СОДЕРЖАНИЕ подходов к анализу и выработке военной (оборонной) политики зависит от множества факторов. К основным из них целесообразно отнести следующие.
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1992
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЕННУЮ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВА
Капитан 1 ранга запаса Л. П. МАЛЫШЕВ, кандидат военных наук
СОДЕРЖАНИЕ подходов к анализу и выработке военной (оборонной) политики зависит от множества факторов. К основным из них целесообразно отнести следующие.
Глобальные. Сложившаяся ситуация в ряде стран мира обострила взаимоотношения между развитыми государствами-потребителями минеральных ресурсов и развивающимися - держателями сырьевых богатств. Стремясь отрегулировать их в своих интересах, последние стали уделять повышенное внимание развитию своих национальных вооруженных сил, рассматривая их как инструмент противодействия экономической экспансии и давлению. Это незамедлительно сказалось на возрастании роли военной силы в межгосударственных отношениях в данных регионах.
Рост городов и концентрация в них энергетики, промышленности, коммуникаций, транспортных узлов привели к накоплению на ограниченной территории (особенно на территории морских портов, промышленных комплексов, хранилищ стратегических запасов сырья) гигантского количества взрывоопасных, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ и сосредоточению в этих полисах до 85 проц. всего населения. Так, в начале 80-х годов в мире существовало около 200 городов, в которых мощность «потенциального топлива» составляла приблизительно 10 000 Мт. С развитием индустрии в обществе возросло количество транспортных и производственных аварий с катастрофическими последствиями для людей и окружающей среды. Событиями последних лет подтверждается сходство и соизмеримость последствий таких аварий с воздействующими факторами оружия массового поражения. К примеру, пожары и взрывы судов в портах приводили к разрушению и возгоранию более 80 проц. зданий и гибели большого количества людей. Достаточно сказать, что пожары, возникшие вследствие бомбардировок Дрездена, Гамбурга и Токио в 1943-1945 годах, унесли больше жертв, чем атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.
В исследованиях Честера и Бейа, проведенных на примере американских АЭС, приводятся доказательства возможности разрушения, ядерных реакторов и выброса значительной массы радиоактивного топлива наружу путем боевого воздействия Обычными боеприпасами по внешним элементам АЭС (линиям подачи силового питания на механизмы систем обеспечения безопасности, трубопроводам подачи воды в системах охлаждения реактора). Особую опасность представляют хранилища с радиоактивными отходами, в частности при нарушении систем вентиляции и теплосъема. События на Чернобыльской АЭС (1986 год) и взрыв хранилища радиоактивных отходов в 1957 году в Муслюмово Челябинской области подтвердили справедливость выводов американских ученых. В целом только в 1990 году радиоактивному заражению в стране подверглось около 10 млн. гектаров и 5 млн. человек.
Анализ последствий экологических катастроф, производственно-транспортных аварий, а также боевого применения в районе Персидского зализа нового управляемого оружия и крылатых ракет типа «Томагавк» свидетельствует, что высокоточное оружие может служить источником производственных катаклизмов и вызвать вторичные поражающие факторы (взрывы, пожары, наводнения, образования зон радиоактивного и химического заражения). Разрушение даже обычным оружием ключевых элементов созданной человеком техносферы может привести к необратимым изменениям в природной среде, производственной инфраструктуре воюющих стран и в конечном итоге к глобальной экологической катастрофе.
Военно-стратегические факторы. Опасность возникновения войны по-прежнему сохраняется. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, круг обладателей ядерного оружия продолжает расширяться. По данным зарубежной печати, за последние годы Индия, Пакистан, Япония, Тайвань, Израиль, Иран, Бразилия, ЮАР провели ряд испытаний новых образцов баллистических и крылатых ракет, серьезно продвинулись в освоении технологии производства ядерных боеприпасов. Еще более интенсивно происходит перевооружение армий стран Азии, Северной Африки, Южной Америки современными видами оружия, в том числе ракетным в обычном оснащении. Стремление к накапливанию оружия стало особенно заметным после войны в районе Персидского залива. Активизировались поставки сверхсовременного оружия развивающимся государствам, уточняются программы производства в них новых поколений оружия. Этому движению способствуют опасения государств в отношении своей независимости, а также стремление их правительств к использованию военной силы в качестве средств достижения политических, экономических, территориальных и этнически-религиозных целей. На этой основе вполне можно ожидать новые вспышки региональных конфликтов и повышение агрессивности, как это случилось между Ираком и Кувейтом в августе 1990 года.
Во-вторых. Военный конфликт в районе Персидского залива высветил новые черты современных региональных войн, стремление разрушить экономическую базу противника. Выявился новый класс объектов вооруженной борьбы - экологически опасные, производственные и сырьедобывающие предприятия.
В-третьих, возрастает роль обычного высокоточного оружия большой дальности, в том числе размещенного на кораблях и самолетах ВМС, для применения которого не будет необходимости спрашивать согласия союзников по военно-политическим блокам. В силу этого «центр» сосредоточения ядерных и обычных вооружений будет находиться в диаспоре Мирового океана, а опасность войны с морских направлений будет повышаться.
В-четвертых, усиливается зависимость успеха боевых действий ударных систем вооружений от профессиональной подготовленности военнослужащих, согласованности и устойчивости функционирования всех систем управления и обеспечения (разведки, связи, боевого, технического, материального и др.).
Все это позволяет сделать следующие выводы. Значение военной силы как способа достижения цели наряду с экономическим, политическим, правовым может усилиться, особенно в развивающихся государствах на волне противоборства с развитыми странами. Гонка вооружений в мире продолжается. Следовательно, сохраняется опасность возникновения войн и региональных конфликтов, в которых все большее внимание уделяется выводу из строя промышленного производства и инфраструктуры государств. Проблемы военной политики стран тесно взаимосвязаны с вопросами их внешней и внутренней политики, экономики, технологической безопасности, культуры и образования. Поэтому усиливается значимость как научных исследований проблем теории военной политики, так и практической деятельности государства по реализации ее целей и интересов.
Под военной (оборонной) политикой понимается совокупность принципов, целей и задач государственной деятельности, законодательно закрепленных в форме актов и решений правительства, по определению содержания мероприятий правительства и его органов, направленных в совокупности на обеспечение военной безопасности страны. Военная политика является составной и неотъемлемой частью политики любого государства.