Вертолет Ка-15

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Флотское командование, воодушевленное успешными испытаниями Ка-10 на кораблях, в 1953 году предложило Н.И. Камову сделать вертолет корабельного базирования с более широкими способностями, чем у предшественника. Будущий Ка-15 разрабатывался под движок АИ-14Р взлетной мощностью 245 л.с. Проектирование двухместной машины началось летом 1950 года в ОКБ-3 в Сокольниках, тогда он обозначался как «изделие Б». В будущем году был завершен эскизный проект и предъявлен заказчику макет машины. К тому времени коллектив Камова, как и Миля, справил новоселье на местности завода № 82 в Тушино, где было сотворено новое вертолетное опытнейшее конструкторское бюро ОКБ-4.

Вертолет Ка-15 - видео

Разработка грядущего Ка-15 с 1951 года осуществлялась по плану опытнейшего строительства Министерства авиационной индустрии, и только в июне 1951 года вышло соответственное постановление правительства.
Сначало предусматривалось, что скорость вертолета будет не ниже 150 км/ч, а динамический потолок — 3000 м. При всем этом обычная бомбовая нагрузка достигала 100 кг, а наибольшая — 300 кг. Практическая длительность полета с аэромагнитометром «Чита», обычной бомбовой нагрузкой и 7%-ным навигационным припасом горючего — 2,5 часа.
Постройка первого опытнейшего экземпляра машины закончилась сначала 1954 года, и 14 апреля Д.К. Ефремов в первый раз опробовал Ка-15 в полете. Но его доводка и заводские тесты, связанные с чрезмерными вибрациями, очень затянулись. Только в январе 1955 года машину приняли на муниципальные тесты в НИИ-15 ВМФ. Ведущими на этом шаге были инженер Н.С. Погольский и летчик Е.А. Гридюшко.
Через две недели Ка-15 возвратили на доработку, и только в апреле удалось окончить его муниципальные тесты, проходившие на кораблях Черноморского флота.
Кроме решения противолодочных задач, подтвердилась возможность использовать Ка-15 для воздушного наблюдения в интересах корабельных соединений, корректировки артиллерийского огня и для связи меж кораблями. островными районами и берегом.

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

И все таки основной задачей, стоявшей перед вертолетом, предъявленным на муниципальные тесты, была борьба с субмаринами возможного противника. Для этого на нем предусмотрели подвеску пары противолодочных бомб МПЛАБ-100 либо 2-ух кассет с 10 ПЛАБ-МК, оптический прицел для бомбометания ОПБ-1Р. В поисковом варианте на машину допускалась подвеска радиогидроакустических буев типа «Баку». Это были планы. В реальности Ка-15 больше 2-ух ПЛАБ-50 калибра 50 кг не поднимал. Малая грузоподъемность машины востребовала для борьбы с субмаринами наряда из 3-х вертолетов. Один сбрасывал радиогидро-акустические буи РГБ-Н, 2-ой оснащался устройством СПАРУ, принимавшим сигналы от буев, а 3-ий употреблялся для борьбы с непрошеными гостями, сбрасывая противолодочные бомбы. Трудно, по другого пути не было.
Если проследить пути сотворения вертолетов соосной схемы, то можно увидеть, что их развитие шло с постепенным повышением мощности движков и поперечника несущих винтов. Создателю не доводилось заниматься разработкой схожих машин, но складывается воспоминание, что главной предпосылкой тому были опаски схлестывания лопастей несущих винтов. Научные изыскания — это одна сторона «медали», а окончательное слово было не столько за тестом, сколько за опытом эксплуатации вертолетов схожей схемы. Потому их развитие шло не только лишь от обычного к сложному, да и от малого — к большенному.
В доказательство тому необходимо подчеркнуть, что в ОКБ-4 были разработаны проекты более томных машин, но других схем. К примеру, Ка-14 продольной схемы с одним движком АШ-73В и Ка-16 с 2-мя движками АШ-82Т.

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Отличные пилотажные свойства и малые габариты Ка-15 допускали его эксплуатацию с юта крейсеров проектов 68 и 68-бис на стоянке при ветре до 16 м/с и на всех скоростях хода при всех курсах и направлениях ветра. В последнем случае принципиальным было выдерживание направления результирующего вектора скорости от носа к корме корабля либо под углами от — 90 до + 90 градусов и скорости набегающего потока менее 10 м/с (ограничение, связанное с критериями раскручивания и остановки винтов).
Ка-15 тесты выдержал с честью, и логично, что его рекомендовали для принятия на вооружение. Потому в 1956 году на авиазаводе в Улан-Удэ началось серийное создание машины по техническим условиям авиации ВМФ.
Сравнительные тесты Ка-15 и Ми-1 проходили на крейсере «Михаил Кутузов». Ка-15 удачно выполнил все испытания, даже в критериях шестибалльного волнения моря, и был избран для корабельного базирования. Тогда же стало совсем ясно, что для решения задач противолодочной обороны сразу будет нужно более 3-х вертолетов. Какой-то из них, снаряженный радиогидроакустическими буями РГБ-Н, предназначался для поиска субмарин противника, 2-ой оснащался радиоприемным устройством СПАРУ-55, а 3-ий — глубинными бомбами.
Одними из первых на вертолеты Ка-15 переучились летчики авиации Черноморского флота майор Воронов, старший лейтенант Левтер, капитан Каракуц, также подполковника. И. Гостев, майор В. В. Звегинцев, капитан Б. Федоровский.

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Необходимо подчеркнуть, что узнаваемый вклад в ликвидацию недоверия к вертолетам Ка-15 (из-за высочайшей аварийности) личным примером занес адмирал флота С.Г. Горшков. В качестве пассажира весной 1955 года он сделал несколько полетов в районе Севастополя. Взлет и посадка вертолета выполнялись около штаба флота и на крейсер «Куйбышев». Во время сбор-похода кораблей Черноморского флота ведущий конструктор вертолета В.И. Бирюлин и летчик-испытатель такого же предприятия Д. К. Ефремов ознакомили командиров кораблей с машиной и сделали с ними несколько полетов. Осталось, правда, неясным, получили ли командиры кораблей наслаждение от схожих полетов.
С марта по апрель 1955 года тесты Ка-15 продолжили на кораблях Черноморского флота, а муниципальные — в Феодосии на аэродроме Карагоз с апреля по май такого же года.
В процессе муниципальных испытаний выяснилось, что вертолет может употребляться как противолодочный на удалениях от корабля от 5 до 60 км. Для возвращения на корабль нужно использовать корабельные средства: радиолокационную станцию и пеленгатор, так как вертолеты, проходившие тесты, не имели автоматических радиокомпасов.
Чтоб подкрепить позиции, в приемном акте по результатам испытаний привели представления командиров крейсеров «Дзержинский» и «Куйбышев», эсминца «Буйный» о необходимости такового вертолета, также командующего ВВС ЧФ генерал-лейтенанта авиации Б.А. Почиковского, а именно, отметившего: «На вертолете Ка-15 летал, воспоминание положительное, маневренность и обзор отличные. Может употребляться на кораблях для связи, переброски людей с корабля на корабль, с корабля на сберегал и назад. Вертолет можно использовать для поиска подводных лодок и мин, иметь противолодочные бомбы на вертолете не непременно, довольно ориентирных бомб. Полагаю, что вертолет может быть применен на огромных подводных лодках при действиях на океанских коммуникациях».

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Акт с рекомендацией о принятии Ка-15 на вооружение утвердили в мае 1955 года, и вертолет получил право на службу во флоте. 1-ые подразделения ВМФ, укомплектованные Ка-15, сформировали в 1957—1958 годах, тогда и же началось оборудование эсминца «Светлый» (проект 57) вертолетной площадкой. В 1960—1961 годах на флот поступило восемь кораблей этого проекта.
В 1957 году на Балтике сформировали 225-ю отдельную эскадрилью корабельных вертолетов, но просуществовала она недолго и в апреле будущего года вошла в состав 413-го отдельного полка вертолетов. В том же году на аэродроме Южная Угловая Тихоокеанского флота сформировали 264-ю отдельную авиационную эскадрилью вертолетов и аналогичную на Северном флоте.
На Тихоокеанском флоте Ка-15 базировались в Ново-Нежине и Елизове (Камчатка).
Единых требований к авиационному оборудованию кораблей в тот период еще не было. Для взлета и посадки имелась только взлетно-посадочная площадка (ВППл) размерами 5x9 м, покрытая сеткой-стеллажом из пенькового троса, обозначенная белоснежными полосами шириной 200—300 мм, а рабочая часть — кругом поперечником 3 м. Устанавливался также ветроуказатель.
Механизированной заправки вертолетов топливом на кораблях не было, и эту операцию делали, как и на заре авиации: два человека при помощи шланга заполняли ведро бензином из бочки (в ней он хранился), а потом через огромную воронку с замшей (для задержки конденсата) заливали в бак вертолета. Схожий способ заправки, естественно, не отличался совершенством и не обеспечивал безопасность в пожарном отношении. На заправку даже в подходящих критериях уходило около 40 минут.
В походном положении машины находились на палубе со снятыми лопастями, которые хранились раздельно в контейнере. Вертолет накрывался полиэтиленовым чехлом.
Понятно, что при высочайшей температуре и влажности воздуха мощность поршневого мотора значительно понижается, и тяги несущих винтов возможно окажется недостаточно для вертикального взлета (по-вертолетному). В критериях аэродромного базирования достаточно частыми были случаи, когда, невзирая на все ухищрения экипажа, вертолет не отрывался от земли. В то же время возможность взлета с разбегом (по-самолетному) из-за угрозы появления земного резонанса, к которому вертолет оказался очень предрасположен, также исключалась. Даже рулить по аэродрому (в особенности грунтовому) не мог по этим же суждениям.

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Но, пожалуй, самое противное состояло в том, что, вследствие конструктивных просчетов, не исключалось опасное сближение лопастей верхнего и нижнего несущих винтов в полете на неких, в особенности переходных, режимах. В критичных случаях это приводило к схлестыванию лопастей, их разрушению и катастрофе.
С тем чтоб повысить шансы экипажа на спасение в случае принужденной посадки на воду, предполагалось заместо колесного шасси установить поплавковое. Были проведены тесты, но до практической реализации этой идеи дело так и ие дошло.
Противолодочным Ка-15 так и не стал, и машины равномерно переправляли на сберегал. Но там строевые пилоты повстречались с внезапным препятствием. В первых же полетах (на рулежках) с сухопутных аэродромов нашелся земной резонанс. Но этот режим в процессе проектирования, похоже, и не рассматривался, ведь Ка-15 предназначался для базирования на корабельных площадках. Резко понижалась боевая нагрузка при эксплуатации в критериях горячего климата. Выявили и другие недостатки. Только при помощи профессионалов НИИ ВВС, а именно летчиков-испытателей С.Г. Бровцева, П.И. Шишова и В.К. Подольного, инженеров А. Гудкова и П. Кудрявцева, удалось разобраться и выдать предложения индустрии по их устранению.
На Ка-15 разрешалось создавать взлет и посадку при скорости воздушного потока от 5 до 15 м/с и под определенными для каждого корабля углами, при этом для безопасности полетов категорически воспрещалось изменять курс корабля во время раскрутки несущего винта и при остановке после выключения муфты сцепления.
Невзирая на недолговременный срок службы Ка-15 на флоте, он успел побывать в почти всех районах Мирового океана. Так, с марта по июнь 1962 года авиагруппа майора Миляева из 710-го отдельного противолодочного вертолетного полка авиации ТОФ участвовала на научно-исследовательских судах в Тихоокеанской гидрографической экспедиции по маршруту Владивосток — о. Сахалин — Алеутские острова — Владивосток.

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Кроме противолодочного варианта, один Ка-15 оборудовали телевизионной аппаратурой «Груша», предназначавшейся для целеуказания ракетам КСЩ, противокорабельного комплекса «Щука». Этим комплексом оснастили эсминцы проектов 56-М (а именно, «Бедовый») и 57-бис. Но довести этот комплекс «до ума» так и не удалось, хотя ракеты еще длительно оставались на вооружении флота, а их создание закончилось в 1961 году.
Был разработан и поисково-спасательный вариант машины, но он, как и предшественник, остался в опытнейшем экземпляре.
В 1958 году на модернизированном вертолете Ка-15М, созданном для Аэрофлота, доработали топливную систему, что позволило благодаря полной выработке горючего (10—12 л.) прирастить дальность и длительность полета, стало вероятным на сто процентов производить горючее и прирастить взлетный вес до 1390 кг. Спустя три года после установки на Ка-15 более массивного мотора АИ-14ВФ существенно стала лучше экономичность машины. Но то, что подходило Аэрофлоту, военных это уже не устраивало.
Согласно статистике Министерства авиационной индустрии СССР, 1-ые 100 серийных машин покинули сборочный цех завода в 1957 году. В следующие два года завод сдал заказчикам (авиации ВМФ и ГВФ) 80 и 107 вертолетов соответственно, не считая 67 учебных УКа-15 с двойным управлением. Но скоро начавшиеся поставки вертолетов на корабли пришлось остановить, и они совсем осели на берегу, так и не став «глазами и ушами» ВМФ.
Существенное количество Ка-15 находилось на Северном флоте в 830-м отдельном корабельном противолодочном Краснознаменном Киркенесском вертолетном полку. Там 16 мая 1963 года и произошла, видимо, последняя трагедия Ка-15, пилотируемого капитаном В.Н. Кононовым (штурман — старший лейтенант В.В. Таволжанский). Как показало расследование, катастрофа произошла при выполнении маршрутного полета из-за отрыва лопасти несущего винта.

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Это был последний год эксплуатации Ка-15 на флоте. Больший вклад в создание Ка-15 занесли В.Б. Баршевский, А.И. Власенко, Д.К. Ефремов, М.А. Купфер и Н.Н. Приоров.
Все же мысль сотворения многоцелевого палубного вертолета не угасла, и посреди 1950-х Н.И. Камов предложил выстроить новейшую машину, делая упор на предшествующий опыт, но с газотурбинными движками. Что касается Ка-15, то потом их значительную часть военные передали в ГВФ, где они использовались в большей степени в сельскохозяйственной авиации. Но на этом история Ка-15 не кончилась. На его базе был сотворен более «сильный» винтокрылый аппарат Ка-18 только для нужд штатской авиации. В ГВФ они, невзирая на ряд катастрофических случаев, хорошо себя зарекомендовали.

 

Фото Ка-15

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет


Tags: 1950 года окб-3 «изделие будущем году завершен эскизный «изделие будущем году завершен «изделие будущем году вертолет

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации