ЯДЕРНЫЕ АМБИЦИИ ТЕРРОРИЗМА

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 29/2007

ЯДЕРНЫЕ АМБИЦИИ ТЕРРОРИЗМА

Сергей КЛИНОВИЦКИЙ

начальник отдела 4-го ЦНИИ МО РФ, кандидат технических наук

ПРОТИВ ЭТОГО ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАЛ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ БОРЬБЫ

C крушением биполярного мира и усилением межгосударственных противоречий международный терроризм приобрел глобальный характер. Дальнейший рост его масштабов и влияния во многом связан с глобализацией экономических процессов в современном мире, с нарастанием экономического, политического и социального неравенства между народами, усилением национализма и сепаратизма. В связи с этим терроризм как социально-политическое явление, с одной стороны, отражает конфликт между бедным, голодающим большинством населения планеты и так называемым "золотым миллиардом", проживающим в США, Западной Европе и Японии. С другой стороны, он является проявлением националистического и религиозного экстремизма и аккумулирует способы, методы и средства насилия, необходимые лидерам радикальных движений для достижения их политических целей.

Опасность терроризма увеличивается тем, что он все в большей степени приобретает наднациональный характер, когда экстремистские организации действуют по планам руководителей международного терроризма. Наконец, главную опасность представляют цели терроризма, определяющие средства и способы их достижения: захват власти (Афганистан, Косово), создание всемирного халифата (Ближний Восток, Чечня и др.).

Таким образом, опасность международного терроризма носит глобальный характер в силу того, что питательная среда для его проявления существует в той или иной мере в любой стране и служит источником межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. Опасность его состоит еще и в стремлении обладать современными средствами массового поражения. И если в предшествующие десятилетия основную угрозу человечеству представляла возможность возникновения мировой ядерной войны, то в настоящее время эта угроза отошла на второй план. Угрозы со стороны государств, обладающих ядерным оружием (ЯО), носят в целом сдерживающий характер. Но в современных условиях чрезвычайно остро встал вопрос, как реагировать мировому сообществу на стремление ряда государств обладать ЯО. Крушение двуполярного мироустройства привело к тому, что многие развивающиеся страны стали практически беззащитны от агрессии со стороны более сильных соседей и развитых стран Запада. Поэтому стремление отдельных государств обладать ядерным оружием обусловлено прежде всего необходимостью защиты от посягательств извне. События последнего времени не дают убедительного и однозначного ответа на вопрос о том, какие меры более плодотворны, особенно в условиях угрозы нарастания международного терроризма. Наращивание давления, изоляция, применение силы к государствам, нарушающие международные обязательства и правила нераспространения ЯО и технологий, принуждение их исполнять предписания мирового сообщества? Или преимущественно "мягкие" подходы, предполагающие торг, компромиссы, различного рода уступки и т.п.?

Между тем представляется очевидным, что напряженная ситуация требует от сообщества государств, поддерживающих режим ядерного нераспространения (более 189 стран-участников), прежде всего от постоянных членов Совета Безопасности ООН, высокой степени готовности к широкому диапазону согласованных коллективных действий в целях как недопущения, так и пресечения противозаконной деятельности в данной сфере. Очевидна также важность и неотложность овладения мировым сообществом всем арсеналом дипломатических, экономических, политических, информационных и силовых средств воздействия на потенциальных и реальных распространителей оружия массового уничтожения (ОМУ).

Нарушители режима нераспространения используют все более изощренные и агрессивные методы получения ядерных материалов и технологий двойного назначения. Возникли угрозы развития практики использования ядерных технологий и материалов, предоставленных государствам в мирных целях, для разработки и создания ЯО в результате недостаточности средств и методов экспортного контроля Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Группой ядерных поставщиков (ГЯП). Впервые мировая общественность получила представление о широте торговой сети ядерными материалами и технологиями по каналам нелегальной коммерции, через тайные сети, включающие поставщиков, посредников, перевозчиков и обслуживающие структуры, в 2003 г., когда была разоблачена такая тайная сеть пакистанского происхождения ("сеть Абдул Кадир Хана").

В отношении сил экстремизма и терроризма, отрицающих современный международный правопорядок, в том числе и правила нераспространения ЯО, цивилизованный мир еще не выработал действенных средств борьбы. Исходящую от них угрозу трудно нейтрализовать на уровне бесконечной "мягкой" дипломатии. Увещевания, умиротворение, уступки, равно как и переговоры, соглашения, посредничество и т.п., не подкрепленные решимостью использовать средства принуждения, предусмотренные Уставом ООН, оказываются неэффективны в борьбе с фигурантами подобного рода и не способны надежно осуществлять функцию сдерживания распространителей ОМУ. Терроризм постепенно превращается в постоянно действующее, активно используемое, достаточно эффективное глобальное средство политической борьбы. Интернационализация терроризма способствует расширению перечня объектов, по которым могут быть нанесены удары. В их число могут попасть и ядерные объекты. Сегодня терроризм осуществляет противодействие национальным правоохранительным организациям за счет помощи со стороны экстремистских и националистических организаций, а в отдельных случаях даже государств.

В настоящее время расширению социальной базы терроризма способствуют рост участия в социально-политической борьбе различных, часто не обладающих политической культурой слоев и групп населения, подверженных влиянию политического радикализма, что связано с углублением социально-экономических противоречий во многих странах мира; обострение межнациональных противоречий, резкая активизация на этой основе национализма и сепаратизма; распространение межконфессиональных противоречий, развитие религиозного и религиозно-политического экстремизма (прежде всего исламского характера), формирование на этой основе очагов межгосударственных и внутригосударственных конфликтов с участием больших масс населения; обострение борьбы за изменение государственного правового статуса отдельных территориальных единиц, а нередко и межгосударственных границ; периодическое возникновение согласованных или спонтанных выступлений участников "специфических групп протеста", то есть структур, добивающихся с помощью насилия узко обозначенных социально-политических целей. Но одновременно некоторые правительства стали использовать лозунг борьбы с терроризмом в собственных политических целях. Одновременно теперь удобно обозвать своего внешнего или внутреннего оппонента террористом или его пособником. Подобная ситуация отнюдь не способствует единству мирового сообщества перед лицом общей угрозы.

Терроризм оказался очень эффективной и экономичной версией войны: с минимальными военными затратами обеспечивается требуемая дестабилизация страны-противника. Целью дестабилизации является смена руководства страны-противника, изменение ее политического курса, использование ресурсов страны-противника в своих интересах. Главные принципы: ничто военное не транспортируется - средства поражения находятся на территории страны-противника; никто из нападающих не обнаруживается - исполнители терактов легально рассредоточены по всей территории страны-противника; ничто военное не производится - в качестве средств поражения используются гражданские системы и вооружение страны-противника; никто не обнаруживает руководства терактами - вместо иерархических систем управления боевыми действиями создана самовосстанавливающаяся система сетевого управления; ничто не выдает роли, намерений исполнителей терактов - нет должностей, званий, знаков различия; нет затрат на дорогостоящую военную пропаганду, агитацию - используется многовековая идеология, естественно противостоящая политической идеологии глобализации; нет отрицания современной реальности, а есть использование ее в своих интересах - открытое общество, мир без границ, научно-техническая революция применяется обратным образом, но быстрее и эффективнее, чем это делают страны-создатели социальных и научно-технических инноваций.

Формирование эффективной системы международной безопасности сталкивается с проблемой отсутствия реального механизма для адекватного, юридически оправданного реагирования на террористические выпады, многовариантное объяснение самого явления, сложность и многоликость термина "терроризм" не позволяют решить эту проблему. К тому же очевидно, что Соединенные Штаты, выстраивая свою внешнюю политику, в борьбе с мировым терроризмом и нераспространением ОМУ преследуют определенные политические цели:

- политический разгром исламского фундаментализма как препятствия на пути установления американского мирового порядка;

- установление контроля над неугодными Вашингтону мусульманскими странами;

- предотвращение обвала, а по возможности и укрепление своей национальной валюты;

- усиление контроля над нефтеносными районами в зоне между Каспием и Персидским заливом и обеспечение безопасности маршрутов движения соответствующих энергетических потоков;

- понижение политической роли двух крупнейших держав-обладательниц ЯО - России и Китая;

- понижение политического статуса союзников США по НАТО;

- возвращение Европе статуса деполитизированной экономической зоны, целиком зависящей от Соединенных Штатов.

Для успешного противодействия международному терроризму и во избежание двойных стандартов в проведении всеобщей антитеррористической борьбы необходимо выработать и законодательно оформить документ, в котором терроризм получил бы однозначное юридическое определение без всяких интерпретаций. Международная антитеррористическая система должна создаваться под эгидой ООН на прочной законодательной базе. Оптимальным вариантом для России и других государств, ведущих борьбу с терроризмом, было бы их участие в антитеррористической коалиции только под эгидой ООН и в соответствии с решениями ее Совета Безопасности. Следует от имени ООН ставить жесткие условия странам, на территории которых находятся базы и вербовочные пункты международного терроризма. В случае, если эти страны не способны сами закрыть такие объекты, можно было бы помочь им это сделать объединенными усилиями спецслужб. Если же они не захотят этого сделать, то в отношении них правомерно было бы применить экономические и военные санкции ООН.

Безусловно, определяющим фактором в противодействии международному терроризму и экстремизму является создание условий, способствующих предотвращению их проявлений. Следует отметить, что осуществляемая деятельность по борьбе с этими вызовами и угрозами является не только набором силовых методов. Все понимают, что данную проблему таким образом не решить. Главное - создание условий (социально-политических, экономических, культурных) с тем, чтобы выбить почву из-под ног носителей и проповедников экстремистских идей и учений. В решении этой проблемы необходимо использовать весь комплекс имеющихся в распоряжении у государства и общества возможностей. В этой связи важна позиция духовенства, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации. Роль религии имеет важное значение в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Это особенно актуально в связи с тем, что международные террористические организации в своих подрывных и противоправных деяниях прикрываются религиозной атрибутикой и идеологией.

Новая ситуация диктует новые правила. Правительству отдельно взятой страны трудно найти, а тем более осуществить действенные меры в ответ на новые угрозы. В связи с этим возникает необходимость поиска и совершенствования путей тесного международного сотрудничества.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации