К вопросу об оценке эффективности управления повседневной деятельностью войск

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1999, стр. 45-47

К вопросу об оценке эффективности управления повседневной деятельностью войск

Полковник В.Н.ГУЙВЕНКО,

кандидат военных наук, доцент

Полковник А.М.БАГИРОВ,

кандидат военных наук

Подполковник А.В.ЗЮЗИН

ВЫЗВАННЫЕ научно-техническим прогрессом количественные и качественные изменения в средствах и способах вооруженной борьбы, необходимость повышения боевой готовности всех видов и родов войск выдвинули в ряд основных задачу совершенствования управления повседневной деятельностью (УПД) соединений, воинских частей и подразделений.

Прежде чем принять обоснованное решение на совершенствование управленческой деятельности в соединении (воинской части, подразделении), командир должен определить ее реальное состояние и оценить эффективность. Такая оценка необходима для того, чтобы выявить «узкие места» и наметить соответствующие меры по устранению недостатков.

Методика оценки эффективности работы по управлению войсками (для объединений и соединений) изложена в руководящих документах, касающихся порядка проведения проверок. Однако, как показывает практика, полученные на основе ее использования результаты не отражают истинного положения дел. Оценка зачастую носит субъективный характер: не принимаются во внимание причинно-следственные связи, а также различия в условиях функционирования воинских частей (соединений), не учитывается соответствие плановых затрат реальным (фактическим). Все это вызывает необходимость нового подхода к выбору критериев и показателей оценки эффективности работы командира.

Структура повседневной деятельности войск в общем виде такова: боевое дежурство, мобилизационная работа, боевая подготовка, эксплуатация вооружения и военной техники, финансово-хозяйственная деятельность, поддержание правопорядка и воинской дисциплины, поддержание морально-психологического состояния личного состава, служба войск и обеспечение безопасности военной службы. Соответственно сам процесс управления можно рассматривать как совокупность решения управленческих задач по отдельным видам деятельности и оценивать его эффективность как в целом, так и по каждой из составляющих. При этом под эффективностью управления будем понимать степень достижения объектом управления требуемого состояния при условии, что исполнители в соответствии со своими возможностями выполняют все пункты решения, но строго в пределах своей компетенции. Такой подход позволяет оценивать работу именно органа управления соединения (воинской части, подразделения) по достижению цели деятельности.

Как показывают проведенные исследования, работа командира по управлению различными видами повседневной деятельности идентична по структуре. Разница лишь в объекте управления и в степени влияния внутренних и внешних факторов на управленческий процесс. В целом эффективность работы командира может быть оценена на основе показателей эффективности управления каждым из видов повседневной деятельности с учетом «весовых» коэффициентов их вклада в поддержание боевой готовности войск.

При выборе обобщенного критерия эффективности управленческой деятельности будем исходить из ее цели, так как это общий системообразующий признак. Известно, что целью управления повседневной деятельностью войск является поддержание соединений, воинских частей, подразделений в постоянной готовности к выполнению поставленных задач в установленные сроки в различных условиях обстановки. Поэтому в качестве такого обобщенного критерия может выступать способность органа управления соединения (воинской части, подразделения) обеспечить поддержание боевой готовности на требуемом уровне.

Исходя из того, что в основе управления лежат решение командира и организаторская работа по его выполнению, в качестве частных критериев оценки эффективности управленческой деятельности командира (штаба) можно выбрать следующие: степень рациональности принимаемого решения, степень влияния органа управления соединения (воинской части, подразделения) на процесс выполнения принятого решения, степень соответствия плановых затрат реальным (фактическим).

Рациональным будем считать решение, которое обеспечивает выполнение задач в указанный срок (с учетом времени доведения его до исполнителей, подготовки сил и средств и времени, реально необходимого на выполнение задачи) с наименьшими затратами. В качестве показателей степени рациональности принимаемого решения могут быть выбраны: его законность, обоснованность и своевременность.

Под законностью понимается строгое и точное соблюдение и исполнение общего и военного законодательства должностными лицами и всеми без исключения военнослужащими. Следовательно, законность принятого решения может определяться соответствием общему и военному законодательству, а также руководящим документам, определяющим повседневную деятельность войск.

Обоснованным считается решение, в котором максимально учтены внутренние и внешние факторы, влияющие на повседневную деятельность войск, рассмотрено несколько вариантов действий и обоснованы затраты сил и средств, необходимые для его выполнения.

Решение считается своевременным, если общее время выполнения задачи с учетом времени доведения решения до исполнителей, а также подготовки сил и средств не превысит установленного срока.

Степень влияния органа управления соединения (воинской части, подразделения) на процесс выполнения принятого решения определяется м оценивается по трем показателям: качеству планирования, качеству организации выполнения решения, качеству контроля выполнения решения.

Качество планирования целесообразно оценивать по наличию документов (планов) согласно установленному перечню и их соответствию принципам планирования и требованиям по оформлению; соответствию запланированных мероприятий задачам, которые необходимо решать в процессе повседневной деятельности соединения (воинской части); наличию времени, необходимого для подготовки сил и средств; своевременности доведения до войск комплекта документов плана.

Качество организации выполнения принятого решения оценивается по скоординированности действий органа управления и объекта управления; тщательности подготовки сил и средств к выполнению задач; оптимальности сочетания мер убеждения, принуждения и общественного воздействия; уровню организации оказания помощи и обеспеченности выполнения задач.

Контроль выполнения решения подразумевает такие управленческие действия командира, штаба и служб, которые обеспечивают своевременное поступление информации о фактическом состоянии дел в подразделениях и в воинской части в целом, выполнении планов и принятых решений, а также об устранении обнаруженных недостатков. Качество контроля определяется уровнем подготовки проверяющих лиц; качеством организации проведения проверки, а также учета и анализа ее результатов; обоснованностью и своевременностью управляющих воздействий; уровнем организации помощи в устранении выявленных недостатков.

Оценку эффективности управления предлагается осуществлять по двухбалльной системе: если значение показателя выше или равно требуемому (нормативному), оно оценивается как удовлетворительное, в противном случае - как неудовлетворительное.

Оценка «удовлетворительно» по одному из частных критериев ставится при условии, что более 50 процентов показателей, относящихся к нему, оценены удовлетворительно. В противном случае выставляется оценка «неудовлетворительно». Эффективность управления может быть признана удовлетворительной, только если по всем частным критериям получены удовлетворительные оценки.

Предложенный подход к оценке эффективности УПД соединений и воинских частей позволит командиру оперативно и с достаточной степенью достоверности и объективности решать эту проблему, определять направления и пути совершенствования управленческой деятельности.

Основы военной акмеологии / Под ред. П.А.Корчемного. М.: МО РФ, 1996. С.237.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации