О некоторых вопросах управления ракетными войсками и артиллерией при осуществлении регионального ядерного сдерживания

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/1999

О некоторых вопросах управления ракетными войсками и артиллерией при осуществлении регионального ядерного сдерживания

Генерал-лейтенант в отставке П.И.ДУБОК,

кандидат военных наук

Полковник в отставке Н.А.ЗАКАЛДАЕВ,

кандидат военных наук

В ПОСЛЕДНЕЕ время на страницах печати проблеме ядерного сдерживания (ЯС) возможной агрессии стало уделяться повышенное внимание. Об этом свидетельствует и ряд опубликованных в журнале «Военная мысль» материалов, где, в частности, говорится о необходимости привлечения для решения этой задачи тактического ядерного оружия (ТЯО). Поскольку основу ТЯО составляют ядерные средства ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил, считаем необходимым рассмотреть некоторые вопросы управления нестратегическим ядерным оружием (ЯО) РВиА ВС применительно к новым условиям.

Как известно, управление ракетными и артиллерийскими формированиями, применяющими ядерные боеприпасы, является важнейшей составной частью управления РВиА. Создаваемая система управления (СУ), представляющая собой совокупность сил и средств, взаимосвязанных определенной структурой, призвана обеспечивать управление РВиА в угрожаемый период, при переводе войск с мирного на военное положение, при подготовке к боевым действиям и в ходе отражения агрессии. Принципиально важно, чтобы перевод СУ РВиА на штаты военного времени упреждал по срокам развертывание боевых формирований и обеспечивал своевременное применение тактического ядерного оружия.

На наш взгляд, для решения задач ядерного сдерживания система управления РВиА должна обеспечить управление ракетными и артиллерийскими формированиями как в ходе военных (боевых) действий с использованием обычных средств, так и при ограниченном и широкомасштабном применении ЯО. Последние два варианта вероятны в любой момент ядерной эскалации. Вот почему в этих условиях недопустимо руководствоваться принципом адекватных мер только в ответ на действия противника. Иначе может оказаться, что никаких ответных мер осуществить будет уже просто нельзя.

Полагаем, что для решения задач ЯС система управления РВиА должна создаваться с учетом изменения взглядов на ведение боевых действий, применение тактического ядерного оружия и отвечать следующим основным требованиям:

соответствовать организационной структуре общевойсковых объединений, соединений и частей, участвующих в боевых действиях, создаваемым группировкам и поставленным задачам;

обладать структурно-функциональной избыточностью, обеспечивающей ее устойчивость, а следовательно, и непрерывное управление подчиненными войсками в условиях применения ЯО;

позволять, при необходимости, массировать удары всех или большей части РВиА (артиллерии) объединения (соединения) в целях надежного поражения объектов противника в кратчайшие сроки;

обладать адаптивностью и гибкостью, позволяющими без сложных преобразований перестраивать ее в условиях быстро меняющихся обстановки и задач по ЯС агрессии;

обладать необходимой унификацией и резервами технических средств для быстрого восстановления нарушенного управления.

Как известно, основой СУ РВиА являются органы управления. От их структуры, укомплектованности и обеспеченности во многом зависит эффективность управления подчиненными штабами, ракетными и артиллерийскими формированиями.

Исследования и практика войск показывают, что количественный и качественный состав органов управления должен быть таким, чтобы в периоды подготовки и ведения боевых действий на пунктах управления шла круглосуточная боевая работа. Известно, что эргономическая норма непрерывной работы должностных лиц на пункте управления составляет 4-6 часов. Однако в настоящее время это требование не выполняется и органы управления РВиА объединений (соединений) не способны организовать на пунктах управления даже одну полноценную дежурную смену.

Очевидно, что при решении задач ЯС такое положение недопустимо. Необходимо совершенствование структуры органов управления РВиА объединений (соединений, частей). В частности, с целью укомплектования дежурных смен пунктов управления РВиА (артиллерии) на КП и ЗКП объединения (соединения) количественный состав этих органов должен быть увеличен как минимум в полтора-два раза.

Другим важным звеном в организации управления РВиА при ЯС является создание системы связи. Штабам РВиА (артиллерии) объединений (соединений) обычно выделяются каналы и средства связи, которые в сочетании с силами и средствами ракетных, артиллерийских и технических формирований и образуют такую систему. Для управления ракетными и артиллерийскими формированиями, применяющими тактическое ЯО в интересах решения задач ЯС, в ней предусматриваются специальные каналы, с тем чтобы соответствующие штабы РВиА (артиллерии) могли оперативно доводить задачи до подчиненных через одну-две инстанции вплоть до стартовой (огневой) батареи.

Выделение специальных основных и дублирующих каналов необходимо и для осуществления непрерывного, оперативного и скрытого управления техническими частями, которые в угрожаемый период, при развязывании противником военных действий обеспечивают доставку ядерных боеприпасов в ракетные и артиллерийские формирования, привлекаемые к ЯС.

В настоящее время наряду с разработкой новых автоматизированных систем управления войсками и оружием возникает необходимость в совершенствовании существующих командно-штабных и штабных машин пунктов управления РВиА, оснащении их современными и надежными техническими средствами автоматизации, связи и передачи данных.

Возможность расширения военного конфликта с последующим переходом к применению ЯО, его «ступенчатой эскалации» требует поддержания РВиА в постоянной готовности к выполнению любых задач по ЯС, вплоть до нанесения массированного ядерного удара. Это, в свою очередь, заставляет по-новому подходить к планированию и организации ядерного поражения противника в ходе обычной войны. В результате многовариантного (с учетом возможных сценариев ядерной эскалации) планирования применения ЯО в штабах объединений (соединений) должен быть получен единый план ЯС агрессии, предусматривающий возможность нанесения созданной группировкой РВиА как выборочных одиночных или групповых ядерных ударов, так и массированного применения тактического ЯО при переходе к глобальному ЯС. При этом очень важно четко распределить функции между общевойсковыми штабами и

штабами видов ВС и родов войск, участвующих в ядерном поражении, согласовать порядок работы на различных этапах его планирования и осуществления. Решение данной задачи следует возложить на центр (группу) планирования и координации огневого и ядерного поражения объединения (соединения). На наш взгляд, центр должен прежде всего определить общий объем задач РВиА по каждому варианту ядерного сдерживания; продолжительность, порядок ядерного поражения и степень поражения объектов; расход и распределение ядерных боеприпасов по каждому варианту ядерного сдерживания; порядок повышения степени готовности РВиА к нанесению ядерных ударов.

Планирование ядерного поражения противника в интересах ядерного сдерживания необходимо проводить заблаговременно в мирное время, как правило, методом последовательной работы - сначала в высших инстанциях управления, а затем в низших. Расчеты по непосредственному и детальному планированию одиночных, групповых и даже массированных ударов могут осуществляться централизованно в вышестоящем штабе РВиА. В процессе разработки плана ЯС обязательно возникает вопрос об ответной реакции агрессора на ограниченное применение обороняющейся стороной тактического ЯО и ожидаемых результатах обмена ядерными ударами. Поэтому в ходе выработки решения появляется необходимость оценить ожидаемые результаты ядерных ударов по каждому варианту ЯС с учетом противодействия противника.

Ядерные удары РВиА должны быть согласованы с ударами стратегических ядерных сил (если они участвуют в ядерном ударе) и тактическими ядерными ударами других видов ВС и родов войск (ВВС, инженерных войск, войск ПВО), а также с действиями общевойсковых и десантных формирований. В угрожаемый период, при подготовке операции, непосредственно при ее ведении и переходе к применению ядерного оружия результаты планирования ядерного поражения противника следует постоянно уточнять. Артиллерийские подразделения, назначенные для выполнения задач ЯС, до получения приказа (сигнала) на выдачу ядерных боеприпасов могут привлекаться к огневому поражению противника.

Повышение готовности ракетных и артиллерийских соединений (частей, подразделений), участвующих в ЯС, в зависимости от обстановки и наличия времени может осуществляться ее последовательным наращиванием или переводом непосредственно в высшую степень.

Способ ядерного поражения будет зависеть от целей применения ядерного оружия, объема и важности решаемых задач и заданной степени поражения объектов противника, наличия ядерных боеприпасов и их готовности, количества ракетных и артиллерийских соединений (частей) и их группировки, времени решения задачи, порядка нанесения ядерных ударов, условий взаимодействия и осуществления управления.

Одним из основных показателей, отражающих боевые возможности группировок РВиА по ядерному поражению противника и снижению собственных потерь, являются средние суммарные потери войск противника и своих войск. Они рассчитываются обычно как функция от оперативности функционирования системы управления РВиА и вероятного противника при фиксированных значениях других параметров (количественный и качественный состав средств поражения, созданных группировок; оперативное построение; процент вскрытия объектов поражения; отпускаемое количество ядерных и обычных боеприпасов и др.).

В заключение следует отметить, что сама система управления потерь противнику не наносит, свои войска от его ударов не защищает. Влияние СУ РВиА на достижение целей ЯС проявляется прежде всего через эффективность ее функционирования. Поэтому в современных условиях вопросам совершенствования СУ нестратегическими ядерными силами должно быть уделено первоочередное внимание.

Военная мысль. 1999. №2,3,4.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации