ЗАКОНЫ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1/2002, стр. 10-11

ЗАКОНЫ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Полковник А. СОЛОВЬЕВ

Индия. В стране вступил в силу новый закон против терроризма, представляющий широкие полномочия силам безопасности в борьбе против террористов и объявляющий преступлением сокрытие от властей информации о подобной деятельности. Как сообщил официальный представитель министерства внутренних дел, кабинет «решил заменить ныне действующий и слабый в некоторых отношениях соответствующий закон», который «не давал достаточной правовой основы для борьбы против терроризма». В новом законе дано более полное определение террористического акта, учитывающее практику подобной деятельности в последнее время. В приложении к закону приводится перечень 23 экстремистских группировок, которые подпадают под новое определение терроризма. Среди них базирующиеся в Пакистане «Лашкар-э-Тайба», «Харкат-уль-Муджахеддин» и «Джаиф-и-Мохаммад».

Кипр. В ноябре 2001 года принят закон по борьбе с терроризмом, который предусматривает за террористическую деятельность пожизненное заключение или штраф 2 млн кипрских фунтов (около 3 млн долларов), либо оба эти наказания одновременно. В рамках этого закона создаются антитеррористическое подразделение с широкими чрезвычайными полномочиями по борьбе с финансированием терроризма, а также специальный фонд в поддержку жертв терроризма. С принятием закона Кипр фактически ратифицировал Международную конвенцию по борьбе с финансированием терроризма. Отныне законом предусматривается замораживание доходов или конфискация собственности лиц, нарушающих положения международной конвенции, причем судебные органы не будут принимать во внимание политические, этнические, религиозные и другие причины, которые могут быть представлены в защиту обвиняемого.

США. Палата представителей конгресса в октябре 2001 года одобрила окончательный вариант законопроекта о борьбе с терроризмом, в значительной степени расширяющий полномочия спецслужб США. Одно из ключевых положений законопроекта предусматривает упрощение процедуры получения правоохранительными органами санкции суда на прослушивание разговоров возможных экстремистов и связанных с ними лиц, отслеживание их действий в сети Интернет, а также проведения обыска в их домах. Кроме того, законопроект ужесточает наказание для террористов и тех лиц, кто оказывает им материальную и иную помощь. Учитывая обеспокоенность ряда законодателей по поводу соблюдения гражданских свобод, действие положения о санкции на прослушивание телефонных разговоров ограничивается четырьмя годами.

Финляндия. Правительство страны представило на рассмотрение парламента предложения Европейской комиссии по борьбе с терроризмом и преступностью, в частности, об экстрадиции. Согласно планируемым изменениям в процедуре выдачи преступников Финляндия не сможет больше предложить своим гражданам защиту, если другое государство ЕС потребует выдачи финского гражданина для проведения расследования. Государство, запрашивающее выдачу финского гражданина, может также выдать подозреваемого в третью страну, даже в ту, где существует смертная казнь. Существующее законодательство страны разрешает передавать финского гражданина другой стране ЕС только в том случае, если он совершил очень серьезное преступление. Часть предложений Европейской комиссии касается приведения в соответствие понятия «терроризм» в различных национальных законодательствах. Кроме того, рассматривается возможность создания совместных групп для проведения расследований, в которые будут входить представители разных государств. Многие финские юристы, работающие в области защиты прав человека, подвергают критике предложения Европейской комиссии. Так, руководитель Института прав человека шведской академии г. Турку профессор Мартин Шейнин заявил, что предложенные антитеррористические меры могут противоречить конституции Финляндии. По его мнению, «идея экстрадиции финнов в страны, где существует смертная казнь, - шокирующая. Финская конституция отвергает эту возможность, и это также запрещено законодательством по правам человека Европейского союза. Абсолютно невозможно для ЕС и для Финляндии одобрить предложение об экстрадиции. Даже в том случае, если процесс выдачи граждан из одной страны ЕС в другую будет облегчен, мы должны подчеркнуть невозможность подобных действий для тех государств, где осужденный может подвергнуться смертной казни или пыткам».

Франция. В ноябре 2001 года вступил в действие (до 2003-го) закон о повседневной безопасности граждан. Его положения значительно расширяют права сотрудников правоохранительных органов. В частности, полицейские или жандармы получили право останавливать и обыскивать частные автомобили, а также граждан (методом «ощупывания») на предмет наличия оружия. Таким же правом наделены сотрудники вспомогательных служб безопасности при различных учреждениях и частных агентств безопасности. Этот пункт закона касается прежде всего залов, где проводится проверка перед посадкой пассажиров в аэропортах и морских портах, однако полицейские могут им воспользоваться «в особых обстоятельствах, связанных с угрозой общественной безопасности». Перед входом в министерства, другие государственные учреждения установлены «рамки» для просвечивания, а сумки и портфели проходят контроль через отдельный детектор. В национальную картотеку «генетических отпечатков» (признаков ДНК подозреваемых) будут вноситься данные не только о сексуальных преступлениях, как это было до настоящего времени, но и при совершении убийств, пыток и актов терроризма. Запрещена торговля оружием вне специализированных магазинов за исключением охотничьих ружей. Мэры, а при их отсутствии префекты, «в случае серьезной опасности» могут по рекомендации специалиста-ветеринара отдавать распоряжения об изоляции и усыплении представляющих угрозу для людей собак бойцовских пород. Новый закон действует и в отношении любителей быстрой езды. Отныне сотрудник полиции вправе немедленно изымать права у водителей при превышении на 40 км разрешенной на данном участке скорости. Французы должны также уведомлять власти о проведении шумных поздних празднеств с танцами и музыкой. Данные о подключении к системе Интернет будут регистрироваться и заноситься в соответствующее досье. Номерные знаки придется устанавливать на все двухколесные средства передвижения, число которых в стране в последние годы резко возросло.

ЮАР. В стране разрабатывается новый закон по борьбе с терроризмом, работа над которым началась два года назад после волны городского терроризма в Кейптауне. Однако, по самым оптимистичным прогнозам, проект документа будет готов только к середине 2002 года. Правительство считает, что новый закон должен учитывать местную специфику и соответствующие документы ООН. В частности, речь идет о резолюции СБ ООН от 28 сентября 2001 года, которая содержит рекомендацию странам - членам этой организации блокировать финансирование и материальную поддержку террористической сети. Закон будет также основываться на конвенции Организации африканского единства, где отмечается различие между освободительными движениями и террористическими группами. Однако пока нет ясности, какие организации следует признавать террористическими, правительство не приняло никаких решений в отношении действующих в Кейптауне исламистских организаций «Народ против наркотиков и гангстеризма» (ПАГАД) и «Кибла». Власти обвинили, в частности, боевиков ПАГАД в совершении 190 взрывов бомб в Кейптауне и в попытках дестабилизировать положение в стране. Южноафрикан-цы, которые не забыли прежний закон против терроризма, когда подозреваемых в антиправительственной деятельности бросали в тюрьму на 90 дней без суда и следствия, уже выражают несогласие с рядом положений нового проекта закона. Особые возражения, прежде всего правозащитных организаций, вызывает статья, предусматривающая заключение под стражу на 14 дней для допросов.

Япония. В октябре 2001 года на пленарной сессии верхней палаты парламента страны были одобрены антитеррористический закон и два дополнения к законам о силах самообороны (ССО) и об управлении безопасности на море (УБМ). Они предоставляют японским вооруженным силам право оказывать невоенную (тыловую) помощь действиям США в Афганистане; охранять американские базы на территории страны, а патрульным и сторожевым кораблям УБМ разрешено открывать огонь по подозрительным судам в японских территориальных водах в случае неподчинения. При этом под тыловой поддержкой подразумевается доставка топлива, невоенного оборудования и различных грузов для американской и других армий, ведущих антитеррористическую операцию в Афганистане, а также оказание медицинской и гуманитарной помощи. Закон, однако, строго ограничивает зону деятельности ССО территорией вне военных действий. В то же время существенно расширены полномочия на применение оружия - японским солдатам разрешено использовать оружие не только для самообороны, но и для «охраны людей, находящихся под их защитой», - беженцев и раненых солдат. Впервые за послевоенную историю правительство страны получило право перебрасывать контингент за рубеж без санкции ООН. В ближайших планах Токио - отправка военно-морских кораблей сил самообороны в Индийский океан к середине ноября. Согласно последней редакции закона, правительство страны должно добиваться одобрения в парламенте отправки войск в течение 20 дней после того, как военное ведомство отдало приказ об их переброске. Японской армии запрещается транспортировка за рубеж оружия и обмундирования вооруженных сил других государств. Срок действия антитеррористического закона ограничен двумя годами с возможностью его дальнейшего продления. Правительство Японии планирует также внести дополнительные изменения в закон о ССО, которые расширят функции армии внутри страны. На вооруженные силы будет возложена охрана жизненно важных объектов на территории страны, таких, как атомные электростанции, дамбы и т. д. Данное предложение будет рассмотрено в парламенте страны в январе 2002 года. Кабинет настаивает также на необходимости передачи в ведение вооруженных сил жизненно важных объектов в Японии, крупномасштабные диверсии на которых могут привести к большим материальным и людским потерям. Планируется возложить на ВС охрану руководства страны - резиденции премьер-министра, парламента, императорского дворца.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации