ТЕПЛЫЙ ПРИЕМ В РАЗГАР ЗИМЫ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 1/2010

ТЕПЛЫЙ ПРИЕМ В РАЗГАР ЗИМЫ

Алексей МАТВЕЕВ

ПОДРОБНОСТИ   

РОССИЯ В ОТСТАИВАНИИ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНЯЛА ВЫЖИДАТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ

Идеи России о новой архитектуре европейской безопасности пока не находят должного отклика не только в западных странах, но и на постсоветском пространстве. Такой вывод напрашивается после анализа итогов состоявшегося визита в Россию генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена. Казалось бы, в Москве он получил «теплый прием в разгар зимы». Однако, как выясняется, Североатлантический союз не готов полновесно обсуждать проект договора о европейской безопасности, который в конце ноября 2009 года предложил российский президент Дмитрий Медведев. Генсек НАТО прямо заявил, что не видит в нем необходимости.

Данные заявления сделаны, думается, не случайно. США и НАТО, с одной стороны, напуганы проявившейся вдруг активностью Москвы в стремлении усилить свою роль в вопросах обеспечения эффективной безопасности на постсоветском пространстве и вблизи своих границ. С другой - они намерены в первую очередь реализовать в СНГ собственные интересы и по большому счету Москва им здесь не помеха.

Генсек ОДКБ Николай Бордюжа пролоббировал проект договора о европейской безопасности на международной конференции «Путь к новой архитектуре евробезопасности» в Лондоне 9 декабря. При этом он высказал, скажем прямо, интересную идею о том, что новая структура международной безопасности должна носить не евро-атлантический, а евро-азиатский характер. Сам того не замечая, Бордюжа подкорректировал идеи самого российского президента. Но эта корректировка сделана была без злого умысла. И, конечно же, корни ее - в околокремлевских коридорах. Евро-азиатский смысл сотрудничества РФ и НАТО как приоритетный очертил в Москве и сам Расмуссен. Казалось бы, стороны друг друга понимают.

Между тем активное неприятие предложений Дмитрия Медведева, как говорится, в первоисточнике, а также навязывание Брюсселем России роли «подносчика боеприпасов» для войск НАТО в афганской авантюре могут сыграть для Москвы, мягко говоря, злую шутку. Для любого здравого наблюдателя и аналитика ясно, что США и НАТО намерены более активно, чем раньше, осваивать постсоветское пространство. Потребности НАТО для борьбы с международным терроризмом в Афганистане Россия и ее союзники по СНГ обеспечивают сейчас, как говорится, на все сто процентов. Но что взамен?

Расмуссен в Москве еще раз подтвердил намерения альянса расширяться на Восток. Он в очередной раз выразил незаинтересованность НАТО в сотрудничестве с ОДКБ как организацией. Роль Москвы в разрешении афганской проблемы генсек НАТО видит только в том, чтобы она обеспечивала тыловой транзит войскам альянса и кое в чем помогала в подготовке афганской полиции, снабжая ее силовые структуры дешевыми российскими горюче-смазочными материалами. Но что самое интересное: российское руководство почти по всем позициям ответило положительно на данные предложения, оставив как бы в тени собственные идеи и интересы.

Можно констатировать, что такая позиция Москвы - тактический прием. Хотя если посмотреть постсоветскую ретроспективу взаимоотношений РФ - НАТО и РФ - США в сфере приграничных проблем СНГ и в области разрешения внутренних конфликтов на территории Содружества, то кроме перманентных уступок РФ ничего не демонстрирует. Здесь настораживает и другой аспект.

Запад и США с молчаливого согласия РФ переходят к активному участию в разрешении региональных проблем СНГ. И в частности в Центральной Азии, наиболее богатой природными ресурсами части бывшего СССР. Так, 15 декабря в сенате США прошли слушания, в которых озвучены основные положения новой политики Вашингтона в отношении государств Центральной Азии. На них было сказано, что США должны способствовать «развитию и диверсификации энергетических ресурсов региона». Заинтересованы США и в разрешении внутриполитических проблем стран ЦА. Оказывается, сенат США давно изучает регион и поставил там конкретные цели.

Вот одна из них: «Предотвратить полный распад государств. Власти стран Центральной Азии испытывают сложности в исполнении своих прямых обязанностей перед населением, что в свою очередь может привести к частичному или полному распаду государств. Таджикистан и Киргизия в особенности все больше напоминают «несостоявшиеся государства».

До таких выводов в РФ еще не дошли. Москва медлит с размещением в ЦА новых воинских контингентов. С ее стороны нет должного анализа развития ситуации в регионе. Этот анализ подменяется американскими не совсем корректными выводами. В связи с этим возникает вопрос: до каких пор мы будем идти в фарватере геополитических интересов США?


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации