ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЮЗНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(27)/2009

Генерал-полковник В.П. БАРАНОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЮЗНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ

В выступлении, исходя из целей, стоящих перед структурами Союзного государства, задач в области внутренней безопасности и территориальной обороны, освещаются комплекс мероприятий, выполняемых Союзными государствами, достигнутые результаты, проблемы и вопросы, возникающие в процессе совместной деятельности внутренних войск России и Беларуси.

Ключевые слова: союзные страны, Союзное государство, безопасность, борьба с преступностью, территориальная оборона, международное сотрудничество, внутренние войска.

In performance, proceeding from the purposes facing structures of Union State, problems in the field of internal security and territorial defense, shine a complex of the actions which are carried out by Union States, the reached results, problems and the questions arising in the course of joint activity of internal troops of Russia and Belarus.

Keywords: the allied countries, Union State, safety, struggle against criminality, territorial defense, the international cooperation, internal troops.

Уважаемые товарищи!

Вопросы взаимодействия России и Республики Беларусь в области безопасности всегда были и будут объектом пристального внимания со стороны военно-политического руководства наших государств.

Причины, порождающие внутреннюю нестабильность в наших странах, в основном сходны, в связи с чем, требуется выработка согласованных подходов к решению задач в области внутренней безопасности и территориальной обороны.

Одними из целей Союзного государства, изложенными в Договоре «О создании союзного государства» между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08 декабря 1999 года, являются проведение согласованной политики в области обороны, обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью.

К совместной деятельности правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации и Республики Беларусь, в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, относятся мероприятия, проводимые с целью совершенствования российско-белорусского сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и безопасности.

Справочно: Международное сотрудничество в области безопасности на уровне министерств внутренних дел России и Республики Беларусь организуется в соответствии с совместным приказом МВД России и МВД Республики Беларусь от 12 октября 1999 г. № 794дсп/199дсп и совместного протокола о сотрудничестве ГКВВ МВД России с Главным управлением командующего внутренними войсками МВД Республики Беларусь.

Анализ двусторонних форм международного сотрудничества России и Республики Беларусь за последний период времени показывает, что в этой области достигнуты определенные успехи. В 2005 - 2008 гг. были проведены совместные командно-штабные военные игры и учения, учебно-методические сборы руководящего состава и тактико-специальные учения (соревнования) сторон.

Справочно:

- с 8 по 13 августа 2005 г. в г. Минске специальное подразделение внутренних войск МВД России приняло участие в состязаниях специальных подразделений по борьбе с терроризмом правоохранительных структур Содружества Независимых Государств, посвященных 60-летию победы в Великой Отечественной войне и 61-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков;

- с 26 сентября по 2 октября 2006 г. представители внутренних войск МВД Республики Беларусь приняли участие в тактико-специальном учении по антитеррористической тематике в г. Новосибирске;

- с 29 января по 3 февраля 2007 г. представители МВД Республики Беларусь приняли участие в проводимой Генеральным штабом ВС РФ совместной российско-белорусской командно-штабной военной игре;

- 10 октября 2007 г. в г. Москве состоялось торжественное подписание Протокола о сотрудничестве ГКВВ МВД России и ГУКВВ МВД Беларуси;

- с 17 по 22 февраля 2008 г. представители внутренних войск МВД Республики Беларусь приняли участие в командно-штабном учении с Приволжским региональным командованием внутренних войск МВД России (г. Нижний Новгород);

- с 1 по 5 сентября 2008 г. организован прием делегации внутренних войск МВД Республики Беларусь для участия в учебно-методическом сборе руководящего инженерно-технического состава внутренних войск МВД России (г. Пермь);

- стали ежегодными совместные тактико-специальные учения (соревнования) подразделений специального назначения.

Проводимые мероприятия, безусловно, способствуют выработке согласованных подходов к решению задач в области безопасности Союзного государства.

Обеспечение внутренней безопасности Союзного государства в современных условиях мирного времени по своей значимости, масштабности и объему применения сил и средств является главенствующим в системе обеспечения национальной безопасности государства от основных внутренних угроз.

Одним из основных документов, определяющих деятельность Российского государства по обеспечению безопасности личности, общества и самого государства, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации1, определяющая национальную безопасность, как состояние обеспечения гарантированного стабильного функционирования системы «личность - общество - государство» во всех сферах жизнедеятельности. Данное состояние достигается защитой страны от внутренних и внешних угроз в целях обеспечения ее целостности, внутренней стабильности, суверенного и прогрессивного развития.

Исходя из Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктрины Российской Федерации2, на современном этапе проблема обеспечения национальной безопасности государства стала острее проявлять себя во внутренней сфере.

Справочно: Внутренними условиями, оказывающими влияние на внутреннюю безопасность государства являются: - неравномерность социально-экономического развития субъектов государства; - наличие очагов межнациональных конфликтов; - социально-политические и экономические проблемы внутри субъектов государства.

По нашему мнению, понятие внутренняя безопасность государства можно определить как составную часть национальной безопасности страны - это состояние защищенности конституционного строя и суверенитета государства, законных интересов общества и личности от угроз, обусловленных общественно опасными деяниями, внутренними вооруженными конфликтами, террористическими актами, иной противозаконной деятельностью в масштабах, угрожающих целостности государства, а также чрезвычайными ситуациями.

Основной силовой составляющей в системе обеспечения внутренней безопасности государства являются внутренние войска, которые во взаимодействии с органами внутренних дел и органами Федеральной службы безопасности в мирное время решают следующие основные задачи: - охрана общественного порядка;

Справочно: 10 октября 2007 года в Москве был подписан протокол о сотрудничестве между Главным командованием внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главным Управлением командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, согласно которому в рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь будут взаимодействовать, оказывать практическую и методическую помощь в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка по следующим направлениям:

а) подготовка и повышение квалификации кадров;

б) правовое обеспечение;

в) другие направления, которые не противоречат национальным, ведомственным и международным нормативно-правовым актам Сторон.

Стороны будут развивать сотрудничество в следующих формах:

а) двусторонние визиты и рабочие встречи;

б) проведение учений, конференций и семинаров;

в) организация на дополнительно оговариваемых условиях обучения и стажировок в учебных заведениях, войсковых частях по профилям;

г) обмен (по запросу и согласованию Сторон) информацией и нормативными правовыми актами.

- пресечение, локализация и нейтрализация внутренних социальных (вооруженных) конфликтов;

- участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции.

Все перечисленные задачи тесно переплетаются друг с другом. При этом главным проблемным вопросом является применение государством военной силы в условиях мирного времени при возникновении внутренних социальных (вооруженных) конфликтов.

По нашему мнению, основными путями обеспечения внутренней безопасности Союзных стран можно считать:

- разработка единых подходов в определении внутренних угроз безопасности Союзных стран;

- разработка правовой базы по локализации, пресечению и нейтрализации внутренних социальных (вооруженных) конфликтов;

- определение необходимых и достаточных сил и средств при организации внутренней безопасности Союзных стран;

- интеграция систем управления;

- единое планирование, координация и проведение совместных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- создание единых информационных баз данных.

За последнее десятилетие многие локально-региональные конфликты приобрели новые опасные черты. В современных условиях они стали носить масштабный, агрессивный, глобальный характер и активно поддерживаться из-за рубежа.

Вполне вероятно, что локально-региональные конфликты на границах Союза Независимых Государств (СНГ) могут перерасти в военные действия со стороны внешних агрессоров. Подтверждением этому явились события августа 2008 года.

В военное время одной из важных задач, возлагаемых на внутренние войска, является участие в территориальной обороне, с приоритетом правоохранительной функции государства.

По нашему мнению, территориальная оборона может и должна рассматриваться как вид военных действий со своими специфическими формами применения. При этом начинаться территориальная оборона может уже в угрожаемый период до начала военных действий. Так, например, с января 1940 по май 1941 г. в западных районах Белоруссии и Украины было раскрыто 66 резидентур и задержано 1338 агентов. В данном случае эффективное решение задач территориальной обороны возможно только в том случае, если территориальная оборона рассматривается как проблема Союзного государства.

Справочно: Территориальная оборона - это особая форма вооруженной борьбы, включающая в себя комплекс боевых, охранных и режимных действий разнородных сил и средств, согласованных по целям, задачам, месту и времени, направленных на уничтожение диверсионно-разведывательных и террористических сил противника, незаконных вооруженных формирований, а также на защиту населения, охрану и оборону важных объектов, обеспечение законности и правопорядка в военное время и при чрезвычайных обстоятельствах.

Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории государства от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также создания благоприятных условий для функционирования органов государственного и военного управления, предприятий, коммуникаций и жизнедеятельности населения.

Важным вопросом применения компонентов военной организации государства является комплексное использование материально-технических, кадровых и других ресурсов различной ведомственной принадлежности в интересах всех федеральных министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования. При этом необходим обязательный учет специфики решаемых ими задач.

Справочно: Общими задачами территориальной обороны являются:

- охрана и оборона важных военных, государственных объектов и коммуникаций государства;

- борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами противника;

- обеспечение введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения на всей территории государства или в отдельных ее местностях.

По нашему мнению, основными путями организации территориальной обороны Союзных стран можно считать:

- выработку единых подходов в определении внешних угроз безопасности Союзных стран;

- определение системы управления, необходимых и достаточных сил и средств, систем обеспечения при организации территориальной обороны Союзных стран;

- координацию планирования и проведения совместных мероприятий территориальной обороны Союзных стран;

- обмен оперативной информацией по вопросам ведения территориальной обороны Союзных стран.

Исходя из реалий жизни, Вооруженные Силы Российской Федерации и Республики Беларусь в целях осуществления территориальной обороны Союзного государства объединяют свои усилия. В ходе ряда совместных стратегических командно-штабных учений отрабатывались вопросы организации и развертывания Вооруженных Сил РФ и Республики Беларусь, а также задачи по применению группировок войск при локализации и ликвидации вооруженных конфликтов, при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, стратегического сдерживания, обеспечения безопасности Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь.

Однако, считаю необходимым, при планировании совместных мероприятий Союзного государства, уделить большее внимание вопросам взаимодействия наших стран в области внутренней безопасности и территориальной обороны.

В свете вышесказанного целесообразно совместно начать поиск новых подходов к организации и решению задач в области внутренней безопасности и территориальной обороны Союзного государства. Для этого нужны совместные усилия всех заинтересованных силовых структур и органов исполнительной власти наших государств.

Справочно: Целесообразно отдельно обсудить вопрос разработки межгосударственной комплексной программы - стратегии обеспечения внутренней безопасности и организации территориальной обороны Союзного государства.

По нашему мнению, основными направлениями данной работы должны стать:

- развитие межгосударственной нормативной правовой базы, закрепляющей общие подходы во взаимодействии сторон в сферах обеспечения внутренней безопасности и организации территориальной обороны Союзных государств с учетом современных угроз оборонной безопасности России и Белоруссии;

- совершенствование планирования совместных оборонных усилий по обеспечению внутренней безопасности Союзного государства;

- проведение на практике реальных совместных командно-штабных и тактико-специальных учений, учебно-методических сборов и других мероприятий, на которых предусмотреть совместную отработку вопросов решения задач территориальной обороны с акцентом на формирование оптимальной структуры, состава и численности воинских формирований, привлекаемых для выполнения данных задач.

Благодарю за внимание!

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300).

2. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации