ЧТО РАДУЕТ И ЧТО ТРЕВОЖИТ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 13/2010

ЧТО РАДУЕТ И ЧТО ТРЕВОЖИТ

Александр ЗЕЛИН

генерал-полковник, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ

ИЗ ПЕРВЫХ РУК   

ИТОГИ ПОДГОТОВКИ ВВС В 2009 ГОДУ

Накануне Дня Войск ПВО поздравляю с этим праздником всех ветеранов противовоздушной обороны, личный состав частей и подразделений, несущий в настоящее время службу по охране неба над нашей Родиной. Желаю всем вам, дорогие друзья, соратники, крепкого здоровья, успехов в мирном и ратном труде на благо России. Вместе с тем хочу рассказать на страницах «ВПК» об итогах подготовки Военно-воздушных сил в прошедшем году, не преувеличивая успехов и не скрывая недостатков.

 НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ «ХОРОШО»

Подготовка Военно-воздушных сил в 2009 учебном году была организована и проводилась в соответствии с приказом министра обороны России «Об итогах подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год», планом подготовки ВВС на 2009 год, организационно-методическими указаниями по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке нашего вида ВС.

В совершенствовании боевой и мобилизационной готовности основные усилия Главного командования, руководящего состава ВВС были сосредоточены на поддержании боевой и мобилизационной готовности наших органов военного управления, соединений и воинских частей на должном уровне в ходе проведения мероприятий по переходу к новому облику. Обращалось также пристальное внимание на приведение укомплектованности личным составом кадра в соответствие с требованиями документов, устанавливающих критерии его содержания, на недопущение снижения эффективности системы управления Военно-воздушными силами, обеспечение ее упреждающей готовности в ходе создания новых органов.

Главным командованием ВВС в кратчайшие сроки были разработаны и доведены до частей основные документы по боевой готовности и критерии приведения органов военного управления, соединений и воинских частей ВВС в готовность к выполнению боевых задач. Реальность планирования боевой готовности в объединениях проверялась в ходе внезапных проверок и работы комплексных групп Главного командования Военно-воздушных сил.

Основным выявленным недостатком оказался низкий уровень профессиональных знаний и навыков офицерского состава, который выражался в недостаточных теоретических знаниях и отсутствии практических навыков в работе на пунктах управления при организации мероприятий перевода с мирного на военное время, подготовке и ведении боевых действий. Кроме того, имеющаяся учебно-материальная база не в полной мере позволяла обеспечить выполнение мероприятий боевого слаживания.

Причинами такого положения дел наряду с объективными факторами были низкая требовательность со стороны командующих (командиров) к подчиненным за состояние работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности, отсутствие должного участия в разработке планирующих документов по приведению в боевую готовность, личная некомпетентность отдельных командиров (начальников) в вопросах боевой и мобилизационной готовности.

Несмотря на оптимистические доклады командующих, командиров и штабов о выполнении запланированных мероприятий по выходу Военно-воздушных сил на новый облик в установленные сроки, большинство задач решалось только частично и Главному командованию ВВС приходилось часто оказывать помощь подчиненным объединениям, соединениям и частям.

Работу любой комиссии в войсках по проверке и оказанию помощи мы завершали только тогда, когда состояние проверяемого соединения было приведено к оценке не менее чем «хорошо».

Вот почему можно уверенно констатировать: в целом объединения Военно-воздушных сил способны привестись в готовность к выполнению боевых задач (задач по предназначению) в установленные сроки. В лучшую сторону за 2009 год по организации работы по совершенствованию боевой и мобилизационной готовности отмечаются управления 1-го и 2-го Командований ВВС и ПВО и Командование дальней авиации.

Задачи боевого дежурства, поставленные Военно-воздушным силам, были выполнены в полном объеме. Силы и средства, привлекаемые к несению боевого дежурства, боеготовы и способны выполнить задачи по предназначению. Практически ежедневно вблизи государственной границы осуществлялись полеты самолетов-разведчиков США и других стран НАТО, что заставляло проводить соответствующие ответные действия со стороны дежурных по ПВО сил объединений ВВС.

С целью контроля за состоянием боевого дежурства в объединениях ВВС проводились проверки готовности дежурных сил полетами контрольных целей. По результатам этих проверок все дежурные по ПВО силы с поставленными задачами справились. В лучшую сторону отмечается подготовленность дежурных боевых расчетов КП 1-го и 3-го Командований ВВС и ПВО.

Хотя, к сожалению, и в этом вопросе имеется ряд недостатков. Не все командующие и начальники штабов объединений уделяют должное внимание повышению уровня подготовки расчетов, несущих боевое дежурство. В 2009 году отдельным оперативным дежурным КП объединений, заместителям оперативного дежурного КП по РИЦ почти ежедневно были снижены оценки до «хорошо», а около 30 раз оценки снижались до уровня «удовлетворительно». Каждое снижение оценок на боевом дежурстве было предметом скрупулезного рассмотрения командующими и начальниками штабов, уточнялись методы подготовки должностных лиц, повышались навыки их практического руководства дежурными силами.

В целом задачи, поставленные перед Военно-воздушными силами по охране государственной границы Российской Федерации и обеспечению безопасности Российской Федерации в воздушном пространстве, были решены успешно.

В ЦЕЛОМ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Органы военного управления и должностные лица объединений, соединений и воинских частей ВВС проделали большую работу по совершенствованию службы войск в 2009 году и добились определенных положительных результатов.

Отмечается снижение на 28% общего числа правонарушений, совершенных военнослужащими при несении службы в суточном наряде по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. На 25% уменьшилось количество суицидов, совершенных военнослужащими при несении караульной и внутренней служб, на 15% - число нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, входящими в состав суточного наряда.

Лучших результатов по приведению в соответствие повседневной деятельности личного состава требованиям общевоинских уставов ВС РФ достигли в 3-м Командовании ВВС и ПВО, Военном авиационном инженерном университете (Воронеж), Ярославском ВЗРУ ПВО (ВИ), где не допущены происшествия и преступления при несении личным составом караульной и внутренней служб.

Анализ состояния безопасности военной службы показывает, что удалось добиться определенных положительных итогов в работе по предупреждению гибели и травматизма подчиненного личного состава. Сократилось число случаев гибели военнослужащих в результате происшествий и преступлений на 19,6%, гибели военнослужащих во внеслужебное время - на 18,9%. Более чем на 25% уменьшилось количество смертей военнослужащих в результате суицидальных происшествий.

Наиболее эффективно вопросы сохранения жизни и здоровья военнослужащих решались должностными лицами 3-го Командования ВВС и ПВО, ВА ВКО, ВУНЦ (ВВА), Воронежского ВАИУ, Ейского ВВАУ, Ставропольского ВВАИУ, Челябинского ВВАУШ, Ярославского ВЗРУ ПВО, где отсутствуют случаи гибели военнослужащих в результате преступлений и происшествий. Также в лучшую сторону отмечается работа по сохранению жизни и здоровья военнослужащих в Командовании ВТА и 1-м Командовании ВВС и ПВО.

По сравнению с прошлым годом на 12,4% уменьшилось общее количество преступлений и происшествий, совершаемых военнослужащими.

На 20,1% снизилось число преступлений, связанных с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, на 50% - количество пожаров.

Однако в отдельных объединениях, соединениях и воинских частях командующие (командиры) и начальники недооценивают особую опасность правонарушений, связанных с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, профилактическую работу проводят неудовлетворительно. В общей структуре преступности эти правонарушения составляют 27,2%.

Положительные результаты приносит работа должностных лиц объединений, соединений, воинских частей и организаций Военно-воздушных сил по профилактике правонарушений, связанных с уклонением от военной службы. Сократилось количество преступлений, связанных с уклонением от военной службы, на 58%, число военнослужащих, самовольно покинувших воинские части, снизилось на 51,4%.

В лучшую сторону отмечается работа должностных лиц по укреплению правопорядка и предупреждению преступлений в Командовании ВТА, 1-м и 3-м Командованиях ВВС и ПВО, ВУНЦ (ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина).

Также отмечается положительная тенденция снижения преступлений и происшествий в ОСК ВКО (-20,6%), 2-м Командовании ВВС и ПВО (-2,4%) и воинских частях, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС (-16,5%).

УЧЕНИЯ НАРЯДУ С РЕФОРМИРОВАНИЕМ

Под руководством главнокомандующего ВВС были проведены все мероприятия оперативной подготовки, установленные Генеральным штабом.

Командующие объединениями ВВС провели оперативно-мобилизационные сборы руководящего состава и КШТ с объединениями, приняли участие в КШУ и КШТ под руководством командующих войсками военных округов, оперативно-стратегических учениях «Кавказ-2009», «Запад-2009» и «Ладога-2009», совместных военных учениях «Воздушные силы-2009», «Взаимодействие-2009», «Мирная миссия-2009» и КШТ с органами управления и дежурными по ПВО силами ОС ПВО СНГ.

Все проведенные мероприятия оперативной подготовки оценены положительно.

Большинство вышеперечисленных мероприятий оперативной подготовки проводилось на фоне оптимизационных процессов, происходящих в Вооруженных Силах Российской Федерации, связанных со значительным сокращением численного состава органов военного управления и реформированием их организационно-штатной структуры. Тем не менее количество мероприятий оперативной подготовки продолжает неуклонно расти.

Увеличилось участие оперативных групп Главного командования ВВС и объединений ВВС в мероприятиях оперативной подготовки, проводимых под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ, главнокомандующих и командующих другими видами и родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов.

В целях повышения слаженности и эффективности работы подчиненных органов управления в ходе подготовки и проведения мероприятий оперативной подготовки были разработаны соответствующие рекомендации:

- организовывать работу не с началом учения (тренировок), а заблаговременно - на этапе планирования мероприятий оперативной подготовки и разработки необходимых документов, для чего привлекать наиболее подготовленных должностных лиц управлений, служб и отделов, входящих в состав рабочих групп;

- максимально использовать заблаговременно созданные организационные документы и методические рекомендации;

- командующим (командирам) и начальникам больше внимания уделять подготовке и проведению мероприятий оперативной подготовки, проводить занятия в системе профессионально-должностной подготовки и заблаговременно уточнять задачи, на которых необходимо сосредоточить основные усилия при подготовке и проведении учений (тренировок).

Особое внимание рекомендовано обратить на теоретическую подготовку офицеров, принимающих участие в разработке документов и проведении мероприятий оперативной подготовки.

В целом проведенные мероприятия позволили удержать готовность органов военного управления к выполнению задач по предназначению на должном уровне и совершенствовать практические навыки командующих, командиров и штабов в управлении войсками в новой организационно-штатной структуре.

Подводя итоги деятельности органов военного управления ВВС по совершенствованию боевой и мобилизационной готовности войск, руководству боевым дежурством, службой войск, управлению обеспечением безопасности военной службы и проведению мероприятий оперативной подготовки, отмечаю, что задачи, поставленные перед Военно-воздушными силами в 2009 году, в основном выполнены. Состояние ВВС позволяет поддерживать боевую и мобилизационную готовность органов военного управления и войск на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение ими задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации в новой организационно-штатной структуре без снижения готовности к выполнению задач по предназначению.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации