Опыт создания единого информационного пространства для решения задач технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(26)/2009

УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ И ИХ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Полковник Г.А.Лавринов,

доктор экономических наук, профессор,

действительный член АВН;

майор А.А.Чумичкин,

кандидат технических наук, доцент,

профессор АВН

Опыт создания единого информационного пространства для решения задач технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации

В работе рассматривается и анализируется опыт реализации интеграционных процессов информационного пространства, создания целенаправленной и многоуровневой структуры регионального и ведомственных уровней в интересах объединенных (интегрированных) информационных систем, условия их формирования, нормативно-правовое обеспечение процессов, в том числе, в Вооруженных Силах.

Ключевые слова: информационное пространство, Концепция Единого информационного пространства, информационные ресурсы, базы данных, банки данных, информационно-телекоммуникационные системы и сети, средства криптозащиты, каскады обработки информации.

Статья подготовлена при поддержке грантов Президента Российской Федерации № НШ-7.2008.10 и № 02.120.11.8-МК

Интеграционные процессы, протекающие практически во всех областях человеческой деятельности, наиболее остро проявляются в информационном секторе. Очевидно, это связано с тем, что организация информационного взаимодействия как технических, так и организационных систем позволяет вывести их на новый технический уровень и решать новый круг задач. Так, большинство технических новинок и достижений сегодня получены как раз благодаря интеграции отдельных информационных систем. В связи с этим в современном мире наблюдаются тенденции к интеграции разрозненных до настоящего времени информационных ресурсов и организации единых информационных пространств (ЕИП).

В современной России рассматриваемые интеграционные процессы характеризуются целенаправленностью и многоуровневой структурой создаваемого информационного пространства. Так, в настоящее время, создается единое информационное пространство России, что определено соответствующей концепцией1. В то же время, происходит интеграция информационных ресурсов регионального уровня (создание «подпространств»), а также создаются единые информационные пространства министерств, ведомств2, отраслей, корпораций и отдельных предприятий.

Процессы создания каждой из таких информационных систем имеют определенную специфику, так как ориентируются на решение определенного, в совокупности довольно уникального, круга задач. Однако, помимо специфических проблем, разрешаемых в процессе интеграции различных информационных ресурсов, существуют и общие практически для всех. Причем, как показывает практика, некоторые из таких проблем трудно выявить на начальных этапах построения информационного пространства, в то же время их решение на более поздних этапах является значительно более ресурсоемким по всем видам ресурсов и, как правило, тормозит весь процесс создания той или иной системы.

Все это обусловливает актуальность задачи анализа опыта решения таких задач в интересах учета его результатов при создании объединенных (интегрированных) информационных систем.

Специфика задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ), требует концентрации и интеграции актуальной, полной, достоверной и сформированной по определенным правилам информации, а также обеспечения возможности ее своевременного предоставления в соответствии с установленным порядком доступа. В связи с этим, в Министерстве обороны традиционно уделяется повышенное внимание вопросам информатизации.

Однако, информатизация органов управления в Минобороны до некоторых пор была ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа видовых (ведомственных) автоматизированных информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей.

Все это и еще ряд предпосылок привели к необходимости организации единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Первым официальным документом, в котором был сформулирован замысел его создания, стала Концепция Единого информационного пространства Вооруженных Сил3, утвержденная начальником Генерального штаба 16 декабря 2004 г. В соответствии с этим документом в настоящее время проводится комплекс мероприятий (часть из которых уже завершены) в интересах разработки ЕИП ВС РФ, которое предполагается создать к 2011 году.

Единое информационное пространство ВС РФ в широком смысле можно определить как специальным образом упорядоченную совокупность всей информации, имеющейся в Вооруженных Силах Российской Федерации, а в узком - как совокупность информационных ресурсов ВС РФ, упорядоченную по единым принципам и правилам формирования, формализации, хранения, распространения.

Единое информационное пространство ВС РФ представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие органов управления, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Основными требованиями к ЕИП ВС РФ являются полнота, эффективность, упорядоченность. Требование полноты предполагает достаточность хранящейся в ЕИП ВС РФ информации для решения различных задач. Требование эффективности предполагает достижение рационального соотношения между затратами на создание ЕИП ВС РФ и целевыми эффектами, получаемыми при его использовании. Требование упорядоченности предполагает четкое определение состава ЕИП ВС РФ и систематизацию всех информационных ресурсов, включаемых в него.

Сложность создания ЕИП ВС РФ обусловлена наличием большого количества различных источников и потребителей информации, их организационной и территориальной распределенностью. Кроме того, для системы управления ВС РФ характерны непрерывное изменение состава и содержания решаемых задач, возрастание в связи с этим информационных потребностей должностных лиц органов военного управления, а также большое количество неформализованной информации. Все это определяет особенности создания ЕИП ВС РФ.

Сложность и многоаспектность Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации диктуют целесообразность рассмотрения его сущности и структуры с различных точек зрения.

С организационной точки зрения ЕИП ВС РФ может рассматриваться как совокупность информации, имеющейся в ВС РФ, распределенной по органам военного управления и автоматизированным системам военного назначения.

С информационной точки зрения ЕИП ВС РФ может рассматриваться как совокупность информационных ресурсов, используемых при выполнении информационных процессов в системе управления ВС РФ, с общими правилами их формирования, формализации, хранения, распространения.

С технологической точки зрения ЕИП ВС РФ и система его обеспечения могут рассматриваться как совокупность согласованно функционирующих хранилищ информации, баз данных, программно-технических средств их ведения и использования, телекоммуникационных систем, средств защиты информации, обеспечивающих информационное взаимодействие органов военного управления и удовлетворение их информационных потребностей. При этом под ведением хранилищ информации и ЕИП ВС РФ в целом понимается поддержание их в актуальном, достоверном и целостном состоянии.

Одним из наиболее крупных и сложных сегментов ЕИП ВС РФ является система технического оснащения. Вместе с тем, задачи интеграции информационных ресурсов и создания единого информационного пространства в данной области можно считать наиболее проработанными.

В настоящее время разработана и принята на вооружение автоматизированная система управления развитием вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил Российской Федерации (АСУР ВВСТ). Данная автоматизированная система предназначена для автоматизации планирования и управления развитием и поддержанием в исправном состоянии ВВСТ в центральных органах военного управления, сбора и обработки сведений о наличии, состоянии, движении и потребностях войск в ВВСТ, ракетах, боеприпасах и военно-технического имущества (ВТИ).

В настоящее время уже развернут участок опытной эксплуатации АСУР ВВСТ, в рамках которого проведена интеграция и организовано информационное взаимодействие следующих программно-технических комплексов (ПТК):

- шести программно-технических комплексов управления начальника вооружения (УНВ) ВС РФ;

- трех управлений Генерального штаба ВС РФ;

- шести заказывающих управлений Минобороны;

- двух научно-исследовательских организаций Минобороны;

- трех военных представительств Минобороны;

- трех полигонов Минобороны.

Следующим шагом после развертывания опытного участка АСУР ВВСТ является ее полномасштабное внедрение в деятельность организаций, участвующих в процессах управления техническим оснащением ВС РФ.

Помимо развертывания АСУР ВВСТ решается задача ее интеграции и организации информационного взаимодействия с автоматизированными системами управления видов и родов войск, а также со смежными автоматизированными системами (например, с АС формирования и казначейского исполнения федерального бюджета в части расходов МО РФ «Начисление-1» и автоматизированной системой ведения делопроизводства в МО РФ «Экватор»).

Таким образом, в рамках организации информационного взаимодействия в области технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации формируется единое информационное пространство, включающее информационные ресурсы следующих основных органов управления: аппарат Министра обороны РФ, Генеральный штаб ВС РФ, Военно-промышленная комиссия России, Рособоронзаказ, главные управления вооружения ВС РФ, заказывающие органы, потребители ВВТ (виды и рода войск), научно-исследовательские организации, военные представительства, арсеналы, базы, испытательные полигоны.

Очевидно, что создаваемая система имеет довольно сложную структуру организации и, в ходе ее формирования не обошлось без проблем, для части из которых удалось найти решения, а некоторые не решены и до сих пор.

Все проблемы, возникшие в ходе организации единого информационного пространства можно с определенной долей условности разделить на четыре основных группы:

- организационные, вызванные несовершенством нормативной базы, регламентирующей создание и использование информационных ресурсов и отсутствием централизованного управления этими процессами;

- методические - проблемы, связанные с несогласованностью в выборе методических основ создания АСУ;

- проблемы технологического характера - обусловлены технологической несовместимостью создаваемых и существующих АСУ, а также несовершенством телекоммуникаций и средств защиты информации;

- информационные, характеризующиеся несогласованностью классификаторов и справочников, которые являются основой информационного обеспечения различных АСУ.

Рассматривая более подробно перечисленные группы проблем, а также выбранные пути их решения в первую очередь хотелось бы обратить внимание на проблемы организационного характера. Одной из основных проблем такого рода является несовершенство нормативной базы, регламентирующей формирование, тиражирование и использование информации. Так, например, даже в рамках Минобороны существует ряд документов различного уровня, противоречащих друг другу.

Помимо этого, многие из таких документов (особенно регулирующие порядок обработки информации закрытого характера) ориентированы на информационный обмен при помощи бумажных, в лучшем случае, физических носителей и не учитывают особенностей обработки и передачи информации в АСУ. Чего стоит одно только требование запрета копирования или учета всех копий того или иного документа. Данное требование при распределенной обработке информации в реальном масштабе времени (что является одной из основных целей создания ЕИП) сложно реализуемо. Организация доступа пользователей к тем или иным информационным ресурсам регламентируются в различных организациях неоднозначно, а временные затраты на сбор согласительных подписей для проведения даже одного сеанса информационного обмена сводят на нет все преимущества автоматизации.

Список такого рода проблем довольно длинный и все они могут сделать реальную эксплуатацию даже самой технически совершенной системы крайне затруднительной. В качестве направлений выхода из сложившейся ситуации в Минобороны выбран путь создания согласованной нормативной базы, отвечающей современным тенденциям в области обработки и передачи информации. Помимо этого, в интересах минимизации возможных противоречий между участниками информационного взаимодействия заключаются соглашения (решения) об информационном обмене, в которых регламентируются все его основные аспекты. Содержание таких документов в дальнейшем формализуется в сценарии информационного обмена.

Однако задача координации всех организационных аспектов функционирования единого информационного пространства является довольно сложной и трудоемкой, а, следовательно, требует ответственного к ней отношения. Все это обусловило создание структурных подразделений, обеспечивающих функционирование единого информационного пространства. Основным из них является служба информационных ресурсов ВС РФ.

Рассматривая организационные аспекты создания единого информационного пространства нельзя обойти стороной проблему недостатка квалифицированных специалистов, владеющих навыками эксплуатации тех или иных АСУ в рамках единого информационного пространства. Для решения этой задачи организованы соответствующие курсы подготовки.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что даже при самых совершенных технических решениях, положенных в основу создаваемого единого информационного пространства, несвоевременное решение организационных вопросов может на длительное время отодвинуть начало реальной эксплуатации системы от окончания ее разработки. А если учитывать тот факт, что решение организационных вопросов, как правило, требует значительных временных ресурсов, то все это, с учетом современных темпов развития информационных технологий, может привести к моральному старению использованных технических решений.

Одной из основных проблем методического характера, решаемой в ходе развертывания АСУР ВВСТ и интеграции ее с другими автоматизированными системами, является несогласованность понятийно-терминологической базы. Наличие большого количества различных словарей, содержащих часто противоречивые определения одних и тех же терминов, приводят к неоднозначности интерпретации, ошибочной трактовке понятий, используемых при взаимодействии различных органов военного управления. Упорядочение терминов, используемых в деятельности ОВУ, и их однозначная трактовка необходимы при решении комплексных задач управления ВС РФ, а также для обеспечения лингвистической совместимости автоматизированных систем военного назначения.

В настоящее время проведены работы по определению подходов к построению терминологического словаря, его структуры, правил включения терминов, преемственности определений одного термина и др. Кроме того, проводятся предварительные работы по подготовке содержимого Электронного словаря военных терминов и разработка программных средств его ведения и использования.

Вместе с тем существенное влияние на процесс интеграции АСУР ВВСТ с другими автоматизированными системами оказывает отсутствие единства методических подходов к построению АСУ. Этот недостаток характеризуется несоответствием стандартов, положенных в основу создания таких автоматизированных систем принципам открытости. В интересах обеспечения открытости АСУ проводятся мероприятия по разработке и внедрению взаимосвязанной системы стандартов на основе международных и национальных (ГОСТ ИСО).

Еще одним важным фактором, на который необходимо обратить внимание, является то, что в современных условиях высоких темпов развития информационных технологий, а также изменения системы управления развитием ВВТ применение классической схемы проведения работ по разработке АСУ, когда сначала проводится НИР по обоснованию облика системы (2-3 года), а затем, по ее результатам, проводится полноценная ОКР, приводит к моральному старению системы еще на этапе ее разработки.

С другой стороны, существуют примеры, когда в результате отказа от проведения НИР по обоснованию облика и принципов построения системы были созданы «комплексы» СПО, представляющие собой нагромождение пожеланий пользователей системы. В качестве выхода из этого положения выбрано рациональное сочетание сроков проведения этапов НИР и ОКР. В данном случае соответствующие НИР и ОКР выполняются параллельно в тесной взаимосвязи.

Основными проблемами технологического характера в рамках развертывания АСУР ВВСТ являлись следующие: разнородность платформ, используемых в различных АСУ, необходимость интеграции в ЕИП уже созданной инфраструктуры АСУ, отсутствие единой системы защищенных каналов связи и несовершенство средств криптозащиты.

Первая проблема, как правило, влечет за собой технологическую несовместимость различных АСУ. В интересах решения, в том числе и этой проблемы, были проведены разработка и ввод в обязательное использование при разработке АС ВН комплекта базовых информационных защищенных компьютерных технологий4 (БИЗКТ)5.

Однако, как оказалось, даже использование в качестве основы разработки систем общего программного обеспечения из состава одного комплекта (в данном случае БИЗКТ) не является панацеей для решения проблем совместимости. Так, например, до сих пор не решена проблема совместной работы СПО из состава АСУР ВВСТ и ситуационного центра начальника вооружения (ПТК Арбат-НВ-Центр). Причиной же невозможности совместной работы СПО этих систем является тот факт, что одна из них основывается на операционной системе «МСВС-3.0», а другая на ОС «Оливия». Вместе с этим, при разработке СПО использовались различные технологические решения (системные библиотеки классов), ориентированные на особенности приведенных операционных систем. Предотвращению такого рода проблем помогает использование ранее упомянутых принципов открытых систем, а конкретно - выработка и использование соответствующей системы стандартов (использование CALS-технологий).

Рассмотренный подход не всегда помогает организовать информационное взаимодействие с уже созданными автоматизированными системами. В интересах решения этой задачи проводится разработка и внедрение технологий информационного обмена.

Еще одной немаловажной проблемой технологического характера является отсутствие единой информационно-телекоммуникационной системы. При решении этой проблемы необходимо учитывать, что для решения тех или иных задач, даже в рамках Минобороны, уже протянуты коммуникации практически во все уголки нашей страны, но не организованы в единую сеть. Для защиты информации разработаны собственные средства криптозащиты.

Помимо этого существует возможность использования для коммутации отечественных сегментов сети Internet. Ведь помимо того, что отпадает необходимость прокладки собственных каналов связи абонентская плата меньше объема средств, необходимых для обслуживания собственной сети. Однако для Минобороны такой вариант не принят в связи с тем, что аппаратура российских провайдеров построена на элементной базе импортного производства, а это обстоятельство приведет к невозможности ее использования в военное время.

В Минобороны, в связи с особенностями обрабатываемой информации, всегда особое внимание уделялось задаче обеспечения защиты информации. Эта задача содержит как технологическую, так и организационную составляющую. Вследствие чего, для решения этой задачи необходим комплексный подход. В интересах организации мероприятий по защите информации, обрабатываемой в АСУ ВН, действует комплекс организационных мер, регламентирующий, в том числе, использование набора технических средств защиты информации. Комплекс средств защиты информации, используемый в Минобороны, включает набор согласованных между собой технических и программных средств, начиная со встроенных средств операционных систем и СУБД и заканчивая межсетевыми криптоэкранами.

Последним и, наверное, наиболее емким классом проблем, с которыми пришлось столкнуться и которые до сих пор не решены в полном объеме являются проблемы информационного характера. Такого рода проблем огромное множество, но в качестве основных можно выделить следующие: несогласованность классификаторов и справочников, лежащих в основе информационного обеспечения АСУ ВН, различная степень актуальности информационных ресурсов в различных АСУ, многообразие и несвязанность форм документов, циркулирующих в АСУ ВН.

Конечно же, самой трудной является проблема несогласованности классификаторов и справочников, лежащих в основе информационного обеспечения АСУ ВН. Так, в системе управления развитием ВВТ используется более 400 классификаторов и справочников различного уровня, начиная с международных и всероссийских и заканчивая «внутренними» классификаторами конкретных организаций и методик. В случае, когда в каждой АСУ проводятся собственные мероприятия по их ведению, оказывается невозможным объединение информационных ресурсов даже в рамках одних классификаторов. Основной целью являлась стандартизация информационного обеспечения процессов управления на государственном уровне.

Работы в области классификации и кодирования информации, создания классификаторов направлены, в конечном счете, на повышение эффективности управления путем стандартизации и унификации представления информации. От актуальности и целостности классификаторов зависит возможность правильного решения многих задач как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режимах.

Некорректность, неактуальность, а также неоднозначность версий классификаторов приводят к снижению уровня информационного взаимодействия ОВУ, усложнению решения комплексных задач управления, к снижению качества информационного взаимодействия АС.

В интересах решения этой проблемы разработана и внедрена единая система классификации и кодирования информации, которая предназначена для обеспечения методологического и организационного единства в области классификации и кодирования информации в ВС РФ.

Помимо этого существует проблема взаимоувязки классификаторов и справочников, положенных в основу функционирования различных автоматизированных систем, когда нет возможности решить задачу организационным способом (перевести всех на единые). Так, например, система разработки и производства ВВТ основана на Едином классификаторе предметов снабжения (ЕКПС), а система технического обеспечения, в том числе и мониторинга технического состояния ВВТ, основана на Классификаторе военной техники (КВТ МО).

В этом случае осуществляется взаимоувязка позиций этих классификаторов в интересах организации информационного взаимодействия между этими подсистемами системы технического оснащения.

В настоящее время в ВС РФ используется большое количество как формализованных, так и неформализованных документов, различающихся по форме представления (табличные, текстовые, графические, картографические, мультимедийные).

Очевидно, что разработку и совершенствование форм документов необходимо производить на основе общих правил формирования документов, учитывающих требования государственных стандартов на управленческую документацию. В интересах решения этой задачи в создается система унифицированных форм документов, которая должна позволить:

- обеспечить совместимость по формам и содержанию документов одного функционального назначения на разных уровнях системы управления ВС РФ;

- минимизировать объемы и уменьшить количество документов в ВС РФ;

- обеспечить автоматизированное формирование документов на основе типовых унифицированных форм документов.

Создание единого информационного пространства должно обеспечить интеграцию и информационное взаимодействие всех его участников. Однако это не является самоцелью этих работ. Информатизация нужна не сама по себе. Реальный эффект от внедрения рассматриваемых информационных технологий будет только тогда, когда единое информационное пространство будет работать в интересах информационного обеспечения систем поддержки принятия управленческих решений.

В Минобороны разработан и принят на вооружение программно-технический комплекс моделирования и ситуационного управления начальника вооружения ПТК Арбат-НВ-Центр. Задачи, решаемые при помощи данного программно-технического комплекса требуют обработки информации практически по всем аспектам технического оснащения ВС РФ.

Схематично процесс взаимодействия ПТК Арбат-НВ-Центр можно представить в виде следующих каскадов обработки информации:

- сбор и первичная обработка информации «на местах»;

- предварительный анализ информации, проведение расчетов и синтез возможных решений в АСУР ВВСТ;

- анализ обработанной информации, моделирование различных ситуаций и выработка управленческих решений в рамках ПТК Арбат-НВ-Центр;

- оценка и детальная проработка принятых решений в АСУР ВВСТ;

- доведение результатов до потребителей информации.

Роль единого информационного пространства при решении задач информационного обеспечения таких систем поддержки принятия решений как ПТК Арбат-НВ-Центр неоценима. Оперативное получение консолидированной и согласованной информации такими системами возможно только при организации информационного взаимодействия всех участников процессов выработки управленческих решений.

В то же время, единое информационное пространство будет развиваться, только имея потребителя результатов его функционирования как система поддержки принятия решений, использующая все основные информационные сегменты.

В настоящей статье освещена лишь часть проблем, с которыми пришлось столкнуться при организации информационного взаимодействия в рамках решения задач технического оснащения, и пути их решения, возможно, не являются истиной в последней инстанции. Однако, авторы надеются, что полученный в ходе многолетней работы по интеграции информационных ресурсов и организации информационного взаимодействия опыт, будет полезен при создании единого информационного пространства для решения других задач военного строительства.

Примечания:

Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.95 № пр-1694).

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р.

Концепция Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации, Утверждена начальником ГШ ВС РФ 16 декабря 2004 г.

Концепция создания и оснащения базовыми информационными защищенными компьютерными технологиями (БИЗКТ) ВС РФ» (утверждена 6.10.2001 г., начальником Генерального штаба ВС РФ - первым заместителем Министра обороны РФ.

Межведомственная координационная программа развития защищенных информационных технологий в интересах создания и модернизации автоматизированных систем военного и специального назначения на период 2004-2016 годы».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации