Основные проблемы автоматизации организационно-мобилизационных органов ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/1999

Основные проблемы автоматизации организационно-мобилизационных органов ВС РФ

Полковник А.А.БОБОШКО,

кандидат технических наук

Полковник Н.Л.МУРАВЬЕВ,

кандидат технических наук

Полковник С.Ю.ПОНОМАРЕВ

В СОВРЕМЕННЫХ условиях реформирования Вооруженных Сил и структурных изменений в экономике страны создание сильных группировок войск на всех основных операционных направлениях невозможно. Более рациональным, а по экономическим соображениям и единственно возможным становится обеспечение условий для широкого маневра силами и средствами в соответствии со складывающейся обстановкой, что, в свою очередь, требует наличия эффективно действующей системы мобилизационной подготовки и мобилизации.

Важнейшей составной частью такой системы являются организационно-мобилизационные органы ВС РФ (ОМО), непосредственно решающие задачи организационного строительства, подготовки и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. Функционирование ОМО четко регламентировано. Все они объединены в систему управления, для которой характерны: широкая номенклатура органов управления со сложной организационной структурой; значительный территориальный размах (органы управления расположены по всей стране); взаимодействие ОМО с большим числом органов военного и государственного управления, включая гражданские министерства, ведомства, предприятия и учреждения; передача между ОМО больших объемов оперативной информации, классификаторов и нормативно-справочной информации.

Магистральным направлением совершенствования систем управления, как известно, является их автоматизация. Поэтому работы по автоматизации ОМО развернулись достаточно давно, с конца 60-х годов. Они начались с формализации оргмобинформации (разработки классификаторов и номенклаторов) и автоматизации ее сбора и обработки. На этом этапе автоматизация охватила прежде всего ОМО высших уровней управления. Так, в интересах организационно-мобилизационных органов стратегического звена управления создан огромный программно-информационный фонд, включающий базы данных оперативной информации и комплексы информационных и расчетных задач. В настоящее время разработанные средства внедрены на больших ЭВМ, что позволило сократить время подготовки документов по организационному строительству и мобилизационному развертыванию ВС и одновременно существенно уменьшить число ошибок в документах организационно-мобилизационной отчетности. В ОМО низших уровней управления автоматизация носила практически «кустарный» характер, когда энтузиасты из числа должностных лиц ОМО занимались разработкой автономных информационно-расчетных задач.

Несмотря на большой объем выполненных работ, единая автоматизированная система, обеспечивающая взаимоувязанное, согласованное и эффективное функционирование всех ОМО, создана не была. Это можно объяснить тем, что, во-первых, в период «холодной войны» основное внимание уделялось разработке автоматизированных систем (АС) управления войсками и оружием. Во-вторых, большие ЭВМ применялись в режиме вычислительных центров, как машины коллективного пользования, а потребители информации были значительно отдалены от ЭВМ. Обучения должностных лиц работе с вычислительной техникой практически не было (достаточно заметить, что понятие «компьютерная грамотность» появилось лишь в конце 70-х годов). Такое положение привело к тому, что ОМО высших уровней управления работали на информации, вводимой зачастую вручную, а первичный учет и вовсе не был автоматизирован.

Необходимость разработки единой автоматизированной системы, которая охватывала бы ОМО всех уровней управления, стала особенно остро ощущаться в 80-е годы, когда для этого появились и реальные предпосылки: в практику работы штабов начали внедряться ПЭВМ, повысилась компьютерная грамотность должностных лиц ОМО. Поэтому в конце 80-х годов были развернуты работы по автоматизации ОМО военных округов, в ходе которых выявился ряд узких мест, в частности информационно-техническая несовместимость средств автоматизации, эксплуатирующихся в ОМО. Кроме того, содержание документов первичного учета, ведущихся в ОМО низших уровней управления, и представляемых отчетных материалов зачастую не соответствует реальному положению дел; регламентные сроки и оперативность сбора и обработки организационно-мобилизационной информации не отвечают современным требованиям; случается, что комплексы средств автоматизации морально устаревают еще до их внедрения на объектах. Одновременно стало очевидно, что для обеспечения эффективного функционирования ОМО всех уровней необходимо осуществлять их комплексную автоматизацию на основе новых информационных технологий.

То, что процесс автоматизации ОМО протекает сложно, наблюдается отставание от запланированных сроков, объясняется, на наш взгляд, целым рядом общих проблем, среди которых условно выделим организационно-правовые, организационно-технические (системотехнические) и финансовые.

К организационно-правовым можно отнести следующие проблемы.

Первая - недостаточная проработанность (противоречивость) нормативно-правовой базы создания и применения АС. Например, в соответствии с ГОСТом 34.603-90 процесс создания АС завершается работами, выполняемыми до ввода системы в действие. ГОСТ 34.601-90 вообще все стадии, включая сопровождение АС, относит к созданию. К чему приводит такая, на первый взгляд малозначащая, «бумажная» нестыковка? Согласно ГОСТу 34.601-90 приемочные (т.е. государственные) испытания завершают стадию «ввод в действие». Но АС - это прежде всего совокупность комплексов средств автоматизации (КСА) различных объектов, именно КСА принимаются на вооружение и запускаются в серийное производство. А раз комплексы уже приняты на вооружение, то вопросам «соединения» их в систему, обеспечения согласованного функционирования уделяется значительно меньше внимания. В итоге зачастую складывается такая ситуация: отдельные КСА есть, а системы нет; сроки ввода АС в действие срываются; средства используются неэффективно и т.д.

Помимо этого нерешенными на сегодня остаются такие задачи, как придание юридической силы документам, разрабатываемым с использованием средств автоматизации и передаваемым по каналам передачи данных, и организация сертификации средств общего программного обеспечения и средств защиты информации в интересах ОМО.

Вторая - при существующем положении дел заказчик АС в целом не является заказчиком ее информационного, специального математического и программного обеспечения, а головной разработчик (главный конструктор) - разработчиком этих видов обеспечения.

Третья - отсутствие единой научно-технической политики в оснащении ОМО средствами автоматизации и организации эксплуатации.

Четвертая - недостаточное взаимодействие должностных лиц ОМО и разработчиков системы.

Пятая - отсутствие психологической готовности личного состава к внедрению средств автоматизации в ОМО. Достаточно типична такая картина: руководители объекта не хотят попадать в информационную зависимость от системы, среднее звено не желает терять свою значимость (вычислительная техника выполняет часть их функций более эффективно), а младший персонал всячески стремится уйти от дополнительной работы, неизбежной при внедрении системы, и боится стать ненужным после ее внедрения.

Шестая - недостаточное осознание того факта, что внедрение системы не только повышает эффективность и изменяет принципы работы отдельных должностных лиц, но и требует совершенствования организационной структуры автоматизируемых органов, содержания и алгоритмов их функционирования, определяет направления такого совершенствования.

Организационно-технические (системотехнические) проблемы таковы.

Первая - рациональный выбор программных средств, в частности сетевых операционных систем и систем управления базами данных, а также инструментальных средств разработки. Здесь очень важно учитывать возможность их сертификации для использования в АС военного назначения и обеспечения совместимости с уже созданными. Большое значение имеет также сложность эксплуатации, сопровождения и использования данных средств при разработке специального математического, программного и информационно-лингвистического обеспечения создаваемых систем.

Рассматриваемая проблема приобрела в настоящее время особую значимость. От того, как она решается, во многом зависят особенности выполнения работ на всех стадиях жизненного цикла АС, их эффективность и результативность.

Вторая - определение стратегии разработки (подхода к созданию) АС в интересах ОМО ВС РФ. Примененный и оказавшийся достаточно эффективным при автоматизации ОМО военных округов функциональный подход (выделение целевой функции, которая охватывает какой-либо процесс по всей вертикали ОМО - например, комплектование ВС личным составом, вооружением, военной техникой и другими материальными средствами) уже не может обеспечить выполнение тех повышенных требований, которые предъявляются в современных условиях к организационно-мобилизационным органам. Новые информационные технологии позволяют применить объектовый подход к созданию АС военного назначения.

Третья - выработка технологии функционирования автоматизируемого органа (организация вычислительного процесса или выбор архитектуры КСА объекта). У данной проблемы много аспектов, в частности обеспечение доступа к информации и сохранение ее целостности, обеспечение возможности одновременной работы большого числа пользователей и сохранение, по возможности, при этом устоявшихся и апробированных практикой алгоритмов работы должностных лиц.

Четвертая - применение новых информационных технологий при автоматизации ОМО. Суть этой проблемы в том, что стремительное развитие компьютерных коммуникаций, падение удельной стоимости средств вычислительной техники и обеспечение условий для выполнения персональных вычислений существенно расширили диапазон применения средств автоматизации в деятельности ОМО. В ближайшем будущем пользователи АС, разрабатываемых в интересах ОМО, получат возможность работать не только с фактографическими базами данных (БД) и полнотекстовыми фрагментами, но и с содержащими геоинформацию и мультимедийными БД. И это далеко не исчерпывающий перечень тех перспектив, которые открывает использование новых информационных технологий.

Реализуются эти технологии пакетами программных средств (в качестве примера можно назвать программные средства организации документооборота и обеспечения коллективной работы Lotus Notes). Конечно, существуют определенные сложности в выборе, сертификации и эксплуатации этих средств. Но их использование представляется необходимым, ибо такие программные пакеты фактически являются системообразующими при разработке КСА автоматизируемых объектов.

Пятая - отсутствие единой системы классификации и кодирования оргмобинформации. Эта система должна быть разработана так, чтобы обеспечивались потребности не только ОМО, но и ВС в целом.

Финансовые проблемы можно охарактеризовать одной фразой - недостаток, а то и полное отсутствие финансирования. Поэтому необходимо рациональное распределение выделяемых средств как по системам и ведомствам, так и по очередности ввода в эксплуатацию конкретных систем.

Очевидно, что создание эффективно функционирующей АС в интересах ОМО ВС РФ невозможно без разрешения всех перечисленных проблем. Проводимым исследованиям необходимо придать комплексный характер, увязав в единую систему научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по автоматизации организационно-мобилизационных органов ВС РФ.

Основные положения объектового подхода заключаются в следующем: орган управления представляет собой цельный организм, функционирующий по единому алгоритму и оснащаемый типовым КСА; компоненты КСА объединяются между собой вычислительными сетями; обеспечение целостности и непротиворечивости информации достигается использованием единой системы ее классификации и кодирования в АС и клиент-серверной архитектуры при построении КСА; однократность ввода-вывода данных в КСА при организации межобъектового обмена позволяет повысить достоверность и безопасность передаваемой информации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации