Тезисы выступления начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Н.Е.МАКАРОВА

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(26)/2009

Тезисы выступления начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Н.Е.МАКАРОВА

В выступлении начальника Генерального штаба ВС РФ, на базе анализа военно-политической обстановки в мире, освещаются проблемные вопросы состояния и перспектив развития армии и флота в предстоящий период, необходи-мость их модернизации и придания нового облика, направления и пути предстоящей военной реформы.

Ключевые слова: военно-политическая обстановка, баланс сил, стабильность, военно-техническое превосходство, противоречия, усиление военного потенциала ЕС, наркотрафик, угрожаемый период, армия нового типа, пять приори-тетных задач.

Цель реформы - создать мобильные, оснащенные, подготовленные Вооруженные Силы.

Несколько слов о причинах намеченных мероприятий.

Несомненно, одним из важнейших факторов является прогноз развития военно-политической обстановки, который в целом определяет спектр угроз военной безопасности России.

1. Стремление Запада обеспечить собственную энергетическую безопасность за счет Российской Федерации, попытки заявить свои права на освоение природных ресурсов России, тем самым ослабить экономическую самостоятельность нашего государства.

Справочно. Не прекращаются политико-дипломатические усилия Брюсселя навязать Российской Федерации подписание «Энергетической хартии Европейского союза», предусматривающей свободный доступ иностранных компаний к разработке российских месторождений углеводородного сырья.

Кроме того, активно инициируется создание так называемого «энергетического НАТО», главной целью которого может стать наделение альянса функциями:

защиты стран-участниц Североатлантического блока от перебоев поставок энергоносителей из России;

усиления безопасности наземных и морских путей транспортировки энергоносителей, что может быть использовано в качестве предлога для ввода воинских формирований альянса на территории государств с «нестабильными» режимами.

Основными сторонниками такого подхода являются США, Польша и страны Балтии.

2. Развертывание элементов глобальной ПРО США в Европе и в других регионах мира, что существенно нарушит сложившийся баланс сил, а в целом глобальную и региональную стабильность.

Справочно. Наибольшую угрозу для военной безопасности Российской Федерации представляет развертывание третьего позиционного района глобальной ПРО США в Польше и Чехии, элементов данной системы в Японии, а также противоракетных комплексов «Иджис» морского базирования. Таким образом, США могут прикрыть свою национальную территорию от ракетно-ядерных ударов со всех ракетоопасных направлений. Тем самым повышается вероятность использования собственного ядерного потенциала для достижения военно-политических целей.

3. Стремление военно-политического руководства США к сохранению мирового лидерства путем существенного расширения зоны своей ответственности, посредством экономического, политического и военного присутствия в различных регионах мира, включая регионы традиционного влияния России, чем осуществляется жесткий контроль экономического роста стран.

США не отказываются от принципа вмешательства во внутренние дела других государств. Руководством временной администрации Б.Обамы обозначен принцип консолидации всех сил и средств для контроля демократических преобразований в России и Китае. По их взглядам США под эгидой НАТО должны взять под контроль развитие этих демократий.

Справочно. С этой целью проводится реконфигурация военного присутствия, основой которой является приближение американских военных баз к границам Российской Федерации. Создаются военные базы США в Румынии и Болгарии, странах Балтии. Развернута группировка США и НАТО в Центрально-Азиатском регионе на территории Афганистана и Киргизии (Манас). Предпринимаются усилия по восстановлению военного присутствия в Узбекистане. Кроме того, операция по принуждению Грузии к миру в августе с.г. показала, что нельзя исключать развертывания военного присутствия США в этой стране. Здесь могут быть созданы так называемые, «мобильные или операционные базы». Их основу составляет военная инфраструктура и небольшие подразделения, способные обеспечить прибытие и развертывание основных сил в случае обострения обстановки в регионе.

4. Военно-техническое и технологическое превосходство ведущих зарубежных стран над Россией, позволяющее опережающими темпами разрабатывать новые средства вооруженной борьбы следующих поколений, в том числе, оружие на новых физических принципах и в массовом порядке оснащать ими вооруженные силы.

Справочно. Реализация американской программы «ХААРП» по созданию оружия на новых физических принципах, способного оказывать влияние на атмосферные процессы, вызывая изменения погоды (в том числе ураганы, ливни и т.д.). Широкое внедрение нанотехнологий, позволяющих создавать новые миниатюрные боевые и разведывательные системы. Реализация концепции «Глобальный удар», предусматривающей оснащение МБР и БРПЛ боевыми частями в обычном снаряжении и придание им свойств высокоточного оружия большой дальности. Работы по созданию боевых роботизированных систем и т.д.

5. Наличие территориальных претензий к России и ее союзникам со стороны некоторых сопредельных государств.

Справочно: со стороны Норвегии - спорный участок континентального шельфа «Серой зоны» в Баренцевом море; со стороны Эстонии - на часть территории Кингисеппского района Ленинградской области, Латвии - на часть территории Пыталовского и Палкинского районов Псковской области, Литвы - на местность в районе озера Виштитис, Куршскую косу и г. Советск. Несмотря на то, что между Россией, Латвией и Литвой подписаны соответствующие Договоры, при обострении противоречий между нашими государствами данная проблема может быть реанимирована; со стороны Германии, Польши и Литвы - на Калининградскую область Российской Федерации, а также Польши - на районы Брестской, Гродненской и Минской областей Белоруссии; периодически возобновляемые территориальные притязания ряда политических партий Финляндии на Карельский перешеек и Северное Приладожье (в т.ч. г. Выборг, г. Куолаяври); со стороны Японии - на Курильские острова (Шикотан, Кунашир, Итуруп, Хабомаи); со стороны США - на часть акватории Берингова и Чукотского морей между Аляской и Чукоткой (с 1977 года) и по Соглашению Бейкера-Шеварнадзе (1990 года).

6. Введение в практику Запада военно-силовых акций в обход общепризнанных принципов и норм международного права.

Справочно. Под предлогом защиты «демократии» и свержения тоталитарных режимов Североатлантическим альянсом при ведущей роли США осуществлены военные операции в Югославии и Ираке. Нельзя исключать аналогичных действий в отношении Ирана, а также других неугодных Западу режимов.

7. Возможность возникновения и эскалации вооруженных конфликтов на Юго-Западном и Центрально-Азиатском стратегических направлениях.

Справочно. На Юго-Западном стратегическом направлении потенциальными источниками кризисных ситуаций остаются грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты. Грузия не прекращает попытки по восстановлению территориальной целостности государства, в том числе, укрепляет военный потенциал, осуществляет провокации, совершает диверсионно-террористические акты и т.д. До сих пор в замороженном состоянии находится нагорно-карабахский конфликт. Обострение военно-политической обстановки на Центрально-Азиатском стратегическом направлении может стать как следствием противоречий между государствами региона (Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией), так и активизацией деятельности радикальных исламских группировок, таких как Исламское движение Узбекистана, Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами), Восточно-Туркестанская исламская партия, по достижению своих политических целей.

8. Рост политических и экономических противоречий между Российской Федерацией, США, Данией, Канадой и Норвегией по вопросам контроля недр и коммуникаций в Арктике.

Справочно. Уже сейчас проявляется угроза военной безопасности России, связанная с перспективной возможностью экономического освоения Арктики, где по оценочным данным находится до 25% общемировых запасов нефти и газа. Ранее развитию этого процесса здесь мешали сложные климатические условия. Однако с реальной перспективой глобального потепления климата открываются новые возможности по разработке арктических недр со стороны США, Канады, Норвегии и Дании. Пока доступ к арктическим энергоресурсам и транспортным путям ограничен, государства региона будут стремиться решить проблемы спорных территорий в рамках ООН и других международных организаций. Вместе с тем отсутствие четкой международно-правовой базы, регулирующей экономические отношения в Арктике, создает реальные предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в будущем, в том числе способных перерасти в вооруженные конфликты.

9. Усиление военного потенциала Европейского союза.

Справочно. По взглядам официального Брюсселя, противодействие новому спектру вызовов и угроз невозможно без наращивания собственного военного потенциала и скорейшего оформления в рамках ЕС так называемого союза безопасности и обороны.

В настоящее время в Евросоюзе разрабатывается «Долгосрочная перспектива развития военных возможностей ЕС на период до 2030 года». Ее цель - формирование долговременных требований к европейским силам быстрого реагирования (СВР). Наряду с этим Комитет по вопросам политики и безопасности (КВПБ) совета ЕС утвердил основные параметры задействования создаваемых в рамках Евросоюза СВР.

В соответствии с ним СВР могут использоваться в операциях по разделению сторон на удалении до 10 тыс. км от Брюсселя в случае конфликтов низкой интенсивности и 6 тыс. км при конфликтах высокой интенсивности. На реагирование отводится не более 60 суток. Период проведения не должен превышать 6 месяцев.

Для всех указанных акций сроки ротации подразделений сухопутных и военно-морских подразделений будут составлять 6 месяцев, авиационных - 3 месяца, командно-штабных структур - 1 год. Кроме того, КВПБ постановил, что структура и состав СВР Евросоюза должны отвечать условиям возможного одновременного задействования в 3 - 4 операциях различного типа.

Основу СБР составляют боевые тактические группы, к главным параметрам функциональности которых отнесены следующие:

оперативная готовность к переброске в регион задействования на удалении максимум 6000 км в течение 10 суток с момента принятия решения советом ЕС;

способность проводить не менее двух самостоятельных операций одновременно, соответствие стандартам, разработанным для сил реагирования НАТО, в части, касающейся обеспечения стратегическими средствами переброски по воздуху и морю, мобильности в зоне боевых действий, безопасности, живучести и тыловой поддержки. В соответствии с разработанными в ЕС планами к 2010 году предполагается сформировать 13 боевых тактических групп.

10. Вывод оружия в космос, создание противоспутникового оружия.

Справочно. Несмотря на запрещение использования космического пространства в военных целях, США не прекращают работы на этом направлении. Развертывание глобальной американской ПРО, в том числе, предусматривает создание боевых космических систем и авиационных комплексов, способных поражать цели в космосе. Кроме того, в Соединенных Штатах ведутся работы по созданию противоспутникового оружия, о чем свидетельствует успешное поражение вышедшего из строя спутника противоспутниковой ракетой наземного базирования. Китай также реализует программу по созданию противоспутникового оружия. В этом году им осуществлено успешное уничтожение выработавшего ресурс спутника собственного производства.

11. Рост масштабов наркотрафика через Россию, международный терроризм, незаконная торговля оружием, национальный и религиозный экстремизм.

Справочно. Наибольшую угрозу в этом отношении вызывает наркотрафик с территории Афганистана. При этом через территорию Российской Федерации транспортируется до 70% всех произведенных в этой стране наркотиков.

12. Стремление США усилить контроль за функционированием объектов ядерного комплекса Российской Федерации.

Справочно. На слушаниях в конгрессе США регулярно обсуждается проблема уязвимости российских ядерно-опасных объектов от террористических угроз, низкой организации на них мероприятий ядерной и радиационной безопасности, слабой постановки вопросов учета и хранения радиоактивных материалов (компонентов) и специальных изделий. Как правило, в качестве вывода всегда говорится о том, что такое положение дел способствует утрате или хищению радиоактивных материалов (компонентов), создает предпосылки к возникновению техногенных катастроф планетарного масштаба и может нанести серьезный ущерб многим государствам мира. Таким образом, формируется мировое общественное мнение о необходимости осуществления международного контроля над данными российскими объектами.

Важно понять, что акцент арены борьбы находится не на далеком Западе или Востоке, она уже на границах Российской Федерации, в странах СНГ, где создаются и будут создаваться боеготовые, оснащенье группировки войск передового базирования. Они будут готовы к действиям в считанные часы.

Острую угрозу для безопасности Российской Федерации представляют уже имеющиеся группировки войск вблизи наших границ. Состояние их готовности таково, что в случае получения соответствующей задачи уже через одни сутки их воздушно-космическая составляющая может нанести удары по объектам военно-государственного управления, Вооруженных Сил и промышленности страны как на Западе в пределах практически всей Европейской части Российской Федерации и тем более на Востоке, где все объекты находятся в узкой приграничной полосе 150 - 300 км.

Изменение военной политики государств потребовало коренных преобразований вооруженных сил. По мнению немецкого руководства, в современной военно-политической обстановке для выполнения своей миссии вооруженные силы должны быть меньшими по численности, но более гибкими и маневренными. Они должны быть оснащены высокотехнологическим оружием и способны эффективно выполнять поставленные задачи.

Аэромобильная компонента (десанты, диверсионные группы и т.д.) могут широко применяться в первые сутки боевых действий, а имеющиеся сухопутные группировки постоянной готовности в состоянии действовать уже на вторые - третьи сутки после получения задачи.

Военные конфликты будущего будут возникать быстро, развиваться стремительно и завершаться достижением поставленной цели. Они, как правило, будут решать задачи войсками и силами мирного времени. Решающим станет способность действовать необходимым количеством войск в считанные часы.

Упреждение противника в развертывании войск, успех в первых боях и сражениях окажет существенную, если не решающую роль в ходе или исходе войны в целом.

Таким образом, нашим Вооруженным Силам и экономическому сектору государства, вероятно, не будет представлено никакого «угрожаемого периода» для проведения мобилизационных мероприятий. Это обстоятельство диктует необходимость иметь боеготовые, подготовленные и оснащенные армию и флот.

Сегодня не только мы подошли к необходимости незамедлительного реформирования армии и флота. Это общемировая тенденция. В странах НАТО разработаны и реализуются программы реформирования вооруженных сил, которые позволят им в ближайшие 10 -15 лет иметь боеготовые группировки войск, способные действовать в любых регионах мира и применять новейшие средства вооруженной борьбы.

Потребность в создании более гибкой, многофункциональной структуры органов управления войск НАТО была обусловлена рядом объективных причин. Основная из них, сложившаяся в период «холодной войны» система управления, которая предназначалось, в первую очередь, для отражения массированной агрессии со стороны государств Варшавского договора, стала слишком громоздкой, что до последнего времени не позволяло альянсу оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку.

Вектор развития ОВС НАТО предполагает переход от вооруженных сил, построенных на основе взаимодействия между их отдельными видами, к полностью объединенным (межвидовым) силам, которые должны обладать высокой гибкостью, маневренностью, военно-техническим и информационным превосходством над любым противником и выполнять операции в тесном взаимодействии с невоенными структурами, как государственными, так и неправительственными.

Российская армия не реформировалась практически с конца 60-х годов прошлого века и ориентирована на фронтальное столкновение крупных группировок войск, преобразования последних лет заключались, по сути, в арифметическом уменьшении штатной численности Вооруженных Сил, как правило, за счет сокращения численности боевых частей, оставляя при этом управленческие структуры.

Сегодня в Вооруженных Силах в основном содержатся соединения и воинские части сокращенного состава и кадра, которые требуют длительных сроков развертывания и боевого слаживания. В Вооруженных Силах имеется незначительное количество соединений и воинских частей постоянной готовности, в войсках противовоздушной обороны нет ни одного зенитного ракетного полка постоянной готовности. Отсюда и нехватка хорошо подготовленных мобилизационных резервов.

При этом имеется большое количество соединений и воинских частей, которые из-за отсутствия исправного вооружения и военной техники не боеспособны. С учетом этого для подготовки войск и сил к переводу в высшие степени боевой готовности или даже действовать по тревоге (а это месяц) в свое время был установлен угрожаемый период длительностью один год. В ходе которого предусматривается готовить личный состав, восстанавливать исправность вооружения и военной техники, пополнять до установленных норм запасы материальных средств, восстанавливать или приобретать навыки ведения военных действий.

Это утопическое новшество ведет к потере ответственности за состояние войск и их готовности к защите территориальной целостности и национальных интересов государства.

Даже если предположить, что возможно за один год до войны точно установить дату ее начала, то и в этом случае мы будем иметь неподготовленную армию.

Значительное количество соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра привело к потере знаний, умений и навыков командного состава в планировании боевых действий, подготовке войск и управлении ими в ходе боя.

Нужна ли нам такая армия, которая не в состоянии решать поставленные задачи из-за отсутствия должной оперативной и боевой подготовки, армия - оснащенная тысячами единиц вооружения и техники, не обслуживаемой и ремонтируемой, армия, где пехотинец без вооружения и техники, летчик - без самолета, моряк на корабле, стоящем у пирса и десятилетиями не выходящем в море?

России нужна армия нового типа, способная разрешать все возможные вооруженные конфликты, оснащенная, подготовленная, пользующаяся уважением и любовью ее народа.

Для достижения этой цели необходимо решение пяти приоритетных задач.

Первое, перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности, укомплектованных на 100% по штату военного времени.

Второе, обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, удовлетворение потребностей в постоянном и служебном жилье, решение всего комплекса проблем социальной защищенности.

Третье, формирование нового офицера и сержанта, разработка новых программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений.

Четвертое, переработка программно-уставных документов для обучения, подготовки и ведения боевых действий Вооруженными Силами, а также планирующих и руководящих документов обеспечения повседневной жизнедеятельности войск и сил.

Пятое, переоснащение Вооруженных Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники, отвечающими требованиям времени.

Структурно Вооруженные Силы будут стоять из трех видов - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот и из трех родов войск - Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Космические войска.

На необходимо достаточном уровне сохраняется потенциал стратегических ядерных сил и в целом стратегических сил сдерживания для выполнения задач обеспечения сдерживания крупномасштабной агрессии против Российской Федерации и ее союзников.

В перспективном составе Вооруженных Сил планируется содержание только соединений и воинских частей постоянной готовности, полностью (на 100%) укомплектованных личным составом, вооружением, военной и специальной техникой, способных выполнить боевые задачи без доукомплектования и проведения боевого слаживания.

В то же время в новом облике Вооруженных Сил предусматривается иметь и необходимую мобилизационную составляющую в виде баз хранения и ремонта вооружения и техники, которые будут иметь подвижные средства ремонта. Отпадет необходимость иметь стационарные ремонтные заводы, на содержание которых расходуются немалые средства. Это разве плохо? А так как все соединения и воинские части постоянной готовности, то появится и подготовленный мобилизационный резерв. Меньше средств будет тратиться на подготовку и проведение мобилизационных сборов.

Будет создана соответствующая перспективному составу Вооруженных Сил трехзвенная система управления: военный округ - оперативное командование - бригада, что позволит оптимизировать управленческий процесс и сократить время на принятие решений и доведения боевых распоряжений. Будут сокращены органы военного управления для ликвидации дублирования в выполнении задач и функций. Упрощение системы связи и автоматизированных средств управления. Это разве плохо?

В соответствии с новым обликом уже сегодня организована работа по переработке всех программ обучения, наставлений и руководств по ведению военных действий. С 1 февраля 2009 г. предусматривается введение в обучение войск новых программ.

В системе военного образования планируется иметь 10 вузов, из них 3 военных учебных центра, 6 военных академий и военный университет, из имеющихся сегодня 64 вузов.

При этом особо обращаю ваше внимание, что не предусматривается ликвидация каких-либо вузов. В настоящее время нами прорабатывается вопрос подготовки в военно-учебных заведениях сержантов (старшин) контрактной службы по целому спектру образовательных программ.

В этих целях мы планируем максимально задействовать высвобождающиеся учебно-материальную базу, научно-педагогический потенциал и казарменно-жилищный фонд высших военно-учебных заведений. Рассматривается возможность в состав вузов на правах структурных подразделений включить факультеты для подготовки сержантского состава.

Подготовку сержантов в вузах Минобороны мы планируем организовать с получением профессионального образования по государственным образовательным стандартам начального или среднего специального образования с выдачей государственных дипломов.

Сегодня общая численность офицеров и прапорщиков (мичманов) составляет почти 50% от общей численности военнослужащих Вооруженных Сил. Поэтому планируется оптимизация численности офицерского состава в пределах 15% от общей численности Вооруженных Сил.

Реформирован будет институт прапорщиков (мичманов). При этом первоначально планируется сохранить должности в боевых воинских частях. Далее - поэтапно заменить их на профессионально подготовленных сержантов, а в обеспечивающих структурах - на гражданский персонал. Проводимые опросы и беседы показывают, что такой подход воспринимается положительно с учетом сохранения сумм окладов денежного содержания.

Планируется увеличение числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за счет повышения привлекательности военной службы. В целом оптимизация численности направлена на увеличение числа военнослужащих, способных выполнять боевые задачи непосредственно на поле боя.

Планируем начать масштабное переоснащение армии и флота, уже к 2012 году доля современных образцов вооружения будет доведена до 30%, а к 2020 году - до 70%. Вооружение, техника и материальные средства будут закупаться и поступать в соединения и воинские части постоянной готовности, интенсивно эксплуатироваться и расходоваться. Не требуется, как на базах хранения, содержать личный состав для обеспечения охраны, обслуживания и транспортировки. Экономятся немалые деньги. Это разве плохо?

Конечно, в ходе реформирования Вооруженных Сил особое место будет уделено решению социальных проблем военнослужащих - обеспечению жильем, повышению денежного содержания и в целом престижа военной службы.

О такой армии говорится уже много лет. Но не было конкретных предложений и решимости ее создать. Так давайте такую армию создадим! Это потребует максимального напряжения сил, упорства, способности оперативно решать многие возникающие вопросы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации