ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ И ПОЛИТИКИ О ВОЙНЕ С ИРАКОМ

«Зарубежное военное обозрение» №11.2002г.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ И ПОЛИТИКИ О ВОЙНЕ С ИРАКОМ

Полковник А. САНЕЕВ

США. По мнению вашингтонского еженедельника «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», «планы Соединенных Штатов войны против Ирака основываются на домыслах в отношении Багдада, а не на фактах относительно его военного потенциала... У Дж. Буша нет в распоряжении таких бесспорных доказательств, какие использовались президентами для оправдания прошлых войн». Американские эксперты считают, что Саддам Хусейн почти наверняка не предпримет ничего такого, что грозит верной гибелью ему самому. По их мнению, именно поэтому он воздержался от использования химического или бактериологического оружия в ходе прошлой войны в районе Персидского залива. В поисках ответа на вопрос о том, почему именно сейчас администрация Дж. Буша ополчилась на Багдад, журнал приходит к выводу, что «изменилась, судя по всему, не угроза со стороны Ирака, а готовность Америки терпеть ее после событий 11 сентября 2001 года». В публикации приводятся мнения специалистов о том, что в сегодняшнем мире Америке грозят и более опасные вызовы, чем иракский. Так, сенатор Грэм убежден, что «международный терроризм - гораздо более крупная и актуальная угроза для населения США, чем Саддам Хусейн».

Министр обороны Дональд Рамсфелд считает иракцев «заложниками» правящего в Багдаде режима и угрожает судом тем из них, кто осмелится сопротивляться готовящейся американской агрессии. В то же время он признает, что угроза насильственного отстранения Хусейна от власти может подтолкнуть его к использованию оружия массового поражения. По словам главы военного ведомства, расчет США строится также на «неустойчивой преданности военных» в Ираке своему правительству.

По сообщению пресс-секретаря Белого дома Ари Флайшера, письмо директора ЦРУ Джорджа Тенета американским законодателям не изменило мнения президента Джорджа Буша о том, что Ирак представляет чрезвычайно серьезную угрозу для Соединенных Штатов. В послании сенаторам Тенет предположил, что Багдад пока не собирается совершать теракты против США с использованием химического или биологического оружия. Однако иракский лидер Саддам Хусейн может пойти на такой шаг, если почувствует, что ему не удается сдержать американские военные действия и его режим обречен. Отсюда делается вывод, что военная акция может спровоцировать отчаянные шаги со стороны Багдада с катастрофическими последствиями для самих Соединенных Штатов. Доклад директора ЦРУ готовился на основании информации, собранной всеми спецслужбами США, а его открытая (сокращенная) версия была оглашена на слушаниях о проекте резолюции по Ираку.

Высокопоставленные эксперты в разведывательном сообществе США все больше склоняются к выводу о том, что непосредственно перед проведением военной операции в Ираке в этой стране может произойти переворот. По мнению экспертов в области разведки, такой переворот, скорее всего, осуществят представители ближайшего окружения Саддама Хусейна. Перед группой иракских военных и политиков возникнет альтернатива: «либо стать преемниками Саддама, либо попасть за решетку или быть убитыми в ходе боевых действий». Высокопоставленные представители Пентагона и разведывательного сообщества США открыто выражают свое мнение, что «многие иракские боевые части не будут защищать своего лидера в случае американской атаки, если их в этом убедить».

По предположению газеты «Вашингтон пост», именно расчетом на внутренний переворот в Багдаде продиктовано нежелание представителей ЦРУ и госдепартамента признавать руководителей оппозиционных иракских организаций в качестве правительства в изгнании. «Хотя американские официальные лица публично говорят о необходимости формирования в Багдаде демократического правительства, представители разведки убеждены, что благодаря осуществленному под руководством иракских военных внутреннему перевороту можно будет сохранить территориальную целостность этой страны. К тому же такой переворот оставит на прежних постах многих иракских чиновников средней руки, что также упрощает задачу по восстановлению управления страной».

По убеждению американского конгрессмена Джеймса Макдермотта, «Ирак не представляет никакой угрозы ни для США, ни для стран региона», а планы развязывания войны с Багдадом являются «вопиющей ошибкой». Сенатор обвинил администрацию Буша в том, что она использует проблему иракских вооружений в качестве предлога для начала войны с целью свержения режима Саддама Хусейна и квалифицировал как «провокацию» планы Белого дома, направленные на срыв миссии инспекторов ООН, с возвращением которых в Ирак безоговорочно согласился Багдад. Макдермотт назвал также «большой ошибкой» нынешнюю политику Вашингтона на Ближнем Востоке, высказался за «решительное и эффективное вмешательство» США в палестино-израильское противостояние и предложил направить на оккупированные Израилем палестинские земли силы НАТО для разъединения воюющих сторон, как это было сделано в свое время в Югославии.

Телекомпания Эй-би-си, ссылаясь на мнения экспертов, утверждает, что ключевую роль в планах администрации Дж. Буша по свержению Саддама Хусейна играет нефть. Соединенные Штаты опасаются что, обладая оружием массового поражения, Багдад сможет играть доминирующую роль в регионе, чья доля в мировых поставках нефти и газа составляет 30 проц., не говоря уже о том, что сам Ирак занимает второе место в мире по нефтяным запасам (общие разведанные запасы страны оцениваются в 112 млрд. баррелей). По мнению профессора Джорджтаунского университета в Вашингтоне Роба Собхани, «суть проблемы состоит в том, что уже на следующий день после устранения от власти Саддама Хусейна иракская нефтяная индустрия станет доступной для всех и правительство Ирака будет решать, каким образом распределять эти ресурсы. При этом американские компании будут иметь наилучшие шансы на победу в конкурентной борьбе за них». Эксперты уверены, что вопрос о судьбе иракской нефти является также решающим для позиции России, Франции и Китая при рассмотрении в СБ ООН американской резолюции по Ираку. На карту поставлены крупные контракты их компаний в этой стране, и они не хотят потерять их.

Специалист по нефтяному рынку Сара Эмерсон также считает, что «нефть - это ценнейший приз» за участие в войне против Саддама Хусейна. Либо вы в этом участвуете, либо вы потом будете лишним. И дело не только в иракской нефти, а в нефти всего региона, и все хотели бы стать частью послевоенного мироустройства в Персидском заливе». Между тем, как считают зарубежные эксперты, в случае начала военных действий против Ирака больших потрясений на мировом нефтяном рынке не произойдет и кризисной ситуации с энергоресурсами, как во время первой войны в зоне Персидского залива в 1991 году, не будет.

Во-первых, указывают эксперты, за пределами этого региона у США и Европы теперь имеются на всякий случай свои нефтяные запасы, а, кроме того, на рынке уже появились альтернативные источники нефти - в Африке, России и Средней Азии. В то же время нельзя забывать, отмечает Эй-би-си, что для восстановления полуразрушенной нефтяной промышленности Ирака потребуются многомиллиардные капиталовложения, которые будут сделаны только при условии стабильности в стране. Однако предсказать, кто придет к власти в Ираке после Хусейна и не начнется ли там гражданская война, сейчас не может никто. Ясно только, что и со сменой режима надеяться на быстрое установление демократического строя в стране не приходится. Но, как откровенно заявил телекомпании бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, по большому счету США это безразлично, поскольку Вашингтон «всегда прекрасно ладил с тем правительством, которое было готово продавать ему самую дешевую нефть, каким бы плохим оно ни было».

Планы администрации Буша начать войну против Ирака без согласия СБ ООН являются нарушением международного права и обязательств США по договорам, считает американская организация «Профессора права за законность». «Международные правовые отношения не являются той роскошью, с которой можно расстаться, если лидеры сочтут удобным или пригодным обратиться к грубому насилию, - говорится в ее заявлении. - Международное право - это защита от ужасов войны, которые мы, американцы, были вынуждены испытать на себе». Профессора-юристы также напоминают, что согласно конституции США международные договоры являются частью «высшего закона страны» и что Устав ООН, запрещающий ведение военных действий без санкции СБ ООН, - это договор, ратифицированный Соединенными Штатами. «Президент Буш поклялся поддерживать и защищать конституцию, - отмечают авторы заявления. - Однако он отстаивает право игнорировать наши обязательства по договорам и принести бедствие войны в Ирак с или без согласия ООН». Заявление предупреждает, что опасный путь, которым идут США, приведет только к новым страданиям для американского и других народов. «Американский народ не окажется в большей безопасности в результате одностороннего применения силы, - подчеркивают специалисты в области юриспруденции. - Мы окажемся в еще большей опасности. Незаконное насилие пополняет ряды террористов».

По мнению американского генерала в отставке Уэсли Кларка - бывшего верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, основные боевые действия в Ираке могут быть завершены в течение двух недель, для чего потребуется экспедиционный корпус численностью до 250 тыс. человек. При этом Кларк считает, что большинство из них не будут участвовать в боевых действиях: в «активной фазе» операции будет задействовано от 75 тыс. до 100 тыс. военнослужащих. В первую ночь операции, по мнению генерала, США могут нанести до тысячи ракетно-бомбовых ударов по военным объектам на территории Ирака. Не исключается, что в ряде случаев могут быть допущены ошибки, в результате которых будут поражены гражданские цели. Однако большого количества жертв среди мирного населения Ирака удастся избежать. Потерь же с американской стороны, по его оценке, на начальной стадии операции не будет вообще.

Наиболее серьезной проблемой Кларк считает тысячи беженцев и голодных иракских солдат с оружием в руках. Здесь, подчеркнул он, возникают серьезные проблемы даже при самом благоприятном сценарии. Система снабжения населения продовольствием будет разрушена, резко возрастет уличная преступность. Генерал не исключает локальных восстаний, как это случилось в г. Басра в конце войны в зоне Персидского залива.

Генерал отмечает также возможность и менее благоприятного сценария с более высоким числом жертв, если Саддаму Хусейну удастся получить данные о ходе подготовки операции и дислокации американских сил в Кувейте. В этом случае территория южнее 33-й параллели на пути наступления американских войск может быть заражена боевыми химическими или биологическими веществами, что приведет к поражению американских солдат и в гораздо большей степени местного населения, так как оно не сможет использовать индивидуальные средства защиты. По оценке Уэсли Кларка, тем самым создается угроза для 12 - 14 млн. жителей южной части Ирака.

Кларк предполагает, что, как и во время первой войны в зоне Персидского залива, Саддам Хусейн будет стремиться нанести удар ракетами «Скад» по Израилю, который попытается нейтрализовать его с помощью системы ПВО. Тем не менее, не исключается, что одна из ракет, снаряженных зарядом с бациллами сибирской язвы, преодолеет систему ПВО страны. В этом случае Тель-Авив может нанести ответный удар, что приведет к гибели десятков тысяч мирных жителей.

Что касается предостережений арабских политиков о том, что война против Ирака способна дестабилизировать весь Ближневосточный регион, Уэсли Кларк считает, что «в краткосрочной перспективе такая опасность действительно существует. Однако, если война будет завершена быстро, эффект окажется не столь значительным. Когда люди увидят, что Саддам Хусейн побежден, они от него отвернутся». При этом Кларк признает, что в долгосрочной перспективе существует риск того, что поражение Саддама Хусейна усилит у арабов чувство униженности, которые будут рассматривать победу США и их союзников как возрождение колониализма. Генерал опасается также усиления чувства уверенности руководства ряда стран Ближневосточного региона в том, что действия США продиктованы исключительно стремлением установить контроль над нефтью.

ФРАНЦИЯ. Премьер-министр страны Жан-Пьер Раффарен подчеркивает, что для Франции главное - единство СБ ООН по вопросу Ирака и скорейшее возвращение в страну инспекторов по разоружению. Использование силы для разрешения кризиса вокруг Ирака «может рассматриваться только как последнее средство после того, как будут использованы все попытки разрешить ситуацию дипломатическим путем». И только за ООН, отметил он, остается право «определять меры в случае нарушения Ираком» договоренностей с мировым сообществом. Премьер-министр также выразил сожаление в связи «с упрощенческим видением» США проблемы Багдада и терминологией президента Дж. Буша, который говорит о «войне добра против зла» после причисления КНДР, Ирана и Ирака к «оси зла». По его мнению, положение Ирака и его природные ресурсы «могут питать центробежные силы, аппетиты и амбиции которых могут стать неуправляемыми по последствиям, в частности, для территориальной целостности страны и стабильности во всем регионе». Напряженность в регионе вызвана не только ситуацией с Ираком, но также отношениями между Израилем и Палестиной. Поэтому силовые действия против Ирака «не помогут мирному развитию на Ближнем Востоке и усилят чувства несправедливости, которые преобладают сегодня в арабском мире. Кроме того, подобные действия будут способствовать дальнейшему отдалению арабского и мусульманского мира от Запада», уверен премьер-министр.

По мнению министра иностранных дел Доминика де Вильпена, «урегулирование иракского кризиса поставило на карту основополагающие принципы мирового устройства, выработанные после Второй мировой войны». «Иракский кризис подверг испытанию деятельность ООН и доверие к этой организации. Первостепенная роль в решении иракской проблемы должна принадлежать ООН. Такова цель всех действий Франции на этом направлении».

Бывший министр финансов и ведущий деятель оппозиционной Французской социалистической партии Лоран Фабиус считает, что подлинной целью США является установление контроля над иракской нефтью с тем, чтобы обеспечить себе выгодные геополитические и экономические позиции в мире. Общенациональная экономическая газета «Трибюн» делает такой же вывод, утверждая, что США добиваются установления контроля над иракской нефтью, чтобы предотвратить в ближайшие годы быстрое развитие экономики Китая и отчасти Индии, которые способны бросить Вашингтону глобальный вызов. Другой вывод французских политологов заключается в том, что подлинной целью стратегии Соединенных Штатов в отношении Ирака является закрепление новых геополитических реальностей, когда Вашингтон введет в мировые отношения практику «целевых смен режимов». В связи с этим в Париже считают, что США пытаются изменить политические и экономические реалии на Ближнем и Среднем Востоке.

ГЕРМАНИЯ. Согласно заявлению министра обороны страны Петера Штрука, в случае военной операции США против Ирака Германия выведет из Кувейта подразделения бундесвера. По его словам, шесть разведывательных бронемашин типа «Фукс», оборудованных средствами обнаружения ОМП, и 50 специалистов бундесвера в области радиационной, биологической и химической разведки размещены в Кувейте на основе мандата бундестага от ноября 2001 года. «Немецкие военные находятся в соседней с Ираком стране в рамках борьбы с международным терроризмом. Если Вашингтон решится на силовую акцию против Багдада, мандат подразделений бундесвера в Кувейте утратит силу».

КАНАДА. Министр иностранных дел страны Билл Грэм считает, что «с точки зрения своих возможностей» КНДР представляет большую ядерную угрозу, чем Ирак. В то же время он подчеркнул, что президент Ирака Саддам Хусейн демонстрирует стремление использовать оружие массового поражения, когда будет им располагать. Поэтому, по словам Грэма, режим в Багдаде «потенциально» более опасен для мира. Канадский министр выразил также уверенность в том, что США не начнут войну против режима Саддама Хусейна без санкции ООН.

ТУРЦИЯ. Анкара дала понять Вашингтону, что он может использовать военные базы на территории Турции в ходе возможной операции против Ирака только в рамках международной законности. Хотя турецко-американские отношения и носят стратегический характер, однако для того, чтобы Анкара поддержала американскую операцию в Ираке, необходимо ее одобрение СБ ООН.

ИЗРАИЛЬ. Комментируя возможное развитие ситуации после начала американцами военной операции против Ирака, премьер-министр страны Ариэль Шарон заявил, что в случае обстрелов иракцами территории Израиля по ним будет нанесен ответный удар. «Надеюсь, что Багдад до нас не дотянется, иначе мы будем вынуждены защищать своих граждан», - подчеркнул премьер. Во время войны в зоне Персидского залива в 1990 - 1991 годах Ирак обстреливал израильскую территорию баллистическими ракетами. По настоянию США Тель-Авив тогда воздержался от ответных ударов.

ПАЛЕСТИНА. Ясир Арафат запретил проводить митинги в поддержку Саддама Хусейна на территории Палестинской автономии, а также критику имамами мечетей, подконтрольных палестинской национальной администрации, в адрес США и Запада во время пятничных проповедей.

ИРАН. Согласно заявлению секретаря высшего совета национальной безопасности страны Хасана Роухани, возможная военная операция США против Ирака негативно скажется на безопасности всего региона Персидского залива. «Мы видим, - отметил он, - что США приняли одностороннее решение и призывают другие страны поддержать их. Они ведут себя как мировые жандармы, игнорируя цивилизацию и демократию в мире. Фактически с прошлого года отношение Соединенных Штатов к нашему региону стало приобретать весьма опасный характер».

По мнению министра информации (безопасности) Ирана Али Юнеси, США преследуют четыре главные цели на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Во-первых, они стремятся захватить господство над нефтяными ресурсами в Персидском заливе. Во-вторых, учитывая тот факт, что Израиль окружен враждебными к нему государствами и чувствует себя в опасности, «Белый дом пытается поддержать сионистский режим путем создания дружественных ему правительств в этих странах». В-третьих, «цель США - поставить под свой контроль революционные движения под видом борьбы с терроризмом и фундаментализмом». Возглавляемое им ведомство, отметил министр, располагает многочисленными документами, свидетельствующими о том, что американцы спонсируют мятежные Ирану группы в приграничных районах, тратят значительные средства на раздувание религиозных войн и активизацию этнических столкновений внутри Ирана. «США с помощью денег инициируют столкновения среди мусульман, и такого рода столкновения, субсидируемые американцами, начались и в Иране». Али Юнеси выразил убежденность в том, что одной из целей администрации Буша в регионе является недопущение возникновения сверхдержавы, в частности, в лице России и Китая. Вашингтон выступает против национального суверенитета исламских государств. Сегодня империализм использует новые методы и формы для достижения своих целей, которые остались такими же, как и прежде, отметил министр.

ИРАК. Выступая в октябре в г. Дамаск на межарабской конференции арабских комитетов, ратующих за отмену антииракских экономических санкций ООН, вице-премьер страны Тарик Азиз заявил, что в случае удара США по Ираку ни одна из арабских стран не сможет избежать ущерба, даже если она окажет Вашингтону содействие в операции. Кроме того, заместитель главы иракского правительства предостерег арабские страны, указав, что после военной кампании против Ирака наступит очередь других государств региона, который Вашингтон намерен «перекроить» в угоду своим собственным и израильским интересам. По логике США, «арабам запрещено иметь собственные богатства и собственный голос», подчеркнул Азиз. По его мнению, в случае удара по Ираку тысячи палестинских беженцев будут депортированы Израилем в Иорданию и тогда речь пойдет уже «о создании палестинского государства не в Палестине, а на территории Иордании».

По мнению заместителя председателя совета революционного командования страны Иззата Ибрагима, война не отвечает интересам ни американского, ни иракского народа. Однако «в случае агрессии все 25 млн. иракцев будут сражаться, и каждый дом превратится в боевую точку». По мнению И. Ибрагима, американская позиция в отношении Багдада направлена на то, чтобы получить контроль над иракской нефтью. Ибрагим подчеркнул также, что «Ирак и Палестина представляют собой единый фронт». Согласно данным израильской службы безопасности ШАБАК, Ирак предоставил палестинцам за два года интифады около 15 млн. долларов в виде финансовой помощи семьям погибших (по 25 тыс.), а также раненым участникам антиизраильского восстания (по 500 - 1 000 долларов).

ЕГИПЕТ. По утверждению президента страны Хосни Мубарака, последствия любой военной акции против Багдада скажутся на соседних государствах. «Удар по Ираку не может дать каких-либо положительных результатов, напротив, не исключено, что в результате его вспыхнут гражданская и региональная войны». По его мнению, «ключевая роль в урегулировании всех региональных и международных конфликтов должна принадлежать ООН».

СИРИЯ. Президент страны Башар Асад призвал в октябре Соединенные Штаты «проявить мудрость» в подходе к иракскому кризису. По его словам, Вашингтону «следует оценить должным образом все последствия будущей интервенции, прежде чем подвергнуть столь серьезной опасности Ближний Восток, весь мир и собственные интересы». Сирийский лидер предупредил, что «США увязнут в иракских песках гораздо глубже, нежели в афганских». «Никто не начинает войны только потому, что не любит ту или иную страну. А у Белого дома, похоже, даже нет представления о возможных сценариях этой войны, о том, чем она может закончиться», - указал сирийский руководитель. «Афганский сценарий», полагает Башар Асад, не подходит для Ирака, «потому что в ходе боевых действий погибнут миллионы людей». Конфликт будет иметь «катастрофические экономические и гуманитарные последствия для всего региона». Он назвал «нереалистичной» идею введения внешнего управления Ираком после свержения Саддама Хусейна.

ИОРДАНИЯ. Король Абдалла II предостерегает против «угрозы катастрофы», к которой может привести военная кампания США против Ирака, и подчеркивает, что королевство приложит все силы для урегулирования иракского кризиса путем диалога с целью предотвращения «губительных для народов региона политических, экономических и социальных последствий» открытия в Ираке «нового фронта». На встрече с представителями печати в г. Амман, состоявшейся в октябре, иорданский монарх отметил, что справедливое урегулирование проблем региона «выбило бы ковер из-под ног» тех сил, которые используют конфликты и напряженность на Ближнем Востоке для продолжения террористических действий, подрывают безопасность и стабильность в регионе, прикрываясь патриотическими и религиозными лозунгами. Он высказался за безоговорочное выполнение Багдадом резолюций СБ ООН, чтобы «затушить фитиль опасного кризиса и предотвратить войну, которая имела бы катастрофические последствия». Король Абдалла заявил также, что его страна «не примет беженцев ни из Ирака, ни откуда-либо еще». По словам короля, «Иордания находится между Ираком и Израилем как между молотом и наковальней». «Если начнется война и Ирак будет обстреливать Израиль ракетами, а последний ему ответит, то ракеты полетят над нашей территорией». «Иордания не имеет достаточных средств ПВО для защиты своего воздушного пространства, и, если мы закупим средства ПВО, Багдад может воспринять это как враждебные по отношению к нему действия», - заявил иорданский монарх. Вместе с тем он подчеркнул, что его страна «примет до конца этого года меры по защите своей территории в случае применения противником бактериологического и химического оружия».

ЛИВАН. Ливанская газета «Ас-Сафир» опубликовала в октябре аналитический обзор, в котором рассматриваются возможные последствия американской антииракской военной кампании В результате планируемой Соединенные Штатами войны против Ирака все соседние с ним государства, в том числе Иордания, Турция, Саудовская Аравия, Сирия, Египет, понесут значительные экономические потери, оцениваемые в миллиарды долларов. Ливан столкнется с финансовой катастрофой, однако урон, который ожидает некоторые другие страны, будет еще больше. Иордания, в частности, лишится иракской нефти, которую получает более 10 лет, на сумму, превышающую ежегодно 800 млн долларов, потеряет возможность заключать торговые сделки в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» на сумму 0,5 млрд. долларов и утратит иракский потребительский рынок. Ущерб сирийских компаний составит около 5 млрд. долларов в год, египетских - до 3 млрд. Война США против Ирака прервет налаживающееся с 1999 года саудовско-иракское экономическое сотрудничество, в котором участвуют более 70 крупных компаний, имеющих в настоящее время товарооборот с Багдадом, оцениваемый в 1 млрд долларов, и рассчитывающих утроить его в ближайшие годы.

Военные действия США в Ираке подорвут финансовое благополучие сотен фирм, компаний и банков Ливана, который направляет в Ирак почти половину своего экспорта. Около 60 компаний будут вынуждены закрыть свои филиалы в Багдаде. С ливанского финансового рынка уйдет более 1 млрд. иракских депозитных капиталов. По мнению ливанских аналитиков, общие потери десятков сотрудничающих с Ираком стран в результате американской войны против Багдада превысят 100 млрд. долларов.

БАХРЕЙН. По утверждению наследного принца королевства шейха Сальман бен Ха-мад Аль Халифа, война с Ираком грозит «разрушительными потрясениями» для экономики и стабильности всего региона, «для будущего наших детей». Он также выразил сожаление по поводу того, что страны зоны Персидского залива не имеют решающего слова в вопросе о судьбе войны и мира в Ираке, так как США, по его словам, «обладают силой, позволяющей, чтобы добиться изменений в любой стране региона». Шейх Сальман высказался в поддержку Бахрейном суверенитета Ирака и его территориальной целостности.

ЯПОНИЯ. Соединенные Штаты в случае проведения военной операции против Ирака могут задействовать в ней до шести авианосцев, сообщает японская печать со ссылкой на американские как официальные, так и неофициальные источники. Представители ВМС США, в частности, сообщили о наличии плана, который предполагает, что к концу декабря 2002 года четыре американских «плавучих аэродрома» будут сосредоточены в районах, где смогут принимать непосредственное участие в боевых действиях. В настоящее время авианосец «Джордж Вашингтон» находится в Средиземном море, а «Авраам Линкольн» - в Персидском заливе. В ноябре в Ближневосточный регион с Западного побережья США направился авианосец «Констеллейшн», а в декабре ожидается прибытие с Восточного побережья еще одного - «Гарри Трумэн». В группы сопровождения этих авианосцев входят эсминцы, ударные подводные лодки и другие корабли. Таким образом, в районах, где Ирак будет находиться в сфере досягаемости, американское командование планирует разместить 250 истребителей и штурмовиков и примерно 2 тыс. крылатых ракет «Томагавк».

Между тем эксперты оборонного аналитического центра «Глоубал секьюрити» (штат Вирджиния) полагают, что в ударах по Ираку могут быть задействованы и два других авианосца: это базирующийся в ВМБ Сан-Диего (Калифорния) «Нимитц» а также приписанный к японскому порту Ио-косука «Кити Хок».

ЮАР. Президент страны Табо Мбеки заявил в октябре, что правительство выступает против односторонних действий в отношении Ирака. По его мнению, «если какой-либо член международного сообщества действует самовластно, используя свое могущество, то это не принесет планете добра. Те страны, которые позволяют себе действовать односторонне, наносят ущерб самим себе». Только СБ ООН может решить вопрос о целесообразности нанесения военных ударов по Ираку.

МАЛАЙЗИЯ. По словам премьер-министра Махатхира Мохамада, удары по Ираку с целью смены режима Саддама Хусейна только потому, что это государство, может быть, обладает ядерным оружием, будут «грубейшей ошибкой, способной спровоцировать неблагоприятное развитие ситуации в странах исламского мира и вызвать новый виток терроризма». Если нападать на какую-либо страну только лишь за то, что она потенциально может обладать ядерным оружием, то такой мишенью, по мнению Мохамада, может стать любое из государств, имеющих ядерные арсеналы, например Израиль. Однако он не является в этом смысле таким же фокусом внимания мировой общественности, как Ирак.

ВЬЕТНАМ. В заявлении МИД страны говорится, что «подобные планы (свержения режима Саддама Хусейна) не могут получить одобрения, поскольку они направлены на свержение действующего политического строя в независимом государстве. Абсолютно недопустимо, прикрываясь благими намерениями, искоренить террористическую угрозу, преследуя при этом цель вмешательства во внутренние дела суверенных стран».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (Великобритания). По мнению экспертов института, война в Ираке, вероятнее всего, начнется в ближайшие полгода. Она может быть ненадолго отсрочена в случае принятия СБ ООН «жесткой резолюции» по Ираку, однако впоследствии США найдут повод применить силу. «Военная кампания может занять от десяти минут до десяти месяцев», в зависимости от того, будет ли режим Саддама Хусейна свергнут изнутри, как только на Ирак упадет первая ракета, или он останется у власти, утверждает МИСИ. В конечном счете, Вашингтону и его союзникам придется оставаться в Ираке до тех пор, пока там не утвердится новое правительство, которому потребуется время для своего становления. Одновременно свержение режима Саддама Хусейна даст новый импульс в продвижении ближневосточного мирного процесса, считают эксперты.

6


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации