Войска связи задачи и направления реформирования

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 6-9

Войска связи: задачи и направления реформирования

Генерал-полковник Ю.М.ЗАЛОГИН,

начальник связи Вооруженных Сил РФ

Родился 25 марта 1944 года в Новосибирске. Окончил Кемеровское высшее военное училище связи, Военную академию связи, Военную академию Генерального штаба. Службу проходил на командных должностях от командира взвода связи разведывательной роты в ДВО до начальника управления - заместителя начальника связи ВС РФ.

28 апреля 1997 года указом Президента РФ назначен начальником связи Вооруженных Сил Российской Федерации.

В КОМПЛЕКСЕ мер по обеспечению национальной безопасности и ее важнейшей составной части - обороноспособности государства - приоритетным является поддержание боевой готовности, развитие и совершенствование системы военного управления как одного из главных элементов государственной и военной инфраструктуры, определяющих эффективность применения войск (сил) и оружия. Техническую основу системы управления Вооруженными Силами и ее информационную инфраструктуру представляет система связи и автоматизации управления ВС РФ. Она должна обеспечивать командованию Вооруженных Сил возможность в реальном масштабе времени реагировать на изменения военно-политической и оперативно-стратегической обстановки в мире, своевременно и гарантированно доводить решения и приказы на применение войск (сил). Важным направлением работы по развитию технической основы системы управления является совершенствование автоматизированных систем управления (АСУ) войсками (силами) и оружием и сетей связи. При этом последние образуют транспортную среду для систем управления и информационных систем. Развертывание и эксплуатация АСУ и сетей связи, их техническое обеспечение, проведение организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности связи осуществляются войсками связи.

Комплексное взаимоувязанное развитие информационной структуры проводится всеми видами Вооруженных Сил, Тылом ВС, ВДВ, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации под руководством Генерального штаба. В русле коренных изменений, происходящих в армии и на флоте, идет планомерное реформирование войск связи, цель которого - обеспечение максимального соответствия их структуры, численности и дислокации задачам обеспечения устойчивого управления Вооруженными Силами.

Конечно, в настоящее время войска связи, как и Вооруженные Силы в целом, испытывают серьезные трудности. В первую очередь это связано с недостаточным и неритмичным финансированием. Тем не менее, они справляются со своими задачами, обеспечивая устойчивое управление ВС.

В современных условиях система связи и автоматизированные системы управления являются своего рода визитной карточкой любой армии, так как полнота обрабатываемой информации, сроки ее сбора, обобщения и принятия решения, а также доведения до исполнителей приказов и боевых команд во многом определяют исход любой операции или целой кампании. Совершенствование форм и способов вооруженной борьбы, связанное с оснащением армий новейшим вооружением (прежде всего ВТО) и военной техникой, внедрением новых средств технической разведки, информационного противоборства, существенно повышает роль системы связи и автоматизации управления.

Совершенствование системы связи сегодня идет по линии обеспечения ее единства, интеграции межвидовых и межведомственных усилий, максимального использования новейших достижений науки, передовых технологий для создания вооружения и военной техники нового качества, а также рационального расходования материально-технических ресурсов. Развивать систему связи и автоматизации управления предполагается последовательно: в первую очередь произвести модернизацию существующей системы, повысить ее качественные характеристики, а в дальнейшем, по мере создания необходимых условий, провести глубокие структурные преобразования.

Весь комплекс требуемых для этого работ отражен в целевых программах, охваченных единым замыслом, что позволяет более эффективно расходовать имеющийся ресурс сил и средств. Большое внимание в них уделяется совершенствованию АСУ высшего звена руководства, автоматизации управления в регионах (военных округах) и в тактическом звене.

Весьма важной задачей является проведение работ по созданию территориальной системы связи как системы связи общего пользования, которая должна обеспечивать информационный обмен в интересах всех видов Вооруженных Сил, а также других министерств и ведомств, участвующих в ее строительстве. Это позволит сконцентрировать силы и средства, существенно повысить эффективность использования ресурса военной связи.

- В условиях реформирования структуры Вооруженных Сил, усиления требований к мобильности войсковых формирований, сокращения количества арендуемых каналов связи интенсивно развивается спутниковая связь. Спутниковые каналы из резервных стали основными. Поэтому создание интегрированной системы спутниковой связи - актуальная задача, которую необходимо решить во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами.

К приоритетным задачам в современных условиях, когда вероятность локальных (региональных) вооруженных конфликтов очень высока, относится совершенствование системы связи тактического звена управления. Необходимо создать базовую многофункциональную информационно-управляющую систему, интегрирующую функции управления войсками, оружием, разведкой и радиоэлектронной борьбой, а также связи, навигации, ориентирования и опознавания, в том числе совершенствовать системы радиоподвижной связи. При этом перспективными представляются разработка и внедрение территориальных систем подвижной связи двойного назначения.

Первоочередными направлениями реформирования войск связи являются: приведение структуры системы связи в соответствие со структурой Вооруженных Сил (как в мирное, так и в военное время) и системой их управления; совместное с другими министерствами и ведомствами использование ресурса телекоммуникационных систем, кооперирование в вопросах развития системы связи и автоматизации управления; проведение работ по созданию единой системы технического обеспечения и ремонта средств связи и автоматизации управления, региональных центров комплексного ремонта техники связи и транспортной базы на ремонтных предприятиях; подготовка достаточного количества специалистов связи, в том числе младших; продолжение исследований по развитию системы связи и автоматизации управления; разработка и испытание новых комплексов (средств) связи и автоматизации управления, оснащение ими войск; унификация и стандартизация, создание максимально надежной техники связи и автоматизации управления.

К другим важным направлениям работы можно отнести: внедрение в систему связи высокоэффективных цифровых способов передачи и обработки информации и достижение посредством этого условий для интеграции доступа и предоставляемых услуг, высокой пропускной способности и устойчивости при обеспечении управления войсками (силами) и оружием в этих звеньях управления в любых условиях обстановки; развертывание сетей обмена информацией на основе коммутации каналов и пакетов и снижение за счет этого затрат на аренду каналов связи; создание и развитие единой интегрированной системы обмена данными, охватывающей все звенья управления и обеспечивающей функционирование автоматизированных систем управления любого назначения в этих звеньях; внедрение средств автоматизированного управления связью, что позволит оперативно перераспределять силы и средства связи при решении главных задач управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Несмотря на тяжелые финансово-экономические условия, уже сегодня разработан целый ряд средств и комплексов связи и АСУ, отвечающих современным требованиям, в первую очередь мобильности, устойчивости и экономичности. Это - новое поколение станций спутниковой связи, семейство цифровых адаптивных радиостанций практически для всех звеньев управления ВС. Только недостаток финансирования сдерживает массовое оснащение ими войск.

Современные комплексы и средства военной связи и автоматизации управления развиваются по следующим направлениям: внедрение новейших технологий (автоматизации, цифровизации, элементов систем искусственного интеллекта и т.п.); унификация технических средств, элементной базы, операционных систем и программных модулей; интеграция нескольких функций в одном устройстве; применение перспективных методов помехозащищенности; освоение новых диапазонов частот.

Одновременно с конкретными практическими работами по совершенствованию системы связи и автоматизации управления проводятся исследования по формированию в более отдаленной перспективе ее качественно нового облика.

В настоящее время особое значение приобретает реализация общегосударственных мер по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере. Главная задача военных связистов здесь - обеспечение информационной безопасности систем управления и связи Вооруженных Сил Российской Федерации. При планировании ее выполнения необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, создать абсолютно защищенную информационно-управляющую систему невозможно. В ней, в силу специфики развития компьютерных технологий, будут иметь место так называемые люки и окна. Это провоцирует разработку средств нападения, способных взломать систему через такие люки и окна, что в свою очередь обусловливает возникновение новых средств обеспечения безопасности информации. Подобная зависимость диктует необходимость постоянного мониторинга развития как информационно-управляющей системы, так и информационного оружия, выработки прогнозных оценок уязвимости и решений по обеспечению безопасности информации. Причем делать это придется в условиях, с одной стороны, некоторого отставания в области компьютерных технологий, а с другой - резкого не только количественного, но и качественного роста форм и способов угроз информационной безопасности.

Во-вторых, требуют тщательной проработки вопросы обеспечения безопасности информации при использовании аппаратно-программных средств иностранного производства и систем двойного применения, при участии в коммерческих проектах, где также предполагается применение импортного оборудования и программных средств.

В-третьих, без специальных средств защиты информации практически нереально обеспечить информационную безопасность в информационно-управляющих системах. Несомненно, огромное значение здесь имеет организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации личного состава войск связи в области информационной безопасности и информационного противоборства. При этом специалисты соответствующего профиля должны быть подготовлены для работы не только в информационно-управляющих сетях Вооруженных Сил РФ, но и в мировых информационных сетях.

Для решения данных вопросов необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности системы связи и автоматизации управления Вооруженных Сил РФ. Основными из них являются: широкое применение современных специальных комплексов и средств защиты информации; проведение специальных проверок импортных средств вычислительной техники и связи в целях выявления аппаратных закладок; максимально возможное внедрение отечественных информационных технологий, соответствующего математического, программного обеспечения и элементной базы в процессы разработки, эксплуатации комплексов и средств связи и технических устройств, обеспечивающих их информационную безопасность; контроль комплектующих изделий иностранного производства при создании отечественных средств автоматизированного управления и связи; проведение в возможно короткие сроки НИОКР, предполагающих получение эффективных результатов по защите информационно-управляющих систем.

В заключение необходимо подчеркнуть, что для успешного решения изложенных в статье проблем требуется сформировать комплексную, взаимоувязанную систему организационно-технических мер, направленных на координацию усилий и средств всех заинтересованных министерств и ведомств.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации