ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВС США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 11/2001, стр. 8-12

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВС США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ

Полковник В. УТКИН,

кандидат педагогических наук

Анализ опыта воспитательной работы в вооруженных силах стран - членов НАТО показывает, что наряду с общими для них направлениями ее организации существуют особенности, диктуемые историческими, геополитическими, религиозными, законодательными и другими причинами.

США. 9 июля 1776 года генерал Дж. Вашингтон приказал командирам частей читать войскам Декларацию Независимости. Эта дата символизирует собой начало становления системы воспитания в американской армии, прошедшей в своем развитии сложный и противоречивый путь.

Анализ теории и практики подготовки американских военнослужащих показывает, что термин «воспитание» в вооруженных силах США, как правило, не употребляется. Более того, в американской армии нет четких граней в разделении понятий «воспитание» и «обучение». Под «воспитанием» военными теоретиками Соединенных Штатов чаще всего подразумевается «политическое образование», «формирование морального духа» и т. д. Воспитание в армии они считают целесообразным рассматривать не как «процесс воздействия...» (это слишком узко), а как целенаправленную, преднамеренную деятельность государственных и общественных организаций, институтов вооруженных сил, командиров (начальников), их помощников по работе с личным составом по формированию и развитию личности военнослужащего.

Забота о морально-психологических качествах личного состава возведена в ранг государственной политики. Выступая в академии ВВС 30 мая 1991 года, президент Дж. Буш отметил: «основополагающий урок войны в зоне Персидского залива - это ценность людей. Люди сражаются и выигрывают войны. Американские военнослужащие - это самые образованные и заинтересованные в успехе дела военнослужащие из когда-либо существовавших в мире...».

Важнейшей задачей является воспитание национально-государственного самосознания, гордости за принадлежность к вооруженным силам США - «оплоту демократии во всем мире», лояльности к правительству страны и ее президенту. Система воспитания личного состава ВС представляет собой диалектическое единство следующих ее структурных элементов: главной цели воспитания, ее субъекта, объекта воспитания, основных направлений воспитания военнослужащих, форм воспитательной работы, ее методов, средств воспитания.

Ведущим системообразующим фактором, по мнению американских экспертов, является главная цель воспитания. По существу, она пронизывает все элементы этой системы, придавая ей целостность и автономность. Главная цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать и развить личность военнослужащего как гражданина - патриота США и как воина-профессионала, постоянно стремящегося к самосовершенствованию. В качестве объекта воспитания выступают как отдельные органы, учреждения и заведения, так и отдельные люди (рядовые, сержанты, уорент-офицеры, офицеры, гражданский персонал, члены семей военнослужащих).

Основные требования к условиям и системе воспитания: всесторонность, системность, логичность, реалистичность, эффективность; единство замысла, условий, цели, задач и возможностей. Особенности воспитания состоят в постоянной напряженности ума, воли, тела; большом внимании к физической подготовке и ее весомой роли в служебной деятельности всех категорий личного состава; высоком престиже службы в ВС страны и претензии на представление своего государства как великой державы мира. На деле реализуются следующие положения: «чему учат, тому и выучивают», «воспитатель воспитывает себе подобных».

Анализ сущности, главной цели воспитания, его субъекта и объекта способствует более глубокому уяснению его содержания. В нем выделяются следующие направления: формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств; воспитание патриотизма; формирование и развитие положительной мотивации к воинской службе; морально-этическое воспитание; воспитание плено-устойчивости; организация здорового образа жизни; физическое воспитание.

К основным формам воспитательной работы в ВС США относятся: еженедельные групповые занятия по программам: «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое самосовершенствование», «Равные возможности»; занятия по так называемому «Курсу выживания»; религиозные мероприятия («Час капеллана», богослужения, индивидуальные пасторские беседы и т. д.); встречи с представителями НАТО, «Вечера боевой дружбы»; празднование Дня вооруженных сил США; соревнования за право называться «лучшим солдатом месяца (квартала, года)» и другие. Следует подчеркнуть, что важнейшей формой воспитания американских военнослужащих являются занятия по программе «Командная информация», характерная особенность которых заключается в том, что их проводит лично командир подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями не реже, чем раз в неделю по 1 ч. Их основные темы: «Долг, честь, страна», «Вооруженные силы на службе нации» и другие.

К занятиям по программе «Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование», помимо командиров частей и подразделений, привлекаются военные капелланы. На ее изучение ежемесячно выделяется 7 ч: 1 ч - продолжительность занятия, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях, и 6 ч отводится на собеседования по основным вопросам.

Целью программы «Равные возможности» является ослабление противоречий в вооруженных силах на национальной, расовой почве, а также по признаку пола и происхождения. Руководителям занятий по этой программе рекомендуется «осуждать открытую дискриминацию тех или иных категорий военнослужащих, пренебрежительные клички, оскорбительные анекдоты на расовые и национальные темы; воспитывать у командиров всех степеней чувство справедливого отношения к своим подчиненным независимо от расы, вероисповедания, цвета кожи, пола или национальности; популяризировать вклад представителей различных национальных меньшинств в вооруженные силы США и т. д.

Анализ показывает, что главной формой воспитательной работы в американской армии является индивидуальная работа. Данные свидетельствуют, что около 75 проц. времени капеллана уходит на личное общение с военнослужащими. В процессе воспитательной работы в ВС используются самые разнообразные методы: убеждение, внушение, пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение. При этом тщательно учитываются рекомендации западных психологов (Эрика Берна, Аллана Пиза, Фредерика Перлза, Курта Левина и других) по технологии эффективного общения с людьми.

В системе подготовки личного состава американской армии важную роль играют средства воспитания: гражданская и военная печать; различные учреждения министерства обороны (музеи, клубы, библиотеки, кафе и т. д.); художественная, военно-историческая и мемуарная литература; методические разработки, справочники, плакаты. В целом для системы воспитания характерно наличие высоко развитой материальной базы. Только в ВС имеется 1 850 периодических изданий, разовый тираж которых превышает 12 млн экземпляров, что составляет около четырех единиц печатной продукции на каждого американского военнослужащего. Приоритетным направлением воспитательной работы в ВС выступает формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств. Требования к ним закреплены в Системе показателей военной квалификации, которая рассматривается командованием как инструмент, способствующий росту профессионального мастерства военнослужащих.

Под профессионализмом в американских вооруженных силах, как правило, понимают совокупность трех элементов:

а) специальные знания - «в краеугольных областях человеческой деятельности и непосредственно по своей специальности»;

б) ответственность - «работа в контексте общества, признание его ценностей и неуклонное следование им в службе»;

в) корпоративность - «членство в профессиональной организации наряду с обладанием специальными знаниями и принятием особых обязательств становится критерием профессионального статуса, который отличает профессионала от любителя».

Важнейшим направлением формирования морального духа американских военнослужащих является воспитание у них патриотизма. Оно включает следующие элементы: воспитание у личного состава чувства гордости за свою страну и ее вооруженные силы; формирование у военнослужащих приверженности в справедливости и исключительности социально-экономических устоев в США; воспитание личного состава на примерах истории и в духе традиций вооруженных сил; формирование у солдат и офицеров корпоративного духа; широкое рекламирование воинской службы.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВС США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ

Музей ракетной техники на полигоне Уайт-Сэндз

Особое внимание в армии страны уделяется формированию и развитию у военнослужащих положительной мотивации к воинской службе. Это достигается главным образом умелым использованием материальных стимулов, предоставлением им разнообразных льгот (бесплатное медицинское обслуживание, возможность получить высшее образование за счет министерства обороны США и т. д.).

Одним из ведущих направлений воспитательной работы в американских вооруженных силах является морально-этическое воспитание военнослужащих, которое характеризуется следующими особенностями. Во-первых, оно носит ярко выраженную религиозную направленность. Морально-этическое воспитание личного состава осуществляется на следующих всеобщих принципах религии: не причиняй людям боли тем, от чего тебе больно самому; не делай для других того, что ты сам ненавидишь; делай для людей то, что сделал бы для самого себя, и т. п. Во-вторых, морально-этическое воспитание военнослужащих основывается на фундаментальных общечеловеческих морально-этических нормах с учетом специфики военной профессии, таких, как честь, честность, мужество, самоотверженность, верность воинскому долгу, которые закреплены в военной присяге, Этическом кодексе вооруженных сил США и других нормативных документах.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВС США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ

Церемония выпуска курсантов военного училища в Вест-Пойнт

Особое внимание в американской армии уделяется морально-этическим принципам офицерского состава. При этом акцент делается на воспитании у офицеров чести и верности. «Я убежден, - пишет полковник ВВС Малколм М. Уэйкин в статье «Этика командования-2», - что честь - это фундаментальная добродетель для военачальников, если они хотят успешно развивать в своих подчиненных чувство верности и повиновения».

Немаловажное значение в американских вооруженных силах придается воспитанию у личного состава пленоустойчивости. С этой целью осуществляется планомерная подготовка военнослужащих, направленная на усвоение правил поведения в плену у противника. Эта работа строится, прежде всего, на основе Кодекса поведения военнослужащих. Все это свидетельствует о том, что воспитательная работа в вооруженных силах носит ярко выраженный конкретный, практический характер и нацелена прежде всего на подготовку военнослужащих к ведению боевых действий.

Важное место в системе подготовки отводится физическому воспитанию личного состава. С этой целью с середины 80-х годов осуществляется программа обеспечения соответствия физического развития военнослужащих предъявляемым к ним требованиям.

Проведенный анализ позволяет выявить следующие основные тенденции развития системы воспитания личного состава вооруженных сил США.

Во-первых, усиление практической направленности воспитательной работы с военнослужащими. Командиры всех степеней и их «помощники» по работе с личным составом нацелены прежде всего на формирование у подчиненных высоких военно-профессиональных качеств. Эта работа в каждом виде вооруженных сил проводится под определенными девизами: «Будьте тем, кем Вы можете быть» (сухопутные войска), «Гордость и профессионализм» (ВМС), «Цель превыше всего» (корпус морской пехоты) и т. д.

Во-вторых, все возрастающая деидеологизация и гуманизация процесса воспитания личного состава. Наиболее ярко эта тенденция проявляется: в отказе военного командования от формирования стереотипов «образа врага» в сознании своих солдат и офицеров по мере изменений, происходящих в мире; в признании американского военнослужащего как личности со всеми человеческими потребностями, в воспитании его на общечеловеческих ценностях.

В-третьих, усиление профилактической направленности воспитательной работы по искоренению негативных явлений в вооруженных силах. В повседневной воспитательной деятельности командиров, военных капелланов и других должностных лиц все большее внимание уделяется мерам по предупреждению среди подчиненных проявлений алкоголизма, наркомании, самоубийств, неуставных взаимоотношений. К этой работе привлекаются медики, психологи, юристы и другие специалисты.

В-четвертых, укрепление материально-технической базы воспитательной работы с военнослужащими, гражданским персоналом вооруженных сил и членами их семей (снабжение частей и подразделений новейшими техническими средствами пропаганды, например, обеспечение всех кораблей ВМС видеотеками; широкое использование в телевидении и радиовещании каналов космической связи; увеличение объема выпуска военно-периодической печати и т. д.).

В-пятых, усиление социальной направленности воспитательной работы с военнослужащими. Эта тенденция проявляется в том, что в работе с личным составом военное командование США все больший акцент делает главным образом не на организации воспитательного воздействия (с помощью слова), а на создании таких условий жизнедеятельности военнослужащих, которые бы в максимальной степени стимулировали у них исключительно ревностное отношение к исполнению своих военно-профессиональных обязанностей (высокая оплата воинского труда, предоставление военнослужащим возможности за счет министерства обороны получить образование, реальная забота об их семьях и т. д.).

В-шестых, тенденция активизации воспитательной работы с личным составом по обеспечению конкретных военных акций.

Таким образом, воспитательная деятельность командования, специалистов по работе с личным составом носит целеустремленный, многоплановый и хорошо продуманный характер. Она оказывает существенное влияние на морально-психологическое состояние американских военнослужащих. Как показывает практика, сильными сторонами морального духа личного состава являются: высокий уровень личной профессиональной подготовки и постоянное стремление к его повышению; убежденность в исключительности социально-экономического строя в США и готовность к его защите; гордость за принадлежность к своей стране и ее вооруженным силам; приверженность традициям вооруженных сил и своей части; уверенность в своем оружии, непревзойденности американской боевой техники; военный практицизм, находчивость, изобретательность, техническая культура, высокий уровень физической подготовки; психологическая готовность к началу боевых действий.

Проведенный анализ позволяет определить и некоторые уязвимые места системы воспитания американских военнослужащих, таких, как чрезмерная увлеченность материальным стимулированием в ущерб морально-нравственному воспитанию; акцентирование внимания в процессе воспитания на формировании и развитии «сильной личности» в ущерб коллективизму в подразделении и части. Нередко это приводит к проявлению крайних форм индивидуализма, что вызывает озабоченность у командования.

Соответственно слабые стороны морального духа американских войск составляют: моральная неустойчивость некоторых военнослужащих (злоупотребление алкоголем, наркотиками, сексуальные извращения); недостаточно здоровый морально-психологический климат в ряде подразделений и частей (наличие расовых предрассудков, проявление крайних форм индивидуализма, карьеризм, отчужденность, напряженность во взаимоотношениях); пренебрежение к противнику, переоценка своих сил; преобладание материальной заинтересованности при поступлении на военную службу и другие.

Великобритания. Главная цель воспитательной работы в ВС Великобритании -довести до сознания каждого военнослужащего, что интересы страны всегда должны находиться под надежной вооруженной защитой. Кроме того, ставятся задачи не допустить возникновения и распространения среди личного состава пацифистских настроений в связи с изменениями, происходящими в мире; убедить военнослужащих в необходимости сильного ядерного потенциала; усилить акцент на пропаганде «миротворческой роли» британских вооруженных сил, их «особой миссии» в Западной Европе.

В воспитательной работе большое место занимает пропаганда, нацеленная на повышение уровня боевой подготовки, выработку у военнослужащих качеств, необходимых для отстаивания британских интересов. Этому способствуют воспитание в духе традиций, таких, как верность своему виду вооруженных сил, роду войск, части, подразделению, внушение чувства уверенности в боевых качествах оружия и т. д.

Командование и идеологический аппарат требуют дифференцированного подхода к пропаганде армейских традиций. Они считают, что необходимо отказаться от тех из них, которые усложняют и тормозят процесс боевой подготовки, увеличивают нерациональные расходы, отрицательно сказываются на отношениях с союзниками по НАТО. И, напротив, подчеркивается необходимость более широко культивировать новые армейские традиции, способствующие преодолению консерватизма и стереотипности мышления, распространению идеи североатлантической солидарности. Большое внимание уделяется налаживанию более тесных контактов в рамках «партнерских» связей с союзниками, предполагается разработать новые их формы.

Вместе с тем, опираясь на такую черту национального характера англичан, как преклонение перед историей, армейское руководство стремится внедрить в сознание личного состава веру в превосходство «английского образа жизни», британской нации в целом. С этой целью превозносится идея о былом «величии Англии», предпринимаются усилия соединить романтику колониальных походов прошлого с перспективой службы на заморских территориях.

Пропаганда традиций войск бывшей колониальной империи ведется весьма активно. В печати их называют «цементирующей основой английской армии». Воспитание на военно-исторических традициях, формирование так называемого «полкового духа», стремление подражать «героическим предкам» накладывают глубокий отпечаток на мировоззрение и действия военнослужащих. В основе лежит культ монарха, верно служить которому солдат и офицеров обязывает присяга. Преданность королеве считается главным критерием не только благонадежности военнослужащих, но и их морального облика.

В военных учебных заведениях используются специальные тесты для определения способностей стать лидером и пользоваться доверием подчиненных. Считается, что командир должен быть всегда осведомлен о семейной жизни, неурядицах в жизни и службе подчиненных. Воспитательная работа направляется на то, чтобы довести до сознания военнослужащего, что народ, правительство, командование чрезвычайно ценят труд солдата, уважают его профессию. От военнослужащих требуют неукоснительного уважения командиров и соблюдения всех законов и порядков, установленных в вооруженных силах. Наряду с верой в командира у солдат формируется уверенность в своем оружии. В СМИ страны регулярно встречается утверждение, что британская боевая техника «самая лучшая».

Главная ответственность за воспитательную работу и моральное состояние военнослужащих возложено на командиров всех степеней. Однако существует и специальный аппарат, включающий службы просвещения, военных священников (капелланов), организацию досуга и устройство быта, общественной информации. Как считают специалисты, действенность воспитательной работы усиливается, когда она ведется совместно с боевой подготовкой.

Важное место в системе психологической подготовки занимает программа «реалистического обучения». Проходя ее, военнослужащие подробно знакомятся с морально-политическим состоянием личного состава и боевым потенциалом восточноевропейских стран. В морально-психологической подготовке ВС Великобритании превалирует склонность к консервативным, старым методам, хотя и внедряются более прогрессивные формы, принятые в других странах НАТО.

В последнее время в связи с проблемами в комплектовании вооруженных сил к руководящему аппарату были предъявлены повышенные требования в деле популяризации армейской службы. Основная цель этого - привлечь больше добровольцев, а также способствовать продлению контрактов. Пропаганде армейской службы способствует не столько рекламная деятельность, сколько меры по повышению благосостояния военнослужащих и членов их семей, улучшению условий службы и быта, совершенствованию организации досуга.

Франция. Проблемами воспитания личного состава французской армии занимаются три специализированные организации.

1. Управление по информации и связям с общественностью, созданное в МО в 1998 году на базе СИРПА (Служба информации и общественных отношений вооруженных сил), занимается пропагандой военной политики Франции, освещает деятельность вооруженных сил, решает вопросы укрепления связей между армией и общественностью, собирает и обрабатывает информацию различного характера, выпускает и распространяет военную периодику, производит и размножает кинофильмы, магнитозаписи, организует различного рода выставки и т. д.

2. Институт социального управления занимается организацией досуга военнослужащих, направляет работу армейских библиотек, касс взаимопомощи, занимается вопросами туризма, работы с молодежью, организацией досуга военнослужащих и гражданского персонала ВС. В ведении службы находятся офицерские, унтер-офицерские и солдатские клубы.

3. Служба военных священников решает вопросы духовного воспитания военнослужащих. Большинство из них католические священники; имеются также представители протестантского и иудейского вероисповеданий.

Система воспитательной работы личного состава отличается разнообразием форм и методов. Программа включает изучение внутренней и внешней политики Франции, международного положения, вопросов военного строительства, истории вооруженных сил, боевых традиций соединений и частей. В процессе занятий широко используются различные технические средства пропаганды. Занятия проводятся командирами взводов по специально разработанным планам.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации