Возможности оборонно-промышленного комплекса России по реализации доктринальных установок по применению Вооруженных Сил Российской Федерации в региональной войне

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(26)/2009

Полковник Д.В. Гордиенко,

доктор военных наук, старший научный сотрудник,

член-корреспондент АВН;

полковник в отставке В.В. Баскаков,

доктор технических наук, профессор,

действительный член АВН

Возможности оборонно-промышленного комплекса России по реализации доктринальных установок по применению Вооруженных Сил Российской Федерации в региональной войне

Проведенный в работе анализ основных форм применения Вооруженных Сил России и блока НАТО в региональных войнах обеспечил исследование проблем и возможностей противостоящих сторон по созданию военных группировок, их техническому оснащению до и в ходе военного конфликта, развертыванию и реализации мобилизационных возможностей государств, обеспечению боевых действий, компенсации потерь. Приводятся данные о возможных реальных сценариях развязывания, ведения военных действий и их технического обеспечения.

Ключевые слова: доктринальные установки, региональная война, формы применения Вооруженных Сил, мобвозможности, операции, боевые действия, потери, восполнение потерь, научно-производственный потенциал ОПК, военные поставки, сотрудничество.

В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706, большое внимание уделяется применению Вооруженных Сил России для отражения агрессии против нашей страны. При этом в доктрине не исключается возможность развязывания против нашей страны региональной войны.

В частности, в п.14 части II «Военно-стратегические основы» отмечается, что целями применения Вооруженных Сил в региональной войне, в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств), являются: «защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников».

Далее в доктрине в качестве основных форм применения Вооруженных Сил России в региональной войне указаны (п.15, часть II): стратегические операции, операции и боевые действия.

В соответствии с этими доктринальными установками в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время осуществляется разработка наставлений, проводится стратегическое планирование, осуществляется оперативная (боевая) подготовка войск (сил).

Доктринальные (концептуальные) документы Соединенных Штатов Америки и НАТО также не исключают применение своих вооруженных сил в региональных войнах.

В частности, в оперативно-стратегической концепции США «Крупномасштабные военные операции» предусматривается проведение в региональной войне расширенной или ограниченной кампании, которая будет начинаться с ведения активной наступательной информационной операции, введения экономических санкций против противника, принятия мер дипломатического характера и создания коалиции под эгидой США.

Далее, согласно положениям этой концепции, применение вооруженных сил США и их союзников на стратегическом (оперативно-стратегическом) уровне будет происходить в следующих основных формах: воздушно-наземная операция, стратегическое воздушно-космическое (воздушное) наступление, воздушно-космическая операция (кампания).

В новой стратегической концепции (коалиционной военной доктрине) НАТО AJP-01 (B) «Совместное применение группировок войск (сил) ОВС НАТО» также указано, что основными формами применения Объединенных вооруженных сил Североатлантического союза в региональной войне являются: стратегическая операция на ТВД (стратегическом направлении), воздушная операция (кампания), операция.

Таким образом, отечественная и зарубежные военные доктрины не исключают возможности развязывания региональной войны, предусматривают применение вооруженных сил в форме стратегических операций на суше и в воздушно-космическом пространстве, а также дают представление о характере возможной войны на ТВД.

Что же будет происходить, например, на Европейском ТВД в случае эскалации там локальной войны или вооруженного конфликта до уровня региональной войны с военно-экономической точки зрения?

Блок НАТО, имея мощные вооруженные силы (в регулярных ВС - 3 млн. 952 тыс. человек, 49 дивизий, 155 отдельных бригад, 8 383 боевых самолета, 967 боевых кораблей и 19 517 боевых танков), обладает возможностями в угрожаемый период и в начальный период войны мобилизовать свыше 17 млн. человек, создать мощные оперативно-стратегические группировки Объединенных вооруженных сил (ОВС) на соответствующих направлениях, способные вести операции и боевые действия, обеспечить восполнение возможных потерь вооружения и военной техники (ВВТ).

Возможный сценарий действий ОВС НАТО в региональной войне без применения ядерного оружия предусматривает осуществление в угрожаемый период развертывания оперативно-стратегических группировок альянса, а также проведение в начальный период войны стратегической наступательной операции на ТВД, включающей воздушные наступательные операции Объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) и наступательные операции оперативных командований объединенных сухопутных войск на стратегических направлениях.

В то же время Вооруженные Силы Российской Федерации, по оценкам иностранных военных специалистов, имеют сегодня в своем боевом составе около 22 000 боевых танков, 26 000 БМП и БТР, 20 000 артиллерийских орудий, РСЗО и минометов, 270 самолетов стратегической авиации, 1 870 самолетов тактической (фронтовой) авиации (дальних ракетоносцев, бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей-перехватчиков) и 320 самолетов военно-транспортной авиации, 700 армейских боевых (ударных) вертолетов и 1000 транспортных вертолетов и вертолетов специального назначения.

Это позволит в угрожаемый период и в начальный период региональной войны создать достаточно внушительные оперативно-стратегические группировки Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Беларусь, способные противостоять группировкам войск (сил) противника.

Очевидно, что Вооруженными Силами Российской Федерации в угрожаемый период также будет осуществлено создание оперативно-стратегических группировок войск (сил) на стратегических направлениях.

Далее, в начальный период войны, как представляется, будет проведена операция по отражению воздушно-космического нападения противника как совокупность воздушных операций на стратегических направлениях, а с началом наступления сухопутных группировок войск противника - оборонительные операции.

Результаты моделирования потерь основных видов вооружения и военной техники группировок Вооруженных Сил Российской Федерации в первых операциях начального периода региональной войны на Европейском ТВД, в частности, свидетельствуют о том, что уже через две недели после начала войны для продолжения военных действий будет необходимо перебазировать с других направлений дальние ракетоносцы и бомбардировщики, самолеты тактической (фронтовой) авиации, армейские боевые (ударные) вертолеты, другое авиационное вооружение и военную технику, а также зенитное ракетное вооружение ПВО.

Между тем возможности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России по производству основных видов вооружения и военной техники, ракет и боеприпасов, как представляется, вряд ли позволят сегодня в полной мере восполнить ожидаемые потери ВВТ и осуществить накопление войсковых запасов ракет и боеприпасов для ведения последующих (в том числе контрнаступательных) боевых действий в региональной войне.

Так, например, для восполнения безвозвратных потерь дальних ракетоносцев и бомбардировщиков на всех стратегических направлениях после завершения первых оборонительных операций, согласно приведенного выше сценария начала региональной войны, потребуется значительное время после начала мобилизации экономики нашей страны.

И только после мобилизационного развертывания народного хозяйства Вооруженные Силы РФ смогут получать в достаточном количестве дальние ракетоносцы и бомбардировщики, чтобы провести последующие операции. Аналогичная картина складывается и в отношении восполнения потерь самолетов тактической авиации и армейских боевых (ударных) вертолетов.

Восполнение потерь бронетанковой техники и ракетных комплексов Сухопутных войск (СВ) в группировках Вооруженных Сил Российской Федерации для продолжения ведения контрнаступательных и других операций, а также активных боевых действий в региональной войне на Европейском ТВД в ближайшие годы вообще будет возможно только за счет «переброски» соответствующего вооружения и военной техники с других направлений. Возможности отечественного ОПК вряд ли позволят в эти годы произвести достаточное количество танков и наземного оборудования ракетных комплексов СВ.

Таким образом, сегодня возможности ОПК России по реализации доктринальных установок по применению Вооруженных Сил Российской Федерации в региональной войне не в полной мере соответствуют современным реалиям и не могут обеспечить оперативно-стратегические группировки наших войск (сил) потребным для ведения стратегических операций количеством вооружения, военной техникой и других материальных средств.

Представляется, что наиболее оптимальным вариантом действий в нынешней ситуации является проведение взвешенной, реалистичной и сбалансированной политики как в отношении строительства Вооруженных Сил нашей страны, определяемого, в частности, положениями Военной доктрины Российской Федерации, так и в отношении развития отечественного военного производства, и, в частности, российского ОПК.

Другим важным направлением, безусловно, является развитие военного производства.

Необходим скорейший переход от общепринятой концепции военно-промышленной базы к концепции интегрированной промышленной базы, используемой как для «гражданских» нужд, так и для нужд обороны. Суть такого перехода состоит в максимальном использовании имеющегося в стране научно-производственного потенциала общегражданского и двойного назначения для обеспечения потребностей Вооруженных Сил РФ как в мирное, так и в военное время, а также в переориентации военных предприятий на выпуск продукции двойного назначения и во всесторонней поддержке тех производств и отраслей, которые являются уникальными и не имеют аналогов в «гражданском» секторе.

Исторически сложилось так, что в ОПК России оказалась сосредоточена большая часть интеллектуального и технологического потенциала государства. В настоящее время ОПК располагает значительными возможностями для ускорения технического перевооружения и модернизации «гражданских» отраслей экономики.

Усиливающаяся тенденция к интеграции процессов технологического развития в военной и гражданской сферах в интересах экономического обеспечения обороны, проявила себя, в частности, в принятой Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2015 гг.»

Таким образом, сложившаяся в начале XXI века ситуация обусловливает необходимость комплексного решения проблем структурной перестройки и технологического обновления промышленности России, интенсификации инновационной активности товаропроизводителей в интересах экономического обеспечения обороны, повышения мобилизационных возможностей экономического комплекса страны в угрожаемый период и начальный период возможной войны.

В соответствии с этой необходимостью, очевидно, и должна быть рассчитана величина Государственного оборонного заказа (ГОЗ) и величина расходов на мобилизационную подготовку нашего национального хозяйства.

В этой связи уместно вспомнить историю открытия второго фронта американцами в годы Второй мировой войны.

Военное производство в 30-х и начале 40-х годов прошлого столетия в США поддерживалось в основном за счет экспорта ВВТ. Это было обусловлено, прежде всего, наличием кризисных и посткризисных явлений в экономике этой страны, когда главные расходы государства направлялись на обеспечение реструктуризации национального хозяйства, устранение последствий Великой депрессии и решение социальных проблем. Государственный военный заказ в эти годы являлся символическим и обеспечивал лишь минимальные потребности Армии и Военно-морских сил Соединенных Штатов, количественный состав которых также оставался минимальным.

После нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года стала очевидной необходимость ведения стратегических военных действий как в зоне Тихого океана (против японцев), так и в Европе (против немцев и их европейских союзников).

В период с 1941 по 1944 год была осуществлена широкомасштабная мобилизация как национального хозяйства США, так и их вооруженных сил.

В течение трех лет было налажено производство достаточного количества современного ВВТ, осуществлено его накопление и поставка в войска.

В частности, США смогли в период с 1941 по 1944 год запустить в массовое производство 16 типов тяжелых бомбардировщиков, 8 типов истребителей, 11 типов самолетов воздушной разведки и вспомогательной авиации, 16 типов военно-транспортных и 25 типов учебно-тренировочных самолетов, новейшие образцы радиолокационной техники. Производство военных самолетов в 1941 году составило 19 433 шт., в 1942 году - 47 836 шт., в 1943 году - 85 898 шт., в 1944 году - 96 318 шт. Всего же за годы Второй мировой войны американские авиастроители изготовили более 200 тыс. самолетов, то есть вдвое больше, чем все остальные участвовавшие в этой войне страны.

Это позволило Соединенным Штатам к 1941 году полностью укомплектовать авиационным вооружением и военной техникой 6, 7 и 5-ю воздушные армии, к 1942 году - 8, 9, 10, 11 и 12-ю ВА, к 1943 году - 13, 14 и 15-ю ВА и к 1945 году - 16, 17, 18, 19 и 20-ю ВА.

К началу операции «Оверлорд» (открытия второго фронта в Европе) число самолетов и численность личного состава в ВВС армии США достигло запланированного рубежа - 88 тысяч штук и 2 млн. 373 тыс. человек соответственно. Это обеспечило полное господство американской авиации в небе на Европейском театре военных действий.

Численное и качественное превосходство авиации союзников над противостоящим противником позволило в 1944 году американским группировкам войск (сил) принять участие в открытии второго фронта в Европе, успешно осуществить ряд стратегических операций как на Европейском континенте, так и в зоне Тихого океана.

Третьим направлением, по нашему мнению, может стать интеграция и кооперация отечественного военного производства с военно-промышленными комплексами наших стратегических партнеров, поиск союзников в возможной региональной войне.

В этой связи также целесообразно вспомнить историю военных поставок в СССР из Великобритании и США в годы Второй мировой войны.

В критический для страны период нашими союзниками было поставлено 22 206 самолетов, 12 665 танков, 4 932 противотанковых орудия, 8 218 зенитных орудия, 473 млн. снарядов, 345 735 т взрывчатки, 427 386 автомобилей, 1 981 локомотив и т.д. Хотя эта помощь составила от 2 до 5% от вооружения, военной техники и материалов, произведенных нашей промышленностью, тем не менее, по оценкам экономистов, помимо непосредственного эффекта от военной помощи Советскому Союзу со стороны Великобритании и США, эти поставки позволили за счет высвободившихся из производства людей укомплектовать личным составом 39-46 стрелковых дивизий, то есть 10-12 общевойсковых армий.

Таким образом, история Второй мировой войны, а также анализ состояния и возможностей ОВС НАТО, военно-промышленного комплекса стран альянса, существующего положения Вооруженных Сил РФ и отечественного ОПК позволяет сделать следующие выводы относительно обеспечения военно-экономической безопасности нашего государства, реализации существующих на сегодняшний день доктринальных установок по применению Вооруженных Сил России в региональной войне.

1. Мобилизационная подготовка экономического комплекса России на базе создания интегрированной промышленной базы и развития двойных технологий должна иметь наиглавнейший приоритет в подготовке Вооруженных Сил РФ к возможным войнам и вооруженным конфликтам.

2. Всемерное поддержание возможностей отечественного ОПК по производству достаточного количества современного вооружения и военной техники должно осуществляться за счет соответствующего по объему Государственного оборонного заказа и масштабного экспорта ВВТ.

3. Реализация представленных выше направлений возможна только при (а) стабильной внутриполитической и внутриэкономической обстановке в стране, (б) проведении военно-политическим руководством взвешенной политики, гарантирующий экономический рост государства и социальную защищенность граждан, а также (в) наличии военной мощи, соответствующей реальным военным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации