Организация боевой подготовки в Военно-воздушных силах проблемы и пути их решения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 48-50

Организация боевой подготовки в Военно-воздушных силах: проблемы и пути их решения

Генерал-лейтенант А.Н.БАРСУКОВ,

начальник управления боевой подготовки ВВС

ПОСЛЕДНИЕ три-четыре года для ВВС отличались особой сложностью, напряженностью и имели ряд характерных особенностей, которые необходимо было учитывать при организации и проведении боевой подготовки, анализе хода выполнения поставленных войскам задач и оценке результатов их деятельности в целом. В этот период осуществлялось преобразование ВВС и Войск ПВО в единый вид Вооруженных Сил - Военно-воздушные силы.

Мероприятия оперативной и боевой подготовки, хотя и со значительными ограничениями, в основном проводились в установленные сроки, что позволяло обеспечить подготовку органов управления к руководству войсками в мирное и военное время. Вместе с тем на все виды нашей деятельности негативное воздействие продолжают оказывать проблемы, связанные с поддержанием боевой и мобилизационной готовности, обеспечением войск финансовыми, материальными и другими средствами.

На качество боевой выучки войск также отрицательно влияет снижение у военнослужащих заинтересованности в совершенствовании своего профессионального мастерства, ответственности за выполнение служебных обязанностей.

Одной из наиболее сложных проблем остается организация подготовки летчиков. Планы по налету и видам летной подготовки не выполняются во многих объединениях, соединениях и частях. Так, общий налет за прошлый год составил 57% от запланированного, а средний годовой налет на летчика в частях фронтовой авиации не превышает 25% от необходимых научно обоснованных норм. Более того, в авиационных частях увеличивается число летчиков, длительное время (до четырех лет) не выполняющих полеты. Это обусловлено недостатком топлива, горюче-смазочных материалов и низким коэффициентом исправности техники.

В авиационных частях сложилась ситуация, когда при высокой естественной убыли летного состава отсутствует подготовленный резерв для его восполнения. Например, средний возраст летчиков частей фронтовой авиации - 36 лет, что на два года превышает критические показатели, обоснованные статистическими научными исследованиями.

Падение уровня натренированности летного и инженерно-технического состава приводит к ошибочным действиям в обслуживании и эксплуатации авиационной техники на земле и в воздухе, к снижению безопасности полетов и в целом боевой готовности авиачастей.

Практически свернута мобилизационная подготовка, не в полном объеме проводятся мобилизационные учения.

К сожалению на ближайшую перспективу значительных улучшений не предвидится. Поэтому главной задачей боевой подготовки в современных условиях остается поддержание боевой выучки соединений, частей и подразделений на уровне, обеспечивающем их боевую и мобилизационную готовность к выполнению боевых (специальных)задач в условиях проведения реформы Вооруженных Сил Российской Федерации, строжайшей экономии финансовых и материальных ресурсов. Для ее выполнения командующим объединениями, командирам соединений и частей необходимо осуществлять планирование мероприятий боевой подготовки (а также корректировку планов) в соответствии с фактическим поступлением финансовых и материальных средств.

В этих целях главнокомандующим ВВС принято решение о расширении прав командиров и начальников всех степеней в определении порядка и сроков отработки мероприятий боевой подготовки, объема учебных программ, количества часов учебного времени по предметам обучения (в том числе по предметам с лимитированным количеством часов), исходя из объема и характера решаемых задач, реального уровня готовности к их выполнению, укомплектованности и складывающихся условий обстановки в районах дислокации подчиненных им частей и подразделений. Запрещено отвлекать руководящий состав авиационных частей в дни полетов на мероприятия, не связанные с боевой подготовкой.

Основными формами обучения органов управления остаются командно-штабные учения на картах и командно-штабные (штабные) тренировки, проводимые под руководством как старших начальников, так и непосредственно командующих (командиров). Для проверки реальности оперативно-тактических расчетов и принимаемых решении на командно-штабные учения предполагается привлекать войска (силы) обозначения.

Основой боевой подготовки войск будет летно-тактическая (тактическая, тактико-специальная) подготовка, направленная на слаживание подразделений и частей, поддержание навыков личного состава для ведения современного боя.

При проведении летно-тактических (тактических, тактико-специальных), командно-штабных учений и тренировок необходимо отрабатывать весь комплекс мероприятий по подготовке к боевым действиям, уделяя особое внимание вопросам взаимодействия с родами войск в новой организационной структуре ВВС, повышению живучести авиации, защите от преднамеренных и взаимных помех радиоэлектронных средств, маскировке, противодействию техническим средствам разведки, защите от высокоточного оружия противника. В ходе летно-тактических учений с перебазированием авиационных подразделений и частей на другие аэродромы к их обеспечению необходимо привлекать части тыла, базирующиеся на этих аэродромах.

Имеется ряд особенностей в организации летной подготовки. Так, для переучивания летного состава на новые авиационные комплексы и обеспечения безопасности полетов в условиях жесткого лимита авиатоплива приняты меры, предусматривающие: специализацию подготовки экипажей по видам летной подготовки и вариантам применяемого вооружения; проведение предварительной подготовки к полетам к каждой летной смене в полном объеме; комплексирование нескольких упражнений курса в одном полете; ограничение летно-тактической подготовки авиационных частей (в частности, запрет на проведение дивизионных летно-тактических учений); повышение классности летного состава проведением сборов (с целевым выделением авиатоплива как в учебные, так и в боевые полки); поддержание необходимого уровня натренированности летного состава в результате более эффективного использования возможностей тренажной аппаратуры.

В ходе отработки курсов боевой подготовки родов войск планируется проводить занятия в основном по элементам боевого слаживания расчетов частей и подразделений (определяющим боевую готовность, натренированность летного состава). Изучение программной тематики по общевойсковым предметам обучения предполагается осуществлять, как правило, в дни общевойсковой подготовки.

При обучении специалистов всех категорий наземных войск в условиях финансовых и материальных ограничении основное внимание следует сосредоточить на их умении работать на боевой технике и вооружении (подготовка к несению и несение боевого дежурства, плановое техническое обслуживание и др.).

Тактико-специальные учения с частями, подразделениями специальных войск и тыла планируется проводить, как правило, в ходе тактических (командно-штабных) учении с соединениями и частями ВВС, которые они обеспечивают.

В ходе аэродромно-тыловых, тыловых, тактико-специальных учений учебные вопросы по перемещению частей (комендатур), перевозке материальных средств на другие аэродромы (если это не требуется для обеспечения самолетов полка по плану ЛГУ), в районы дислокации отрабатывать на картах (схемах) и способом «пеший по автомобильному».

При организации и проведении занятий по боевой подготовке особое внимание следует уделять обеспечению безопасной деятельности военнослужащих, сохранению материально-технических средств и соблюдению экологической безопасности окружающей среды.

Нужно отметить, что для экономного расходования выделяемых средств в войсках необходимо иметь методики расчета финансово-экономических затрат на выполнение мероприятий боевой подготовки.

Организация командирской подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов как основного звена, обеспечивающего боевую готовность, требует некоторой корректировки. На наш взгляд, она во многом устарела, особенно в наземных частях, что не позволяет в полном объеме обеспечить необходимый уровень знаний. В целом назрела необходимость разработки единой методологии подготовки офицерского состава ВВС в связи с объединением с Войсками ПВО.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для успешного решения задач боевой подготовки в настоящее время требуется изыскание и реализация новых подходов к организации и проведению обучения, учитывающих фактические возможности и условия деятельности войск.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации