Орбитальная группировка космических средств в условиях реформирования ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/1999

Орбитальная группировка космических средств в условиях реформирования ВС РФ

Генерал-майор запаса В.А.МЕНЬШИКОВ,

доктор технических наук, профессор

ОБЪЕКТИВНЫЙ ход мирового научно-технического прогресса, а вместе с ним развития вооружения и военной техники привел к тому, что космическое пространство стало сферой столкновения интересов (в том числе военных) различных государств. Фактически мир вступил в новую фазу геополитического противоборства, а именно в борьбу за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, которая с каждым годом становится все более напряженной.

Создание и развертывание в околоземном космическом пространстве орбитальных группировок космических средств, стратегический уровень задач, решаемых с их использованием, появление космических средств вооружения, орбитальные элементы которых способны оказывать активное воздействие (поражение, подавление) на потенциальные цели, необходимость подготовки космического пространства (а также районов земли, в которых дислоцированы объекты космической инфраструктуры) как сферы военных действий - все это предопределило выделение космоса в самостоятельную область деятельности и постоянное возрастание его значения в достижении целей вооруженной борьбы (см. таблицу).

Орбитальная группировка космических средств в условиях реформирования ВС РФ

Сегодня все большее число государств приходит к пониманию своих геополитических интересов в космосе и резко активизирует космическую деятельность. В настоящее время из 125 участвующих в ней стран более 20 располагают потенциалом для самостоятельной разработки и производства космической техники, запуска спутников собственными или арендуемыми носителями, активно ведут исследования по военному использованию космоса.

Так, руководство США, в полной мере осознавая открывающиеся здесь перспективы, рассматривает космическое пространство как сферу своих жизненно важных геополитических интересов. Об этом свидетельствует ряд организационных и научно-технических мероприятий - создание Объединенного космического командования, сохранение значительной доли расходов на космические программы в бюджете МО, реализация приоритетных НИР, ориентированных на создание в XXI веке систем космического оружия. Кроме того, уже в начале следующего тысячелетия США смогут иметь глобальную высокооперативную систему информационного обеспечения группировок войск и сил флота из космоса, предусматривающую использование для этих целей большого количества маломассогабаритных космических аппаратов (КА).

Таким образом, в деятельности США и других государств явно обозначились определенные тенденции: оперативно утвердить свои позиции в области военного использования космического пространства с тем, чтобы на рубеже XXI века, при объективном переходе к принципиально новым видам оружия, завоевать и укрепить собственные национальные позиции. Еще одним подтверждением этой политики служит сделанное президентом США Б.Клинтоном в январе 1999 года заявление о возможности доработки Договора по ПРО 1972 года.

За последние десятилетия в нашей стране создана мощная материально-техническая база космонавтики. В настоящее время РВСН продолжают обеспечивать применение средств обнаружения стартов баллистических ракет, оптико-электронной и фоторазведки, связи, ретрансляции и боевого управления, топогеодезии и метеорологии, которые уже сейчас позволяют существенно повысить эффективность действий группировок ВС. Космические средства играют определяющую роль в создании единого информационного пространства России, рациональном использовании ее природных ресурсов, обеспечении глобальности телекоммуникаций, навигации, экологического мониторинга суши и океана, развитии науки и т.д. Космическая отрасль России остается среди тех немногих отраслей экономики страны, наукоемкая продукция которых занимает одно из ведущих мест в мире. Отечественные космические технологии являются базой для производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

Вместе с тем если в 1993-1994 годах доля расходов на военно-космическую деятельность в оборонных бюджетах России и США была примерно одинакова, то в 1996-м для России она снизилась по сравнению с США более чем в три раза. В десять раз сократилось производство космической техники. Более 70% функционирующих на орбитах космических аппаратов выслужили гарантийные сроки эксплуатации, а процесс «старения» орбитальной группировки фактически принял необратимый характер. Разрушаются уникальная производственная и экспериментальная база, технологические процессы изготовления ракет-носителей и космических аппаратов, практически не проводятся ремонт и модернизация стартовых и технических комплексов, средств управления орбитальными группировками.

Резко снижены темпы создания перспективных космических систем. Задержки составили уже семь - десять лет. Более того, если в течение ближайших лет сохранится финансирование по остаточному принципу, Россия лишится возможности иметь современные космические средства сдерживания. Из-за отсутствия денег перенесены сроки или закрыто значительное количество тем НИР и НИОКР, предусмотренных Федеральной космической программой. Если не принять экстренных мер, в ближайшем будущем могут быть утеряны уникальные ключевые технологии, не имеющие аналогов в мире. На грани срыва находится выполнение наиболее важных международных обязательств по программам фундаментальных исследований. Вполне реально полное прекращение междугородней связи и телевещания в ряде регионов. При сохранении существующего уровня финансирования активная космическая деятельность России может прекратиться уже через два-три года.

Нужно незамедлительно искать выход из сложившейся ситуации. Для начала следует уже сегодня сформулировать основные научно обоснованные направления развития космонавтики на ближайшую и отдаленную перспективу, в том числе и ее военной составляющей.

Один из приоритетов должен быть отдан обеспечению гарантированного доступа России в космос, что предусматривает:

во-первых, разработку и производство космических средств вооружения и их важнейших комплектующих на российских предприятиях путем формирования новой, чисто российской кооперации предприятий-разработчиков либо сохранения существующей системы, но с частичным отказом от работ, выполняемых предприятиями, оказавшимися в ближнем зарубежье;

во-вторых, сохранение и наращивание возможностей по развертыванию и восполнению орбитальных группировок. Имеется в виду реализация комплекса мероприятий по планомерному и поэтапному переводу запусков КА и ракет-носителей (РН) с космодрома Байконур, включая наращивание необходимых средств их обеспечения, на российскую территорию (строительство Восточного космодрома и расширение возможностей космодрома Плесецк);

в-третьих, создание «потенциала сдерживания» угроз в космосе и из космоса. В сегодняшних экономических условиях разработка ключевых элементов отечественных систем, обеспечивающих парирование возможных угроз в космосе и из космоса, а также создание их единичных образцов послужит демонстрацией решимости России отстаивать свои национальные интересы и интересы международной безопасности, обеспечит основы для эффективного решения задачи сдерживания;

в-четвертых, правовое обеспечение военно-космической деятельности, поскольку существующий сегодня правовой режим не всегда благоприятствует ее организации и осуществлению. В наибольшей степени это относится к правовому регулированию отношений РФ со странами ближнего зарубежья, где находятся ключевые объекты российской военно-космической инфраструктуры.

Успешное решение указанной проблемы требует разработки и совершенствования как самих КА, так и систем средств их выведения, запуска и управления. Как показали исследования, наиболее полное удовлетворение потребностей оперативно-тактических формирований ВС в космической информации возможно только за счет создания относительно дешевых КА с массой порядка 500-1000 кг, мобильных пунктов приема и обработки информации, поступающей с борта КА, а также создания и оснащения этих формирований наземной аппаратурой потребителей. В этом случае информация непосредственно с борта КА будет поступать на мобильные пункты приема при прохождении трасс КА над районами боевых действий либо через КА-ретрансляторы.

Имеющийся в организациях Министерства обороны задел по специальной аппаратуре оптико-электронной разведки и унифицированной космической платформе подтверждает возможность и необходимость разработки малых КА различного целевого назначения. Предполагается, что космические системы военного назначения на основе малых КА смогут решать до 50% задач по информационному обеспечению непосредственно командиров оперативно-тактического уровня.

Проведенные к настоящему времени проектно-поисковые исследования показывают, что создание малых КА оперативной разведки, связи и метеорологического обеспечения на базе унифицированной платформы реально (при соответствующем финансировании работ) уже в ближайшие четыре-пять лет. Как следует из сравнительного технико-экономического анализа традиционных и малых КА, по основным показателям малые КА не уступают традиционным, а по таким, как периодичность просмотра заданного района, вес, стоимость изготовления и эксплуатации, значительно превосходят их.

Что касается конструктивных особенностей, то в основе создания перспективных КА должны лежать, по нашему мнению, следующие принципы:

модульность построения и преемственность развития, предусматривающие деление КА на модуль служебных систем и модуль целевой аппаратуры, что позволяет эффективно использовать в новых КА модули служебных систем предыдущей разработки. Унификация модуля служебных систем для ряда аппаратов не только сокращает производственный процесс, но и снижает финансовые затраты. Модуль служебных систем разрабатывается и отрабатывается один раз, причем изготовление его и модулей целевой аппаратуры может осуществляться одновременно;

негерметичность конструкции, позволяющая сократить затраты массы на служебные системы за счет исключения герметичного контейнера, перехода от активной многоконтурной системы теплорегулирования к пассивным способам обеспечения тепловых режимов, совмещения конструктивной и тепловой схем в конструкции приборного отсека КА;

долгоресурсность и стойкость комплектующих элементов. Этот принцип предполагает, что применяемые при разработке КА электрорадиоизделия и конструкционные материалы должны иметь ресурсные характеристики, обеспечивающие нормальную эксплуатацию КА в течение десяти лет и более, и сохранять гарантируемые электрические и физико-механические свойства при комплексном воздействии факторов внешней среды.

Не менее важны состояние и перспективы развития системы средств выведения. В этом направлении Министерство обороны очень тесно работает с Российским авиационно-космическим агентством. Идет модернизация космических ракетных комплексов (КРК) «Протон» и «Союз», прорабатываются варианты создания ракеты-носителя легкого класса, в 1995 году закончилось эскизное проектирование КРК на основе семейства РН тяжелого класса «Ангара». Успешное завершение основных работ в русле данной концепции позволит к 2005 году обеспечить России возможность доставки КА на рабочие орбиты во всем требуемом диапазоне высот и наклонений.

Дальнейшее развитие системы средств выведения может быть обеспечено также за счет сокращения номенклатуры эксплуатируемых образцов и их унификации. Как показали проведенные исследования, рациональное количество типов ракет-носителей в системе средств выведения равно четырем-пяти, а их унификация сокращает затраты на систему средств выведения на 25 %. В настоящее время имеются исходящие от промышленных организаций предложения о создании перспективного унифицированного ряда средств выведения, которые основаны на опережающем внедрении РН легкого класса и унифицированного модуля. Инициатор подобных работ - Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, разрабатывающий семейство ракет типа «Ангара».

Основными признаками унифицированной ракеты, в частности, являются модульный принцип построения с возможностью наращивания массы выводимой полезной нагрузки и освоения всего диапазона высот и наклонений орбит, а также использование нетоксичных компонентов ракетного топлива.

В то же время просматривается возможность широкого использования межконтинентальных баллистических ракет, снимаемых с вооружения, или так называемых конверсионных ракет «Рокот», «Старт», «Стрела» и других в качестве средств выведения малых КА.

Проблема создания унифицированного ряда РН, а также КА, построенных по модульному принципу, неразрывно связана с разработкой унифицированного стартового комплекса, способного обеспечить запуск ракет космического назначения в любой комплектации «КА+РН». Имеющиеся научные данные подтверждают принципиальную возможность решения этой достаточно сложной организационно-технической задачи уже в обозримой перспективе. Ее реализация не только обеспечивает унификацию основных базовых элементов системы космического вооружения, но и позволяет существенным образом скорректировать подход к развитию наземной инфраструктуры космодромов. По предварительным оценкам, в этом случае более чем на порядок могут быть сокращены потребные ресурсы для обеспечения запуска КА (площадь космодромов, технические и стартовые комплексы и т.д.).

Перечисленные направления реформирования космической отрасли могут остаться на бумаге, если не будет своевременно решена проблема развития космодромов в России.

После заключения межгосударственных соглашений по космодрому Байконур и подписания договора о его аренде Россией сроком на 20 лет частично была ослаблена напряженность, связанная с запуском оттуда спутников. В ближайшее время предстоит обеспечить наращивание технических возможностей космодрома Плесецк по запуску КА, переводу на него с Байконура запусков РН легкого и среднего класса и одновременно поддерживать в работоспособном состоянии инфраструктуру Байконура для обеспечения эксплуатации РН тяжелого класса, завершить оснащение объектов управления КА на территории России.

Разумеется, одним повышением возможностей Плесецка всю проблему обеспечения гарантированного доступа в космос не решить. Поэтому уже ведутся работы по освоению и расширению космодрома Свободный. Чтобы наша страна не лишилась возможности и в дальнейшем использовать геостационарную и солнечно-синхронные орбиты, нужны самые серьезные научные проработки, посвященные проблемам оптимального распределения экономических, людских и иных ресурсов с целью создания в России космодрома, который совместно с Плесецком в полной мере компенсировал бы потерю Байконура.

Достойное внимание должно быть уделено и совершенствованию наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ).

Перспективным здесь представляется внедрение однопунктной технологии управления КА с использованием спутников-ретрансляторов. Такая технология позволит минимизировать, а в отдаленной перспективе, возможно, и отказаться от разветвленной, но все же обладающей ограниченными возможностями по глобальности и устойчивости управления существующей системы НАКУ. Основу здесь могут составить средства управления, построенные по принципу наземно-космической информационно-командной сети.

Обеспечение гарантированного доступа России в космос позволит адекватно реагировать на возможные угрозы в космической сфере вооруженной борьбы в рамках решения стратегической задачи сдерживания от агрессии, откуда бы она ни исходила. При этом основные направления военно-космической деятельности, на наш взгляд, таковы:

во-первых, обеспечение политико-правового регулирования в области создания космического оружия, прежде всего средств противоспутниковой борьбы;

во-вторых, обеспечение боевой устойчивости и живучести отечественной орбитальной группировки за счет своевременного предупреждения о нападении в космосе и реализации мероприятий по активной и пассивной защите КА.

Кроме того, безусловно важным и актуальным, даже учитывая сложное экономическое положение страны, остается третье направление, которое включает сохранение и наращивание научно-технического, технологического и организационного заделов в области создания соответствующих космических средств противодействия.

Таким образом, специфика геополитического положения России объективно приводит к выводу о том, что интересам безопасности нашей страны в наибольшей степени отвечает приоритетное развитие и применение таких космических систем, которые позволяют повысить эффективность функционирования орбитальной группировки, в условиях ограниченного финансирования сохранить основные элементы космической инфраструктуры и совершенствовать их в дальнейшем.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации