Обеспечение стратегической стабильности выбор рационального сценария поведения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3(5-6)/1999, стр. 28-33

Обеспечение стратегической стабильности: выбор рационального сценария поведения

Полковник А.В.РАДЧУК,

кандидат технических наук

В статье рассматривается методический подход к оценке состояния стратегической стабильности двусторонних отношений, основанный на построении многоуровневой иерархической системы разнородных мер ее обеспечения.

В СОВРЕМЕННОЙ сложной, динамично развивающейся военно-политической обстановке (ВПО) очень важно уметь правильно оценивать межгосударственные отношения, прогнозировать их развитие и определять шаги, нацеленные на обеспечение стабильности положения страны.

Вопросы оценки стратегической стабильности (или просто стабильности), под которой следует понимать прочное, устойчивое, неизменное состояние отношений между государствами, являются одними из важнейших в политике. Стратегическая стабильность зависит от внешних силовых воздействий, способных изменить политические отношения в худшую сторону, а также от возможностей государства эффективно парировать их или противостоять им. Нормальные отношения характеризуются отсутствием у государств стимулов, намерений и возможностей достичь своих политических целей применением военной силы, потенциал которой определяется совокупностью целого ряда как чисто военных, так и политических, экономических, идеологических (морально-психологических) и других факторов.

Руководство государства путем принятия тех или иных решений и проведения соответствующих мероприятий осознанно (напрямую) или неосознанно (косвенно) влияет на военно-политическую обстановку, а следовательно, на стратегическую стабильность. В зависимости от характера поведения сторон и мер, предпринимаемых ими в различных сферах, а также от реакции других государств на эти действия ВПО может существенно изменяться, а стабильность, по их оценкам,- либо укрепляться, либо ослабевать. При этом оценки ее состояния, по которым, собственно, и принимаются важнейшие решения, достаточно субъективны, поскольку в значительной степени определяются системой взглядов, приоритетов и целей конкретных должностных лиц, а не только государства в целом.

Из-за отсутствия абсолютной (принятой всеми сторонами и одинаково воспринимаемой) оценочной шкалы состояния стратегической стабильности вряд ли удастся найти критерий, численное значение которого будет однозначно показывать - достигнута стабильность или нет. Поэтому говорить следует скорее всего лишь о получении каких-либо относительных односторонних оценок, характеризующих обстановку и показывающих степень ее приближения к такому уровню, при котором положение государства можно достаточно уверенно для себя (гарантированно) считать стабильным.

При определении путей и способов обеспечения стратегической стабильности необходимо иметь в виду, что механизм воздействия на нее того или иного шага, предпринимаемого руководством государства, чрезвычайно сложен и прямо или косвенно реализуется через множество локальных мер. В совокупности они составляют определенную систему, характеризующуюся соответствующей структурой, функциями, целями как общего, так и частного характера.

Как показывают исследования, в системе мер (факторов), обеспечивающих стратегическую стабильность, существует определенная иерархия, обусловленная иерархией государственных институтов (а также лиц, принимающих решения и реализующих эти меры) и отражающая их значимость (степень воздействия на стабильность), взаимное влияние и эффективность деятельности. Поэтому при формализации такого механизма целесообразно использовать иерархический подход. Он дает возможность с помощью простых правил и с учетом всех имеющихся у исследователя знаний анализировать сложные проблемы во всем их многообразии, а также на основе качественного анализа проводить оценку степени достижения какой-либо цели и описывать влияние изменения приоритетов (критериев) на верхних уровнях иерархии на приоритеты нижних уровней. Еще одним преимуществом иерархий является то, что они устойчивы (малые изменения вызывают малый эффект) и гибки, т.е. добавление новых элементов, уровней и связей к хорошо структурированной иерархии не разрушает ее. Следовательно, иерархия дает возможность расширять и дополнять ее по мере необходимости, учитывая при этом изменения во взглядах на понятия и критерии, ее характеризующие.

При построении иерархии системы мер обеспечения стратегической стабильности (в дальнейшем - «система») и ее формализации будем руководствоваться следующими основными положениями. Во-первых, рассматриваемая иерархия есть определенный тип системы, основанный на предположении, что ее элементы в соответствии с мнением лица, их формирующего, группируются в некоторые несвязанные множества, называемые также уровнями (кластерами, стратами). Во-вторых, обшей (главной) целью этой системы мер является обеспечение стратегической стабильности. Построение иерархии системы мер (рис. 1) проводится от ее нижнего (сценарии поведения) до верхнего (фокус) уровня.

Обеспечение стратегической стабильности выбор рационального сценария поведения

При построении иерархии предположим, что элементы в каждой группе (кластере) независимы: на каждом уровне отсутствуют горизонтальные связи. В дальнейшем, по мере функционирования системы и при более глубоком изучении протекающих процессов, учете новых элементов и закономерностей, возможно ее расширение и выявление горизонтальных связей в группах.

Составляющие нижний (пятый) уровень иерархии сценарии (политики) действий сторон определяют меры (четвертый уровень иерархии), предпринимаемые в соответствии с ними по отношению к акторам (третий уровень). Последние действуют в различных сферах (второй уровень иерархии), через которые в конечном итоге с некоторой силой S воздействуют на общую цель системы (первый уровень - фокус иерархии) - достижение (сохранение, упрочение) стратегической стабильности.

В качестве сценариев рассматриваются различные варианты поведения сторон по отношению друг к другу, определяющие характер и состав соответствующих мер. Каждый сценарий направлен на повышение, сохранение либо снижение уровня стратегической стабильности. Согласно нашей оценке последствий реализации конкретной политики припишем ей определенный знак (направленность): «+» (положительная) - для политик, повышающих либо сохраняющих стратегическую стабильность; «-» (отрицательная) - для политик, снижающих стратегическую стабильность.

Направленность воздействия на стратегическую стабильность, а также вероятность ее достижения в зависимости от выбранной нами политики оценивается с учетом взаимодействия различных уровней иерархии, исходя из характера и степени влияния нижних уровней на верхние и доминирования верхних над нижними. При этом та или иная политика реализуется проведением следующих мероприятий.

В рамках военных мер: участие в военных блоках и коалициях; совершенствование вооружения и военной техники; повышение боеготовности вооруженных сил; их развертывание; демонстрационные или ультимативные боевые действия (удары); локальные (ограниченные) вооруженные конфликты; крупномасштабные военные действия и т.п.

В рамках экономических мер: достижение государством высокого экономического и научного потенциала; развитие военной промышленности, способной обеспечить выбранный вариант совершенствования вооруженных сил; создание научно-технического задела в военной области в интересах поддержания требуемого уровня эффективности систем вооружения и военной техники и в целях парирования возможных научно-технических прорывов других государств; создание и развитие инфраструктуры государства (систем и средств управления и связи, телекоммуникаций, транспорта и т.п.); конверсия военного производства; создание стратегических запасов и т.п.

В рамках политических мер: определение целей и задач государственной политики, разработка комплекса мер и способов их достижения; выработка требований к государственным структурам, в том числе к вооруженным силам; конкретизация роли, места и задач ядерных и неядерных вооружений (стратегических, оперативно-тактических и тактических) в системе мер обеспечения национальной безопасности; проведение односторонних и многосторонних переговоров по урегулированию разногласий и конфликтов и заключение соответствующих соглашений и договоров; вступление в существующие коалиции (организации, блоки, союзы и т.п.) государств либо организация новых для защиты своих национальных интересов и интересов союзников; обращение в международные организации и т.п.

В рамках идеологических мер: разъяснение, обоснование и пропаганда своей политики в стране и в мире; защита информационной, культурной и духовной сферы жизни нации; воспитание народа в духе патриотизма и т.п.

Каждая конкретная политика (см. рис.1) в зависимости от ситуации направлена на укрепление либо ослабление стратегической стабильности. При выборе сценария поведения используется соответствующий ему перечень мероприятий в рамках мер, предпринимаемых по отношению к тем или иным факторам.

Для оценки состояния военно-политической обстановки и ее стабильности необходимо определить (задать) удельный вес (важность) каждого из элементов построенной иерархии с точки зрения его влияния на конечную цель системы, а также относительную силу воздействия на элементы предшествующих уровней иерархии.

Подобного рода задача решается с использованием экспертных оценок, на основе которых составляется матрица выраженных в числовой форме попарных сравнений относительной важности этих элементов и силы их влияния на каждый элемент следующего, более высокого уровня иерархии. Воздействие на вышестоящий элемент определяется как произведение «веса» соответствующего элемента нижнего уровня иерархии на силу этого влияния. Допустим, что оно передается без изменения по всем возможным направлениям, соединяющим рассматриваемый элемент иерархии с ее первым уровнем. Воздействие (S) политики государства в определенной ситуации представляет собой сумму воздействий всех элементов системы, связанных с нею и передающих ее влияние на состояние стратегической стабильности.

Для оценки текущей обстановки используется относительная оценочная шкала, построенная на основе анализа различных ситуаций в истории государства. Она отражает такие ее состояния, которые достигались вследствие проведения определенной политики и характеризовались руководством данной страны как «абсолютно стабильные» (мир), «критические» (грань мира и войны) и «абсолютно нестабильные» (крупномасштабная война). Используемые политики оцениваются с помощью предлагаемой иерархии, и, кроме того, определяются эталонные значения S, которые обеспечили указанные ситуации: S+1 - мир, S0 - грань мира и войны, S-1 - крупномасштабная война. Для исследования конкретной политики проводится оценка уровня ее влияния на стратегическую стабильность с учетом относительных «весов» и «силы влияния» предлагаемых мероприятий, сфер и объектов их действия. Затем эти значения нормируются по эталонным показателям. Полученное числовое значение суммарной силы воздействия сторон на стратегическую стабильность и будем считать показателем, характеризующим степень приближения реальной ситуации к состоянию, например, «абсолютной стабильности».

Для иллюстрации возможностей предлагаемой методики рассмотрим результаты оценки относительного уровня стабильности двусторонних отношений при различных сценариях поведения сторон. Возьмем простейшую ситуацию, при которой механизмы и сила (потенциал) влияния на стратегическую стабильность военных, экономических, политических и идеологических мероприятий, проводимых каждой из сторон, одинаковы и характеризуются соотношением 4:3:2:1 (т.е. сила влияния военных мер в четыре раза больше, чем идеологических и т.д.). Предположим, что в ответ на выбор стороной В политики либо сокращения вооружений (П1), «абсолютно укрепляющей стратегическую стабильность», либо развязывания широкомасштабного военного конфликта (П9), делающей обстановку «абсолютно нестабильной», сторона А может выбрать любую из девяти политик положительной и отрицательной направленности (см. рис. 1.). Для каждой из возможных пар политик сторон проведем оценку относительного уровня стратегической стабильности (У), полагая, что величиной У(S+1)=1 можно охарактеризовать ситуацию, при которой обе стороны выбрали политику сокращения вооружений и мира, а величиной У(S-1)= - 1 - ситуацию обоюдного стремления к развязыванию широкомасштабной войны.

Результаты, полученные на основе предлагаемого подхода в случае, когда обе стороны обладают одинаковым потенциалом (военным, экономическим, политическим и идеологическим), представлены на рис. 2.

Обеспечение стратегической стабильности выбор рационального сценария поведения

Их анализ позволяет сделать вывод о том, что существует определенный предел поведения, при котором сторона В еще может своей мирной политикой (П1) компенсировать стремление стороны А к развязыванию конфликта. В рамках рассматриваемых политик этот предел характеризуется политикой П4 стороны А, допускающей «повышение напряженности» (первой из политик, отличающихся отрицательной направленностью) и выводящей ситуацию в критическое состояние (У~0). При более агрессивных политиках стороны А сторона В будет вынуждена для обеспечения своей безопасности также перейти к соответствующим действиям. В случае, если одна из сторон обладает большим потенциалом, даже в рамках рассматриваемого перечня политик, переход к развязыванию военного конфликта может быть отодвинут или практически исключен вследствие ее разумных действий. На рис. 3 приведены результаты оценки уровня стратегической стабильности в условиях, когда потенциал стороны В по всем показателям вдвое выше потенциала стороны А. Их анализ показывает, что в данных условиях при разумном поведении стороны В возможность развязывания военного конфликта относительно невелика, даже в случае проведения стороной А наиболее дестабилизирующей политики.

Обеспечение стратегической стабильности выбор рационального сценария поведения

В заключение следует отметить, что получаемые с помощью предлагаемой методики численные оценки позволяют наметить сценарии поведения сторон, проверить логику их действий, выявить основные тенденции развития ситуации и на стадии принятия соответствующих военно-политических решений показать возможные последствия проводимой политики.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации