ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА ВОЕННОГО ВУЗА И КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(27)/2009

Б.Б. ДЖАКУБАКЫНОВ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА ВОЕННОГО ВУЗА И КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются многогранные вопросы повышения имиджа военного вуза, а также качества военно-профессионального образования.

Ключевые слова: имидж, военно-профессиональное образование, нравственность, престиж, культура.

Many-sided questions of increase of image of military high school, and also quality military-vocational training are considered.

Keywords: image, military-vocational training, morals, prestige, culture.

«Если не можешь изменить ситуацию,

измени свое отношение к ней».

Станислав Ежи Лец

Подготовка высококвалифицированных военных специалистов, соответствующих требованиям войск и общества и обладающих высоким уровнем самосознания, личностной и корпоративной культуры, - главная задача, стоящая перед военными вузами (ввузы) республики. От того, как решается данная задача, зависит формирование положительного имиджа ввуза и его выпускников. При этом качество военного образования, как результат процесса подготовки офицерских кадров выходит на первое место.

Согласно законам рыночных отношений, качество обеспечивается там, где имеется конкуренция на рынке товаров и услуг. Военное образование как особый вид услуг на сегодняшний день не регулируется законами рынка и пока не приобрело своего лица в информационном сообществе. Первая причина в том, что ввузы самозамкнуты и до сих пор не интегрированы надлежащим образом в национальную и мировую системы образования. К сожалению, все ввузы республики находятся вне конкуренции - каждый ввуз является единственным по определенному профилю подготовки военных специалистов. Образовательная деятельность в ввузе республики осуществляется по конкретным группам специальностей, не имеющимся в других учебных заведениях. Между тем в современных условиях формирование конкурентной среды, корпоративной политики и корпоративной этики является основным направлением деятельности любой организации, в том числе образовательной.

Как пишет М.Карпенко: «для того, чтобы выдержать конкуренцию с мощными западными вузами, нам надо объединяться; нужно законодательно предусмотреть возможности вузовской кооперации»1. Это в полной степени касается и ввузов. Только объединяясь, координируя усилия и работая над общими проблемами, можно создать условия повышения конкурентоспособности ввузов. Назрела необходимость создания Совета начальников ввузов наподобие Российского Союза ректоров. На сегодняшний день не отстать от гражданских вузов - задача актуальная для системы военного образования. Хотя у ввузов имеются возможности первенствовать по отдельным направлениям высшего профессионального образования.

В этой связи перед ввузами встает вопрос: как поднять имидж, корпоративную культуру ввузов и имиджность его выпускников? Для ввуза важен как социальный, так и профессиональный имидж. Отметим: социальный имидж связан с внешней средой, профессиональный - с внутренней, т.е. со сферой жизнедеятельности ввуза. Что касается социального имиджа, ввуз не имеет былой репутации в связи с потерей ведущей позиции как носителя культурных, нравственных, курсантских и офицерских ценностей и традиций. Конкурс на поступление в ввузы небольшой, рынок труда также отсутствует. Не является секретом: ввузы привлекательны для молодежи, в первую очередь, тем, что военное образование бесплатное, курсант находится на полном государственном обеспечении. Ввуз не стремится отличаться от родственных вузов, позиционировать себя в обществе, усилить связь с общественностью за результаты своей деятельности. Не работает, как прежде, система профессиональной ориентации и профотбора. Ввуз обучает того, кто приходит, и выпускает практически всех, кто доучился до последнего курса. Все это является главной причиной слабого имиджа ввузов.

В целях восполнения пробелов на данном важном участке работы коллективом Военного института КНБ РК (институт) предпринимаются определенные меры. Так, укрепляется связь с общественностью, которую обеспечивают конкретные должностные лица, уделяется внимание освещению жизнедеятельности ввуза на страницах городской, республиканской прессы и на телевидении. Учебными дивизионами института периодически выпускаются стенгазеты, где отражаются все стороны деятельности подразделения, осуществляется обмен мнениями, печатаются обзоры и экспертные оценки, проблемы и пути их разрешения. Прорабатываются вопросы издания собственной тиражной газеты института.

Особое внимание уделяется перспективам развития института, систематическому участию членов коллектива во вневузовских общественных, спортивных и благотворительных программах и мероприятиях, что является одним из главных факторов формирования социального имиджа ввуза. В этой связи особое значение имеет возрождение традиций в социокультурной жизни института. Как известно, самодеятельность в ввузах всегда была на высоком уровне. Ее роль в укреплении имиджа института огромная. Важное значение имеет организация культурно-досуговых мероприятий (балы, дискотеки, вечера, КВН, конкурсы и т.п.) с приглашением сверстников курсантов - студентов гражданских вузов. В частности, команда КВН института является призером республиканских и международных конкурсов. Вокально-инструментальный ансамбль «Атамекен» нашел свое место среди музыкальных студенческих коллективов города. В настоящее время настало время думать и принимать меры по удовлетворению религиозных потребностей курсантов. В этой связи наличие в ввузе религиозных центров (мечеть, церковь) - веление времени.

Таким образом, работа по формированию социального имиджа ввуза направлена на:

- удовлетворение духовных потребностей участников военно-образовательного процесса; - создание общественного мнения о значимости ввуза;

- обеспечение высокого конкурса при поступлении на учебу;

- получение адекватной оценки (рейтинга) родителей, выпускников, общественности (организаций, СМИ) и государственных органов;

- достижение высоких спортивных результатов;

- участие коллективов ввуза в культурных мероприятиях города, области и республики.

Самое главное, у руководства института нашла понимание необходимость создания структуры, которая планово занималась бы имиджевой политикой ввуза. Начало уже заложено: в составе научно-исследовательского управления второй год функционирует отдел военной геральдики, который за короткое время разработал атрибутику ввуза и в настоящее время развивает другие направления профессиональной имиджности.

Профессиональный имидж формируется на основе организационной и корпоративной культуры. Забота о рядовом члене ввуза, в первую очередь, о преподавателе и курсанте как центральной фигуре - основа корпоративной культуры коллектива ввуза. Одним из путей формирования корпоративной культуры воинского коллектива мы видим в демократизации руководства, широком привлечении преподавателей, курсантов и слушателей к участию в общественной деятельности ввуза и управлению им. В этих целях проводятся аналитические исследования, которые включают изучение:

- эргономических условий для учебы и научно-педагогической деятельности, культурно-досуговой базы ввуза;

- предпочтений и интересов курсантов, слушателей, преподавателей;

- морально-психологического климата в воинских коллективах;

- социального положения, нужд и потребностей личного состава ввуза;

- динамики развития межвузовской и международной связи;

- спортивно-общественной, культурно-публичной жизни ввуза;

- состояния материально-технической базы, обеспеченности кафедр и вспомогательных подразделений компьютерной, оргтехникой и средствами коммуникации;

- проблем кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса, развития научно-педагогического (интеллектуального) потенциала ввуза и др.

Кроме внутренней оценки, для нас важно знать оценку заказчика специалистов в лице Пограничной службы. Участие заказчика в профессиональной подготовке осуществляется через общественно-научные организации (военный и военно-технические советы), круглые столы и конференции и др. Назрела необходимость ежегодного проведения слета выпускников института, создания координационного комитета. С каждым годом активизируется взаимодействие института с заказчиком в вопросах профессиональной подготовки офицерских кадров и научно-методического обеспечения служебно-боевой деятельности подразделений. В этом плане следует отметить важность исследований психолого-социологических проблем военно-профессиональной подготовки и становления молодых офицеров на службе, проводимых в ввузе специальным отделом. Информация данного отдела всегда интересна ученым, командирам и начальникам, заинтересованным службам и подразделениям.

Когда речь идет о профессиональном имидже ввуза, мы должны, в первую очередь, говорить о качестве образовательных услуг. Качество определяется принятой в институте концепцией обучения, на основе которого лежат педагогическое сотрудничество между преподавателем и курсантом, доверие и взаимопонимание между ними, индивидуальный подход к курсантам и слушателям. Известны два пути повышения качества образования: конкурсный отбор на учебу наиболее способных и создание совершенной образовательной среды1.

При этом не стоит забывать особенность военного образования, которая состоит в том, что в нем сочетаются два подхода к решению проблемы обучения и воспитания: 1) свободный диалог равноправных субъектов военно-образовательного процесса; 2) сохранение традиций и устоев воинской службы и поддержание в ввузах уставной дисциплины.

Гуманизм (искренняя забота о человеке) первого подхода заключается в том, что достоинство и ценность человека, его права на свободное развитие, искренняя забота о человеке являются центральными в проектировании и организации педагогического процесса. Учеба, совершаемая под принуждением и насилием, означает отрицание гуманизма. Факультеты института со временем превращаются в подлинно саморазвивающиеся (синергетические) системы, где интегрированы культуры личности, воинских коллективов, общества. Здесь особое значение имеет моральное и материальное стимулирование лиц, активно занимающихся учебной и научной работой. Кроме ведомственных поощрений, практикуется награждение сотрудников института по линии Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения. В частности, за последние три года шести преподавателям института присвоено высокое звание «Почетный работник образования Республики Казахстан». Осуществляется постоянная поддержка руководством института инициатив и начинаний по укреплению дисциплины и повышению успеваемости. Одним словом, формирование репутации ввуза становится общей заботой.

Параметры качества находят выражение в модели военного специалиста как результата военно-профессиональной подготовки. Современное военное образование превратилось в отрасль стандартизации, которое предполагает реализацию военно-образовательных программ на технологической основе и получение гарантированного результата. При этом следует отметить, что технологичность образования не панацея, и она не может в полном объеме справиться с задачами личностного развития обучаемых. Это становится более актуальным на высших ступенях профессионального образования - в магистратуре и докторантуре.

На наш взгляд, более-менее полная стандартизация и технологизация образовательного процесса оправданы на низовых уровнях профессионального образования (среднее и послесреднее образование, бакалавриат). На уровне послевузовского образования следует отойти от полной технологизации образовательного процесса и принять личностно-ориентированное обучение, направленное на удовлетворение осознанных образовательных потребностей личности, развитие профессионально и социально желательных качеств будущего офицера-педагога, офицера-исследователя.

Результаты исследования послевузовского образования показали, что сейчас гораздо больше тех, для кого аспирантская подготовка означает приобщение к профессиональному научному знанию, овладение исследовательскими и аналитическими навыками, открывающими путь в самые разные секторы экономической и общественной жизни - промышленность, управление и администрирование, юридические и финансовые сферы2.

Из вышесказанного вытекает, что подлинный гуманизм военного образования реально осуществим на ступени послевузовского образования - в магистратуре и адъюнктуре (докторантуре). Обучение слушателей под принуждением несовместимо с педагогическим процессом, нацеленным на индивидуальную, персонифицированную подготовку и развитие личности.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение в полном объеме может реализовываться в рамках послевузовского образования. Данный подход способствует решению основных задач подготовки кадров высшей квалификации - подготовку неординарных в своих действиях офицеров, мыслящих нестандартно в экстремальных и иных ситуациях, формирование и развитие профессионально важных качеств творческой личности. Не зря «одной из закономерностей развития военного искусства является непрерывное повышение роли инициативы и творчества командиров и солдат в вооруженной борьбе. Давно прошло то время, когда творческими функциями и правом на инициативу обладал только главнокомандующий войсками»3.

К таким опорным качествам личности офицера относятся:

- высокий уровень социальной культуры, добровольное принятие на себя ответственности перед обществом;

- способность к самообразованию и самосовершенствованию;

- ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;

- стремление к самореализации в профессии и социуме.

Эффективная реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке возможна:

1) при безусловном положительном отношении к слушателю как личности, не зависящем от пробелов в его знаниях, компетенциях;

2) при осознании субъектами педагогического процесса проблем и совместном поиске путей их разрешения;

3) при проявлении искренности во взаимоотношениях преподавателя и слушателя, взаимопроникновении чувств, эмоций;

4) при уважении мнения слушателя, поощрении его стремления к самоактуализации и самореализации.

Реализация данного подхода в практике ввуза требует повышения квалификации ППС на систематической основе и развития коммуникационных средств. В связи с этим и в целях повышения конкурентоспособности военного образования следует принять меры по ускорению интеграции военных и гражданских вузов, в том числе занимающихся бизнес-образованием.

В условиях отсутствия конкуренции в военно-образовательном пространстве, на наш взгляд, имеются два пути повышения качества военного образования и имиджа ввуза:

- усиление контрольной функции органов управления военным образованием, создание и внедрение эффективной системы менеджмента качества;

- внедрение элементов рыночной системы хозяйствования и предоставления образовательных услуг в деятельность ввузов.

Вместе с тем до сих пор отсутствуют всеми признанные характеристики качества образования, измерители и методы их оценки. В качестве критериев качества Э.М.Коротков рассматривает профессиональные знания, готовность к профессиональной деятельности (компетентность), структуру индивидуально-профессиональных качеств, самосознание профессионализма и группу дополнительных качеств, отражающих общекультурный потенциал успешной профессиональной деятельности. Предлагает вести по каждой из этих групп как минимум по четыре показателя4. Подходов к оценке качества образования очень много, но средств и методик оценки, понятных всем участникам образовательного процесса - преподавателю, студенту, работодателю, государственному (ведомственному) контролирующему органу, - нет. Таким образом, когда речь идет о мониторинге качества, создании системы внешней и внутренней оценки, нельзя не согласиться с мнением В.М. Филиппова о том, что «в вопросах качества высшего образования мы с Евросоюзом должны говорить на одном языке… Нужны достоверные и четкие критерии качественного уровня содержания высшего образования и меры его усвоения студентами, как теперь говорят, критерии компетентности выпускников»5.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Карпенко М. Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики, глобализации и депопуляции // Вестник высшей школы, №9, 2007. - С.14.

2. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. О подготовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук // Вестник высшей школы, №8, 2007 . - С. 23-27.

3. Методологические проблемы военной теории и практики / По ред. Н.Я.Сушко, Т.Р. Кондраткова. - М.: Военное изд-во МО СССР, 1966. - C. 206.

4. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Мир, 2006. - С. 250.

5. Филиппов В.М. Болонский процесс и «Дорожная карта Россия-Евросоюз» // Высшее образование сегодня, №1, 2008. - С.7.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации