ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ CТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(27)/2009

ГЕОПОЛИТИКА И ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И.В. РЫЖОВ,

В.В. ПРЕЛОВ

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ CТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

В статье рассматриваются основные проблемы обеспечения безопасности в Ближневосточном регионе, роль Израиля и других стран в урегулировании межэтнических конфликтов, вопросы борьбы с террористическими группировками.

Ключевые слова: Ближний Восток, палестино-израильский конфликт, террористические группировки, поставка оружия.

In article the basic problems of safety in Near-Eastern region, a role of Israel and other countries in settlement of interethnic conflicts, questions of struggle against terrorist groupings are considered.

Keywords: the Near East, the Palestino-Israeli conflict, terrorist groupings, weapon delivery

Ближний Восток является регионом, для которого проблема обеспечения безопасности сегодня является наиболее острой. Геополитическая, экономическая и военно-стратегическая ситуация в регионе определяется взаимодействием и взаимовлиянием огромного количества внутренних и внешних факторов. К ним можно отнести острый характер межэтнических и межконфессиональных отношений, активизацию исламского фундаментализма, несогласованность, а зачастую и взаимную враждебность во внешней политике региональных держав, а также, в связи со сломом биполярной системы миропорядка, изменение позиций основных внерегиональных игроков на ближневосточной арене.

Особенностью периодически возникающих на Ближнем Востоке военно-политических кризисов и конфликтов является их тесная взаимосвязь друг с другом, будь-то палестино-израильский конфликт, конфликт в Ираке, ситуация вокруг Ливана, Иранское ядерное досье и т. д., а также значительная вовлеченность в их урегулирование основных международных центров силы - США, Европейского Союза, России, Китая. Ведущие мировые державы справедливо рассматривают Ближний Восток как исключительно нестабильный регион, где проявляется наиболее высокий риск возникновения новых кризисов и конфликтов разного происхождения и уровней, что предопределяет угрозу обеспечения безопасности как в регионе, так и в других частях света.

Практически каждая из стран Ближнего Востока так или иначе вовлечена в сложную систему межгосударственных противоречий. Огромная геополитическая значимость региона, в первую очередь как основного поставщика нефти на мировой рынок, предопределяет повышенный интерес мирового сообщества к проблемам обеспечения безопасности на Ближнем Востоке. Все это выводит разрешение межгосударственных политических, экономических, межконфессиональных, этнических и иных противоречий с регионального на более масштабный, глобальный уровень.

Примером может служить затянувшийся арабо-израильский конфликт, в ходе которого произошло пять войн между государством Израиль и арабскими странами. В настоящее время нежелание сторон идти на компромиссы и серьезные уступки определяет не только неурегулированность арабо-израильских отношений. Значительная часть конфликтов на Ближнем Востоке так или иначе перекликается с данной проблемой, вмешательство Израиля во внутренние дела арабских государств и тем более военное вторжение (например, вторжение ВС Израиля в Ливан летом 2006 года) на их территорию болезненно воспринимается в регионе, что препятствует урегулированию имеющихся противоречий. Более того, в некоторых случаях арабские лидеры сами провоцируют Израиль на жесткую ответную реакцию с целью заработать политические очки и, возможно, внешнюю поддержку своей политики. Здесь достаточно вспомнить ракетные обстрелы территории Израиля со стороны Ирака во время Войны в заливе в 1991 году. Стремление С. Хусейна объединить арабов в войне с Израилем провалилось, Тель-Авив сознательно не пошел на обострение конфликта, продемонстрировав тем самым рациональный подход к решению проблемы арабо-израильских отношений.

Проблемы обеспечения региональной безопасности во многом основываются на непрекращающемся соперничестве ведущих региональных держав за политическое, экономическое и военное лидерство на Ближнем Востоке. Прежде всего данное утверждение относится к таким государствам, как Египет, Израиль, Иран, Саудовская Аравия, Сирия и Турция. Ситуация осложняется наличием огромного количества как потенциально конфликтных противоречий между указанными государствами, так и множеством внутренних проблем политического и социально-экономического плана. Нарастание подобных противоречий влечет за собой гонку вооружений (на страны Ближнего Востока приходится до 40 % всех закупаемых в мире вооружений), рост потерь среди мирного населения в случае возникновения конфликта, вовлеченность ведущих мировых держав и, прежде всего, США в региональные процессы, что зачастую вызывает резко негативную реакцию населения большинства стран Ближнего Востока. Естественно, подобная ситуация препятствует образованию на региональном уровне какого-либо межгосударственного союза или альянса, реально способного обеспечивать безопасность в регионе. Односторонняя ориентация некоторых стран (в том числе и крупных) на Соединенные Штаты как гаранта стабильности в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом приводит к формированию значительной политической и военно-технической зависимости от сверхдержавы, а иногда и к серьезным внутренним кризисам.

Определенным исключением в данной ситуации является Иран, который пытается обеспечить национальную безопасность, опираясь на собственные силы. Иран не только не стремится к вступлению в состав какого-либо регионального или международного блока, но также всячески противиться навязыванию «покровительства» со стороны любой державы либо межгосударственного объединения. Своеобразная политика неприсоединения Ирана подчас приобретает радикальные формы открытой вражды в отношении, прежде всего, США и Израиля1. Однако нельзя сказать, что, проводя собственную своеобразную политику обеспечения национальной безопасности, Иран стремиться к самоизоляции на международной арене. Более того, весьма отчетливо проявляется стремление Тегерана к сотрудничеству с такими странами, как Россия, Китай, Индия и некоторыми другими, подчас достаточно искусно используя зависимость определенных государств от поставок иранской нефти, чтобы противостоять давлению США. В то же время заявленная иранскими властями позиция о необходимости объединения большинства стран региона на основании исламской солидарности и единства вызывает неприятие в арабском мире, в том числе и в связи с претензиями Ирана на региональное лидерство. Растущая конкуренция между Тегераном, Эр-Риядом и Анкарой лишь увеличивают конфликтный потенциал региона.

По оценкам некоторых специалистов, Израиль и Турция являются наиболее мощными в военном отношении государствами региона, что обусловливается наличием у них значительного количества новейших видов вооружения, высоким уровнем подготовки личного состава армии, возможностями оперативного получения дополнительной военной помощи со стороны США и их союзников2.

Превосходство на региональном уровне Государства Израиль основывается на реализации основополагающих принципов израильской внешней политики и политики обеспечения национальной безопасности. Это, прежде всего, наращивание качественного военного превосходства вооруженных сил страны над соседними арабскими странами (даже в условиях нормализации отношений в регионе), в том числе развитие технологий, позволяющих наносить удары по противнику, находящемуся далеко от границ с Израилем3. Но в то же самое время совокупное превосходство арабских государств над Израилем выглядит подавляющим: по населению - в 38 раз, по объему ВВП - в 9,4 раза, по объемам военных расходов - в 4,6 раза, по общей численности ВС - в 15,5 раз, по количеству располагаемых танков, БТР, боевых кораблей, самолетов и вертолетов превосходство в 4-9 раз. Израиль же имеет качественное превосходство по вооружениям и военной технике, а также по уровню подготовки личного состава ВС. Нельзя рассматривать арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки как нечто единое целое - в силу разновекторности внешней политики этих государств и из-за соперничества между ними за региональное лидерство4. Иран здесь выступает в роли альтернативного регионального центра силы, который активно наращивает военную мощь и демонстрирует стремление к разработке оружия массового поражения (ОМП).

Большинство стран Ближнего Востока являются многонациональными государствами, которым приходится постоянно сталкиваться с целым комплексом межэтнических проблем и противоречий. При этом часто пересекаются интересы соседних стран и различных внерегиональных сил. Например, проблема многомиллионного курдского населения, не имеющего собственной государственности и проживающего, в основном, в соседствующих приграничных районах Ирана, Ирака, Турции, отчасти Сирии, приковывает внимание всего мирового сообщества. Причем вмешательство различных стран в решение курдского вопроса чаще всего не только не способствовало разрешению проблемы, но лишь усложняло ситуацию, поскольку каждая из сторон преследовала свои интересы, которые не совпадали с интересами курдов. Во многом именно курдский вопрос способствует ухудшению и без того натянутых взаимоотношений между такими крупными странами региона, как Иран, Ирак и Турция, более того, периодически возникавшие и возникающие конфликтные ситуации между данными странами так и не приблизили решение тех этнических и национальных, территориальных и пограничных проблем, связанных с курдским населением5. В то же время противоречий внутри курдской общины гораздо меньше, чем противоречий между различными этноконфессиональными группами вышеперечисленных стран. К примеру, несмотря на раздробленность курдского движения и наличие различного рода споров между племенами Иракский Курдистан является самым спокойным районом этого ближневосточного государства, а сами курды демонстрируют, что они способны обеспечить безопасность на контролируемой ими территории и противостоять исламским экстремистским и террористическим группировкам.

Стоит также добавить, что в ходе войны в Ираке курды выступили не только как союзники антииракской коалиции при освобождении Мосула и Киркука, но и как соучастники предстоящего послевоенного устройства Ирака на федеративной основе. Для Турции подобное развитие ситуации послужило явным сигналом о необходимости перестройки своей политики в отношении курдского меньшинства.

Если говорить об Иране - одном из самых многонациональных государств региона, то здесь непоследовательность политики властей по отношению именно к курдскому населению порождает множество внутригосударственных проблем. Несмотря на некоторые предоставляемые права культурной автономии, представители курдского национального движения подвергаются преследованию, им отказывают в участии в политической жизни страны и даже в некоторых социальных и экономических правах и т.д. Подобная политика приводит к дестабилизации в районах проживания курдского населения, вооруженным стычкам и террористическим актам против представителей центральной власти6.

Государство Израиль, также являясь неоднородным в этническом плане, имеет собственную своеобразную систему выстраивания отношений с национальными меньшинствами и опыт привлечения их представителей для обеспечения национальной безопасности. Согласно израильскому законодательству в армии должны служить в основном евреи, в том числе и репатрианты, прожившие в стране не менее двух лет. С 1957 года закон распространяется также на друзов и черкесов, причем по инициативе лидеров этих общин. Арабы-христиане, бедуины и представители других меньшинств имеют формальное право вступить в армию добровольцами. Арабов-мусульман, имеющих израильское гражданство, в армию не берут по соображениям безопасности. Такая политика, несмотря на положительные результаты в плане обеспечения безопасности, одновременно приводит к расколу в среде арабского населения страны, что приводит порой к обострению напряженности в арабской общине7.

Возможность обеспечения безопасности на Ближнем Востоке силами самих стран региона отсутствует в основном в силу двух обстоятельств. Во-первых, как уже отмечалось выше, это изначальная интернационализация любого конфликта, возникающего в регионе, причем каждая из вовлеченных сторон преследует здесь, прежде всего, собственные политические, экономические и военно-стратегические интересы, а значит, решение вопросов по урегулированию любых региональных конфликтных ситуаций затягивается на бесконечных международных конференциях, саммитах и заседаниях Совета Безопасности ООН. Во-вторых, разобщенность стран региона, прежде всего, государств арабского мира, не говоря уже об Израиле, Турции и Иране, проводящих абсолютно разнонаправленную внешнюю политику, тем самым усугубляя и без того остро стоящую проблему межгосударственных противоречий. Существующие региональные, трансрегиональные и субрегиональные организации (Организация исламская конференция, Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), которые объединяют, подчас, одних и тех же государств-членов, не способны противостоять ни угрозам возникновения новых конфликтов, ни урегулировать существующие противоречия как в силу внутренней разобщенности, так и в силу слабой общеорганизационной военно-оборонительной составляющей8. К примеру, для такой организации, как Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) проблема обеспечения безопасности зоны Персидского залива является наиболее значимой. В то же время, несмотря на огромный приток нефтедолларов, страны-члены ССАГПЗ не располагают значительными вооруженными силами, а также находятся в сильнейшей военно-технической зависимости от западных держав, прежде всего, США9.

Вмешательство внерегиональных сил в процессы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке также нельзя назвать эффективным, особенно имея в виду предлагаемые некоторыми странами рецепты силовых решений существующих проблем региона. Более того, исходя из опыта проведения военной операции в Ираке силами Соединенных Штатов и Великобритании, можно сделать вывод, что любое военное вмешательство в региональные процессы извне, тем более столь серьезное, не только не приводит к снятию напряженности на Ближнем Востоке, но может служить катализатором новых конфликтов, о чем свидетельствует беспрецедентный рост террористической активности в том же Ираке, фактически оказавшемся на пороге гражданской войны.

Кроме того, развернутая Соединенными Штатами после террористических актов 11 сентября 2001 года антитеррористическая кампания с применением новейших видов вооружений в целях свержения режимов талибов в Афганистане и С. Хусейна в Ираке привела к росту напряженности на Ближнем Востоке. Многим амбициозным лидерам государств региона, обладающим контролем над достаточно внушительными экономическими ресурсами, будет трудно устоять перед соблазном укрепления собственных военных потенциалов и увеличением своих расходов на военные нужды10. Ярким примером тому может служить Иран, уже обладающий достаточно внушительной по региональным меркам армией, активно развивающий (возможно, не без помощи Северной Кореи) собственную программу развития ракетных вооружений, а также потенциальный обладатель технологии создания ядерного оружия. Это обстоятельство может лишь подстегнуть гонку вооружений на Ближнем Востоке.

Вообще проблема гонки вооружений в регионе стоит особенно остро не только в связи с политикой иранского руководства, но и со многими другими факторами, в частности, со стремлением правительств арабских государств иметь на вооружении военную технику, сопоставимую по качественным характеристикам с израильской. Подстегивают рост импорта оружия многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты стран Ближнего Востока. В результате в регионе сформировался огромнейший рынок вооружений. В периоды резкого обострения региональной военно-политической ситуации более 40% общей стоимости мировых продаж вооружений различных видов приходится на страны Ближнего Востока11. Объем поставок вооружений на Ближний Восток в 2000-2004 годах составил (в постоянных ценах 1990 года) более 14,5 млрд. долларов США, основная часть которых приходилась на Соединенные Штаты (более 4.9 млрд.), Россию и Францию (по 3 млрд. долларов). Основными получателями вооружений за этот период являлись Египет, ОАЭ, Иран, Израиль и Саудовская Аравия12. В то же время оружие, приобретаемое во многом в целях обеспечения безопасности, служит одним из основных факторов, дестабилизирующих обстановку в регионе.

Одновременно здесь усиливается военное присутствие США, государств Евросоюза и других, расширяется сеть военных баз стран Запада, что не делает региональную обстановку стабильной и не способствует решению существующих проблем безопасности.

Еще одной из наиболее опасных угроз региональной стабильности и безопасности является проблема международного терроризма, от которой страдают в большей или меньшей степени практически все страны региона, в особенности Ирак, Израиль, Египет, Турция, Ливан, Иордания. Попытки налаживания международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, в том числе с привлечением нерегиональных акторов, не приводят к практическим результатам. Более того, возникающие на Ближнем Востоке вооруженные конфликты и военно-политические кризисы лишь приводят к росту террористической активности в регионе, особенно в результате вмешательства в конфликт Соединенных Штатов и их союзников13 (примером чему может служить развитие ситуации в Ираке после проведения здесь военной операции в 2003 году).

Переход любого из ближневосточных конфликтов, находящихся в латентной стадии, в активную фазу грозит обострением на многих самых различных направлениях, активизацией и синтезом сразу нескольких конфликтных узлов. При одновременном обострении военно-политической ситуации в Израиле, Палестинской Автономии, Ливане, Сирии, Ираке, Иране и других странах региона сама возможность нормализации в сфере безопасности на Ближнем Востоке будет уничтожена на многие годы даже при условии подключения к урегулированию кризиса всего международного сообщества.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Панкратьев В.П. Некоторые проблемы безопасности на Ближнем Востоке// http://www.vostokoved.ru/books/ pankratyev.htm

2. Бакланов А.Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2001, с. 90-91.

3. Корнилов А.А. Безопасность превыше всего. Концепции внешней политики и национальной безопасности Государства Израиль. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005, с. 59-66.

4. Егорин А.З. Ближний Восток: гонка вооружений… во имя мира// Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (сборник статей). - М.: ИИИБВ, 2000, с. 130-131.

5. Медведко Л.И. Турция и Курдистан в геополитической связке в ходе и после войны в Ираке// http://www. vostokoved.ru/book2/medvedko.htm

6. Жигалина О.И. Некоторые проблемы региональной политики современного Ирана//Ближний Восток и современность (сборник статей), выпуск двадцатый. - М.: ИИИБВ, 2003, с. 11-15.

7. Викторов С.В. Система комплектования и прохождения службы в вооруженных силах Израиля//Офицерский корпус ближневосточных государств (сборник статей). - М.: ИИИБВ, 2004, с. 92.

8. Киселев В.И. Кризис в Ираке и Арабский мир// http://www.vostokoved.ru/book2 /kiselev.htm.

9. Мелкумян Е.С. Роль Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в обеспечении региональной безопасности// Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (сборник статей). - М.: ИИИБВ, 2000, с. 51-65.

10. Лебедева Н.Б. Ситуация вокруг Ирака - глобальные и региональные аспекты - взгляд со стороны Индийского океана// http://www.vostokoved.ru/book2/lebedeva.htm

11. Меньшов А.С. Арабский рынок вооружений в последнем десятилетии ХХ века//Востоковедный сборник, выпуск пятый. - М.: ИИИБВ, 2003, с. 31-32.

12. Веземан С.Т., Бромли М. Международные поставки оружия// Ежегодник СИПРИ-2005. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: «Наука», 2006, с. 421.

13. Бакланов А.Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2001, с. 105-115.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации