка «Леклерк» и имеют семь опорных катков (у танка их шесть). При работающем подъемном кране подвеска задних опорных катков может блокироваться. Отделение для трех членов экипажа оснащено системой защиты от ОМП, а противопожарное оборудование имеется во всех отделениях. На машине устанавливается также 80-мм многоцелевая гранатометная установка GALIX.

Специальное оборудование для БРЭМ «Леклерк» поступает с заводов компании «МаК систем». Оно аналогично оснастке немецкой машине «Буффел». Вместо устанавливаемого спереди навесного бульдозерного отвала можно закрепить комплект для траления мин фирмы GIAT. В него входит трал ножевого типа фирмы «Пирсон», ширина которого такая же, как у машины, а также система для обозначения разминированной полосы («чистая полоса») либо взрывной комплект разминирования PROMIT, пусковая установка которого монтируется в кормовой части корпуса.

В БРЭМ, поставляемой в ОАЭ, устанавливается тот же силовой блок германской разработки, что и в экспортном танке «Леклерк» (Euro Powerpack), который включает V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель MTU883 мощностью 1 500 л. с. и автоматическую трансмиссию HSWL295TM фирмы «Ренк».

Что касается танков «Леклерк» для СВ Франции, то они в основном оснащены дизельным двигателем V8-X мощностью 1 500 л. с. фирмы «Хайпербар» с автоматической трансмиссией SESM ESM 500. Тем не менее по разным причинам французские специалисты устанавливают силовой блок Euro Powerpack на БРЭМ «Леклерк» (по программе DNG/DCL) и на машинах, предназначенных для своих СВ. Как они сами отмечают, с точки зрения стандартизации это усложняет техническое обслуживание, но создает некоторые преимущества для их производства и в военно-политическом плане.

В СВ Франции имеются также БРЭМ AMX-13D (на базе легкого танка АМХ-13 «Тюррен»), АМХ-ЮЕСН (на шасси БМП АМХ-10Р), VAB-ECH (на основе колесного БТР VAB, колесная формула 6 х 6), МЗ VAT (на базе колесного БТР МЗ, 4 х 4).

В Испании в конце 1980-х была разработана и построена БРЭМ M47E2R на базе усовершенствованного танкового шасси М47Е2 (его основа - модифицированный американский танк М47), которая, по мнению испанских инженеров, соответствовала тактико-техническим требованиям того времени. Специальное оборудование включало бульдозерный отвал, лебедку и кран-стрелу грузоподъемностью, достаточной для выполнения всех ремонтно-эвакуационных работ. Лебедка была способна создавать усилие 35 тс, а с системой блоков (полиспастов) - 70 тс. Планировалось, что в данную БРЭМ будет переоборудовано около 50 танков М47. Но машина была создана в единственном экземпляре и по ряду причин в серийное производство не пошла.

Затем был проведен конкурс на создание БРЭМ для СВ. По его результатам в 1994 году фирме GAMESA был выдан контракт на строительство 22 ремонтно-эвакуационных машин, получивших обозначение M47VR (1996 году была поставлена последняя из заказанных). На БРЭМ установлен тот же силовой блок, что и на базовом танке. Дизельный двигатель развивает мощность 760 л. с. Основное оборудование включает гидравлический кран грузоподъемностью 5,6 тс, размещенную внутри корпуса лебедку с тяговым усилием до 35 тс, а с приспособлениями до 70 тс. Длина троса лебедки 120 м, диаметр 33 мм. Установленный спереди бульдозер-сошник, который используется также как опора для разгрузки подвески при работе крана и лебедки, позволяет поднять переднюю часть машины на 300 мм. Предусмотрен вспомогательный гидронасос с электрическим приводом, с помощью которого кран, бульдозерный отвал и лебедка могут переводиться из рабочего положения в походное. Имеется также аппаратура для резки и сварки металлов. На грузовой платформе можно перевозить силовой блок ОБТ типа М60. По сообщениям зарубежной военной печати, БРЭМ M47VR способна обеспечивать действия не только танков М48, М60, но и «Леопард-2 А4», состоящих на вооружении испанских СВ. Экипаж БРЭМ четыре человека, боевая масса 48,5 т, вооружение - 12,7- и 7,62-мм пулеметы, две четырех -ствольные пусковые установки для 76-мм дымовых гранат.

В СВ имеются также БРЭМ на базе колесного БТР BMR (6 х 6) и ремонтно-эвакуационные средства зарубежного производства.

В Италии компания «ОТО Мелара» построила БРЭМ ОГ40 для технического обеспечения ОБТ OF40, которые выпускаются этой же фирмой для Объединенных Арабских Эмиратов. Экипаж машины четыре человека. Гидравлический кран (грузоподъемность 18 тс, при максимальном вылете стрелы - 5 тс) находится в левой передней части корпуса, бульдозерный отвал и лебедка (тяговое усилие 36 тс, трос длиной 80 м) расположены спереди. В кормовой части корпуса сверху имеется грузовая площадка, позволяющая перевозить силовой блок ОБТ.

Шведская БРЭМ PGBV-82 служит для обеспечения действий танков STRV-103 и гусеничных БТР PBV-302, на основе которого она и разработана. С ее помощью выполняются также некоторые инженерные работы. Масса и габаритные размеры БРЭМ несколько большие (увеличено количество опорных катков), а проходимость и защищенность соответствуют базовому образцу. БРЭМ оснащена двумя лебедками, двумя сошниками в кормовой части и навесным бульдозерным оборудованием (все имеют гидравлический привод) и краном. Машина плавающая, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, которые сверху прикрыты специальными кожухами для повышения скорости. Основное вооружение - 20-мм пушка, установленная во вращающейся башенке, там же находится гранатомет для постановки дымовых завес (восемь стволов). Из пушки можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

В Швейцарии на основе ОБТ Pz61 разработана БРЭМ Pz65. Ее двигатель, трансмиссия и ходовая часть такие же, как у базового шасси. На БРЭМ установлены две лебедки (основная двухступенчатая, с плавным регулированием скорости). Спереди имеется бульдозерное оборудование. Подъемный кран позволяет производить замену агрегатов восстанавливаемых машин.

БРЭМ типа «653» китайского производства построена на базе танка типа «69». Находится на вооружении танковых и мотопехотных подразделений сухопутных войск. Она принципиально отличается от ранней модели - тип «59», которая использовалась только как трактор для буксирования техники. Масса данной машины 38 т. В передней части корпуса смонтирован поворотный (на 360°) кран со стрелой телескопического типа, которая позволяет поднимать груз на высоту до 6 м. Его грузоподъемность 10 тс, а привод гидравлический. Основная лебедка (имеется и вспомогательная) способна развивать усилие до 70 тс, длина троса 130 м, скорость его движения при наматывании на барабан и разматывании без нагрузки 28-30 м/мин, а при нагрузке 7 м/мин. Оба механизма размещены внутри корпуса. Бульдозерный отвал (используется и как сошник) находится спереди. Он управляется двумя гидравлическими цилиндрами, между которыми расположены направляющие устройства троса лебедки. На крыше бронированной надстройки предусмотрены два круглых люка, на которых можно смонтировать 12,7- и 7,62-мм пулеметы. Для постановки дымовой завесы предусмотрена система дымопуска. Выпуск дыма направлен в сторону кормы. Для буксирования техники на жесткой сцепке в состав штатного оборудования входит соответствующее приспособление, которое на марше крепится на борту. Экипаж машины состоит из пяти человек, при этом место механика-водителя находится спереди слева и несколько приподнято по сравнению с его положением в танке. Данные БРЭМ поставлялись в армии ряда стран Юго-Восточной Азии, включая Пакистан, Бангладеш, Таиланд.

БРЭМ типа «653А» (масса 40 т) в целом аналогична машине предыдущей модели, но на ней установлено более мощное оборудование, значительно расширяющее возможности по эвакуации и ремонту. Как указывается в китайской военной печати, машина предназначена главным образом для обеспечения действий 155-мм самоходных гаубиц PLZ-45. Максимальная грузоподъемность крана увеличена в 2 раза и составляет 20 тс. Трос основной лебедки имеет также большую длину - 160 м. Жесткая сцепка допускает буксирование машин массой до 40 т. Западные военные эксперты считают, что в связи с поступлением на вооружение в сухопутные войска новых танков типов «80», «85» и «98» в Китае ведется разработка БРЭМ на их базе. Небольшое количество БРЭМ «653А» поставлено в Кувейт.

В Японии в 1978 году создана БРЭМ типа «78». В качестве базы использовано шасси танка типа «74». БРЭМ похожа на французскую БРЭМ AMX-30D и немецкую BPz-2A2. Механик-водитель находится в левой части машины. В передней части корпуса установлен бульдозерный отвал, лебедка размещена тоже спереди (слева), а поворотный на 270° кран расположен справа (его грузоподъемность 20 тс). Лебедка развивает тяговое усилие 38 тс, имеет трос длиной 60 м, скорость его намотки 15 м/мин. Приводы на лебедку и кран гидравлические. При перемотке троса без нагрузки его натяжение выравнивается специальным устройством.

БРЭМ типа «90» построена в 1992 году на основе ОБТ типа «90». Грузоподъемность крана 25 тс, что обеспечивает выполнение всех монтажно-демонтажных работ на объектах бронетанковой техники. Тяговое усилие лебедки 50 тс. Имеется бульдозерный отвал. Привод основного оборудования гидравлический. Машина вооружена 12,7-мм пулеметом и восемью пусковыми установками дымовых гранат.

На вооружении СВ Индии состоит БРЭМ «Виджаянта» (масса около 40 т), основой которой является модернизированный ОБТ с тем же названием. Двигатель мощностью 535 л. с. и ходовая часть БРЭМ остались прежними. Башня танка снята, а вместо нее смонтирована бронированная надстройка с подъемным краном. Его стрела представляет собой А-образную конструкцию и размещена спереди. Тяговая лебедка установлена внутри корпуса, сошник расположен в кормовой части машины. В последние годы для замены БРЭМ «Виджаянта» стали поступать ZTS VT-72B (уже поставлено 77 единиц) словацкого производства и около 100 единиц WZT-3 из Польши, поставки которых продолжаются. Данные машины отличаются более мощным двигателем (838 л. с.). Они предназначаются для обеспечения действий современного ОБТ «Арджун», масса которого 58,5 т.

В Южно-Африканской Республике для сухопутных войск на базе ОБТ «Центурион» разработана БРЭМ «Олифант». Переоборудование включает замену двигателя и трансмиссии и установку вместо башни бронированной надстройки, в которой размещаются четыре члена экипажа. По сравнению с танком место механика-водителя расположено выше, с правой стороны корпуса. Защищающий от пуль смотровой прибор механика выполнен в виде окна. Полноповоротный подъемный кран смонтирован с левой стороны корпуса. Спереди имеется бульдозерный отвал, используемый также как сошник, когда трос лебедки, находящейся внутри машины, подается вперед. Отличительная черта данной БРЭМ состоит в том, что предусмотрена возможность подачи троса в сторону кормовой части. Это делается главным образом при самовытаскивании. Специальное оборудование крепится на площадке над силовым блоком и на надстройке, на крыше которой устроены вращающиеся башенки для пулеметов. Там же установлены четыре четырехствольные пусковые установки дымовых гранат (по одной на углу).

Зарубежные военные специалисты считают, что в ближайшем будущем относительная потребность в тяжелых бронированных ремонтно-эвакуационных машинах для обеспечения действий ОБТ, вероятно, сохранится на сегодняшнем уровне. В краткосрочной и в среднесрочной перспективе не ожидается каких-либо существенных изменений в облике БРЭМ и в их специальном оборудовании. Принципиальные изменения могут произойти в связи с принятием на вооружение перспективных танков и ББМ, которые в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываются в США (например, по программе PCS - Future Combat Systems). Предполагается, что они будут легче существующих, в их вооружении, защите и силовых установках будут использованы новейшие достижения науки и техники. Появление такого оружия в войсках ожидается в 2015-2020 годах. Естественно, что все эти факторы повлияют и на БРЭМ будущего. В ближайшее время может возрасти доля и роль колесных БРЭМ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации