Механизм реализации стратегического сдерживания потенциальных противников от развязывания агрессии

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(26)/2009

Б.А. Коняхин,

доктор технических наук, действительный член АВН,

руководитель направления Центра проблем СЯС АВН;

В.И. Ковалев,

кандидат технических наук, член-корреспондент АВН,

заместитель Научного руководителя Центра проблем СЯС АВН

Механизм реализации стратегического сдерживания потенциальных противников от развязывания агрессии

1. Предварительные замечания

Существо адаптивной стратегии сдерживания состоит в том, что в дополнение к взаимному ядерному сдерживанию, которое имело место в советско-американском противостоянии, осуществляется построение системы многосторонних взаимоотношений в различных видах конфликтов, а также разработка совокупности методов избирательного реагирования на всем множестве внешних угроз. Стратегическое сдерживание может состояться на любом уровне конфликтных отношений (от возникновения противоречий до развязывания агрессии), при этом используются все необходимые средства из имеющихся в распоряжении государства и тех, которые оно может своевременно создать. В ответ на идентифицированный вид угрозы (опасности) в зависимости от природы и характера пересекающихся интересов, сложившейся обстановки и действий противостоящих субъектов формируется определенная конфигурация системы сдерживания в виде выбранной совокупности сдерживающих мер, реализуемых в данном конфликте.

Эффективность сдерживания зависит от действенности механизма его реализации, под которым понимается целенаправленная совокупность предпринимаемых взаимосвязанных действий силового и несилового характера с четкой регламентацией их последовательности, условий и порядка поэтапного контролируемого осуществления.

В наиболее общем виде система стратегического сдерживания функционально включает (в случае их привлечения) следующие элементы:

- органы государственной власти и государственные структуры, осуществляющие планирование и организацию военного строительства;

- организации и предприятия оборонного промышленного комплекса;

- органы и структуры, обеспечивающие развитие политических, экономических, социальных и иных институтов государства, в рамках их влияния на функционирование системы сдерживания;

- разнородные силы и средства (подсистемы) сдерживания;

- государственную инфраструктуру, обеспечивающую эффективное осуществление сдерживающих мероприятий (государственная и ведомственные системы управления, средства массовой информации, коммуникационные сети и т.п.);

- модель внешней Среды, реализующую представление о геополитической обстановке, потенциальном противнике и параметрах инициируемой им угрозы;

- государственный (надведомственный) орган власти, определяющий долговременную политику и стратегию сдерживания, обеспечивающий подготовку и принятие решений по сдерживанию потенциальных противников, а также контроль за их осуществлением и внесение (при необходимости) соответствующих корректив.

Установленный и ненарушаемый порядок функционирования (принцип действия) сформированной на этой базе структуры, включающей информационное, аналитическое, управляющее и исполнительное звенья, воплощает замкнутый механизм их целенаправленного взаимодействия по выработке и осуществлению сдерживающих мер.

Таким образом, механизм стратегического сдерживания формируется в каждой конкретной ситуации сдерживания как специфическая форма «субъект-субъектных», «субъект-объектных» и «объект-объектных» взаимодействий. Совокупность элементов системы стратегического сдерживания представляет собой действующий механизм только в процессе выполнения определенного комплекса операций по решению задачи сдерживания противостоящей стороны, с которой пересеклись интересы.

Механизм сдерживания имеет персонифицированный характер в том смысле, что реализуемая им стратегия зависит, в первую очередь, от интересов государства, которые подвергаются конкретной внешней угрозе. Следовательно, в системе организационного управления сдерживанием ключевым является орган, предназначенный для выявления полной совокупности усредненных по категориям интересов (граждан, партий, социальных групп и т.д.) и выражения в явном виде общенациональных интересов. Защищаемые в конфликте национальные интересы, прежде всего, должны быть полно и четко сформулированы и зафиксированы на государственном уровне.

Специфика сдерживания состоит в том, что оно не направлено на захват территории, на разрушение промышленного потенциала и т.д. Сдерживающая сторона, как правило, не стремится победить в смысле разгрома противника и смены режима власти, однако она должна решительно отстоять свои интересы. Для этого необходимо и достаточно убедить противника до развязывания военного конфликта в невозможности достижения политических целей посредством будущих военных действий, цель сдерживания не громить врага на полях сражений, а создать в его сознании «образ поражения». Таким образом, действие механизма сдерживания фактически представляет собой рефлексивную игру с образами «победы», «разгрома», «неприемлемого (сдерживающего) ущерба» и т.п. Именно принципиальным наличием неопределенности, вызванной заменой в сознании противника реальных событий вымышленными образами, в значительной мере определяется риск принятия ошибочного решения в ситуации сдерживания.

В общем случае принципы функционирования механизма сдерживания должны быть универсальными, так как ему предстоит работать с изменяющимися интересами и угрозами. Однако моделирование действия механизма в случае рассмотрения конкретной пары «интерес - угроза ему» приводит к реализации в рамках рассматриваемого конфликта некоторой вполне определенной конфигурации системы и механизма сдерживания.

Безукоснительное соблюдение принципов сдерживания и обязательный анализ в каждом случае полного множества возможностей (сил, средств и способов их применения), находящихся в распоряжении государства, позволяют выбрать рациональный вариант сдерживания в каждой ситуации. Если эти требования выполняются, то количественное превосходство противника само по себе не является фактором его победы, поскольку рациональность выбранного варианта сдерживания обеспечивает необходимое количественно-качественное преимущество в ограниченной сфере взаимодействия на данном интервале времени.

Система разнородных сдерживающих мер является не только составной частью действующего механизма сдерживания, но и, в определенном смысле, результатом его функционирования. Можно сформулировать следующие основные исходные утверждения:

- реальное применение любых сил и средств воздействует на интересы противоположной стороны и вызывает ее реакцию;

- одновременное применение разнородных сдерживающих мер в общем случае не противоречит друг другу;

- некоторые наборы сил и средств в определенных условиях могут быть несовместимы (нельзя одновременно бомбить территорию противника и вводить на нее контингент миротворческих сил).

Таким образом, система сдерживающих мер не может быть застывшим понятием, именно действие механизма адаптивного сдерживания позволяет выбрать наиболее эффективные в каждом конфликте меры и рационально совместить их, исходя из поставленной задачи. Если рассматривать поток возможных конфликтов, которому противостоит система сдерживания, то в процессе функционирования механизма сдерживания из полной совокупности возможностей выбирается подсистема жестко взаимосвязанных сдерживающих мер, которая обслуживает данный конфликт с учетом целей противника, применяемых обеими сторонами средств и способов действия.

Важный принцип реализации сдерживания состоит в том, что система сдерживания эффективно действует до тех пор, пока на любое возможное действие противника есть пусть резервный, но действенный ответ. Таким образом, помимо самой реализации варианта сдерживания, должна существовать процедура, которая бы отслеживала состояние основного и резервных вариантов, находила новые варианты развития событий и своевременно корректировала уже имеющиеся.

Также важным является сбор, структуризация и своевременная доставка всей необходимой информации до органов и лиц, реализующих и контролирующих результаты определенного варианта сдерживания. Под планированием и реализацией текущей деятельности понимается разработка указаний и задач участвующим в варианте сдерживания структурам, доведение их до исполнителей, обеспечение и управление исполнением текущего плана.

В рамках функционирования механизма стратегического сдерживания обеспечивается ступенчатое наращивание сдерживающих усилий до получения желаемого эффекта - снижения степени военной угрозы в мирное время или прекращения вооруженного конфликта (разгром агрессора) в военное время. В результате формируется «лестница сдерживания» в виде нарастающих по эффективности воздействия на агрессора разнородных сдерживающих мер. Сдерживание может быть прекращено, если поставленная цель достигнута или оценки эффективности покажут, что дальнейшее развитие конфликта приведет только к еще большим потерям.

Реализация механизма стратегического сдерживания, обладающего свойствами универсальности и адекватности действий субъектов в возможном диапазоне ситуаций, включая обеспечение необходимой быстроты реакции оборонного комплекса, обеспечивается своевременным планированием и контролем его деятельности. План сдерживания формируется на основе результатов наблюдения, рефлексии и анализа изменений в геополитической обстановке, данных об имеющихся в наличии ресурсах и т.д. Основная часть плана представляет собой последовательность (возможно, с разветвлениями) статических картин вариантов сдерживания, которое, скорее всего, будет происходить в данных условиях. Таким образом, сдерживание - это некоторый процесс во времени, варианты сдерживания - его фиксированные сценарии, а сам План сдерживания в целом определяет предполагаемое развитие событий в рамках заданной стратегии сдерживания.

В сценарии представлены основные возможные в данной ситуации меры сдерживания. При их реализации противник может отказаться от применения военной силы или вообще не пойти на вооруженный конфликт - в таком случае интерес защиты будет достигнут. Защищающаяся сторона также может на каком-либо этапе отказаться от дальнейшего развития событий - интерес соответственно достигается противником. Или, напротив, ситуация перейдет в затяжные боевые действия - интерес не достигается никем. Если же противник поступает не так, как ожидала защита в основном варианте, то следует переходить на другую ветвь основного варианта сдерживания либо задействовать один из резервных вариантов, который предполагает такое развитие событий.

2. Содержание деятельности структурных элементов механизма сдерживания

Сложность и многоаспектный характер проблемы стратегического сдерживания обусловливают целесообразность функциональной декомпозиции системы взаимосогласованных мер на самостоятельные действия (операции), осуществляемые различными элементами системы стратегического сдерживания на различных этапах его реализации.

Информационное звено аккумулирует и анализирует, в первую очередь, информацию о состоянии геополитической обстановки. При этом на него возлагаются задачи сбора, обработки и хранения информации:

- о состоянии и тенденциях развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в Российском геополитическом пространстве;

- о приоритетах интересов и наличии возможностей по их реализации или защите у потенциально опасных государств;

- о степени опасности и характере внешних угроз национальным интересам;

- о результатах воздействия на субъекты сдерживания и принятых ответных мерах потенциальными противниками;

- о работе органов и структур, обеспечивающих международную безопасность;

- о состоянии отечественной системы стратегического сдерживания и имеющихся в наличии ресурсах.

Кроме того, здесь должны разрабатываться предложения по информационному обеспечению стратегического сдерживания и осуществляться меры сдерживания, касающиеся информационного взаимодействия с субъектами межгосударственных отношений.

На основе анализа обобщенной информации, поступающей из информационного звена, вырабатываются рекомендации по выделению возможных вариантов сдерживания с оценкой предполагаемых последствий их реализации.

Аналитическое звено должно выполнять функции «центра ситуационного анализа стратегического сдерживания», на него возлагаются следующие задачи:

- выделение государств-участников существующих и возможных конфликтов;

- определение приоритетов интересов, подтверждаемых возможностями (экономическими, политическими, военными и т.д.) государств-потенциальных противников;

- анализ текущей деятельности потенциально опасных государств;

- выделение внешних угроз национальной безопасности, которые могут быть парированы мерами стратегического сдерживания;

- ранжирование внешних угроз безопасности;

- поиск возможных вариантов сдерживающих мер (действий), оценка их предполагаемой результативности и последствий осуществления.

Важное значение для России в современной обстановке имеет достоверное определение реальных, а не гипотетических угроз и корректное сопоставление их с реально возможными ответными действиями. Это определяется тем, что «количество и качество» угроз имеют тенденцию к расширению, а, с другой стороны, разрыв между реальными возможностями государства и объективными потребностями для парирования возникающих угроз увеличивается. Поэтому главным принципом при определении приоритетности парирования угроз национальной безопасности является возможность сосредоточения наших крайне ограниченных ресурсов на формировании нашего гарантированно состоятельного сдерживающего ответа на ключевые внешние угрозы.

В противном случае сдерживание нельзя осуществить, и усилия следует сосредоточить на применении других возможных методов обеспечения национальной безопасности.

Управляющее звено на основании полученных рекомендаций принимает решение о выборе варианта сдерживания, разрабатывает и утверждает План сдерживания, а также указания (команды) исполнительному звену по его выполнению.

Ввиду разнородности возможных сдерживающих мер, находящихся в компетенции различных ведомств, а также важности определенного порядка их реализации на управляющее звено целесообразно возложить следующие задачи:

- организация функционирования механизма сдерживания;

- количественно-качественный анализ возможных вариантов силовых и несиловых мер сдерживания;

- принятие решения о стратегии сдерживания;

- выбор основного и резервных вариантов сдерживания (сдерживающих действий);

- формирование Плана сдерживания, включающего основной и резервные варианты;

- выработка управляющих решений (команд) исполнительному звену, контроль за ходом реализации Плана сдерживания;

- оценка эффективности и последствий реализации сдерживающих мер, внесение соответствующих корректив.

Исполнительное звено управляет исполнением принятых решений (команд), на него возлагаются следующие задачи:

- доведение по принадлежности соответствующих команд органам и структурам, привлеченным для осуществления выбранного варианта сдерживания, о выполнении конкретных сдерживающих мероприятий;

- контроль за реализацией сдерживающих мероприятий и предварительная оценка их эффективности;

- информирование вышестоящих звеньев о реализации сдерживающих мероприятий.

Взаимодействие разнородных сил и средств в процессе реализации стратегического сдерживания должно осуществляться непрерывно с учетом изменяющейся военно-стратегической обстановки и ответной реакции противостоящей стороны. Даже когда определены противники, разработаны планы сдерживания и осталось только их реализовать, возникает множество проблем, так как развивающийся в условиях значительной неопределенности процесс требует осуществления постоянного и жесткого управления.

Основная трудность связана с рассредоточением возможностей стороны, когда они находятся в распоряжении разных ведомств. Возможности не могут сами собой комплексироваться под ситуацию. Это является существенным препятствием для своевременной реализации необходимого комплекса мер. В законах, положениях о министерствах и ведомствах не имеется прямых методических указаний для вступления в отношения друг с другом в интересах объединения ведомственных возможностей в единый сдерживающий комплекс мероприятий.

Для обеспечения требуемой оперативности реагирования ведомственные разобщенности должны быть устранены, ведомственная деятельность с общей целевой направленностью - интегрирована. При условии единого ин-формационного обеспечения становится возможным приведение в действие многоходовых цепочек воздействия на субъектов международных отношений. По замыслу действия механизма стратегического сдерживания функции руководящей организации целесообразно возложить на государственный орган по стратегическому сдерживанию или позиционировать с ним один из существующих, например, ВПК.

Государственный орган по стратегическому сдерживанию (ГОСС) - это целевая подсистема организационного управления, отвечающая за адаптивное развитие (в том числе, проектирование и создание) функциональной системы сдерживания в условиях взаимодействия с меняющимся субъектным миром и в соответствии с интересами страны. В зависимости от интересов и конфликтных ситуаций ГОСС принимает решения об изменении состава элементов и структуры механизма сдерживания - конфигурация системы и механизма сдерживания делается оптимальной для достижения определенных интересов при определенных конфликтах.

Одной из важных функций ГОСС является поддержка и принятие решений по требованиям:

- к перспективному оружию для защиты от внешних военных угроз;

- к оружейному научно-производственному комплексу;

- к вооруженным силам, эффективно применяющим перспективное оружие.

ГОСС должен быть надотраслевым формированием, поэтому в его распоряжении должны быть механизмы взаимодействия с условно подчиненными ему структурами.

3. Требования к оперативности реагирования

Требования к оперативности реагирования на внешние опасности и угрозы определяются в каждом конкретном случае в зависимости от темпа перерастания состояния военной опасности в непосредственную военную угрозу. Оперативное функционирование оборонного комплекса обеспечивают развитое информационное обеспечение и прогностические возможности стороны, а также реализованный на практике уровень организационного управления процессом развития вооружения и военной техники.

Временной масштаб управляемого процесса в случае создания перспективных средств ведения вооруженной борьбы характеризуют следующие обстоятельства. Для широкомасштабного развертывания системы оружия на новой технологии требуется по крайней мере около 10 лет, а если необходимы НИОКР, то потребуется дополнительное время около 5-10 лет. При этом следует учитывать, что для ключевых элементов системы обеспечения военной безопасности страны недостаточно просто продемонстрировать на основе испытаний работоспособность новых комплексов вооружения. Необходим дополнительный запас времени для решения неизбежных с новыми системами вооружения проблем так, чтобы их надежность и эксплуатационная безопасность ни у кого не вызывали сомнения. Таким образом, время упреждения при подготовке и принятии решения о создании средства, необходимого для того, чтобы быть готовым противодействовать новой угрозе безопасности государства, должно быть не менее 25-30 лет.

На основе анализа информационных материалов ГОСС формирует список интересующих его возможностей, который распределяется между элементами системы сдерживания. Про каждую из возможностей должно быть известно - что именно, в каком объеме и за какие сроки должно быть готово? В этом плане работа системы сдерживания аналогична работе системы снабжения: на ее вход поступают заявки, по которым «создаются», «хранятся» или «выдаются» возможности. В случае возникновения неразрешимых проблем при выполнении некоторого задания ГОСС об этом информируется вышестоящая структура и на нее перекладывается решение этих проблем. При невозможности решения проблемы всем оборонным комплексом об этом немедленно ставится в известность ГОСС, который на государственном уровне решает, что следует предпринять в данной ситуации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации