Военно-экономическая политика России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 60-66

Военно-экономическая политика России

Капитан 1 ранга в отставке А.И.ПОЖАРОВ,

доктор экономических наук, профессор

СРЕДИ проблем обеспечения национальной безопасности России особую остроту приобрела сейчас ^проблема формирования и проведения в жизнь научно обоснованной военно-экономической политики. Это обусловлено существенными изменениями, происшедшими в геополитическом положении страны, ее экономике и военном деле. Что же представляет собой военно-экономическая политика, каковы ее концептуальные положения, взаимосвязи с экономической и военной?

По нашему мнению, военно-экономическая политика - это система официально принятых в государстве взглядов и проводимая в соответствии с нею деятельность по экономическому обеспечению обороны. Она призвана обеспечить реализацию военной политики исходя из экономических возможностей государства, поэтому основные ее параметры обретают определенность в процессе выработки экономической и военной политики. Но военно-экономическая политика не автоматически выводится из экономической и военной, а обладает относительной самостоятельностью и сама в свою очередь влияет на них, что проявляется в ее двуединой цели - минимизации экономических затрат и максимизации военного результата. Военные цели только тогда станут достижимыми, если будут экономически обеспечены, - это императив военной политики. Вместе с тем они должны быть посильны для экономики - это императив экономической политики. Достижение экономически обоснованных военных целей с возможно меньшими затратами - в этом суть и основное требование военно-экономической политики. Ее активная роль как связующего звена экономической и военной политики возрастает в условиях жестких бюджетных ограничений. В связи с этим необходимо исключить крайности односторонних подходов: экономически нереальные запросы военной политики способны ослабить экономику, но и чрезмерная «бережливость» экономической политики может нанести большой вред Вооруженным Силам.

О том, что коллизии между чиста экономическим и чисто военным подходом возникают, свидетельствуют ежегодные дискуссии в печати по поводу ассигнований на оборону: Министерство обороны требует расчетную сумму, Министерство экономики соглашается на половину этой суммы, а фактически Вооруженным Силам выделяется в последние годы менее половины того, что прописано в Федеральном бюджете. Преодолеть это противоречие можно лишь на основе высококомпетентного военно-экономического подхода, предполагающего глубокое понимание процессов, происходящих как в экономике, так и в Вооруженных Силах, и ориентированного на экономическое обеспечение обороны с минимальными затратами.

Тот факт, что бесспорный приоритет в экономической и военной политике отдавался оборонным потребностям, без достаточно сбалансированного учета других нужд, привел к деструктуризации экономики национальной безопасности. Такие изъяны может преодолеть лишь военно-экономическая политика, функционирующая как одно из взаимосвязанных звеньев политики национальной безопасности.

Концептуальные положения военно-экономической политики, по нашему мнению, состоят в следующем. Если фундаментом военно-экономической (как и всех других видов) мощи служит экономика, то вполне естественно, что именно ее возрождение и укрепление необходимо для обеспечения национальной безопасности. При этом важно, чтобы структурные преобразования в этой области не превратили Россию в топливно-сырьевой придаток развитых стран, чтобы обеспечивалась ее экономическая независимость. Не менее важно, чтобы соблюдалась разумная мера приватизации в оборонно-промышленном комплексе, а реформирование системы управления экономикой не привело к разрушению механизмов государственного регулирования, необходимого, например, в случае мобилизации. В связи с этим коснемся такого аспекта возрождения экономической мощи, как роль государства в экономике.

Известно, что функциональное предназначение военной экономики состоит в достижении определенного военного эффекта, а это предполагает целенаправленное централизованное руководство военно-экономической деятельностью, прежде всего со стороны государства. Отдача на откуп рынку регулирующей роли в данной области может привести к полной утрате военно-экономической безопасности. Это убедительно продемонстрировал весь ход реформирования экономики и особенно оборонно-промышленного комплекса. Учет оборонных аспектов экономической политики по силам только государству. Точно также только оно способно обеспечить обороноспособность страны, всемерное развитие высокотехнологичных отраслей, формирование прогрессивной, конкурентоспособной структуры экономики.

Второе исходное положение военно-экономической политики определяется тем, что военные проблемы должны быть экономически осмыслены и учтены при принятии решений на всех и прежде всего высших уровнях руководства военным строительством при формировании военной доктрины и военной политики, проведении военной реформы, организации боевой подготовки. Иначе принятые решения могут оказаться несостоятельными, утопичными, авантюрными, о чем опять-таки свидетельствуют уроки реформ Таким образом, рационализация военного., строительства на основе его всестороннего экономического осмысления и обоснования составляет второй постулат современной военно-экономической политики.

Наконец, третье исходное положение - реструктуризация и повышение эффективности военной экономики на основе глубокого реформирования. Оно вытекает из двух вышерассмотренных и, в свою очередь, влияет на них, предъявляя такие требования, которые позволяют добиться наибольшей эффективности использования военно-экономических ресурсов. Речь идет об оптимизации масштабов, структуры, организации, форм и методов функционирования военной экономики.

Наряду с выяснением исходных положений концептуальное обеспечение военно-экономической политики включает четкое определение функциональной цели, принципов, конкретных задач, направлений, этапов на пути к ее достижению.

Основная цель военно-экономической политики РФ состоит в обеспечении военно-экономической безопасности страны, т.е. способности устойчиво поддерживать необходимую военно-экономическую и военную мощь и реализовать (если возникнет такая необходимость) военно-экономический потенциал в меру и сроки, определяемые военной доктриной. Руководящими принципами в этом деле, на наш взгляд, должны быть: адекватность военно-экономической мощи военным потребностям и экономическим возможностям, исключающая военно-экономическое перенапряжение в мирное время; высокая мобильность военной экономики и поддержание мобилизационной готовности; централизованное государственное управление военно-экономическими процессами с использованием рыночных механизмов в той мере, которая обеспечивает повышение их эффективности; использование выгод международного разделения труда при сохранении самодостаточности (независимости от внешнего мира) в обеспечении потребностей военного строительства и других жизненно важных интересов РФ в мирное и военное время.

Конкретные задачи и основные направления военно-экономической политики на том или ином историческом этапе определяются исходя из перспектив развития геополитической и военно-стратегической обстановки, реальных и потенциальных угроз национальной безопасности. Немаловажное значение имеет анализ процесса становления новой системы политических, экономических, социальных отношений в обществе, хода военной реформы, текущего состояния военно-экономической безопасности государства. Из-за многочисленности и изменчивости факторов, влияющих на военно-экономическую политику, дать им достоверную оценку затруднительно, и даже при чисто прагматическом подходе диапазон мнений о их содержании будет весьма широк.

В этой связи обратим внимание на документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране». Данная в нем реалистичная оценка ситуации, намеченные задачи и меры вселяют уверенность в возможности выхода из глубокого системного кризиса, вызванного ошибками в экономической политике и ослаблением системы государственного управления. Однако нет сомнений в том, что крайне жесткие экономические ограничения на всю обозримую перспективу явились тем фактором, который во многом предопределил содержание Основ (концепции) государственной политики по военному строительству на период до 2005 года. Целью военного строительства в это время является создание военной организации, соответствующей современным и прогнозируемым геостратегическим, социально-политическим, экономическим и военно-техническим условиям и требованию эффективного выполнения задач по обеспечению обороны страны, безопасности государства и защиты его интересов при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств.

Крайняя ограниченность ресурсов сужает круг возможных целей военно-экономической политики России в переходный период до минимума и сводит их к удовлетворению текущих материальных и финансовых потребностей обороны на уровне, обеспечивающем функционирование и реформирование военной системы государства, а также инвестиционных потребностей (научно-технических, технологических, производственных) на докритическом уровне. Это позволит, по мере возрождения экономической мощи, создавать качественно новые материально-техническую и профессионально-кадровую основы военной мощи, соответствующей статусу России? Достижение данной цели предполагает решение следующих конкретных задач.

Реформирование военно-хозяйственного механизма и системы управления военной экономикой. В условиях перехода к рынку и осуществления военной реформы одна из главных задач военно-экономической политики состоит в том, чтобы создать новый механизм управления военно-экономической деятельностью. Характерные особенности военной экономики как объекта управления требуют оптимального сочетания и совершенствования административно-правовых и финансово-экономических методов и средств управления. Совершенствованию административно-правовых методов управления военно-экономической деятельностью могут способствовать: четкое распределение и согласование функций министерств и ведомств при решении задач обеспечения обороны страны и безопасности государства; новая система военно-административного деления территории страны на стратегические направления и последовательное проведение территориального принципа управления (и обеспечения) межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также другими воинскими формированиями и органами; единая система планирования военного строительства, предусматривающая разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов; специальный федеральный орган исполнительной власти, который взял бы на себя руководство всем оборонно-промышленным комплексом страны. Кроме того, необходимо дальнейшее укрепление законодательной и нормативно-правовой базы регулирования военно-экономической деятельности.

Нуждаются в существенном реформировании и финансово-экономические средства управления, которые в условиях рыночной экономики приобрели особенно важную роль. Это относится к системе государственных военных заказов, механизму ценообразования на военную продукцию, ко всей системе военно-финансовых отношений, включая финансы Вооруженных Сил и других силовых структур. Насущной задачей стало создание принципиально новой системы оценки, планирования и финансирования военных потребностей государства с применением программно-целевого подхода, а также новой, более детальной классификации военных расходов, опирающейся на развернутую систему показателей. Должна быть разработана система критериев, пороговых значений военно-экономической безопасности, которая позволяла бы осуществлять постоянный мониторинг ее состояния, сопоставление военно-экономической мощи различных стран, тенденций их развития, а также прогнозировать характер военно-экономических мероприятий. В числе таких показателей - удельная ресурсообеспеченность, удельный расход средств на боевую подготовку, текущее и перспективное оснащение военной организации В ВТ, размеры денежного довольствия военнослужащих, расходы на продовольственное обеспечение в расчете на одного военнослужащего и др.

Оптимизация масштабов и реструктуризация оборонной промышленности. Важнейшей задачей военно-экономической политики является вывод оборонного комплекса из кризисного состояния, его реструктуризация, адаптация к новым условиям и требованиям осуществляемой военной реформы. Структурная, технологическая и организационная перестройка оборонного комплекса должна быть нацелена на своевременное и бесперебойное обеспечение разумных текущих и перспективных военных потребностей (в том числе в чрезвычайных обстоятельствах), создание и поддержание научно-технической и производственной базы, необходимой для выпуска перспективных и высокоэффективных систем оружия. В этих целях нужно в соответствии с новой военной доктриной и долгосрочными программами развития вооружений определить, какие предприятия оборонного комплекса следует сохранить, а какие - полностью конверсировать. При этом, сокращая избыточные производственные мощности, ни в коем случае нельзя допустить разрушения уникального научно-технического и производственного потенциала оборонного комплекса - внимание необходимо сконцентрировать на относительно небольшом числе специализированных и эффективно функционирующих предприятий, крупных диверсифицированных компаний и финансово-промышленных групп. Надо внедрять правовые, организационные и финансово-экономические методы, формы и механизмы, которые способствовали бы переводу предприятий оборонного комплекса на высокие технологии, их модернизации и переориентации на выпуск перспективных видов и систем оружия. Наконец, следует осуществить меры по усилению взаимодействия и взаимовлияния военного и гражданского секторов экономики, шире использовать возможности технологий двойного назначения, развивать гражданские наукоемкие производства (авиастроение, судостроение, производство средств связи и управления и т.д.), соизмеримые по сложности с конечной военной продукцией.

Воссоздание и модернизация военно-хозяйственной инфраструктуры. Назрела необходимость сформировать единую военно-хозяйственную инфраструктуру в соответствии с интеграцией видов Вооруженных Сил и родов войск, новым военно-административным делением территории страны по стратегическим направлениям, реализацией территориального принципа тылового и технического обеспечения воинских частей. Эти процессы по логике вещей должны идти синхронно, способствуя оптимизации состава тыла центра и объединяемых видов Вооруженных Сил и родов войск, поэтапному созданию рациональных, сопряженных (единых, общих, объединенных) систем тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. На первом этапе - координация (в организационном плане) деятельно^ сти органов управления тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил и других войск; на втором - создание единой системы тылового и технического обеспечения на основе объединения их органов управления в одну структуру, интеграции ресурсов, сил и средств всех дислоцированных в составе территориальных районов тылового и технического обеспечения соединений, частей и учреждений независимо от ведомственной подчиненности при общем бюджетном финансировании и - в перспективе - интеграция ряда военных и гражданских инфраструктур в рамках нового военно-административного деления территории страны, формирование региональных военно-экономических звеньев.

Все это предполагает создание единой нормативной технической базы для централизованного программно-целевого планирования заказов вооружения, военной техники и других материальных средств, формирование в Министерстве обороны единого органа заказов военно-технической продукции, планомерную стандартизацию, унификацию, сокращение типажа и номенклатуры вооружения и военной техники, других материальных средств общего назначения. Должен быть реализован территориальный принцип ремонта ВВТ, улучшена система накопления и эшелонирования запасов.

Военно-экономическая интеграция в СНГ. Новое геоэкономическое и геостратегическое положение России объективно требует существенного усиления внимания к укреплению межгосударственных экономических связей России в рамках Содружества. С этой целью необходимо разработать четкую концепцию и программу расширения и углубления интеграционных процессов внутри СНГ.

В основе военно-технического сотрудничества должна лежать согласованная военно-техническая политика, исключающая недобросовестную конкуренцию на рынках вооружения «третьих стран» и предусматривающая активное использование накопленного в оборонном комплексе научно-технического и производственного потенциала, в том числе путем выполнения совместных программ разработки и производства вооружений, восстановления и расширения кооперационных связей между оборонными предприятиями, создания межгосударственных производственных объединений, финансово-промышленных групп. Очень важное значение имеют воссоздание, модернизация и стандартизация военно-хозяйственной инфраструктуры единого (объединенного) оборонного пространства государств Содружества.

Развитие международных военно-экономических отношений. При разработке и реализации программы межгосударственных военно-экономических связей (торговля оружием, совместные программы разработки и производства вооружения, строительство объектов военной инфраструктуры и т.п.) надо использовать эти отношения для повышения эффективности экономического обеспечения безопасности страны, предусматривая принятие системы целенаправленных государственных мер, которые ни в коей степени не подрывали бы самодостаточность военной экономики России. К ним относятся: уточнение и более четкое определение основных целей и приоритетных направлений развития военно-экономического сотрудничества с зарубежными странами; государственная финансово-экономическая, организационная и законодательная поддержка расширения внешних военно-экономических связей; поиск оптимальной экспортной специализации и новых рынков оружия, современных форм военно-экономического сотрудничества, включая привлечение иностранных инвестиций в отечественную оборонную промышленность; жесткий государственный контроль, запрещение экспорта оружия странам, которые могут применить его против России; изучение и активное использование для расширения внешних военно-экономических связей особенностей функционирования мировых рынков оружия, систем ценообразования на экспортную военную продукцию, методов конкурентной борьбы между основными поставщиками оружия. Нужно избавить экономическую политику России от диктата Международного валютного фонда и США.

Мобилизационная подготовка экономики. Экономическая мобилизация является исторически сложившимся способом реализации военно-экономического потенциала страны. Учитывая исторический опыт, все крупные государства заблаговременно проводят разнообразные мероприятия по мобилизационной подготовке экономики, с тем чтобы укрепить свой военно-экономический потенциал и - при необходимости - обеспечить его реализацию в соответствии с военной доктриной.

Подготовка и проведение экономической мобилизации - очень сложная экономическая, политическая и военная проблема, эффективное решение которой на современном этапе предполагает экономико-математическое моделирование конверсионных процессов с учетом опыта экономического обеспечения широкомасштабных и локальных войн и вооруженных конфликтов. Переход России к рыночной экономике существенно усложняет подготовку и проведение экономической мобилизации, а незавершенность процессов реформирования экономики еще более усугубляет эту проблему. Нужны научные проработки и тщательный военно-экономический анализ вариантов экономической мобилизации.

В России мобилизационная подготовка экономики осуществляется в комплексе мер экономического обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами РФ, в том числе «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и др. Основными ее принципами являются: государственное управление мобилизационной подготовкой экономики через систему мобилизационных органов (подразделений); четкое разграничение полномочий и организация взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с соответствующим разделением источников финансирования мероприятий мобилизационной подготовки экономики; вариантность мобилизационной подготовки экономики в тесной связи с мобилизацией военной организации страны; оптимальное сочетание принципов централизации и автономности, предполагающей развитие региональной экономики и ее мобилизационную подготовку.

Важнейшими направлениями деятельности в области мобилизационной подготовки являются: комплексное, взаимоувязанное и целенаправленное планирование и качественное выполнение соответствующих мероприятий посредством разработки и реализации федеральных (региональных, отраслевых) целевых программ; поддержание основных производственных мощностей и трудовых ресурсов предприятий и организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, в готовности к деятельности в чрезвычайных условиях; надежное энергетическое обеспечение производства, подготовка транспортных средств. Особое значение приобрели дублирование и районирование производства военной продукции, создание стратегических резервов и запасов продукции с учетом обеспечения потребностей группировок войск (сил флота). Никакие трудности не могут оправдать недооценку этого направления деятельности. Важное место в ней занимает защита работников предприятий и организаций от оружия массового поражения и других средств нападения, обеспечение их жизнедеятельности в ходе воины. Большое значение в мобилизационной подготовке имеют развитие и интеграция военно-хозяйственной инфраструктуры с гражданской.

Следует особо подчеркнуть, что одной из насущных задач мобилизационной подготовки сегодня является уточнение мобилизационных планов, разработка новых нормативных актов в соответствии с реформированием экономики и военной организации страны, изменениями в международных отношениях.

Кадровый потенциал и социальная защищенность военно-экономической деятельности. Основное направление в этой области - постепенное, основательно продуманное и просчитанное преобразование системы подготовки кадров для Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса в соответствии с потребностями реформирования военной организации страны. В процессе реформирования высшей военной школы необходимо совершенствовать материально-техническую базу военно-учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, полигонов, создавать интегрированные военно-гражданские учебно-научные центры. Важно в процессе преобразований не допустить утраты научно-педагогического потенциала.!

С целью повышения качества принимаемых военно-экономических решений и эффективного использования ресурсной базы необходимо улучшать военно-экономическую подготовку офицеров управленческого звена и руководящего состава предприятий оборонно-промышленного комплекса, совершенствовать экономическое образование личного состава войск и сил флота, специалистов оборонной промышленности. Необходимо обеспечить социальную защищенность военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, рабочих и служащих оборонно-промышленного комплекса, в том числе научно-исследовательских учреждений.

Традиционные меры социальной защиты (прежде всего повышение денежного довольствия военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим) нужно дополнять новыми, отвечающими требованиям дня. Так, считаем, что необходимо предусмотреть возможность участия в приватизации на льготных условиях работников (в том числе и военнослужащих) государственных предприятий, подлежащих приватизации и акционированию; придать федеральный статус социальным программам, связанным с военно-экономической деятельностью (программы поэтапного увеличения денежного содержания военнослужащих, обеспечения их жильем, переподготовки и обеспечения занятости лиц, уволенных с военной службы, и т.д.). Было бы желательно предоставлять отсрочку от призыва на военную службу молодым специалистам, работающим на оборонных предприятиях, или засчитывать эту работу в качестве альтернативной гражданской службы; проводить в процессе приватизации и акционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса независимую социально-экономическую экспертизу с целью определения экономической целесообразности осуществляемых преобразований; при сокращении штатной численности или в случае перепрофилирования предприятия принимать меры для трудоустройства или переподготовки увольняемых.

Таковы основные моменты концептуального обеспечения современной военно-экономической политики РФ. Обсуждение их на страницах военной печати, без сомнения, будет способствовать ее формированию и повышению военно-экономической культуры военных кадров.

Российская газета. 1998. 18 ноября.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации