Вертолет Ка-10

Вертолет Ка-10

Вертолет для наблюдения и связи Ка-10 стал первым винтокрылым аппаратом соосной схемы, удачно выдержавшим муниципальные тесты и выпускавшимся малой серией. Его проектирование производилось на основании ТТТ, данных авиацией ВМФ. Схема и сборка нового винтокрылого аппарата были такие же, как у Ка-8. На вертолете установили специально спроектированный основным конструктором А.Г.Ивченко движок АИ—4Г мощностью 40кВт.

Вертолет Ка-10 - видео

Поперечник несущего винта прирастили на 0.2м, ввели геометрическую крутку лопастей. Значимым изменениям подверглась система управления вертолетом.
Вертолеты Ка—10 строились, в отличие от Ка—8, уже в обычных критериях авиационного предприятия. Для оценки работоспособности и надежности агрегатов, узлов и систем наряду с созданием машины осуществлялся значимый объем лабораторно—стендовых испытаний. В недлинные сроки было выстроено четыре экземпляра вертолета. Какой-то из них подвергся 100-часовым ресурсным испытаниям, другие использовались для выполнения программки летных испытаний. 1-ый полет на Ка-10 сделал летчик—испытатель М.Д.Гуров 30 августа 1949 года. Вертолеты были оборудованы нужной регистрирующей испытательной аппаратурой. Заводские тесты Ка-10 окончил летчик—испытатель Д.К.Ефремов, заменивший катастрофически погибшего в одном из испытательных полетов М.Д.Гурова.

Вертолет Ка-10

Всего на вертолете было выполнено 200 полетов с налетом 25ч. В октябре 1950 года два вертолета Ка-10 передали на муниципальные тесты. Полеты по программке испытаний делал ведущий летчик—испытатель НИИ ВВС капитан Е.А.Гридюшко.
Тесты в морских критериях проводились на легком артиллерийском крейсере "Максим Горьковатый". Это были 1-ые в нашей стране полеты вертолета с корабля. Датой образования корабельной (палубной) авиации можно считать 1950 год. Летчики направили внимание на специальные особенности летной эксплуатации вертолетов в корабельных критериях: завышенную турбулентность воздушного потока, отрицательное воздействие на взлет и посадку бортовой и килевой качки судна и др. Но отмечали при всем этом, что вертолет доступен для пилотов средней квалификации. Муниципальные тесты подтвердили высочайшие маневренные свойства вертолета соосной схемы и его пригодность для использования на кораблях. В августе 1951 года было принято решение о постройке войсковой серии из 15 вертолетов для более углубленного исследования способностей внедрения винтокрылых машин в разных тактических целях ВМФ. Войсковые тесты Ка-10 проводила на Черном море специально сделанная в ВМФ вертолетная эскадрилья, которой командовал капитан А.Н.Воронин.

Вертолет Ка-10

Беря во внимание скопленный опыт наземной и летной эксплуатации, спецы ОКБ занесли в конструкцию Ка-10 ряд конфигураций, направленных на его предстоящее улучшение. "...Была совсем отработана конструкция реального вертолета—малютки, получившего обозначение Ка—10М", — отмечал Н.И.Камов. Вертолет пару лет употреблялся в исследовательских целях и для выполнения демо полетов. Становление ОКБ закончилось с постройкой и доводкой Ка-10 и Ка—10М, положивших начало вертолетам соосной схемы в стране. Большой вклад в создание вертолетов Ка-10 и Ка—10М занесли сотрудники ОКБ В.Б.Баршевский, М.А.Купфер и А.И.Власенко.
Вертолет Ка-10 представляет собой пространственную форменную конструкцию из хромансилевых труб поперечником от 8 до 18мм. В центральной части планера установлены поршневой движок АИ—4Г с редуктором и кресло пилота. Боковые горизонтальные ложементы фермы созданы для крепления 2-ух посадочных опор — баллонов цилиндрической формы с округленными концами, заполненных воздухом под лишним давлением 0.1кгс/см2.

Вертолет Ка-10

Баллон сделан из двухслойной прорезиненной материи и разбит на четыре отсека для обеспечения нужного уровня живучести. К нижней части баллона для прочности приклеена листовая резина шириной 1.5мм. Такое посадочное устройство позволяло вертолету создавать посадку на всякую поверхность (земля, вода, палуба корабля) с следующим взлетом с нее. В фронтальной части планера размещен бензобак вместимостью 33л, а за креслом пилота находятся подкосы вертикального хвостового оперения. Там же на ложементах баллонов закреплены две стойки двухлучевой канатной антенны радиостанции РСИ-3М1. Вертикальное оперение на Ка-10 однокилевое трапециевидной формы. На Ка-10М вертикальное оперение двухкилевое. Обшивка килей полотняная.
Передача вращающего момента от мотора к винтам осуществляется при помощи 2-ух редукторов (нижнего — двигательного и верхнего — распределительного), соединенных полым основным валом, закрытым силовым кожухом. Распределительный редуктор раздает вращающий момент на нижний и верхний винты, крутящиеся в обратных направлениях. В нижнем редукторе находится комбинированная муфта включения, объединенная с храповой муфтой свободного хода. Это устройство позволяет обеспечить работу мотора при невращающихся несущих винтах на земле и отсоединение мотора от авторотирующих винтов в случае его отказа в полете.

Вертолет Ка-10

Распределительный редуктор с колонкой несущих винтов фиксируется над планером при помощи силового кожуха и 2-ух боковых подкосов. Колонка включает два соосных вала, на которых закреплены втулки винтов, автоматы перекоса, рычаги и тяги управления. Втулки имеют горизонтальные, вертикальные и осевые шарниры в силовых цепях крепления лопастей. Лопасть винта трапециевидной формы в плане с отрицательной геометрической круткой (—5°) сделана из разных пород древесной породы (природных композитов). Профиль лопасти — NАСА 23012. Комель лопасти для соединения с втулкой винта выполнен в виде точеной металлической гильзы. Управление углами установки лопастей винтов осуществляется отклонением ручки управления вертолетом, рычага "шаг—газ" и педалей путного управления. Все рычаги управления связаны механической проводкой с механизмами общего и дифференциального шага, а через автоматы перекоса и вертикальные тяги соединены с поводками поворота лопастей относительно осевых шарниров. Отклонение ручки управления вертолетом приводит к наклону автоматов перекоса и повторяющемуся изменению углов установки лопастей при вращении винтов.
В итоге вектор полной аэродинамической силы винтов отклоняется в данном направлении и на нужную величину. При отклонении педалей на одном винте углы установки растут, а на другом — уменьшаются на ту же величину.

Вертолет Ка-10

Это приводит к разнице вращающих моментов на винтах и развороту вертолета. В случае отличия рычага "шаг—газ" на винтах при помощи автоматов перекоса сразу растут либо уменьшаются углы установки лопастей, что приводит соответственно к росту либо уменьшению их тяги, а в итоге конфигурации подачи горючего в движок происходит изменение его мощности.
Вертолет оборудован пилотажно—навигационными устройствами для выполнения зрительных полетов и устройствами контроля работы мотора, в том числе указателем скорости УС—140, высотомером ВД—12, вариометром ВР—10, компасом КИ—11, указателем оборотов несущих винтов, указателем скольжения. Радиосвязь пилот производит при помощи радиостанции РСИ—3М1. Источником электроэнергии являются аккумуляторные батареи. Даже приведенное короткое описание свидетельствует о наличии у Ка-10 всех частей современной винтокрылой машины соосной схемы. Модификация Ка-10М отличается от базисной машины рядом доработок, в главном касающихся технологического и эксплуатационного совершенства аппарата.

Вертолет Ка-10

Тактико-технические свойства вертолета Ка-10

1-ый полёт 30 августа 1949
Всего выстроено 15
Габариты Поперечник несущих винтов: 5,8 м
Длина фюзеляжа: 3,9 м
Ширина фюзеляжа: 1,97 м
Высота: 2,5 м
Обычная взлётная 370 кг
Внутренний припас горючего 26,4 кг
Силовая установка 1 х ПД, АИ-4Г
Мощность 1 х 55 л.с.
Экипаж 1
Наибольшая скорость в горизонтальном полёте: 115 км/ч
Дальность полёта практическая 170 км
Динамический потолок 2500 м

 

Вертолет Ка-10 - фото взлета с грузовой машины

Вертолет Ка-10 - фото взлета с грузовой машины


Tags: авиацией схема сборка нового винтокрылого авиацией схема сборка нового авиацией схема сборка аи—4г мощностью 40квт вертолет

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации