СТАРЫЕ ОСНОВЫ НОВОЙ ДОКТРИНЫ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 6/2010

СТАРЫЕ ОСНОВЫ НОВОЙ ДОКТРИНЫ

Александр ХРАМЧИХИН

заместитель директора Института политического и военного анализа

АНАЛИЗ   

КАК ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ОТРАЖАЮТ ТРЕБОВАНИЯ МОМЕНТА

Военная доктрина РФ, утвержденная президентом Дмитрием Медведевым 5 февраля, в значительной степени основана на предыдущей Военной доктрине, утвержденной Владимиром Путиным 21 апреля 2000 года.  Хотелось бы обратить внимание на самое важное - описание военных опасностей и военных угроз. Ведь в конечном счете строительство Вооруженных Сил ведется (или по крайней мере должно вестись) исходя из существующих для страны военных опасностей и угроз.

В новой доктрине дано специальное определение понятий «военная опасность» и «военная угроза» (в старой использовался один термин - «военные угрозы» без расшифровки). Военная опасность - «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы». А военная угроза - «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию)». Говоря предельно упрощенно, опасность может превратиться при определенных обстоятельствах в угрозу.

На первом месте в списке военных опасностей в новой доктрине стоит «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока». В старой доктрине было: «Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации» (понятно, что блок и союз имелся в виду один-единственный).

Следующая опасность - «попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность». В предыдущей доктрине этого не было.

На третьем месте - «развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях». Вариант старой доктрины был, пожалуй, конкретнее: «Создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях».

Далее еще одна новая опасность - «создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия». Тут, что называется, no comments.

Следующая опасность - «территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела». В старом варианте доктрины за этим следовали еще такие слова: «Попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира». Видимо, теперь данная проблема снята.

Затем следуют еще две опасности, коих в старой доктрине не было: «распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием» и «нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений». В первом случае, видимо, имеются в виду Иран и КНДР, во втором скорее всего речь идет о выходе США из Договора о ПРО и об отказе стран НАТО ратифицировать «адаптированный ДОВСЕ».

Восьмая опасность - «применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права». В старом варианте это звучало так: «Ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств».

Следующие два пункта за десять лет практически не изменились: «наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств» и «распространение международного терроризма».

Наконец, последняя опасность в предыдущем варианте доктрины не фигурировала - «возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира». Можно предположить, что речь здесь идет в первую очередь о ситуации в Афганистане.

Как уже было сказано выше, в новом варианте доктрины «военная опасность» - это лишь потенциальная угроза. А вот уже «военная угроза» ведет к «реальной возможности возникновения военного конфликта». Поэтому список военных угроз заслуживает гораздо большего внимания, чем список военных опасностей.

Итак, первая из военных угроз - «резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы». В доктрине 2000 года подобный пункт отсутствовал.

Далее - «воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов». Здесь все достаточно ясно, это почти полное повторение положения старой доктрины.

Третья угроза - «создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников». В предыдущем варианте доктрины это звучало так: «Создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников». То есть теперь считается, что противник может создавать и готовить НВФ прямо на нашей территории.

Наконец, четвертая и пятая угрозы - «демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями» и «активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени» - в предыдущем варианте доктрины отсутствовали.

Надо заметить, что последняя угроза (проведение некими странами мобилизационных мероприятий), как и первая (резкое обострение военно-политической обстановки), не относится к каким-либо нынешним реальным событиям, а лишь описывает то, что может произойти. А вот четвертая угроза (демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками государств с провокационными целями) представляется интересной. Возможно, это тоже всего лишь описание того, что может произойти. Но есть и другой вариант - речь идет о нескольких последних учениях НОАК, на которых совершенно открыто и в нарастающих масштабах отрабатывалась крупномасштабная агрессия против РФ. По крайней мере никак иначе трактовать эти учения нельзя.

Три военные угрозы, имевшиеся в доктрине 2000 года, в новой доктрине отсутствуют. Это «нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане», «враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия» и «дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах». Почему эти проблемы стали менее актуальными - сказать сложно.

Очень многие комментаторы обратили внимание на упоминание в новом варианте доктрины блока НАТО, причем на первом месте в списке военных опасностей. Можно отметить следующее. Во-первых, подобный пункт был и в старой доктрине, только в нем НАТО было названо эвфемизмом «военные блоки и союзы». Во-вторых, как уже было сказано, теперь НАТО - это не угроза, а лишь опасность. А угроза - демонстрация военной силы в ходе проведения учений. В последние годы подобные учения проводила лишь одна страна - КНР. 


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации