Особенности применения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №2/1999, стр. 57-60

Особенности применения

общевойсковых соединений

и частей в чрезвычайных

обстоятельствах

Полковник в отставке И.Д.ПОМБРИК,

кандидат военных наук, профессор

СТИХИЙНЫЕ бедствия, крупные технические аварии, катастрофы и другие чрезвычайные обстоятельства убедительно свидетельствуют, что в ликвидации их последствий наряду с формированиями Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) важная роль принадлежит войскам. Это вызвано не только совместным использованием объектами народного хозяйства и воинскими частями одних и тех же транспортных, энергетических и инженерных коммуникаций, но и тем, что последние нередко размещены в непосредственной близости от населенных пунктов, административные пределы которых, как правило, совпадают с границами гарнизонов. Кроме того, войска постоянно находятся в состоянии готовности к действиям.

Порядок применения войск в чрезвычайных обстоятельствах устанавливается соответствующими законами, а также воинскими уставами и специальными нормативными актами (приказами, директивами, руководствами и инструкциями Министерства обороны). Успех их действий в немалой степени зависит от способности командиров и штабов соединений, частей и подразделений еще в мирное время, в процессе повседневной деятельности, обеспечить подготовку личного состава и необходимых средств к выполнению поставленных задач в экстремальных условиях.

В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, обеспечению безопасности граждан и нормальной работы предприятий, учреждений и организаций, в отдельных местностях либо на территории всей страны (республики) решением соответствующего органа государственной власти или президента может быть введено чрезвычайное положение. Оно предусматривает в том числе привлечение воинских частей.

В таком случае издается приказ командующего войсками военного округа с последующим докладом в вышестоящий штаб. В экстренных ситуациях войска (воинские части и соединения в полном составе или их отдельные подразделения) могут быть привлечены по приказу начальника гарнизона, который докладывает об этом командующему военного округа.

В процессе повседневной деятельности в военных округах и гарнизонах создаются специально подготовленные усиленные подразделения, отдельные команды и сводные формирования, основу которых составляют штатные силы, средства и военная техника.

Кроме того, в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ в каждом гарнизоне ежесуточно назначается дежурное подразделение на случай усиления караулов или вызова при пожаре, стихийном бедствии и иных происшествиях. В крупных гарнизонах дежурство могут нести несколько подразделений. Для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ вышеназванные формирования при необходимости временно передаются в подчинение соответствующих начальников МЧС.

Для координации действий и руководства воинскими частями (формированиями), выделенными для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, а также в целях организации их взаимодействия с органами внутренних дел, государственной безопасности и подразделениями МЧС законом предусматривается создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта соответствующей местности (района, населенного пункта). Последнему предоставляется право издавать приказы, регламентирующие поддержание режима чрезвычайного положения.

Действия войск в указанных экстремальных ситуациях характеризуются большим объемом спасательных и аварийно-восстановительных работ. Ведутся они, как правило, в условиях сильных пожаров, разрушений и завалов, при наличии или угрозе радиоактивного, химического или бактериологического заражения. Недостаток времени для спасения и эвакуации людей и вероятность возникновения конфликтов между ними еще более усиливают остроту обстановки, в которой приходится действовать войскам.

Общими задачами привлекаемых в чрезвычайных обстоятельствах войск являются: ведение радиационной, химической и инженерной разведки очагов поражения в интересах оказания помощи населению; непосредственное осуществление спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; эвакуация людей, животных и материальных ценностей; оказание пораженным, раненым, больным и эвакуированным медицинской помощи, снабжение их водой, горячей пищей и одеждой, палатками для обогрева и топливом. При необходимости воинские части и подразделения могут привлекаться для участия в обеспечении нормальной работы государственных предприятий и учреждений, карантинного режима, обсервации и оцепления очагов поражения, а также охраны общественного порядка в них, на сборных пунктах и в местах погрузки (выгрузки) эвакуированных.

Кроме того, войска решают и специфические задачи: розыск и извлечение пострадавших из-под завалов; регистрация погибших (подробное описание характерных примет, места и времени обнаружения) и организация их захоронения; расчистка завалов на улицах, дорогах, железнодорожных путях и подъездах к ним, содержание маршрутов и колонных путей; обнаружение угрожающих обвалом конструкций, зданий и сооружений, их ограждение или обрушение (демонтаж); укрепление существующих искусственных заграждений, возведение новых плотин и дамб, обеспечивающих защиту населенных пунктов (отдельных объектов) от затопления или разрушения.

При наводнениях и цунами задачами войск станут: спасение людей, животных и материальных ценностей на плавающей военной технике; предотвращение затопления народнохозяйственных и военных объектов путем устройства водоотводных каналов, плотин, дамб и т.п.; наведение мостов и переправ; откачивание воды из нижних этажей, подвалов зданий и защитных сооружений после спада уровня воды в районе затопления.

Для локализации и тушения лесных, торфяных или других массовых пожаров войсковые формирования могут применять штатную инженерную технику и взрывные средства.

При ликвидации последствий технических аварий или катастроф с ядерными боеприпасами, на объектах, имеющих ядерные установки или сильнодействующие ядовитые вещества, воинские части и их специальные подразделения осуществляют: тщательную радиационную и химическую разведку маршрутов движения в районы работ и самих районов с учетом направления распространения зараженного воздуха и мест возможного его застоя; обозначение границ участков заражения, путей подхода к объектам работ, оповещение личного состава и местного населения о наличии и характере заражения; дезактивацию и дегазацию местности, зданий, оборудования, техники и снаряжения, санитарную обработку людей и животных; лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия.

При эпидемиях и эпизоотиях войска принимают участие в проведении бактериологической разведки районов заражения; производят дезинфекцию проездов, отдельных участков местности, зданий, транспорта, одежды и обуви, специальную обработку людей, животных и растений; оказывают помощь в лечебно-профилактических, противоэпидемических и очевидно (а уроки ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств последних лет подтверждают это), что в рассмотренных выше ситуациях войска совместно с органами внутренних дел и государственной безопасности в порядке, установленном законом, могут выполнять задачи по обеспечению охраны общественного порядка, безопасности граждан, нормальной работы государственных предприятий, учреждений и организаций, других военных (особо режимных) объектов. В этих случаях воинские части (подразделения, сводные формирования, отдельные команды) несут патрульно-постовую службу или проводят специальные операции, для чего снабжаются необходимыми специальными средствами, а личный состав обеспечивается средствами защиты и может быть вооружен. Специальные средства и оружие применяются только в случаях, строго оговоренных законом и в соответствии с установленным порядком.

Осуществляя охрану общественного порядка и обеспечение безопасности граждан, воинские части и подразделения выполняют следующие основные задачи: несение патрульной службы (совместно с органами внутренних дел - патрульно-постовой службы) в городах и населенных пунктах; обеспечение общественного порядка при проведении отдельных массовых мероприятий, помощь в оцеплении районов заражения в условиях эпидемий и эпизоотии, а также при стихийных бедствиях, крупных авариях или катастрофах; участие в пресечении нарушений общественного порядка, если они носят массовый характер, угрожают жизни и здоровью граждан либо направлены на разрушение или уничтожение государственного, военного, общественного и личного имущества; пресечение групповых неповиновений и массовых беспорядков военнослужащих в воинских частях, подразделениях, штабах и т.д. Таким образом, круг задач, которые выполняют войска в чрезвычайных обстоятельствах, достаточно широк.

Особенности работы командиров и штабов в условиях чрезвычайных обстоятельств будут определяться конкретно сложившейся обстановкой, полнотой, достоверностью и точностью информации о ней, а также содержанием стоящих перед войсками задач. Кроме того, необходимо учитывать, что командиры и штабы обязаны обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность воинских частей и подразделений; охрану и сбережение боевой и другой военной техники, снаряжения и военного имущества; обучение личного состава, привлекаемого для спасения и аварийно-восстановительных работ, правилам поведения и мерам безопасности в конкретных условиях чрезвычайной обстановки, приемам спасения людей и оказания им первой медицинской помощи и т.д. Очевидно, что успешные действия войск в этих условиях возможны лишь при правильной и четкой их организации.

Все вопросы, связанные с организацией и применением войск в чрезвычайных условиях мирного времени, отражаются в директиве (приказе) командующего войсками военного округа. На ее основе в штабе военного округа, штабах объединений, соединений и отдельных гарнизонах осуществляются планирование и подготовка войск к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

План применения войск, разрабатываемый в штабе округа (объединения, соединения) и в гарнизоне, оформляется, как правило, текстуально с приложением необходимых карт, схем, графиков, расчетов, плановой таблицы взаимодействия и справочного материала (документов), определяющих порядок действий сил и средств.

Важнейшей обязанностью командиров и штабов в чрезвычайных обстоятельствах являются организация и поддержание непрерывного взаимодействия войск между собой, а также с органами, частями и формированиями Министерства по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, государственной безопасности, других заинтересованных ведомств, привлекаемых для совместных действий.

Взаимодействие организуется по задачам, времени и объектам действий и в интересах прежде всего тех сил, которые обеспечивают спасение людей и их безопасность. В них обычно отражаются вопросы: организации розыска и доставки пострадавших из очагов поражения в места дислокации медицинских учреждений; разведки маршрутов движения к объектам, их подготовки и содержания; осуществления совместных мероприятий по тушению пожаров и строительству защитных сооружений; эвакуации населения; размещения пострадавших и эвакуированных, организации их питания, снабжения продовольствием, водой и предметами первой необходимости; обеспечения мероприятий карантинного режима, проведения специальной обработки людей и животных; обеспечения охраны государственного и личного имущества граждан; организации движения автотранспорта, обеспечения его специальными пропусками и опознавательными знаками; выявления и разоблачения бандитских групп, мародеров и других опасных преступников, задержания дезертиров. Конкретное содержание мероприятий по взаимодействию войск зависит от выполняемых задач.

Важнейшим условием успешных действий войск является их всестороннее обеспечение. Оно организуется в основном в соответствии с действующими приказами, директивами, наставлениями и инструкциями по видам обеспечения.

Обеспечение войск осуществляется, как правило, в порядке подчиненности (сверху вниз). Однако в некоторых случаях определенные вопросы решаются на местах - в районах действий личного состава - через местные органы государственной власти и управления. Так, обеспечение воинских частей жилыми помещениями для расквартирования, коммунальными услугами, автотранспортом и горюче-смазочными материалами, дополнительным питанием осуществляется за счет средств бюджетов суверенных государств, на территории которых по их просьбе воинские части временно выполняют задачи.

Деятельность командира и его штаба в чрезвычайных обстоятельствах заключается в управлении действиями соединения (части). Для обеспечения непрерывного управления войсками организуется система связи, основу которой составляет радио- и радиорелейная связь. В то же время широко могут использоваться проводные, подвижные и сигнальные средства связи. Для достижения совместимости войсковых средств связи со средствами связи других министерств (ведомств) необходимо предусматривать взаимный обмен ими, устройство ретрансляционных пунктов, использование существующих средств общегосударственной и ведомственной сети радио- и проводной связи.

Выполнение задач в чрезвычайных обстоятельствах в значительной степени зависит от обученности личного состава действиям в сложной обстановке. Подготовка привлекаемых войск организуется штабом военного округа. С этой целью со всеми выделяемыми силами и средствами согласно плану действий войск два раза в год должны проводиться пяти или десятидневные лагерные сборы с привлечением подразделений МЧС и других заинтересованных министерств и ведомств. Кроме того, в системе боевой подготовки личного состава этих войсковых формирований необходимо предусматривать изучение способов действий, форм и методов несения караульно-постовой службы, обращения с гражданами, а также правовую и морально-психологическую подготовку. Все мероприятия служебно-боевой подготовки войск целесообразно завершать тактико-специальными учениями (занятиями).

Таким образом, чтобы успешно действовать в чрезвычайных обстоятельствах, подразделения должны получить соответствующую подготовку, а их командиры обладать высокими организаторскими способностями, сильной волей, глубоко знать обстановку, уметь предвидеть ход событий, быстро принимать оптимальные решения и настойчиво проводить их в жизнь.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации