Оценка военно-политической обстановки методологический аспект

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 23-30

Оценка военно-политической обстановки: методологический аспект

Генерал-полковник В.М.БАРЫНЬКИН,

доктор военных наук

ПРИНЯТИЕ своевременных и целесообразных решений в области военной политики и военного искусства в значительной степени зависит от качества оценки военно-политической обстановки (ВПО) в мире (в том или ином регионе) и ее возможных изменений. Оценка ВПО и прогнозирование ее развития - по преимуществу прерогатива высшего политического и военного руководства. Однако в решении такого рода задач принимают участие также военные кадры оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического звена. Оказываясь нередко в центре важных политических событий, конфликтных ситуаций, они должны уметь правильно ориентироваться в них. Без ясного понимания обстановки невозможно не только заниматься военным строительством, но и умело применять военную силу для предотвращения или разрешения конфликтных ситуаций. Поэтому должностным лицам органов военного управления необходимо владеть методологией и практическими навыками по оценке ВПО.

Мировой опыт свидетельствует, что просчеты в оценке ВПО приводят к серьезным негативным последствиям. Это, в частности, подтверждают и события 1991 года в зоне Персидского залива. Власти Кувейта неоднократно предупреждались американской стороной о возможности агрессии со стороны Ирака, в том числе за несколько дней до вторжения иракских войск. Однако кувейтские политики и военные не согласились с американскими оценками. «Хусейн просто блефует», - заявил один из руководителей Кувейта за два дня до вторжения. Результат известен.

Военно-политическая обстановка - это исторически конкретная совокупность условий и факторов, связанных с расстановкой военно-политических сил, характером их действий и состоянием отношений между ними, использованием военной силы в политических целях.

Военно-политическая обстановка выступает как сторона (срез) внутренней политической обстановки в государстве (его части) и внешней международной обстановки в каком-либо регионе или в мире в целом. По масштабу, количеству участников, широте действия условий и факторов, определяющих ВПО, целесообразно различать: ВПО в мире в целом - мировую ВПО; ВПО в отдельном крупном регионе - региональную ВПО (на всем континенте или в его части, например в Восточной Европе, на Дальнем Востоке); ВПО в отдельной стране - локальную ВПО; ВПО в части страны (в отдельном районе). По историческим условиям, конкретному этапу и характеру отношений между сторонами военно-политическую обстановку можно подразделить на ВПО мирного и военного времени.

Такова самая общая внешняя характеристика военно-политической обстановки как объекта изучения. Для полной оценки ВПО важно уточнить ее внутреннее содержание, структурные элементы. В этих целях необходимо выявить те факторы (условия, обстоятельства), которые образуют конкретную военно-политическую обстановку, формируют конкретный тип (характер) военно-политических отношении (союзнические, дружественные, партнерские, нейтрально-выжидательные, напряженные, конфронтационные, враждебные), определяют их состояние и тенденции изменений. К ним прежде всего относятся:

субъекты (стороны) военно-политических отношений - политические силы, располагающие военными средствами и способные использовать их в политических целях;

геополитическое положение сторон (территория, границы и т.п.); позиции и личные качества политических лидеров и военного руководства;

интересы и намерения сторон, их цели, планы и военные доктрины;

возможности сторон (экономические, демографические, научно-технические, морально-психологические и др.);

военные силы сторон (совокупный военный потенциал, количество и качество вооруженных сил, их состав, состояние, дислокация, возможности);

военно-политические действия, которые предпринимают субъекты ВПО для достижения своих политических целей (демонстрация силы, применение силы в различных формах и масштабах, разъединение конфликтующих сил, вывод войск с чужих территорий и т.д.).

В качестве субъектов ВПО могут выступать государства и их коалиции, нации и иные социально-этнические образования, классы, партии, движения. На ВПО влияет как количество взаимодействующих субъектов, так и их состав, состояние, масштаб, геополитическое положение, исторические особенности, характер и направленность их политики. Кроме того, характер правящей элиты, ее социальные качества, позиции, склонности, пристрастия, реальный вес в обществе и за пределами страны могут оказывать значительное воздействие на расстановку политических сил, формы их действий. Когда к руководству государством приходят экстремистские силы, авантюристические элементы, криминальные структуры, обстановка неизбежно обостряется, что нередко приводит к развязыванию войны или вооруженного конфликта.

Как известно, в основе всякой политики лежат интересы и составляющие их основу объективные потребности. Последние определяются особенностями исторического развития сторон, их геополитическим положением, наличием ресурсов и другими факторами. Главный интерес любой политической силы, будь то класс, нация, партия или государство, заключается в ее самосохранении, обеспечении выгодных условий своего существования и развития. Но, кроме того, для нее характерно стремление к расширению своего влияния, захвату лидирующей роли, завоеванию новых позиций и даже к установлению экономического и политического господства. Эти две тенденции - самосохранение и расширение влияния (экспансия) - находят свое отражение в соответствующих политических и военных доктринах, долговременных и ближайших целях, конкретных планах действий. Однако во всех случаях стороны вынуждены соизмерять и взаимно учитывать сталкивающиеся интересы.

На ВПО внутри страны и даже в регионе могут оказывать влияние не только интересы государства в целом, но и интересы отдельных правящих элит, политических партий, национальных и националистических групп. Иногда эти интересы могут не только не совпадать с интересами общества, но и даже противоречить им. Так было в чеченском, абхазо-грузинском, армяно-азербайджанском и других конфликтах на территории бывшего СССР.

Если говорить об общей ВПО в мире, то интересы ее основных субъектов в какой-то части совпадают, а в какой-то - заметно расходятся. Например, США, безусловно, заинтересованы в поддержании порядка и стабильности в современном мире, однако при их лидирующем положении в экономической, политической и военной области. Этим и определяется, с одной стороны, совпадение, а с другой - различие интересов США и стран Западной Европы, Японии, а также их политика в отношении России.

Весомое влияние на характер военно-политических отношений и изменения ВПО оказывают демографические, научно-технические, морально-психологические и особенно военно-экономические, информационные и собственно военные возможности сторон. В современных условиях, не обладая достаточно высоким военным и экономическим потенциалом, невозможно эффективно влиять на развитие ВПО. Но если механизм влияния экономических и военных возможностей субъектов ВПО на ее изменение изучен достаточно хорошо, то с информационным потенциалом дело обстоит совсем иначе. Здесь требуется большая исследовательская работа.

Количественные характеристики вооруженных сил, естественно, влияют на ВПО, однако сегодня все большее значение приобретают качественные и структурные особенности вооруженных сил, информационное, техническое и морально-психологическое превосходство государства над другими субъектами военно-политических отношений. Боевые возможности оружия и военной техники, появление их новых видов, система подготовки личного состава, изменения организационной структуры вооруженных сил, придание ей в большей мере наступательной или оборонительной направленности - все это отражается на характере ВПО.

При этом важно правильно оценивать свои и чужие возможности, соотносить их со сложившейся обстановкой и намерениями сторон, прогнозировать ситуацию и на этой основе полностью использовать имеющийся потенциал. Так, не совсем точная оценка ВПО на Балканах, сделанная экспертами НАТО накануне боевых действий в Югославии, привела к преувеличению политических и военных возможностей блока в разрешении конфликта и приуменьшению роли России в решении балканских проблем, степени ее влияния на процессы, происходящие в современном мире.

Фактором, формирующим весь комплекс военно-политических отношений (духовных и материальных), выступают военно-политические действия, которые могут носить чисто военный характер (боевые действия), а также принимать форму миротворческой деятельности.

Каковы же основные состояния ВПО и критерии их оценки?

Для правильного анализа и оценки ВПО важно установить четкую градацию ее возможных состояний и критерии, позволяющие их определять (фиксировать). Состояние ВПО можно классифицировать по таким основаниям, как степень изменчивости (устойчивости) ВПО - стабильная и нестабильная, а также степень (уровень) напряженности отношений между ее субъектами.

Военно-политическая обстановка считается стабильной (устойчивой), если главные характеристики формирующих ее факторов остаются относительно постоянными, т.е. взаимодействуют (или противодействуют) одни и те же субъекты (политические силы); их намерения, цели, планы, доктрины практически не меняются; не происходит резкого наращивания военной мощи, изменения состава военных блоков; в основном сохраняется сложившееся соотношение сил; не совершается крутых перемен в действиях сторон.

По степени напряженности в отношениях между различными силами выделяются следующие типичные состояния ВПО:

спокойная (нормальная) обстановка - строится на правовой основе в русле заключенных договоров и соглашений, реализуются меры доверия, расширяется сотрудничество;

обострившаяся (напряженная) обстановка - характеризуется ухудшением политических, а затем и других отношений, ростом недоверия, усилением конфронтации, свертыванием переговоров, обострением выпадов в средствах массовой информации, усилением военных приготовлений;

кризисная обстановка - характеризуется резким ухудшением отношений вследствие конфронтационных действий какой-либо стороны, прямых угроз применения военной силы (обычно сопровождается прекращением переговоров, нарушением ранее заключенных соглашении, усилением «психологической войны»);

обстановка военного (вооруженного) конфликта - отношения выходят за рамки существующих договоров, дипломатических норм, ведутся военные действия ограниченного масштаба;

обстановка войны.

При оценке ВПО следует учитывать, что в развитии военного конфликта наблюдается шесть фаз: скрытое зарождение конфликта, обострение напряженности, начало силовых действий, кризис, военные действия (разрешение кризиса), восстановление мира.

Первая фаза, характеризуется появлением различий в интересах между субъектами ВПО, обстановка становится неустойчивой, военная опасность возрастает, хотя непосредственной военной угрозы еще нет.

Во второй фазе конфликта различия развиваются и углубляются, превращаясь в противоречия. Носители различий становятся конфликтующими сторонами. Начинается конфронтация, сопровождающаяся резкими политическими заявлениями, а иногда угрозами и демонстрацией военной силы. Однако стратегическая обстановка еще может какое-то время сохранять стабильность. Поэтому указанные фазы можно характеризовать таким состоянием ВПО, как потенциальная военная опасность.

Третья фаза совпадает с началом конфликтных силовых действий. Несмотря на нарастание непосредственной военной угрозы, стратегическая обстановка может быть еще относительно стабильной. Этот период развития ВПО можно характеризовать как направленную военную угрозу.

Четвертая фаза конфликта - самая острая, отражает кризисное состояние ВПО, наличие непосредственной военной угрозы. В большинстве случаев стратегическая обстановка становится нестабильной.

Пятая фаза конфликта связана с его разрешением. При этом кризис как высший пик напряженности ВПО может быть разрешен через достижение компромисса или вооруженным путем. ВПО в условиях войны приобретает резко выраженные черты противоборства по всем направлениям. Четко определяются отношения: противник, союзник, нейтральная сторона.

Шестая фаза - это восстановление мира и стабилизация ВПО (разведение войск, перевод государств на мирные условия деятельности).

Перечисленные состояния нельзя рассматривать как обязательные стадии развития военного конфликта. На военно-политический процесс воздействуют различные факторы. В том числе немалую роль играет и фактор случайности. Кроме того, противостоящие и взаимодействующие силы, как правило, не раскрывают своих карт. Применяя различные формы и способы информационного противоборства, они маскируют подлинные намерения, реальные возможности их осуществления, стремятся проводить военно -политические акции, используя фактор внезапности.

Резкий переход от внешне нормальных отношений к военному конфликту происходил не раз в последние десятилетия. Так развивались отношения между Ираком и Ираном в 1980 году, Великобританией и Аргентиной в 1982-м, Югославией и странами НАТО в 1999-м. Резким переходом от мира к военным столкновениям характеризовались межнациональные конфликты в бывших СФРЮ и СССР. Можно привести и обратный пример, когда в 1962 году СССР и США оказались на грани ракетно-ядерной войны. Лишь в последний момент, благодаря предпринятым обеими сторонами политико-дипломатическим мерам, удалось достичь компромисса. Проявив необходимую выдержку и мудрость, руководства стран пошли навстречу друг другу, разрешив тем самым известный Карибский кризис и нормализовав отношения двух ведущих держав мира.

Оценка ВПО проводится в диалектическом единстве на стратегическом, оперативном и тактическом уровне с участием соответствующего круга лиц (государственных и военных органов). Текущая и перспективная (прогностическая) оценка ВПО в наиболее глубоком и полном объеме - это функция прежде всего высших политических и военных органов (их руководителей), которые на основе такой оценки принимают определенные и важные для государственного и военного строительства решения. Вместе с тем к оценке и прогнозированию ВПО так или иначе причастны командующие (командиры, начальники) и штабы всех степеней. Они осуществляют это непрерывно и по мере возникновения необходимости - по требованию старшего начальника (например, в случае резкого изменения ВПО). Во всех случаях максимально используются результаты оценки обстановки вышестоящих политических и военных органов.

Практика свидетельствует, что, чем выше ранг воинского формирования и его штаба, тем в большей мере ему приходится вести самостоятельную работу по оценке ВПО, чтобы наиболее точно и адекватно оценить стратегическую, оперативную, а порой и тактическую обстановку. Результаты анализа и оценки ВПО в этом случае находят отражение во вводной части основных руководящих документов командующего (командира, начальника) и его штаба: в директивах, приказах, распоряжениях и указаниях.

Характеризуя необходимые качества и уровень подготовки должностных лиц органов государственного и военного управления, проводящих анализ и оценку ВПО, нужно отметить следующее. Оценка ВПО связана с анализом огромного количества материала из самых различных областей общественной жизни и сфер деятельности людей, т.е. касается весьма разнородных процессов, фактов, событий. Это обусловливает необходимость четкой организации работы, подбора исполнителей из числа специалистов в области военной политики, военной экономики, техники и вооружения, организации вооруженных сил, информатики, психологии, стратегии, оперативного искусства и др. Без такой специализации экспертов и разделения их труда невозможно охватить все элементы и факторы обстановки, обеспечить необходимую полноту и достоверность оценок.

Кроме высокого уровня профессиональной подготовленности к специалистам, привлекаемым к оценке ВПО, предъявляется еще одно важное требование - они должны понимать стиль и методы работы начальника, возглавляющего эту ответственную работу. Если такое качество у работников аналитической сферы высших штабов не развито, то, как показывает опыт, очень много времени тратится впустую. Вместе с тем у работников аналитических групп органов государственного и военного управления необходимо развивать способность твердо отстаивать свои оценки и выводы по обстановке. Люди, способные не только анализировать обстановку, но и стоять на своем, возражать, если потребуется, и начальнику, особенно ценны в аналитической работе. Еще Екатерина II отмечала, что доверять надо лишь тем людям, которые имеют смелость перечить вам.

Руководитель органа государственного или военного управления, в функции которого входит анализ ВПО или собственно военной обстановки, при подборе сотрудников должен особое внимание уделять наличию у них и таких крайне необходимых в аналитической работе качеств, как умение критически оценивать поступающую информацию, способность не поддаваться внушению, сохранять уверенность в себе. Опыт работы в высших штабах показывает, что найти людей, в полной мере обладающих всеми перечисленными качествами, непросто. Психологи утверждают, что лишь 15-20% специалистов способны критически оценивать большой объем информации. В то же время до 75% людей обладают повышенной внушаемостью и легко становятся «манипулируемыми субъектами», наличие которых просто недопустимо в органах, оценивающих ВПО.

Говоря о необходимости слаженной, четко организованной работы всех лиц, привлекаемых к оценке ВПО, следует отметить, что во многих военных органах управления даже высшего звена пока не существует центра, который обобщал бы и анализировал всю поступающую информацию и выдавал полную характеристику ВПО. К сожалению, сбор, анализ и обобщение данных обстановки идет по ведомственным направлениям (разведка, политическая и психологическая обстановка, политико-моральное состояние, боевая готовность и т.д.), экономическая обстановка почти не оценивается. Лишь у командующего и начальника штаба в ходе проведения ими общей оценки обстановки при прогнозировании ее развития в интересах принятия решения на действия подчиненных войск (сил) эти отдельные направления могут сливаться воедино.

Следовательно, военный руководитель должен не только иметь определенную специализацию и быть компетентным в своей области, но и обладать определенной широтой мышления, способностью к восприятию и синтезу большого объема разнородной информации. Для этого необходимы достаточно высокая общетеоретическая подготовка, понимание тенденций мирового развития, характера и особенностей переживаемого момента. Руководитель должен обладать исключительно высоким чувством ответственности за правильную и своевременную оценку ВПО, глубину выводов и обоснованность решений по ней, так как просчеты могут свести на нет любые усилия. Именно поэтому он обязан лично участвовать в аналитической работе по оценке ВПО, что позволит ему не только наращивать опыт и знания, но и развивать интуицию, которая при анализе нередко выдвигается на первый план. В совместной работе с подчиненными руководитель, умеющий глубоко и масштабно мыслить, всегда, даже в наиболее «горячие» моменты работы, соблюдает такт и выдержку, что во многом способствует объединению усилий самых разных специалистов, привлекаемых к оценке ВПО.

Руководителю следует также постоянно помнить о том, что значительный объем дезинформирующих сведений будет доводиться противоборствующей стороной с учетом его личностных (психологических, профессиональных, нравственных и др.) качеств. Не случайно же существует практика составления «психологических портретов». В армии США, например, такие портреты составляются до командира соединения (части) включительно. С их учетом планируется и осуществляется «высокоточное (целенаправленное) воздействие» на конкретных руководителей противостоящей стороны в мирное и военное время.

Наконец, помимо знаний, необходимого опыта военный руководитель должен владеть методикой работы, осуществлять ее в определенной последовательности. В самом общем плане можно выделить три основных этапа работы по изучению и оценке ВПО.

Предварительный (подготовительный) этап связан с решением организационных, методологических и методических задач. В ходе него определяются объект изучения (мировая, региональная, локальная ВПО), цели и задачи (текущая или перспективная оценка ВПО, предназначение этой оценки, вопросы, требующие особого внимания), круг исполнителей и организация их работы, время на решение всех задач, форма, в которой должны быть представлены результаты анализа.

Основной этап охватывает собственно процесс анализа, оценки и обобщения военно-политической обстановки, прогнозирования ее возможных изменений в ближайшем и более отдаленном будущем, практическое использование результатов оценки ВПО. В нем можно выделить два подпроцесса: первый - сбор и первичная обработка исходных данных обстановки, второй - анализ и оценка данных, формулирование выводов (обобщение) и прогнозирование изменений ВПО. Оба эти процесса переплетаются между собой и развертываются в какой-то мере одновременно.

Заключительный этап предполагает оформление и представление полученных результатов соответствующим органам государственного и военного управления в форме военно-политического обзора, докладной записки, а в некоторых случаях - и в форме предложений. Эта работа может завершиться включением полученных результатов в соответствующие документы в качестве основы для выработки и принятия военно-политических решений.

Непосредственная работа по оценке ВПО начинается со сбора и добывания необходимых исходных данных. Главные источники исходных данных для анализа и оценки ВПО составляют четыре группы. Первая - это официальные открытые документы государственных органов, в том числе военных, а также влиятельных общественных организаций (выступления руководителей, заявления, декларации, обращения, манифесты, официальные ноты и т.п.). Особое внимание обращается на военные доктрины, директивы и приказы военно-политического руководства. Вторая группа - информационные и справочные материалы по различным сферам общественной жизни, в том числе и военным вопросам, открыто публикуемые соответствующими ведомствами. Третья группа - средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), глобальная информационная сеть Интернет. Они содержат наиболее оперативную, но противоречивую информацию. Через них может быть организована специальная «утечка информации», проведены своего рода пропагандистские кампании, направленные на отвлечение внимания от скрытно проводимых мероприятий и введение вероятного или уже обозначившегося противника в заблуждение. Поэтому материалы, собранные из средств массовой информации, требуют особенно критического отношения. Четвертую группу составляют закрытые материалы, добываемые специальными службами и войсковыми разведорганами.

Первичная логическая обработка исходных данных предполагает прежде всего их фиксирование в четких и общепринятых терминах, с тем чтобы они могли, во-первых, быть использованы для составления краткой справки и, во-вторых, введены в память информационной компьютерной системы. Для этого необходимо осуществить операции по классификации и систематизации исходных данных. Следует отметить, что анализу и оценке подлежат данные и сведения, не только отражающие ВПО за пределами национальной территории, но и касающиеся обстановки в собственной стране, в тылу своих войск. К сожалению, эта часть оценки ВПО нередко делается поверхностно, недооцениваются возможности действий противника в нашем тылу, проявления национализма, сепаратизма и др.

При оценке ВПО широко используются общенаучные методы познания, такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, математические методы, факторный анализ, осуществляется построение структурных моделей военно-политической обстановки в целом и отдельных ее элементов. Для нахождения наилучшей из них проводится исследование этих моделей. В последующем формируются итоговая (рабочая) модель и итоговая оценка ВПО в целом. С помощью итоговой модели ВПО прогнозируются тенденции изменений каждого элемента и ВПО в целом в ближайшем и более отдаленном будущем. На основе оценки и прогноза развития 6ПО осуществляются разработка предложений и принятие военно-политических решений.

Главная цель оценки ВПО в мирное время заключается в том, чтобы определить источники и степень внешней и внутренней военной опасности. Для этого необходимо решить ряд аналитических задач, связанных с выявлением и оценкой факторов, формирующих ВПО в текущий момент и в перспективе. Поясним это на примере небольшого анализа (прогноза) военно-политической обстановки на ближайшую перспективу для России.

Развитие человеческой цивилизации идет по пути все возрастающего потребления природных и энергетических ресурсов. Следовательно, на определенной стадии возникнет противоречие между растущими потребностями личности, общества, государств и имеющимися запасами этих ресурсов. Более того, можно с уверенностью сказать, что XXI век будет веком борьбы государств за природные ресурсы. Россия, обладающая их огромнейшими запасами, хотим мы этого или нет, будет втянута в орбиту глобальных интересов ведущих государств мира, которые будут отстаиваться в том числе и при помощи военной силы. Поэтому если мы хотим сохранить наше отечество, то, безусловно, должны уделять самое серьезное внимание проблемам обеспечения военной безопасности государства, иметь Вооруженные Силы, способные отразить любую агрессию. Война в Югославии - серьезнейшее предупреждение нашему государству.

Следует подчеркнуть, что черты личности людей, руководящих политическими процессами, во многом предопределяют развитие последних. Твердая политическая воля, высокая личная подготовка, уравновешенность, выдержка, решительность в действиях, ответственность в словах и поступках делают поведение политического лидера предсказуемым и весомым, что само по себе способствует сохранению стабильности ВПО. И напротив, низкая профессиональная подготовленность, невыдержанность, склонность к авантюре, политическому блефу, а также робость в принятии решений и в действиях немедленно сказывается на состоянии военно-политических отношений, делает их труднопредсказуемыми, а следовательно, и неустойчивыми. Страны НАТО придают большое значение решительности, готовности использовать все силы и средства для защиты национальных интересов. Так, в программе курса стратегии Университета национальной обороны США, в частности, отмечается: «Если имеющиеся силы или решимость применить их приближается к нулю, устрашение также становится равным нулю». Наличие такой решимости является важнейшим условием реализации концепции сдерживания.

Таким образом, анализ, оценка и прогнозирование военно-политической обстановки - необходимая предпосылка выработки адекватных военно-политических, а также собственно военных (оперативно-стратегических) решений. К условиям, повышающим эффективность оценки и прогнозирования ВПО, следует отнести достаточно глубокое понимание природы и особенностей военно-политических отношений, подбор опытных специалистов - экспертов в данной области деятельности, четкую организацию их работы.

Сложность оценки ВПО требует объективного и критического отношения к получаемым результатам, особенно при переходе к прогнозированию. Прогнозы неизбежно будут носить вероятностный характер, представляться в форме моделей-сценариев, раскрывающих возможные варианты развития событий. Все это обусловливает необходимость дальнейшего развития методологии оценки ВПО.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации