ЛИЧНОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(27)/2009

О.И. СКРЫПНИКОВ,

С.Д. МУХОЕД

ЛИЧНОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА

Авторы рассматривают такое понятие как «управленческая культура» применительно к офицерскому составу Российской армии, дают определение управленческой культуры офицера и рекомендации по развитию качеств будущих офицеров, необходимых для эффективного управления воинскими коллективами в обычных и экстремальных условиях.

Ключевые слова: управленческая культура, будущие офицеры, военные вузы.

In article development of the personal qualities necessary for successful administrative activity and formation of administrative culture of the offi cer is analyzed. The analysis professiogram and psychograms of the graduate of military high school is carried out.

Keywords: Administrative culture, administrative activity, quality of the person, psychogram, professiogram.

В настоящее время категория «управленческая культура» все чаще звучит в научно-практическом контексте. Управленческая культура рассматривается как целостный феномен, который не может быть описан через простую сумму составляющих. Это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является управление в широком понимании как специфическая область работы с человеком.

В процессе формирования управленческой культуры, как свидетельствует практика, происходит развитие личности будущего офицера. Для более детального рассмотрения данного развития военный психолог С.Б.Пустовалов предложил использовать гомоцентрическую концепцию. В рамках данной концепции личность курсанта военного института приобретает единое системообразующее начало. Оно комплексно, в диалектическом единстве интегрирует все функции и циклы управленческой деятельности. Роль интеграции выполняет индивидуально присущая, неповторимая для каждого военного руководителя его внутренняя управленческая система. Ее основу составляют психофизиологические способности, регулируемые сознанием. Осуществляя самоуправление, курсант анализирует, организует, корректирует свою внутреннюю и внешнюю активность. Здесь он выступает в качестве субъекта, который управляет собой как объектом, реализуя в собственном мире все управленческие функции1.

Развитие управленческой культуры курсантов военного института решается в рамках более общей задачи, связанной с развитием у них военно-профессиональных качеств. Из всей совокупности военно-профессиональных качеств в процессе подготовки курсантов получают свое дальнейшее развитие качества, необходимые офицерам-руководителям, выпускникам военных институтов. Происходит это не стихийно, а организованно и закономерно.

Исходя из специфики управленческих функций, в психолого-педагогической литературе дается анализ необходимых для эффективной управленческой деятельности офицера-выпускника военного института качеств, знаний, навыков и умений. В.П.Раицкий считает, что офицеру для эффективного управления процессом воспитания в воинской части необходимы резолютивные, коммуникативные, исполнительские, регулятивные и инспекторские качества. Резолютивные качества определяют успешность принятия решения на организацию воспитательной работы. Это такие качества, как решительность, целеустремленность, самостоятельность, чувство долга и ответственности. Коммуникативные качества обуславливают межличностное сплочение: доступность, общительность, простота, вежливость, внимательность. Исполнительские качества определяют умение организовать исполнение планов и решений: настойчивость в достижении цели, исполнительность, дисциплинированность, энергичность, четкость в работе. Регулятивные качества характеризуют умение регулировать поведение воинов: оперативность, инициативность, требовательность, педагогический такт, педагогическая техника, умение координировать воспитательную работу. Инспекторские качества определяют умение наладить контроль и учет воспитательной работы и ее результатов: систематичность, последовательность, объективность, справедливость, самокритичность и критичность, взыскательность2.

Ю.А.Ленев определяет наиболее значимыми в деятельности офицера-управленца следующие группы качеств: общие социально-психологические качества, деятельностно-коммуникативные и менеджерские качества. К социально-психологическим качествам он относит: современный интеллект и культуру, способность руководить, социально-ценностное мотивирование себя и подчиненных, эмоциональную уравновешенность. К группе деятельно-коммуникативных качеств: доминантность (стремление влиять на подчиненных), креативность (способность к творческому решению задач), уверенность в себе, постоянный рост и овладение современными управленческими технологиями, общительность и коммуникабельность. Группа менеджерских качеств включает: гордость за возлагаемую ответственность руководить, умение выделить главное и четко сформулировать цели и установки3.

Л.Ф.Железняк более детально исследовал коммуникативные качества управленца. Им выделены два аспекта коммуникативных черт: общительность и коммуникативная уравновешенность. В работе4 автор делает вывод о том, что активизация общительности должна оказывать положительное влияние на профессиональные и психолого-педагогические показатели деятельности руководителя, снижение же коммуникативной уравновешенности оказывает на них отрицательное влияние.

В своих работах Л.И.Уманский выделил следующие характеристики, способствующие успешному выполнению управленческих функций: стремление к проявлению разумной инициативы, быстрая ориентировка в конкретной ситуации, четкая постановка целей, адекватный подбор средств их достижения, адекватная оценка достигнутого результата, способность «сопереживания», умение стать на точку зрения другого, достаточно высокая самооценка и уверенность в себе. Определены также характеристики, мешающие выполнению управленцем своих функций: эмоциональная неустойчивость, выраженная личная конфликтность и стремление вовлечь окружающих в решение этой проблемы, высокая внушаемость, потребность в подчинении5.

Обширный список характеристик, необходимых эффективному управленцу, предлагает А.А.Деркач: уровень интеллекта должен быть выше среднего, но не слишком высокий, сензитивность к ситуации (умение учитывать особенности ситуации, найти необходимые приемы управления, определить потребности подчиненных), хорошие трудовые навыки, инициативность, уверенность в себе (так как она внушает уверенность в подчиненных), яркость индивидуальности (необходимое умение вести за собой), заинтересованность как в людях, так и в результатах, привлечение подчиненных к принятию решений, прояснение взаимных требований в отношениях с подчиненными, обеспечение обратной связи6.

В.А.Губин, основываясь на личном опыте работы с руководителями, выделил следующие необходимые для них характеристики: высокий уровень притязаний, решительность в принятии решений, уверенность в себе, интеллект выше среднего, настойчивость, последовательность, хорошее знание руководимой области, отсутствие тревоги, терпимость к окружающим7.

Качества, необходимые будущему офицеру для эффективной управленческой деятельности, могут быть определены с применением метода экспертной оценки. Опрос курсантов военных институтов, проведенный в ходе исследования, показал, что предпочтение отдавалось тем качествам, которые наиболее соответствуют функциональным обязанностям. Исходя из функций деятельности и предъявляемых требований к деятельности офицера управленца, их можно свести в четыре группы: - нравственные качества: принципиальность, порядочность, честность, справедливость, ответственность, любовь к избранной профессии; военно-специальные характеристики: наличие опыта работы по специальности, военно-техническая культура; организаторские качества: распорядительность, деловитость, требовательность, оперативность; военно-педагогические характеристики: психолого-педагогическая эрудиция, военно-педагогическая направленность, высокая культура общения и поведения.

Курсанты, отвечая на вопросы, поставленные в анкете, не только выделили качества, значимые для управленца, но и рассмотрели управленческий личностно-деятельностный потенциал (ресурс), необходимый для успешного выполнения управленческих функций.

Офицеру-управленцу для успешной деятельности необходим значительный запас фундаментальных, общественных, естественных, военных и военно-технических знаний. Управленческая деятельность требует знания психолого-педагогических закономерностей поведения воинов и воинского коллектива. Необходимо также знание средств, методов и форм управленческого воздействия, критериев эффективности управленческого воздействия и другие.

Для успешной управленческой деятельности необходимы, прежде всего, навыки и умения, связанные с осуществлением управленческого цикла: определять главные задачи, планировать, распределять средства и силы подчиненных для их осуществления, устанавливать реальные сроки решения этих задач, подбирать людей и расставлять их по участкам работы, воздействовать на подчиненных, организовывать проверку и контроль исполнения своих решений, подводить итоги.

Наиболее существенные факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности офицера-выпускника, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы отражают влияние широкой социальной среды (макросреды) и среды непосредственного окружения (микросреды).

Влияние макросреды вытекает из объективно существующих в нашем государстве общественных отношений.

Факторы микросреды отражают зависимость эффективности управленческой деятельности офицера от условий, в которых протекает его служебная деятельность, и от особенностей предшествующего развития.

Внутренние факторы характеризуют влияние на эффективность управленческой деятельности офицера психофизиологических и психолого-педагогических факторов. Психофизиологические факторы обусловлены индивидуальными особенностями анатомо-физиологических функций, протекающих психических явлений, внутреннего мира офицера. Психолого-педагогические факторы определяются уровнем имеющихся у него знаний, навыков и умений управленческой деятельности и наличием мотивов на ее совершенствование.

Внутренние и внешние факторы, влияющие на управленческую деятельность офицера, представляют из себя единый, неразрывный комплекс, находятся в зависимости и взаимообусловленности.

Таким образом, в общем виде управленческая деятельность будущего офицера включает выполнение конкретных целевых функций: уяснение цели, задач и изучение обстановки, обоснование замысла, принятие управленческого решения, планирование работы по реализации решения, организацию исполнения управленческого решения, анализ выполнения решения и корректировку практической деятельности, прогнозирование. Каждая из них в различной мере реализуется в управленческой деятельности офицера-выпускника в зависимости от занимаемой должности, тем не менее, в своей совокупности они образуют целостный управленческий цикл.

Воинская специфика управленческой деятельности будущего офицера заключается в том, что она направлена на обеспечение определенного уровня боевой готовности подразделений в мирное и на ведение боевых действий в военное время; определяется спецификой вооруженной борьбы как особого вида деятельности людей, которая заключается в высокой степени динамичности, сложности, напряженности и опасности для жизни; характеризуется повышенной централизацией и единоначалием, строгой регламентацией всех своих сторон, необходимостью жесткой экономии времени, предельной секретностью планирования деятельности подчиненных; строгим дозированием необходимого объема информации об обстановке; сочетает в себе требования беспрекословной исполнительности и подчинения, как ни в одной другой сфере общественной жизни, с инициативой; отличается большой ответственностью субъектов управления. В военных институтах требования к управленческой культуре будущих офицеров находят отражение в квалификационных требованиях (квалификационных характеристиках), разрабатываемых по каждой военной специальности.

Исходным моментом в рассмотрении сущности, содержания и структуры формирования управленческой культуры курсантов военных институтов являются требования, изложенные в нормативно-правовых документах, регламентирующих подготовку руководителей.

Таким образом, формирование управленческой культуры является составной частью военно-профессиональной подготовки курсантов к многогранной практической деятельности. В военных институтах требования к подготовке курсантов к управленческой деятельности находят отражение в профессиональной образовательной программе, которая включает следующие документы: квалификационные требования (квалификационную характеристику), разработанные по каждой военной специальности; учебный план и комплект связанных единой целевой установкой учебных программ; программу (требования), необходимые для проведения итоговой государственной аттестации выпускников. Квалификационная характеристика офицера-выпускника описывается в психограмме и профессиограмме.

Психограмма офицера-выпускника является разделом психологической характеристики, в котором в научных психологических понятиях отражена система требований профессии к психологическим и психофизиологическим качествам специалиста-управленца. По своему содержанию она включает: социально-психологические условия выполнения управленческой деятельности, требования к социально-психологическим качествам офицера-руководителя; психофизиологические функции и анализаторные системы, имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса управленческой деятельности, требования к психофизиологическим качествам офицера; особенности запоминания информации, объем и характер материала для запоминания и воспроизведения, требования к памяти (долговременной, кратковременной, оперативной), особенности внимания (устойчивость, распределение, объем), требования к вниманию; характеристику преимущественных способов переработки информации, принятия управленческого решения, требования к быстроте мыслительных операций, преобладающий тип мышления, продуктивность мышления, его гибкость и критичность; креативность мышления; особенности восприятия эмоционально-волевой и нервно-психической нагрузок в процессе выполнения сложных и ответственных моментов управленческой деятельности, требования к эмоциональной и нервно-психической устойчивости; требования к волевым качествам и чертам характера (смелость, решительность, самообладание, находчивость, уверенность в своих силах и т.п.); требования к коммуникативным чертам личности; требования к умственной и физической работоспособности и выносливости. В заключительной части психограммы профессионально-важные управленческие качества могут объединяться в группы: социально-психологические, психологические, психофизиологические, сенсорно-моторные качества и физиологические резервы организма. В психограммах обосновываются и описываются противопоказания к управленческой деятельности. Психограмма является составной частью профессиограммы8.

Профессиограмма выпускника ввуза - это идеал специалиста, в том числе и в области управленческой деятельности, на приближение к которому направлены усилия всего педагогического коллектива военного института и самих курсантов.

В интересах педагогического процесса профессиограмма разрабатывается как описание особенностей профессии офицера-выпускника в единстве со структурированной схемой основных профессионально-значимых качеств, необходимых для успешного овладения профессионально-управленческой деятельностью. В профессиограмме, разработанной в интересах подготовки курсантов к управленческой деятельности, целесообразно выделить: нормативно-правовые требования, предъявляемые к профессии выпускника военного института, требования, предъявляемые к личности офицера профессионально-управленческой деятельности и личностные качества, наиболее соответствующие требованиям, объективно предъявляемым к профессии офицера-выпускника ввуза.

Анализ профессиограмм и психограмм и отражения в них требований по подготовке офицера-управленца, проведенный в ходе исследования в военных институтах ВВ МВД РФ, показал, что уровень их разработки не полностью отвечает требованиям системности, многоплановости и динамичности. В них в недостаточной степени осуществлена группировка профессионально важных управленческих качеств личности в отдельные группы, произведена количественная оценка и определена их значимость в ряду других качеств с помощью многофакторного анализа. Профессиограммы и психограммы не полностью моделируют личность абитуриента, управленческое развитие личности курсантов (по курсам), личность и руководящую деятельность выпускников военных институтов, успешно справляющихся со своими должностными обязанностями после нескольких лет практической работы. Данные недостатки относятся как к общим, так и к частным моделям, то есть детализированным для группы профессионально-значимых управленческих качеств, применительно к задачам, решаемым каждой кафедрой. Для практических целей недостаточно используется моделирование личности выпускников ввузов, испытывающих большие трудности в выполнении служебных обязанностей после нескольких лет работы. Все это не позволяет перейти от описательного уровня управленческой профессиографии к аналитическому, связанному с широким применением математических методов и ЭВМ при проведении широких экспериментальных исследований в данной области.

Историко-теоретический анализ, изучение современного состояния учебно-образовательного процесса в военных институтах позволили определить формирование управленческой культуры курсантов как педагогический процесс, в ходе которого осуществляется целенаправленное взаимодействие педагогического коллектива ввуза с курсантами в целях совершенствования знаний, умений и навыков, развития качеств будущих офицеров, необходимых для эффективного управления воинскими коллективами (воинами) в обычных и экстремальных условиях, в мирное и военное время. При этом формирование управленческой культуры осуществляется как в ходе специально организованного учебно-образовательного процесса, так и в процессе непреднамеренных воздействий среды, педагогов, коллектива курсантов и других факторов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Пустовалов С.Б. Психологический модус личности, или почему мы разные? / Учебно-методическое пособие. Саратов: СГУ, 2006 - 44с.

2. Раицкий В.П. Профессиональная подготовка офицеров Внутренних войск. Автореф. дис. канд. воен. наук. - М.: ВАФ, 1994. - 13с.

3. Ленев Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов (исследование на материалах ВВУЗов войск связи). Автореф. дис. кандидата пед. наук. - М.: 1993. - 23 с.

4. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. - М.: ВПА, 1979.

5. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей. Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М.: 1998. 77-87 с.

6. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. - М.: 2007.

7. Губин В.А. Формирование у курсантов военных училищ командирских качеств. Канд. дис. - М.: ВПА, 1965. - 212с.

8. Андросенко М.Э. Психологические особенности развития военно-управленческих качеств у будущих командиров общевоинского подразделения. Автореф. дис. канд. психолог. наук - М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1991.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации