ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНОЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ

Как отмечается в зарубежной военной печати, такие высокие требования наводят на мысль, что наилучшим решением было бы создание средства, изначально специально предназначенного для выполнения ремонтно-эвакуационных задач. Но подход, учитывающий только техническую сторону вопроса, потребовал бы значительных дополнительных финансовых ресурсов и времени на НИОКР, привел бы к удорожанию производства и закупок, а также к увеличению расходов на материально-техническое обеспечение из-за специфичности многих систем и механизмов силовой установки, подвески и другого оборудования.

«Зарубежное военное обозрение» № 5. 2004 г.

ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНОЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ

Полковник В. НЕСТЁРКИН

Одна из составляющих приведения понесших потери подразделений и частей в состояние готовности к выполнению боевых задач (или, используя принятый в армии США термин, для «восстановления боевых сил») - пополнение вооружения и военной техники (ВВТ), в том числе бронетанковой. Учитывая стоимость современного оружия и, как правило, сложность его доставки в район боевых действий, особенно на отдаленный театр военных действий, такой источник его восполнения, как восстановление поврежденной техники ремонтными подразделениями в минимально возможные сроки, играет важную роль.

Для эвакуации поврежденной техники с поля боя, в том числе под огнем противника, ее ремонта и технического обслуживания в полевых условиях предназначаются бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), которые по принятой в НАТО классификации относятся к специальному типу бронетанковой техники. Они могут использоваться также для выполнения грузоподъемных, землеройных (отрывка окопов, оборудование укрытий для бронетанковой техники, расчистка завалов) и других работ.

К современным ремонтно-эвакуационным машинам предъявляется ряд требований, ключевые из которых, по мнению зарубежных военных специалистов, сводятся к следующему. С помощью соответствующего оборудования они должны быть способны: эвакуировать однотипную боевую машину (БМ) с тяжелыми повреждениями и отбуксировать ее в требуемое место с учетом тактической обстановки и условий местности; обеспечить проведение ремонта в полевых условиях (включая замену крупных агрегатов); выполнить землеройные и иные аналогичные работы. Считается, что БРЭМ необходимо принимать на вооружение одновременно с боевыми машинами, действия которых данное средство должно обеспечивать. Это идеальный вариант. Факты же свидетельствует о том, что серийное производство и поступление данных машин в войска осуществляются спустя некоторое время после начала эксплуатации нового основного боевого танка (ОБТ).

Как отмечается в зарубежной военной печати, такие высокие требования наводят на мысль, что наилучшим решением было бы создание средства, изначально специально предназначенного для выполнения ремонтно-эвакуационных задач. Но подход, учитывающий только техническую сторону вопроса, потребовал бы значительных дополнительных финансовых ресурсов и времени на НИОКР, привел бы к удорожанию производства и закупок, а также к увеличению расходов на материально-техническое обеспечение из-за специфичности многих систем и механизмов силовой установки, подвески и другого оборудования.

Поэтому стандартный путь состоит в том, что при создании БРЭМ за основу берут боевую машину, техническое обеспечение которой предполагается

осуществлять данным специальным типом бронетанковой техники. Иными словами, ремонтно-эвакуационные машины разрабатываются на базе существующих гусеничных или колесных машин высокой проходимости (танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и т. п.). По показателям подвижности, защищенности (в том числе от оружия массового поражения), способности действовать в боевых порядках с ОБТ и другой бронированной боевой техникой БРЭМ в целом соответствуют базовым шасси. Следует отметить, что на вооружении сухопутных войск некоторых армий состоят также БРЭМ, которые по тем или иным причинам создавались на базе морально устаревших танков.

Зарубежные специалисты обращают внимание на то, что требования, предъявляемые к БРЭМ, достаточно жесткие. Например, чтобы вытащить застрявший ОБТ, необходимо усилие большее, чем его масса, которая достигает 50-60 т. Для эвакуации танка с поля боя требуются очень большие мощность и тяговое усилие на крюке, иначе это действие займет много времени, увеличивая риск поражения противником. Грузоподъемность крана должна обеспечивать монтаж и демонтаж такой тяжелой составной части, как башня (порядка 20 тс).

Большое внимание уделяется подвижности средств технического обеспечения. Если БРЭМ не способны действовать в тех же условиях, что и ОБТ, это может отрицательно сказаться не только на маневренности, но и выполнении боевой задачи подразделением. В известной операции «Буря в пустыне» танковые батальоны преодолели более 320 км в течение 100-часового наступления. Зачастую они двигались по местности без дорог, при этом БРЭМ М88А1 были практически не способны следовать в боевых колоннах в условиях пустыни. Как отмечается в зарубежной военной печати, это фактически и не имело особого значения, поскольку М88А1 в любом случае не обладают достаточной мощностью для эвакуации танка «Абраме» хотя бы на небольшое расстояние в подобной обстановке. Данная ситуация заставила специалистов по-новому взглянуть на проблему подвижности боевых ремонтно-эвакуационных машин и их способность буксировать тяжелую технику.

Другой важный вопрос - каково должно быть соотношение между боевыми машинами и БРЭМ, то есть сколько БРЭМ нужно иметь, например, на каждые 100 боевых машин? Ответ зависит от множества факторов: организационной структуры частей и подразделений, уровня обученности личного состава, характера выполняемой задачи, погодно-климатических и физико-географических условий и т. д. Еще один момент нетехнического характера, но очень важный - стоимость. Как правило, военные бюджеты ограниченны, а при их сокращении приоритет обычно отдается боевым машинам, что автоматически влечет за собой сокращение ассигнований на обеспечивающую технику.

С учетом всех этих обстоятельств в армиях развитых стран, имеющих современное вооружение, количество БРЭМ в среднем составляет 6-7 проц. всех боевых бронированных машин соответствующего типа, которые планируется обеспечивать. Иными словами, считается, что на каждые 16 линейных БМ и одну командирскую машину нужна одна БРЭМ. Хотя данные расчеты сделаны для танковых рот и батальонов, имеющих на вооружении ОБТ, по мнению западных военных экспертов, она справедлива и для подразделений, оснащенных другими боевыми машинами. Специфические физико-географические условия предполагаемых боевых операций могут заставить увеличить общепринятое соотношение. Так, Объединенные Арабские Эмираты, заказав 436 танков «Леклерк», закупили 46 БРЭМ, что составляет более 10,5 проц. этих ОБТ.

И еще один существенный момент, на который обращают внимание военные специалисты, - при каких повреждениях (поломках) и в каких условиях машину следует ремонтировать на месте или эвакуировать, а также кто должен принимать решение по этим вопросам? Считается, что производить первоначальную оценку обстановки по этим пунктам и вносить соответствующие предложения обязан командир неисправной машины. Танки, которые нельзя отремонтировать в звене «батальон - полк», эвакуируются (как правило, на колесных трейлерах) в ремонтные подразделения более высокого уровня.

В развитии ремонтно-эвакуационных машин зарубежные эксперты выделяют несколько этапных периодов, которые связываются с устанавливаемым на БРЭМ оборудованием. Очевидно, что в качестве первого эвакуационного средства использовался обычный танк, у которого имелись лишь буксирные крюки и тросы. Затем стали строить специально приспособленные для этих целей машины. Зачастую для этого использовали устаревшие БМ, у которых снимали башню с пушкой и на которые в лучшем случае устанавливали броневые листы, в результате чего образовывалась надстройка для размещения и защиты экипажа. Фактически данное средство выполняло роль трактора, который мог либо буксировать с помощью троса, либо толкать поврежденную технику. Специально оборудованные машины с платформой, краном и сошником появились лишь в начале 1950-х годов.

Принципиальным новшеством, увеличившим эвакуационные возможности БРЭМ, стала установка лебедки (иногда двух). Необходимость в этом была продиктована тем, что во многих случаях даже мощный танковый тягач не был способен вытащить однотипную БМ, застрявшую в болоте, траншее или перевернувшуюся после взрыва, а иногда просто не было возможности подойти к поврежденной машине на расстояние, позволяющее организовать эвакуацию. В подобных обстоятельствах тяговая лебедка становилась решающим фактором, а вспомогательная (если она имелась) использовалась главным образом для того, чтобы один человек мог уложить трос, блоки, другое оборудование, масса которого может достигать нескольких сотен килограмм. Такие машины также стали оборудовать сошником для удержания БМ от продольного перемещения при вытаскивании, когда собственная масса оказывается недостаточной для создания надежного сцепления с грунтом и обеспечения устойчивости всей системы. Сошник может служить также в качестве опоры при работе подъемного крана.

Современные БРЭМ оборудуются основными лебедками с вертикально расположенным тянущим барабаном типа кабестан (или двойной кабестан). Они имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными барабанными механизмами: постоянные тяговое усилие и скорость движения троса, не зависящие от длины размотанного троса, правильная его укладка без нагрузки, возможность применения троса большой длины.

ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНОЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ

Следующим существенным фактором, способствовавшим расширению возможностей БРЭМ, стала установка на ней подъемного крана большой грузоподъемности, который обеспечивает демонтаж и монтаж на место тяжелого узла из поврежденного танка (например, целый силовой блок, башню с вооружением). Он позволяет даже приподнять часть боевой машины, чтобы проводить работы на корпусе или агрегате, создает существенное преимущество при выполнении ремонта в полевых условиях. Самым простым решением являлась установка подъемного крана вместо вооружения на башне танка. На эвакуационной машине Т-2 (М31), созданной американцами в годы Второй мировой войны на базе среднего танка МЗ, именно так и было сделано. Это обеспечивало крану-стреле поворот на 360°, а оператору хороший обзор. Но конструкция оказалась очень громоздкой, поэтому все последующие модели, создаваемые на основе танка М4 «Шерман», оснащались А-образным краном-стрелой, устанавливаемым в передней части, который не поворачивался вокруг вертикальной оси. Такой подход сохранялся в различных образцах послевоенного периода вплоть до БРЭМ М32В4 (на базе танка М4А4), а затем вновь был реализован при разработке БРЭМ М88.

С середины 1950-х годов в СВ США для обеспечения действий 50-т танков М47 и М48 стали использовать БРЭМ М51. Спереди на ней устанавливалась лебедка, а за отделением для экипажа - неповоротный подъемный кран со стрелой, направленной назад. В конце того же десятилетия фирма «Пасифик кар энд фаундри» разработала семейство самоходных артиллерийских пушек и гаубиц М107, М109 и М110. В начале 1960-х для их технического обслуживания и ремонта была создана БРЭМ М578 (на базе шасси Т-249, созданного на основе М107/М110) с башней, похожей на кабину обычного заводского крана. Машина была оборудована стрелой грузоподъемностью 13,6 тс. Эта конструкция, установленная высоко на башне, где к тому же было рабочее место крановщика-оператора, создавала серьезные проблемы. Возросла возможность опрокидывания БРЭМ при подъеме тяжелых грузов, увеличение ее размеров усложнило задачу защиты экипажа при действиях в боевых условиях. Тем не менее до середины 80-х годов было выпущено свыше 2 000 таких машин. М578 была оборудована лебедкой с горизонтальным барабаном (трос длиной 70 м), имеющей максимальное тяговое усилие 27,5 тс, и сошником в кормовой части.

Этапы совершенствования БРЭМ хорошо прослеживаются на примере разработки фирмой «Виккерс» ремонтно-эвакуационной машины для СВ Великобритании. Модель Mkl была изготовлена на базе танка «Центурион», с которого сняли башню и установили лебедку. Затем появилась следующая модификация - Мк2. Ее масса составляла около 50 т, бензиновый двигатель развивал мощность 650 л. с. Построенная в начале 1950-х годов, эта БРЭМ, как отмечают западные военные специалисты, считается одной из первых специально созданных машин такого назначения. Механик-водитель размещался спереди внизу, в центре корпуса предусматривалось отделение еще для трех членов экипажа. Там же находилась и лебедка с электрическим приводом мощностью 160 л. с, которая развивала тяговое усилие 31,6 тс, ас применением подвесного блока оно достигало почти 92 тс. Длина троса составляла 140 м. В кормовой части корпуса крепился сошник. На БРЭМ Мк2 устанавливался подъемный кран с А-образной стрелой, рабочее усилие на крюке которого достигало 10,2 тс. Данная машина находилась на вооружении армий многих стран, а в некоторых СВ имеется и в настоящее время.

В 1980-х годах фирма «Виккерс дефенс системз» предложила новую концепцию БРЭМ, получившую наименование MARRS (Modular Armoured Repair and Recovery System - модульная бронированная ремонтно-эвакуационная машина). Такие машины предназначались в первую очередь для СВ тех армий, командование которых планировало использовать без значительной переделки корпуса устаревших танков в качестве базы для эвакуационных машин. В рамках программы MARRS были разработаны бульдозерный отвал (использовался и как сошник) и башня с краном. Последнюю без существенных доработок можно установить взамен башни на танках М47, М48, М60, Ml, «Центурион», Т-54/-55/-62, Т-59/ -69. В БРЭМ размещаются три-четыре человека. Ее броня защищает от пуль калибра до 12,7 мм и осколков снарядов. Вращение башни на 360° обеспечивалось за счет гидравлического привода. Грузоподъемность установленной на ней стрелы составляет 25 тс. Привод к бульдозерному отвалу также гидравлический (подобный привод уже предлагался израильскими специалистами для управления бульдозером на переоборудуемых танках Т-54). Его насосы работают от электросети напряжением 24 в. На машине предусматривалось установить две лебедки: основная обеспечивала тяговое усилие 50 тс (с полиспастами - до 100 тс), вспомогательная предназначалась для разматывания 120-м троса основной лебедки. Вспомогательный дизельный двигатель мощностью 170 л. с. обеспечивал работу гидравлических систем и электрооборудования. Однако данный проект широкого распространения не получил, так как не вызвал большого интереса у предполагаемых заказчиков.

Хотя основополагающие требования к конструкции и компоновке ремонтно-эвакуационных машин, учитываемые разработчиками в разных странах, практически одинаковы, однако есть и некоторые различия. Подход западноевропейских специалистов состоит в том, что БРЭМ по устройству и эксплуатационным характеристикам должны быть в максимально возможной степени близки к боевым машинам, для обеспечения действий которых они создаются. В вооруженных силах США, несмотря на смену поколений боевой техники, стремятся сохранить на вооружении БРЭМ, созданные десятилетия назад, периодически подвергая их модернизации. Показательным в этом смысле является такой пример. На американских машинах данного типа стрела крана имеет А-образную форму и перемещается только в вертикальной плоскости, в то время как на всех современных европейских она поворотная. В современных конструкциях БРЭМ вращающийся подъемный кран обычно монтируется ближе к борту на крыше корпуса и управляется крановщиком, находящимся внутри машины. В походном положении стрела крана стопорится в правой задней части крыши корпуса (на образцах, построенных на базе советских танков, - в левой).

Для создания БРЭМ обычно используют шасси основного боевого танка, при этом вместо крыши корпуса и башни устанавливают коробчатую бронированную конструкцию с более высокой передней частью для размещения экипажа. Механик-водитель и командир (его рабочее место или рядом, или несколько выше) находятся впереди, а за ними располагаются два-три специалиста (сборщик-регулировщик, такелажник, сварщик). В этом же отделении предусмотрены места для экипажа ремонтируемой машины. На крыше БРЭМ монтируют люки, перископы для механика-водителя и командира, вращающиеся башенки со смотровыми приборами членов экипажа. В машине имеются средства связи и навигации, а также система противопожарного оборудования. Посадка экипажа производится через двери на борту корпуса. Обычно отделение для экипажа оборудуется фильтровентиляционной установкой.

Двигатель с его системами и трансмиссия размещаются в кормовой части БРЭМ, а основные агрегаты гидравлических систем - в центральной. С целью повышения живучести машины оба отделения разделяются перегородкой. Отбор мощности для гидравлических приводов осуществляется от основного двигателя. Гидроприводы обеспечивают работу лебедок, грузоподъемных устройств, сошника и бульдозерного отвала. Чтобы гидравлика могла функционировать длительное время, предусмотрены специальные системы охлаждения жидкости.

Оборудование конкретной марки БРЭМ зависит от производственных и экономических возможностей страны, производящей или закупающей такую технику. Как правило, она оснащается основной тяговой лебедкой (иногда и вспомогательной), подъемным краном, сцепными, буксирными и вспомогательными грузоподъемными устройствами (блоки, тали, домкраты, тросы, цепи и т. д.). На машине имеются сошник-бульдозер, грузовая платформа, комплекты демонтажно-монтажного и шанцевого инструмента, газо- и электросварочное оборудование, средства для диагностики состояния боевой техники, устройство для зарядки аккумуляторных батарей, а также средства связи, наблюдения, навигационная аппаратура, вооружение (7,62- и 12,7-мм пулеметы), пусковые установки (аппаратура) для постановки дымовых завес. На БРЭМ предусмотрено наличие запасных частей, узлов и материалов для ремонта, а в ряде случаев грузовая платформа позволяет перевозить даже силовой блок танка. Еще одна важная функция, которую выполняют эти машины, - заправка или слив топлива из поврежденной техники. С этой целью топливные баки БРЭМ имеют примерно на 50 проц. большую вместимость, чем у стандартных машин. Оптимальным вариантом экипажа считается пять человек, в том числе три квалифицированных ремонтника для выполнения сложных работ.

Ниже приводится описание основных бронированных ремонтно-эвакуационных машин, выпускаемых в зарубежных странах.

Созданная в США БРЭМ М88 получила широкое распространение (в первую очередь в армиях, на вооружении которых не состоят машины бывшего советского производства). Ее прототипы появились в 1955 году, а в 1959-м под обозначением Т-88 она стала поступать в американские сухопутные войска. Крупносерийное производство началось в 1961 году на фирме BMY в г. Йорк (штат Пенсильвания), где менее чем за четыре года было выпущено свыше 1 000 таких машин.

В первом варианте базовой платформой служил танк М48А2. На нижнюю часть его корпуса, изготовленную из литой брони, устанавливалась надстройка из броневых листов, образующих отделение для экипажа из четырех человек. Над механиком-водителем и командиром располагались большие башенки. 12-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения развивал мощность 825 л. с, а общая масса машины достигала 50 т.

Специальное оборудование включало: подъемный кран грузоподъемностью 18,4 тс, установленный спереди справа; механическую лебедку с максимальным тяговым усилием 45,9 тс; вспомогательную лебедку, смонтированную вместе с гидравлической системой в отделении в центре машины между отделением для экипажа и моторным отделением. Спереди установлен сошник-бульдозер.

В 1975 году фирма BMY приступила к выпуску новой БРЭМ, которой присвоили индекс М88А1 (масса 51 т). Эта машина состоит на вооружении и в настоящее время. На ней вместо карбюраторного установлен экономичный дизельный двигатель мощностью 750 л. с, такой же как на танке М60. Лебедка развивает усилие 41,8 тс. Из-за измененных передаточных чисел коробки передач максимальная скорость снижена до 42 км/ч, при этом улучшились показатели, влияющие на буксирование.

По сравнению с предыдущей, данная модель имеет более совершенное ремонтно-эвакуационное оборудование. Грузоподъемность крана увеличена более чем на 4,5 тс и составляет 23 тс при опоре корпуса на сошник и 18,4 тс при заблокированной подвеске. Трос лебедки барабанного типа имеет длину 61 м. Вспомогательный дизельный двигатель мощностью 11 л. с. обеспечивает работу оборудования независимо от функционирования главных гидравлических систем. От него мощность также подается на топливоперекачивающий насос для заправки восстановленной БМ или забора топлива из машины, не подлежащей ремонту. Вместимость основных топливных баков БРЭМ 1 500 л.

В начале 1980-х был принят на вооружение танк Ml «Абраме». В тот период американские военные эксперты посчитали, что нет необходимости создавать новую БРЭМ или модернизировать имеющуюся. Поэтому выпуск М88А1 завершился лишь в 1989 году. Всего к тому времени было построено около 3 500 машин М88 и М88А1. Тем не менее в 1984-1985 годах фирма BMY разработала демонстрационный образец М88АХ, специально предназначенный для обеспечения танков типа Ml. Ее конструкторы надеялись, что он вызовет интерес у специалистов бронетанкового и автотракторного управления СВ США. В 1987 году в рамках программы усовершенствования продукции PIP (Product Improvement Program) командование СВ заказало пять опытных образцов М88АХ, получивших обозначение М88А1Е1, для испытаний и оценки, которые продолжались до 1994 года. Затем было построено еще несколько опытных экземпляров, и к 1996 году их насчитывалось 13. В 1997 году командование СВ все же выдало первые заказы на данную модель, которая получила обозначение М88А2 «ГЕРКУЛЕС» (HERCULES -Heavy Equipment Recovery Combat Utility Lift and Evacuation System - система для эвакуации и ремонта тяжелой боевой техники общего назначения).

БРЭМ М88А2 имеет преимущества перед предыдущей моделью. Она оснащена более мощным двигателем, обеспечивающим максимальную скорость 42 км/ч, и трансмиссией с лучшими характеристиками, не снижающими способность к буксировке, имеет усиленное бронирование, обеспечивающее защиту от 30-мм снарядов. К положительным факторам можно отнести еще наличие усовершенствованной А-образной кран-стрелы грузоподъемностью при опоре на сошник 32,6 тс, (высота подъема груза 6,9 м при вылете стрелы 2,4 м), а также лебедки с тяговым усилием 64,8 тс и тросом длиной 85 м. Остальное оборудование и приспособления аналогичны имеющимся на других моделях этого класса.

Несмотря на отрицательные моменты, выявленные во время войны в зоне Персидского залива, руководство СВ не сочло нужным (возможно, по финансовым соображениям) проводить широкую модернизацию парка БРЭМ, которые были бы способны выполнять задачи технического обеспечения танков Ml «Абраме», действуя в боевых порядках. Как отмечается в западной военной печати, американских специалистов, видимо, удовлетворяет машина, созданная на основе концепций 1950-х годов (в частности, это относится к неподвижной кран-стреле), но в то же время прошедшая ряд модернизаций за истекшие полвека.

Кроме производства БРЭМ М88А2 в самих Соединенных Штатах СВ заключили контракт с египетским танкостроительным заводом на сборку 50 таких машин из комплектующих, поставляемых США.

После того как командование С В объявило о возможной закупке современной БРЭМ, в 1998 году фирмой GDLS на базе танка М1А1 «Абраме» был создан прототип такой машины, получивший обозначение ARV. При этом ходовая часть (существенный для БРЭМ элемент) осталась без каких-либо изменений. На этой машине установлено специальное оборудование - то же, что и на французской БРЭМ «Леклерк» (по программе DNG/DCL) и южнокорейской К1 (оно было разработано немецкой фирмой «МаК систем» для ее БРЭМ «Буффел»). Подъемный кран может поворачиваться на 270° и имеет максимальную грузоподъемность 35,7 тс. Он позволяет заменить силовую установку собственной БРЭМ, используя мощность вспомогательного двигателя. Лебедка типа кабестан оснащена тросом длиной 120 м и обеспечивает максимальное тяговое усилие 46 тс, а вспомогательная - соответственно 200 м и 2,3 тс. Привод у обеих гидравлический. Отделение для экипажа имеет тот же уровень броневой защиты (толщина брони около 30 мм), что и у БРЭМ М88А2, и оборудовано системой кондиционирования воздуха и обогревателями. Предусмотрена фильтровентиляционная установка. В настоящее время эта машина не принята на вооружение сухопутных войск США, но в перспективе, по мнению западных специалистов, это возможно. Такие машины поставлялись на экспорт.

Кроме БРЭМ М88А1 в сухопутных войсках используются легкие ремонтно-эвакуационные машины, созданные на базе гусеничных и колесных БТР. Например, гусеничная М578 построена в 1962 году на основе унифицированного шасси Т249 и предназначена для эвакуации машин массой до 25 т (максимальное тяговое усилие лебедки 27 тс). Базой для плавающей авиатранспортабельной БРЭМТУ1806А1 служит БТР Ml 13A2. Для корпуса морской пехоты на базе плавающего БТР AAVR-7A1 разработана БРЭМ AAVR-7A1, которая способна эвакуировать и восстанавливать БМ массой до 30 т.

В Германии вскоре после создания танка «Леопард-1» на фирме «Порше» начались работы над БРЭМ BPz-2 Bergepanzer. Машина должна была соответствовать техническим требованиям, сформулированным в 1962 году, которые определяли максимальное использование в ней узлов и агрегатов танка (в итоге около 75 проц. - взаимозаменяемые). Различные компании к 1964 году создали опытные образцы. По итогам конкурсных испытаний победу одержала фирма «МаК систем» (г. Киль). В 1966 году она приступила к серийному производству БРЭМ для бундесвера. С 1978 года началась поставка усовершенствованного варианта BPz-2A2 «Стандарт». Всего было выпущено более 800 машин, в том числе приблизительно 550 для СВ Германии, а остальные для армий стран - покупателей танков «Леопард». В ряде случаев организовывалось совместное производство данных машин, например, для С В Италии.

В БРЭМ принята традиционная компоновка, когда отделение для экипажа (четыре человека) расположено в передней части корпуса. Механик-водитель находится спереди слева, а командир - в центре. Регулируемые перископические смотровые приборы выведены на крышу отделения. В походном положении отвал бульдозера стопорится механически. Подъемный кран расположен справа на поворотной платформе. Первоначально грузоподъемность в переднем секторе (90°) составляла 20,4 тс, а в остальных направлениях- 16,3 тс.

В кормовой части корпуса BPz-2A2 «Стандарт» стали устанавливать сошник с гидравлическим приводом. Он используется также как упор, что позволяет повысить грузоподъемность крана. Сошник снабжен гидроприводом и установлен на полноповоротной опоре, что выгодно отличает его от подобных механизмов других ремонтно-эвакуационных машин. Расположенная под полом отделения для экипажа (по центру) лебедка имеет барабан большого диаметра (обеспечены две скорости его вращения) и развивает тяговое усилие 35,7 тс. Предусмотрено наличие гидравлического механизма для натяжения троса при его намотке без нагрузки. В задней части корпуса на плоском основании смонтирован силовой блок, и там же находится топливоперекачивающий насос для заправки (забора топлива) поврежденных машин. С помощью монтируемого оборудования для подводного вождения (воздухозаборная труба крепится на люке командира) БРЭМ BPz-2A2 способна преодолевать водные преграды глубиной до 4 м.

После принятия на вооружение бундесвера танка «Леопард-2» стало очевидным, что нужна БРЭМ, которая может полностью обеспечивать его применение. Мощность двигателя BPz-2A2 была недостаточной для буксирования тяжелой техники типа данного танка в сложных условиях местности, особенно на подъемах, лебедка не развивала нужного усилия для вытаскивания 60-т машин, кран не обеспечивал во всех случаях демонтаж 20-т башни. Разработка новой ремонтно-эвакуационной машины на фирме «МаК систем» началась в 1977 году, и к 1987-му были построены три прототипа. По результатам заводских и войсковых испытаний в 1990 году подписан контракт на 100 БРЭМ BPz-З «Буффел» (75 - для Германии и 25 - для Нидерландов). Из них 55 строились на заводе фирмы «МаК систем» и 45 - в объединении «Краусс-Маффей». С принятием на вооружение танка «Леопард-2» другими странами последние также стали закупать БРЭМ BPz-З «Буффел». Например, в 1999 году Швеция заключила контракт на партию из 10 (с возможным увеличением до 14) БРЭМ BPz-З (получили наименование BgBv-120) с поставкой в течение 2002-2003 годов. Швейцария заказала 25 таких машин (начнут поступать в войска с 2005 года). Подобные заказы сделали и другие государства.

Конструкция корпуса и внутренняя компоновка БРЭМ BPz-З «Буффел» такие же, как у BPz-2. По мнению германских инженеров, основное оборудование, отвечающее современным требованиям сухопутных сил ФРГ, включает следующее. Гидравлический подъемный поворотный на 270° кран с изменяемым вылетом стрелы для предупреждения перегрузки оборудован электронным блоком регулирования нагрузки, учитывающим угол и высоту подъема стрелы, и боковой крен. Его грузоподъемность достигает 30 тс, он способен поднять башню танка или силовой блок, при этом допускается поворот стрелы на 90° относительно продольной оси. Стрела поднимается на высоту 7,9 м, ее максимальный вылет вперед составляет 4,7 м, вправо - 5,9 м.

Основная лебедка TR650/3 фирмы «Ротцлер» представляет собой двойной кабестан с максимальным тяговым усилием 35,7 тс и тросом длиной 160 м. Она установлена спереди, при этом направляющий механизм троса устроен так, что предотвращает зацепление троса за выступающие части корпуса при работе. Вспомогательная лебедка HZ 010/1-8 той же фирмы имеет трос длиной 280 м. Предусмотрено оснащение БРЭМ системой блокировки подвески, а также широкозахватным сошником-бульдозером. Система быстрой установки и снятия жесткой сцепки позволяет устанавливать жесткий буксир на поврежденной машине под огнем противника или на зараженной местности без выхода экипажа из БРЭМ. Узлы ходовой части обеспечивают буксировку боевых машин массой до 61 т по дороге или пересечен-I ной местности, включая подъемы до 22° и боковые склоны. На грузовой платформе над моторным отделением можно перевозить запасные части, вплоть до силового блока.

На БРЭМ имеется разнообразное ремонтно-эвакуационное оборудование и оснастка: инструмент, съемники, блоки, крюки, сцепки, тросы, оборудование для электросварки и резки металлов, приспособления для заправки и т. д. Броневые листы отделения для экипажа обеспечивают защиту от снарядов калибра 20 мм. Оно обогревается, здесь установлены кондиционер воздуха, системы защиты от ОМП и ППО. Машина вооружена 7,62-мм пулеметом (стрельба ведется из БРЭМ) и 16 дымовыми гранатометами.

В Великобритании ремонтно-эвакуационные машины создавались то же в основном на подвижной базе танков. Так, основой для первых БРЭМ послужил танк «Центурион», затем на смену ему пришли «Чифтен» и «Челленджер».

В 1964 году министерство обороны страны разработало требования, в соответствии с которыми в 1971-м была построена опытная БРЭМ FV4204 «Чифтен» (полная масса 56,6 т). После долгих испытаний и усовершенствований она была принята на вооружение в 1976 году. Одно из ее отличий состоит в том, что для повышения защищенности броневые листы корпуса наклонены под значительным углом. Место механика-водителя (он же оператор лебедки) находится спереди слева, а тяговая лебедка - справа. Командир и два-три механика размещаются в центральной части машины. Обитаемое отделение оборудовано фильтровентиляционной установкой и системой ППО.

ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНОЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ

ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНОЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ

На крыше корпуса смонтирована бронированная башенка, позволяющая с помощью смотровых приборов вести круговое наблюдение. На башенке установлены 7,62-мм зенитный пулемет и прожектор.

Основная лебедка - кабестан с электрогидравлическим приводом - развивает тяговое усилие до 30,6 тс, длина троса 122 м. Вспомогательная лебедка такого же типа. Мощность на оба агрегата поступает от основного двигателя через механизм ее отбора. Важной особенностью основной лебедки является то, что она позволяет изменять направление тягового усилия в горизонтальной плоскости на 90° в обе стороны от продольной оси. В передней части машины установлено бульдозерное оборудование, которое используется и как сошник. Его конструкция позволяет выдерживать усилие на тросе лебедки 91,8 тс. На БРЭМ предусмотрен необходимый комплект инструмента и принадлежностей. В 1983 году несколько БРЭМ подверглось модернизации (базой послужил танк «Чифтен» Мк.2). В ходе работ на них был установлен кран «Атлас» грузоподъемностью 30,5 тс (максимальный вылет стрелы 3,6 м).

После того как на вооружение приняли новую ремонтно-эвакуационной машину «Челленджер», БРЭМ «Чифтен» были переданы в артиллерийские (для обеспечения действий самоходных гаубиц AS90) и инженерные подразделения. Всего фирмой «Виккерс» построено около 300 БРЭМ «Чифтен», из которых свыше 70 поставлены в Иран и Иорданию.

Компания «Виккерс» занималась также разработкой БРЭМ «Челленджер», которой присвоили обозначение «Челленджер» CR. Контракт, подписанный в 1985 году, предусматривал строительство 30 машин. Шесть первых опытных образцов данной техники вышли с завода в 1987 году, а серийное производство началось в 1989-м. Для СВ Великобритании построили 81 БРЭМ «Челленджер» CR. По пять машин были переданы танковым полкам - по одной в танковые батальоны (всего четыре) и пятую - в инженерное подразделение. Кроме того, четыре БРЭМ были поставлены в Оман, при этом их доработали с учетом климатических условий эксплуатации (например, если температура окружающего воздуха превышала 50 °С, автоматически снижалась мощность двигателя).

Ходовая часть и многие системы CR такие же, как у танка «Челленджер», за исключением трансмиссии TN54 с автоматической коробкой передач. Она отличается тем, что ее автоматическая цифровая система управления объединена с системой управления двигателем. Передний броневой лист надстройки установлен почти вертикально. Трос лебедки при разматывании проходит практически в плоскости расположения механика-водителя, что делает более удобным проведение такелажных работ. В центральной части броневой надстройки находятся сиденья для командира, трех ремонтников из экипажа и еще два места для экипажа ремонтируемой машины. Это отделение оснащено стандартным набором систем, обеспечивающих живучесть машины, а также средствами, создающими комфортные условия для работы экипажа, включая биотуалет.

62-т БРЭМ CR способна буксировать поврежденную машину массой 68 т со скоростью до 30 км/ч по грунтовой дороге. Установленная спереди основная лебедка (кабестан) TR2000 фирмы «Ротцлер» с гидравлическим приводом обеспечивает максимальное тяговое усилие 52 тс. Длина троса 190 м. Для равномерной намотки и сматывания его с барабана предусмотрен натяжной механизм со своим приводом. Вспомогательная лебедка (кабестан) с тяговым усилием 1,5 тс также размещена спереди. Обоими механизмами управляет механик-водитель. Бульдозерный отвал используется для землеройных работ и как сошник. Одно из отличий БРЭМ CR от других подобных средств заключается в том, что подъемный кран «Атлас» установлен в центральной части машины на крыше. Благодаря этому упрощается выполнение различных монтажно-демонтажных работ, а грузоподъемность крана 6,6 тс позволяет ему поднять и установить силовой блок танка «Челленджер».

Последующая модификация БРЭМ CR получила обозначение HARRV (от английских слов Heavy Armoured Repair and Recovery Vehicle - тяжелая бронированная ремонтно-эвакуационная машина). Предполагается, что данную машину можно будет использовать для решения более разнообразных тактических задач. Министерство обороны Великобритании планировало закупить около 30 таких машин в 2003 году.

В СВ Великобритании для эвакуации' легкой и средней техники используются также БРЭМ FV434, созданная на базе БТР FV432, MRRV «Уорриор» - на шасси БМП «Уорриор» и FV106 «Самсон» (плавающая) - на базе легкого разведывательного танка FV101 «Скорпион»

Окончание следует

«Зарубежное военное обозрение» № 6. 2004г. (стр.36-40)

ЗАРУБЕЖНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ РЕМОНТНО-ЭВУКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ-2

Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2004. - № 5. - С. 30-41,

Полковник В. НЕСТЁРКИН

В первой части статьи «Зарубежные бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе танков», опубликованной в нашем журнале (№ 5 за 2004 год), были освещены такие вопросы, как предназначение БРЭМ, требования к ним и этапы их совершенствования, соотношение между количеством боевых и ремонтно-эвакуационных машин, а также приведены характеристики основного оборудования БРЭМ, дано описание наиболее распространенных ремонтно-эвакуационных машин, выпускаемых в США, Германии и Великобритании. В том же номере журнала помещены «Справочные данные», в которых содержатся тактико-технические характеристики основных БРЭМ зарубежных стран. Ниже рассматриваются БРЭМ других государств.

Во Франции в конце 1950-х годов был создан танк АМХ-30. Для обеспечения его действий фирма GIAT в 1967 году разработала БРЭМ AMX-30D (Depanneur - ремонтировать), производство которой началось в 1975-м. В сухопутных войсках страны (закупили более 130 машин) она стала основной.

Место механика-водителя находится в передней части бронированной надстройки и оборудовано тремя перископическими приборами наблюдения. Позади него расположен командир, над которым башенка с десятью приборами наблюдения. В экипаж входят еще два ремонтника.

На машине смонтировано бульдозерное оборудование, используемое для землеройных работ и в качестве сошника при подтягивании застрявшей или неисправной техники и упора при подъеме груза. Стреловой кран имеет грузоподъемность 12,2 тс, которая в последующей модификации (AMX-30DI) увеличена до 15,3 тс. Основная (есть и вспомогательная) лебедка барабанного типа с механическим приводом находится в центральной части машины. Движущийся кабель проходит над наклонной броневой плитой корпуса. Ее максимальное тяговое усилие 35,7 тс, длина троса 90 м. Предусмотрен механизм блокировки при перегрузке. В задней части корпуса оборудована платформа для перевозки запасных частей, вплоть до силового блока. Перед преодолением водной преграды глубиной до 4 м устанавливается воздухопитающая труба. БРЭМ AMX-30D еще находится в бронетанковых и механизированных подразделениях, которые вооружены 40-т танками АМХ-ЗОВ. Ее также поставляли в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Если требовали условия эксплуатации, над верхней частью гусеничной ленты монтировали защищающие от песка щитки, а мощность двигателя снижали до 600 л. с.

Поскольку AMX-30D .не рассчитана на обеспечение действий 5 5-т ОБТ «Леклерк», потребовалось создать более мощную БРЭМ. Ее разработка проводилась фирмой GIAT (при участии немецкой «Крупп - МаК») в рамках программы, названной DNG (Depannage Nouvelle Generation, известной больше как DCL - Depanneur Chars LECLERC). Дополнительным стимулом для ускорения работ послужило то, что командование СВ ОАЭ в 1993 году выдало заказ на 46 таких машин, в то время как СВ Франции планировали закупить всего около 30 единиц (по одной для танкового батальона). Примерно половина из них к настоящему времени уже поставлена.

Машины по программе DNG/DCL (БРЭМ «Леклерк») выпускаются с несколько удлиненным корпусом танка «Леклерк» и имеют семь опорных катков (у танка их шесть). При работающем подъемном кране подвеска задних опорных катков может блокироваться. Отделение для трех членов экипажа оснащено системой защиты от ОМП, а противопожарное оборудование имеется во всех отделениях. На машине устанавливается также 80-мм многоцелевая гранатометная установка GALIX.

Специальное оборудование для БРЭМ «Леклерк» поступает с заводов компании «МаК систем». Оно аналогично оснастке немецкой машине «Буффел». Вместо устанавливаемого спереди навесного бульдозерного отвала можно закрепить комплект для траления мин фирмы GIAT. В него входит трал ножевого типа фирмы «Пирсон», ширина которого такая же, как у машины, а также система для обозначения разминированной полосы («чистая полоса») либо взрывной комплект разминирования PROMIT, пусковая установка которого монтируется в кормовой части корпуса.

В БРЭМ, поставляемой в ОАЭ, устанавливается тот же силовой блок германской разработки, что и в экспортном танке «Леклерк» (Euro Powerpack), который включает V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель MTU883 мощностью 1 500 л. с. и автоматическую трансмиссию HSWL295TM фирмы «Ренк».

Что касается танков «Леклерк» для СВ Франции, то они в основном оснащены дизельным двигателем V8-X мощностью 1 500 л. с. фирмы «Хайпербар» с автоматической трансмиссией SESM ESM 500. Тем не менее по разным причинам французские специалисты устанавливают силовой блок Euro Powerpack на БРЭМ «Леклерк» (по программе DNG/DCL) и на машинах, предназначенных для своих СВ. Как они сами отмечают, с точки зрения стандартизации это усложняет техническое обслуживание, но создает некоторые преимущества для их производства и в военно-политическом плане.

В СВ Франции имеются также БРЭМ AMX-13D (на базе легкого танка АМХ-13 «Тюррен»), АМХ-ЮЕСН (на шасси БМП АМХ-10Р), VAB-ECH (на основе колесного БТР VAB, колесная формула 6 х 6), МЗ VAT (на базе колесного БТР МЗ, 4 х 4).

В Испании в конце 1980-х была разработана и построена БРЭМ M47E2R на базе усовершенствованного танкового шасси М47Е2 (его основа - модифицированный американский танк М47), которая, по мнению испанских инженеров, соответствовала тактико-техническим требованиям того времени. Специальное оборудование включало бульдозерный отвал, лебедку и кран-стрелу грузоподъемностью, достаточной для выполнения всех ремонтно-эвакуационных работ. Лебедка была способна создавать усилие 35 тс, а с системой блоков (полиспастов) - 70 тс. Планировалось, что в данную БРЭМ будет переоборудовано около 50 танков М47. Но машина была создана в единственном экземпляре и по ряду причин в серийное производство не пошла.

Затем был проведен конкурс на создание БРЭМ для СВ. По его результатам в 1994 году фирме GAMESA был выдан контракт на строительство 22 ремонтно-эвакуационных машин, получивших обозначение M47VR (1996 году была поставлена последняя из заказанных). На БРЭМ установлен тот же силовой блок, что и на базовом танке. Дизельный двигатель развивает мощность 760 л. с. Основное оборудование включает гидравлический кран грузоподъемностью 5,6 тс, размещенную внутри корпуса лебедку с тяговым усилием до 35 тс, а с приспособлениями до 70 тс. Длина троса лебедки 120 м, диаметр 33 мм. Установленный спереди бульдозер-сошник, который используется также как опора для разгрузки подвески при работе крана и лебедки, позволяет поднять переднюю часть машины на 300 мм. Предусмотрен вспомогательный гидронасос с электрическим приводом, с помощью которого кран, бульдозерный отвал и лебедка могут переводиться из рабочего положения в походное. Имеется также аппаратура для резки и сварки металлов. На грузовой платформе можно перевозить силовой блок ОБТ типа М60. По сообщениям зарубежной военной печати,

БРЭМ M47VR способна обеспечивать действия не только танков М48, М60, но и «Леопард-2 А4», состоящих на вооружении испанских СВ. Экипаж БРЭМ четыре человека, боевая масса 48,5 т, вооружение - 12,7- и 7,62-мм пулеметы, две четырех -ствольные пусковые установки для 76-мм дымовых гранат.

В СВ имеются также БРЭМ на базе колесного БТР BMR (6 х 6) и ремонтно-эвакуационные средства зарубежного производства.

В Италии компания «ОТО Мелара» построила БРЭМ ОГ40 для технического обеспечения ОБТ OF40, которые выпускаются этой же фирмой для Объединенных Арабских Эмиратов. Экипаж машины четыре человека. Гидравлический кран (грузоподъемность 18 тс, при максимальном вылете стрелы - 5 тс) находится в левой передней части корпуса, бульдозерный отвал и лебедка (тяговое усилие 36 тс, трос длиной 80 м) расположены спереди. В кормовой части корпуса сверху имеется грузовая площадка, позволяющая перевозить силовой блок ОБТ.

Шведская БРЭМ PGBV-82 служит для обеспечения действий танков STRV-103 и гусеничных БТР PBV-302, на основе которого она и разработана. С ее помощью выполняются также некоторые инженерные работы. Масса и габаритные размеры БРЭМ несколько большие (увеличено количество опорных катков), а проходимость и защищенность соответствуют базовому образцу. БРЭМ оснащена двумя лебедками, двумя сошниками в кормовой части и навесным бульдозерным оборудованием (все имеют гидравлический привод) и краном. Машина плавающая, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, которые сверху прикрыты специальными кожухами для повышения скорости. Основное вооружение - 20-мм пушка, установленная во вращающейся башенке, там же находится гранатомет для постановки дымовых завес (восемь стволов). Из пушки можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

В Швейцарии на основе ОБТ Pz61 разработана БРЭМ Pz65. Ее двигатель, трансмиссия и ходовая часть такие же, как у базового шасси. На БРЭМ установлены две лебедки (основная двухступенчатая, с плавным регулированием скорости). Спереди имеется бульдозерное оборудование. Подъемный кран позволяет производить замену агрегатов восстанавливаемых машин.

БРЭМ типа «653» китайского производства построена на базе танка типа «69». Находится на вооружении танковых и мотопехотных подразделений сухопутных войск. Она принципиально отличается от ранней модели - тип «59», которая использовалась только как трактор для буксирования техники. Масса данной машины 38 т. В передней части корпуса смонтирован поворотный (на 360°) кран со стрелой телескопического типа, которая позволяет поднимать груз на высоту до 6 м. Его грузоподъемность 10 тс, а привод гидравлический. Основная лебедка (имеется и вспомогательная) способна развивать усилие до 70 тс, длина троса 130 м, скорость его движения при наматывании на барабан и разматывании без нагрузки 28-30 м/мин, а при нагрузке 7 м/мин. Оба механизма размещены внутри корпуса. Бульдозерный отвал (используется и как сошник) находится спереди. Он управляется двумя гидравлическими цилиндрами, между которыми расположены направляющие устройства троса лебедки. На крыше бронированной надстройки предусмотрены два круглых люка, на которых можно смонтировать 12,7- и 7,62-мм пулеметы. Для постановки дымовой завесы предусмотрена система дымопуска. Выпуск дыма направлен в сторону кормы. Для буксирования техники на жесткой сцепке в состав штатного оборудования входит соответствующее приспособление, которое на марше крепится на борту. Экипаж машины состоит из пяти человек, при этом место механика-водителя находится спереди слева и несколько приподнято по сравнению с его положением в танке. Данные БРЭМ поставлялись в армии ряда стран Юго-Восточной Азии, включая Пакистан, Бангладеш, Таиланд.

БРЭМ типа «653А» (масса 40 т) в целом аналогична машине предыдущей модели, но на ней установлено более мощное оборудование, значительно расширяющее возможности по эвакуации и ремонту. Как указывается в китайской военной печати, машина предназначена главным образом для обеспечения действий 155-мм самоходных гаубиц PLZ-45. Максимальная грузоподъемность крана увеличена в 2 раза и составляет 20 тс. Трос основной лебедки имеет также большую длину - 160 м. Жесткая сцепка допускает буксирование машин массой до 40 т. Западные военные эксперты считают, что в связи с поступлением на вооружение в сухопутные войска новых танков типов «80», «85» и «98» в Китае ведется разработка БРЭМ на их базе. Небольшое количество БРЭМ «653А» поставлено в Кувейт.

В Японии в 1978 году создана БРЭМ типа «78». В качестве базы использовано шасси танка типа «74». БРЭМ похожа на французскую БРЭМ AMX-30D и немецкую BPz-2A2. Механик-водитель находится в левой части машины. В передней части корпуса установлен бульдозерный отвал, лебедка размещена тоже спереди (слева), а поворотный на 270° кран расположен справа (его грузоподъемность 20 тс). Лебедка развивает тяговое усилие 38 тс, имеет трос длиной 60 м, скорость его намотки 15 м/мин. Приводы на лебедку и кран гидравлические. При перемотке троса без нагрузки его натяжение выравнивается специальным устройством.

БРЭМ типа «90» построена в 1992 году на основе ОБТ типа «90». Грузоподъемность крана 25 тс, что обеспечивает выполнение всех монтажно-демонтажных работ на объектах бронетанковой техники. Тяговое усилие лебедки 50 тс. Имеется бульдозерный отвал. Привод основного оборудования гидравлический. Машина вооружена 12,7-мм пулеметом и восемью пусковыми установками дымовых гранат.

На вооружении СВ Индии состоит БРЭМ «Виджаянта» (масса около 40 т), основой которой является модернизированный ОБТ с тем же названием. Двигатель мощностью 535 л. с. и ходовая часть БРЭМ остались прежними. Башня танка снята, а вместо нее смонтирована бронированная надстройка с подъемным краном. Его стрела представляет собой А-образную конструкцию и размещена спереди. Тяговая лебедка установлена внутри корпуса, сошник расположен в кормовой части машины. В последние годы для замены БРЭМ «Виджаянта» стали поступать ZTS VT-72B (уже поставлено 77 единиц) словацкого производства и около 100 единиц WZT-3 из Польши, поставки которых продолжаются. Данные машины отличаются более мощным двигателем (838 л. с.). Они предназначаются для обеспечения действий современного ОБТ «Арджун», масса которого 58,5 т.

В Южно-Африканской Республике для сухопутных войск на базе ОБТ «Центурион» разработана БРЭМ «Олифант». Переоборудование включает замену двигателя и трансмиссии и установку вместо башни бронированной надстройки, в которой размещаются четыре члена экипажа. По сравнению с танком место механика-водителя расположено выше, с правой стороны корпуса. Защищающий от пуль смотровой прибор механика выполнен в виде окна. Полноповоротный подъемный кран смонтирован с левой стороны корпуса. Спереди имеется бульдозерный отвал, используемый также как сошник, когда трос лебедки, находящейся внутри машины, подается вперед. Отличительная черта данной БРЭМ состоит в том, что предусмотрена возможность подачи троса в сторону кормовой части. Это делается главным образом при самовытаскивании. Специальное оборудование крепится на площадке над силовым блоком и на надстройке, на крыше которой устроены вращающиеся башенки для пулеметов. Там же установлены четыре четырехствольные пусковые установки дымовых гранат (по одной на углу).

Зарубежные военные специалисты считают, что в ближайшем будущем относительная потребность в тяжелых бронированных ремонтно-эвакуационных машинах для обеспечения действий ОБТ, вероятно, сохранится на сегодняшнем уровне. В краткосрочной и в среднесрочной перспективе не ожидается каких-либо существенных изменений в облике БРЭМ и в их специальном оборудовании. Принципиальные изменения могут произойти в связи с принятием на вооружение перспективных танков и ББМ, которые в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываются в США (например, по программе PCS - Future Combat Systems). Предполагается, что они будут легче существующих, в их вооружении, защите и силовых установках будут использованы новейшие достижения науки и техники. Появление такого оружия в войсках ожидается в 2015-2020 годах. Естественно, что все эти факторы повлияют и на БРЭМ будущего. В ближайшее время может возрасти доля и роль колесных БРЭМ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации