ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ НА БЕЛОРУССКОМ НАПРАВЛЕНИИ С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(27)/2009

Полковник В.В. ДАВЫДИК,

капитан А.Г. ЛЯХОВ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ НА БЕЛОРУССКОМ НАПРАВЛЕНИИ С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ

В статье освещаются основные пути повышения эффективности обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь в рамках защиты и охраны внешних границ Союзного государства - совершенствование государственной пограничной политики, развитие органов пограничной службы в комплексе соответствующих мероприятий. Ключевые слова: государственная пограничная политика, Союзное государство, современные угрозы, пограничное пространство, Республика Беларусь.

In article the basic ways of increase of efficiency of maintenance of boundary safety of Byelorussia within the limits of protection and protection of external borders of Union State - perfection of the state boundary policy, development of bodies of a frontier service in a complex of corresponding actions are shined. Keywords: the state boundary policy, Union State, modern threats, boundary space, Byelorussia

Развитие Союзного государства, как и развитие любой сложной системы, происходит целенаправленно. Однако закономерным в развитии систем является корректировка путей достижения цели в процессе совершенствования. Особое влияние на корректировку путей Союзного государства имеют угрозы его безопасности. Именно поиск путей адекватного противодействия им, без влияния на темпы развития, является первостепенной задачей органов Союзного государства и органов государственного управления государств-членов.

Совершенствование отношений в пограничной сфере на белорусском направлении Союзного государства, выразившееся в нормативном закреплении новой отрасли национальной безопасности Республики Беларусь - пограничной безопасности, обусловило особое внимание к поиску путей повышения эффективности обеспечения безопасности Союзного государства в этой сфере.

Обстановка вокруг Республики Беларусь характеризуется динамичностью и неустойчивостью. Происходит постоянное видоизменение и перегруппировка факторов угроз национальной безопасности Республики Беларусь и безопасности Союзного государства в целом. Постепенное снижение барьерной функции Государственной границы Республики Беларусь, с постепенным повышением ее контактной функции только актуализирует задачу обеспечения безопасности Союзного государства в пограничной сфере на его внешней границе.

Тесное соседство со странами Евросоюза и одним из ведущих сателлитов американской политики в регионе - Украиной значительно повышают риск осуществления акций несилового воздействия на Республику Беларусь, в том числе и вследствие углубления и расширения ее взаимодействия с Российской Федерацией. Отрицательно на стабильность и безопасность в регионе сказывается стремление сопредельных с Республикой Беларусь государств к достижению сиюминутных конъюнктурных политических целей всеми доступными методами, в том числе и девальвированием в рамках своей внутренней и внешней политики исторических ценностей и событий, с приданием им откровенно антисоветской и антироссийской направленности.

Продолжение реализации геополитических доктрин гегемонизма отдельных государств, находящихся за пределами региона, без учета изменившейся качественной характеристики системы европейской безопасности значительно осложняют обстановку в пограничном пространстве Республики Беларусь. Откровенные провалы в экономической политике данных государств могут повлечь втягивание их приспешников в регионе в проведение военно-политического маневрирования на грани допустимого, с целью отвлечения внимания мирового сообщества от, казалось бы, мирной отрасли - экономики, с возможностью обеспечения себе рынка дополнительного сбыта специфической продукции и обеспечения тем самым благоприятных условий выхода из экономического кризиса.

Нарушение региональной стабильности и повышение напряженности в отношениях с сопредельными государствами создают благоприятные условия для активизации противоправной деятельности трансграничных преступных группировок на Государственной границе Республики Беларусь.

В таких непростых условиях руководством страны было принято решение о нормативном закреплении системы обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь, произведенное Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 448 «О некоторых вопросах органов пограничной службы Республики Беларусь», которым осуществлено переименование пограничных войск Республики Беларусь в органы пограничной службы Республики Беларусь, а Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь - в Государственный пограничный комитет Республики Беларусь (далее - Госпогранкомитет), на который возложена функция координации деятельности государственных органов и иных организаций в области обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь1. Данное действие обусловлено велением времени, а не данью моде, поскольку является актом своевременного реагирования на изменение внешней и внутренней обстановки и самосовершенствования системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в которую структурно входит и система обеспечения пограничной безопасности, по мере накопления информации об угрозах и опыта их предупреждения и нейтрализации2.

С момента нормативного закрепления системы обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь начался процесс ее совершенствования с целью ухода от статичности и шаблонности и повышения эффективности до уровня ее адекватности угрозам безопасности в пограничной сфере.

Основными путями повышения эффективности обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь и соответственно безопасности Союзного государства в пограничной сфере на белорусском направлении определены:

1. Совершенствование государственной пограничной политики Республики Беларусь (государственная пограничная политика), структурно вытекающее из положений Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь». Данный закон определяет организационные и правовые основы государственной пограничной политики, полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов в области государственной пограничной политики и регулирует отношения, связанные с обеспечением пограничной безопасности Республики Беларусь. В нем определено, что государственная пограничная политика - это составная часть внутренней и внешней политики Республики Беларусь, представляющая собой деятельность уполномоченных государственных органов (должностных лиц), направленную на обеспечение пограничной безопасности3.

Направлениями совершенствования государственной пограничной политики являются:

- разработка Основ государственной пограничной политики Республики Беларусь как единого документа, определяющего сущность, цели, задачи и порядок координации и взаимодействия в ходе ее проведения (в Российской Федерации такой документ существует);

- создание комиссий по вопросам проведения государственной пограничной политики на уровне областных исполнительных комитетов, что позволит сформировать необходимые условия для обеспечения пограничной безопасности и реализации мероприятий государственной пограничной политики на их подведомственной территории (созданы в двух из пяти приграничных областях);

- проведение научных исследований по проработке всех направлений государственной пограничной политики, что обеспечит получение научно обоснованных рекомендаций для совершенствования деятельности ее субъектов, а, следовательно, снизит затраты на их финансирование.

2. Развитие международного сотрудничества по пограничным вопросам, предусматривающее:

- завершение работ по международно-договорному оформлению Государственной границы Республики Беларусь, что определит и нормативно закрепит ее территориальные пределы и обеспечит благоприятный режим развития отношений с сопредельными государствами за счет снятия вопросов о потенциально возможных территориальных претензиях. Это соответствует принципу отсутствия территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнания территориальных притязаний, реализуемом во внешней политике Республики Беларусь4;

- выполнение совместных программ по противодействию преступности. Трансграничная преступная деятельность является одной из наиболее динамично развивающихся угроз в современном мире. Процесс глобализации открывает для нее новые перспективы за счет создания глобальных рынков сбыта, применения идентичных правил для осуществления операций, создания каналов упрощенного движения материальных ценностей. Ежегодный урон только в экономической безопасности от трансграничной преступности оценивается в миллиарды евро. Противодействие данному виду преступности невозможно в рамках локального пространства, коим является территория отдельно взятого государства. Поэтому эффективная борьба с ним возможна за счет объединения усилий правоохранительных органов в региональном и глобальном масштабе. На это направлены совместные международные программы по противодействию преступности, участие в которых считается жизненно важным для субъектов системы обеспечения пограничной безопасности и для системы в целом;

- предупреждение и своевременное урегулирование пограничных инцидентов на основе принципов международного права как основного способа избежать дестабилизации обстановки на Государственной границе. Пограничные инциденты особо опасны не потому, что могут повлечь нарушение региональной стабильности, а потому, что могут быть использованы противодействующими силами в качестве предлога или первичной стадии для осуществления несиловых акций против Республики Беларусь.

3. Развитие органов пограничной службы как основного звена системы субъектов обеспечения пограничной безопасности, обусловленное переходом в статус государственных органов, выполняющих правоохранительные функции5, предусматривающее:

- переход к построению органов пограничной службы по территориальному принципу. Изменение статуса органов пограничной службы влечет за собой тесное взаимодействие и осуществление ими координации деятельности по обеспечению пограничной безопасности широкого круга субъектов, подавляющая часть из которых имеет построение подчиненных подразделений по территориальному принципу. Следовательно, для повышения эффективности совместной деятельности в рамках системы обеспечения пограничной безопасности логично изменить принцип построения именно органов пограничной службы, что отражено в Законе Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. «Об органах пограничной службы Республики Беларусь»5;

- совершенствование форм, способов и методов деятельности органов пограничной службы. Факторный анализ угроз пограничной безопасности Республики Беларусь показал, что в течение достаточно продолжительного периода они остаются неизменными. Но при этом в их рамках происходит изменение форм и способов осуществления противоправной деятельности, с постепенным расширением задействования высоких технологий и отработкой новых схем. Для поддержания адекватности предпринимаемых по борьбе с этими угрозами мер необходимо постоянное видоизменение форм, способов и методов деятельности субъектов борьбы с противоправной деятельностью. Не являются исключением и органы пограничной службы, у которых с переходом в статус органов, выполняющих правоохранительные органы, значительно расширилась компетенция;

- внедрение новейших технических средств и комплексов. Применение современных технологий позволяет значительно повысить эффективность обеспечения пограничной безопасности за счет сокращения времени, необходимого на осуществление процедур, повышения скорости передачи данных, роста объемов обрабатываемой информации и иных параметров. Новейшие технические средства планируется принять на вооружение для охраны протяженных участков Государственной границы, автоматизации процедур служебной и управленческой деятельности органов пограничной службы, проверки паспортов с биометрическими чипами, контроля пропускаемых через Государственную границу транспортных средств.

Таким образом, можно констатировать, что реализация вышеобозначенных путей повышения эффективности обеспечения безопасности Союзного государства в пограничной сфере на белорусском направлении с учетом характера современных угроз позволит в значительной мере расширить возможности органов пограничной службы как центрального звена системы субъектов обеспечения пограничной безопасности по реализации поставленных перед ними задач, а, следовательно, и защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в пограничном пространстве Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

1. О некоторых вопросах органов пограничной службы Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 448. - Минск: Гос. погран. комитет Респ. Беларусь, 2007. - 12 с.

2. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 января 2008 г. - Минск: Гос. погран. комитет Респ. Беларусь, 2008. - 22 с.

3. О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З. - Минск: Гос. погран. комитет Респ. Беларусь, 2008. - 33 с.

4. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З. - Минск: Амалфея, 2005. - 16 с.

5. Об органах пограничной службы Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З. - Минск: Гос. погран. комитет Респ. Беларусь, 2008. - 24 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации