Основа системного развития вооружения и военной техники России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 2-5

Основа системного развития вооружения и военной техники России

Генерал-полковник А.П.СИТНОВ

Генерал-майор А.А.РАХМАНОВ,

доктор технических наук, профессор

СТРОИТЕЛЬСТВО и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется по скоординированным и согласованным программам и планам в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими законами, Основными положениями военной доктрины Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности, Основами (концепцией) государственной политики по военному строительству Российской Федерации до 2005 года.

Материальной основой обороноспособности государства является система вооружения Вооруженных Сил и других войск РФ (далее - система вооружения РФ). Разрабатываемая государственная программа вооружения на 2001-2010 годы (далее - Программа вооружения) - основной плановый документ, обеспечивающий согласование (по номенклатуре, срокам, выделенным ассигнованиям и возможностям промышленности) всех работ, направленных на развитие и поддержание в боеготовом состоянии системы вооружения РФ. На основе Программы вооружения Правительство Российской Федерации согласно Закону РФ «Об обороне» организует оснащение Вооруженных Сил и других войск необходимым оружием и военной техникой, обеспечивает ресурсами выполнение предусмотренных работ, осуществляет развитие и реструктуризацию отечественного оборонно-промышленного комплекса и государственной инфраструктуры.

Ожидаемые условия экономического развития страны в предстоящем десятилетии не позволяют реализовать некоторые целевые установки, содержавшиеся в предыдущих программах, например: оснащение войск отечественным вооружением (в ограниченной номенклатуре и объемах), не уступающим по качеству зарубежному; сохранение способности самостоятельно разрабатывать и производить вооружение и военную технику (ВВТ) всей номенклатуры путем развития необходимых для этого российских базовых военных технологий, совершенствования промышленного оборудования и т.п.

В условиях крайне ограниченных ассигнований главные усилия в развитии ВВТ должны быть направлены на поддержание боеготовности (технической исправности) имеющегося в войсках вооружения и военной техники, их модернизацию; разработку ключевых технологий оружия XXI века; завершение разработки и ограниченное производство важнейших образцов стратегических вооружений, систем разведки, управления и связи, современной экипировки бойца, систем и средств вооруженной борьбы тактического звена.

Подготовка Программы вооружения осуществляется исходя из потребностей по обеспечению эксплуатации ВВТ, а также с учетом развития международного военно-технического сотрудничества (предусматривается разработка и производство вооружения и военной техники на экспорт). На основе этого определены две главные цели: поддержание в период до 2010 года в боеготовом состоянии существующей системы вооружения для обеспечения сдерживания ядерной и неядерной агрессии, решения боевых и оперативных задач Вооруженными Силами и другими войсками РФ; наращивание научно-технического и производственно-технологического потенциала для создания оружия будущего, которое должно составить материально-техническую основу ВС после 2010 года.

Достижение этих целей в программном периоде может быть обеспечено в результате выполнения следующих задач: поддержания технической оснащенности всех компонентов стратегических ядерных сил на уровне, необходимом для сдерживания ядерной агрессии; развития всех компонентов неядерных сил, обеспечивающих выполнение задач сдерживания на различных ступенях эскалации военных конфликтов; оснащения ВС РФ средствами обеспечения транспортабельности и мобильности сил общего назначения в соответствии с замыслами и планами континентальных перебросок и оперативного усиления войсковых группировок в регионах локальных конфликтов и войн; обеспечения военно-технической сбалансированности организационно-штатных формирований постоянного состава сил общего назначения; поддержания в боеготовом состоянии имеющегося в войсках вооружения и военной техники; сохранения научно-технологической базы и создания конструкторского задела для последующих разработок вооружений с новыми свойствами и на новых физических принципах; сохранения способности оборонной промышленности России автономно разрабатывать и производить важнейшие образцы В ВТ.

В Программе вооружения должны найти отражение самые передовые направления развития ВВТ: интеллектуализация образцов вооружения и военной техники; развитие интегрированных систем и средств разведки, связи и автоматизации, боевого управления, разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы; обеспечение межведомственной информационной совместимости средств связи, боевого управления, целеуказания, радиоэлектронной борьбы и обмена данными на всех уровнях военного управления, и в первую очередь в тактическом звене; создание малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы, особенно в сфере разведки, боевого управления; снижение заметности образцов ВВТ и военных объектов во всех диапазонах длин волн; повышение мобильности войск, достижение баланса между возможностями средств транспортировки, требуемыми объемами перевозок и транспортабельностью ВВТ; приоритетное развитие систем высокоточного оружия; снижение расходов на эксплуатацию ВВТ за счет создания систем и средств со встроенной диагностикой, неремонтируемых, необслуживаемых и т.п.

Таблица 1

Разработка государственной программы вооружения на 2001-2010 гг.

Основа системного развития вооружения и военной техники России

Реализация Программы вооружения позволит обеспечить: ядерное сдерживание рациональным составом стратегических ядерных сил; отражение агрессии на континентальных и морских ТВД силами общего назначения; переход на единую общегосударственную систему заказов вооружения и военной техники общего применения для Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации (при контрактно-конкурсном принципе размещения заказов, координирующей роли в этом процессе Министерства экономики и едином государственном заказчике - Министерстве обороны РФ); создание общей (на базе военных округов) инфраструктуры Вооруженных Сил и других войск РФ, оптимально сопрягаемой с общегосударственной транспортной, информационной и снабженческой инфраструктурой; создание единой централизованной системы тылового, технического обеспечения и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск.

Важным условием эффективного использования выделяемых на национальную оборону средств и обеспечения в перспективе требуемого уровня обороноспособности является оптимизация соотношения между расходами на текущую деятельность (содержание армии и флота, закупки запчастей, ремонтных комплектов, ремонт техники и т.п.) и расходами на перспективные разработки и исследования.

Приведенные выше дели, задачи и условия разработки Программы вооружения обусловливают основные принципы ее формирования (см. табл. 1).

Программа вооружения разрабатывается на основе результатов анализа множества вариантов развития системы вооружения, что вызвано прежде всего неопределенностью в развитии социально-экономической, военно-политической и военно-технической ситуации. Основой для формирования вариантов являются данные о возможной численности и структуре Вооруженных Сил, показатели развития экономики страны, доли отчислений на развитие вооружения и военной техники и другие данные, часть из которых приведена в табл. 2.

Полный перебор всего множества даже только тех компонентов, которые указаны в табл. 2, дает огромное количество вариантов развития системы вооружения. Однако следует учитывать, что каждый компонент, в свою очередь, имеет собственные условия формирования. Так, варианты финансирования Программы вооружения должны учитывать изменения параметров финансирования национальной обороны и направлений расходования этих ассигнований. К таким параметрам относятся: прогноз возможностей государства по финансированию национальной обороны страны (объем средств по статье «Национальная оборона» Федерального бюджета России); доля затрат по статье «Национальная оборона» на содержание личного состава Вооруженных Сил РФ; доля затрат на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск; доля затрат на развитие системы вооружения (НИОКР, закупки ВВТ); соотношение затрат на НИОКР, серийное производство и на поддержание в технически исправном (боеготовом) состоянии вооружения и военной техники; соотношение долей затрат на развитие двух относительно независимых систем ВВТ: системы стратегических вооружений и системы вооружения сил общего назначения.

Таблица 2

Исходные данные для формирования вариантов развития системы вооружения ВС РФ

Основа системного развития вооружения и военной техники России

Изменение только этих параметров в области допустимых значений обусловливает необходимость исследования более 150 вариантов, отличающихся по объемам финансирования. Для уменьшения неопределенности и снижения количества рассматриваемых вариантов необходима слаженная и скрупулезная работа всех участников процесса создания Программы вооружения.

Таким образом, разработка Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы является сложнейшей задачей, которая может быть решена при скоординированной, эффективной работе всех заинтересованных органов и организаций Министерства обороны и других войск РФ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации