Об управлении группировками войск в ходе вооруженных конфликтов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1999, стр. 42-44

Об управлении группировками войск в ходе вооруженных конфликтов

Подполковник Д.А.ПРИХОЖИЙ

В ПОСЛЕДНИЕ годы теория и практика применения наших Вооруженных Сил была ориентирована на подготовку и ведение крупномасштабной войны с присушим ей размахом, формами и способами действий войск в интересах решения главным образом стратегических и оперативных задач.

Однако в настоящее время, когда угроза мировой войны (как ядерной, так и обычной) хотя и не устранена полностью, но значительно снижена, наибольшую опасность для России представляют вооруженные конфликты, и особенно те, которые могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела.

Анализ показывает, что в большинстве вооруженных конфликтов военные действия имеют относительно небольшой масштаб, а их основными формами являются совместные операции, боевые действия (в том числе систематические), бои и удары; решение главных задач осуществляется соединениями, частями и подразделениями, развернутыми в мирное время, без проведения мобилизационных мероприятий в полном объеме; отсутствуют сплошной фронт и четко выраженное противостояние группировок войск; имеют место многочисленные обособленные очаги вооруженной борьбы; применяются нетрадиционные способы ведения боевых действий.

Своеобразие условий вооруженного конфликта диктует необходимость создания уникальной по своему составу группировки войск, в которую помимо соединений и частей Сухопутных войск должны входить части и подразделения ВДВ, ВМФ, ВВС, а также формирования других министерств и ведомств (МВД, ФПС, МЧС, ЖДВ и др.). Для согласования усилий и организации взаимодействия между всеми элементами такой группировки в интересах достижения поставленных целей потребуется соответствующая система управления.

В настоящее время существует мнение о том, что для управления группировками войск в районе конфликта следует создавать специальные оперативные командования, которые могли бы использовать существующие стационарные пункты управления, находящиеся в непосредственной близости от района конфликта, в том числе командные пункты армий (корпусов) на данном направлении. При этом для их комплектования предлагается выделять от различных органов управления необходимый оперативный состав, средства связи и автоматизации. Использование всей системы управления войсками армий (корпусов), подготовленной на случай развязывания крупномасштабной войны, считается нецелесообразным.

Данный подход, по нашему мнению, имеет ряд недостатков. Так, от вновь сформированного командования требуется в кратчайшие сроки фактически заново создать систему управления войсками в районе конфликта. В то же время те органы управления, от которых выделяются оперативный состав, средства связи, автоматизации и другие силы и средства, будут вынуждены обеспечивать качественное выполнение стоящих перед ними задач сокращенным составом.

Кроме того, создание в зоне вооруженного конфликта временных группировок войск непременно повлечет за собой образование всевозможных оперативных групп различного ранга и подчиненности. Может сложиться такая ситуация, при которой одним батальоном будут руководить сразу несколько командиров.

На наш взгляд, для успешного решения всех задач как в ходе крупномасштабной войны (с проведением необходимых мобилизационных мероприятий), так и в локальной войне или вооруженном конфликте (только формированиями постоянной готовности) требуется повысить гибкость существующей системы управления за счет рационального распределения управленческих функций между оперативно-стратегическим территориальным и оперативным (оперативно-тактическим) командованиями.

При таком варианте органы управления армий и корпусов должны быть освобождены от ответственности за содержание базы мобилизационного развертывания, состояние службы войск и обеспечение безопасности военной службы, а также от выполнения задач по комплектованию и обеспечению соединений и частей, организации и проведению мероприятий боевой подготовки, реализации достигнутых соглашений в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе и других международных договоров в области ограничения- обычных вооружений и т.д.

Выполнение данных задач в соединениях и частях постоянной готовности, на наш взгляд, необходимо осуществлять под непосредственным руководством оперативно-стратегического территориального командования (военного округа). При этом штабы армий (корпусов) должны быть готовы принять в свое подчинение соединения и части с других направлений после их мобилизационного развертывания и проведения боевого слаживания.

Главным в работе руководящего состава оперативных и оперативно-тактических объединений в мирное время станут оперативная подготовка, планирование боевого применения и контроль боеготовности принимаемых в подчинение соединений, частей и подразделений.

Воинские формирования будут передаваться армии (корпусу) только на период проведения учений или для решения боевых задач. Их дислокация возможна в различных регионах по принципу двойного (тройного) базирования. Кроме того, в зависимости от складывающейся обстановки в состав данной армии (корпуса) могут войти соединения и части постоянной готовности, прибывшие с других стратегических направлений.

Общее руководство группировкой войск в районе конфликта может осуществлять оперативно-стратегическое командование на стратегическом направлении, а непосредственное руководство боевыми действиями - командующий армией (командир корпуса), в полосе ответственности которого возник конфликт.

По нашему мнению, такой подход позволит обеспечить опережающее (по отношению к войскам) развертывание системы управления объединения, а органы управления будут использовать свои пункты и средства связи.

Многообразие видовой, родовой и ведомственной принадлежности войск, участвующих в вооруженном конфликте, обусловливает необходимость создания единого полномочного органа управления, который объединит их усилия. Им может стать штаб армии (корпуса). С этой целью в его состав временно войдут штабы (оперативные группы) других министерств и ведомств со своими средствами связи, размещенные непосредственно на пунктах управления армии (корпуса) или в непосредственной близости от них. Должностные лица этих штабов (оперативных групп) должны участвовать в процессе принятия решения командующим на применение сил и средств объединенной группировки, планировать боевые действия и готовить к ним подчиненные части (подразделения), а также управлять последними в ходе боевых действий и нести полную ответственность за выполнение поставленных задач.

Кроме того, целесообразно также объединять усилия по управлению частями и подразделениями родов войск, специальных войск и служб различных министерств и ведомств. Так, в целях обеспечения надежного управления и организации взаимодействия при совместном применении сил и средств ПВО и авиации в районе вооруженного конфликта необходимо иметь совмещенный КП ПВО и ВВС, а также совмещенный КП армейской авиации для всех структур, имеющих вертолеты и беспилотные летательные аппараты. По такому же принципу должно осуществляться управление объединенной группировкой артиллерии (морской пехоты, ВДВ, войск МВД, подразделений Федеральной пограничной службы и др.).

Во внутреннем вооруженном конфликте, когда разоружение незаконных формирований будет возложено на внутренние войска МВД России, управление частями и подразделениями Вооруженных Сил может осуществляться оперативной группой, входящей в состав органа управления этих войск.

Одним из наиболее важных и сложных вопросов является объединение усилий всех видов разведки, имеющих различную ведомственную подчиненность. С этой целью необходимо иметь в составе управления группировкой единый разведывательно-информационный центр.

Для управления группировкой войск в районе конфликта требуется устойчивая связь между частями и подразделениями различной ведомственной принадлежности, а также с действующими на разобщенных направлениях соединениями и частями при выполнении ими боевых задач. Обеспечение закрытой связи до батальона включительно позволит гарантировать маскировку всей передаваемой информации в низовых звеньях.

Основными видами связи в оперативно-тактическом звене управления останутся радио-, радиорелейная и космическая связь, в тактическом - радиосвязь. Использование проводной связи будет ограничено из-за необходимости выделения для ее охраны значительных сил и средств. Основу системы связи группировки войск в зоне вооруженного конфликта, на наш взгляд, может составить сеть космической связи, станции которой предполагается иметь в каждой части, а иногда и в подразделениях. Разобщенность направлений действий войск и как следствие увеличение дальности связи потребуют применения ретрансляторов. В качестве них могут быть использованы воздушные пункты управления.

В заключение хотелось бы отметить, что в рамках одной статьи невозможно охватить все аспекты рассматриваемой проблемы. Только объединение усилий военных ученых, специалистов различных министерств и ведомств позволит выработать основные направления совершенствования управления группировками войск в ходе вооруженных конфликтов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации