ФЛОТИЛИЯ ЖИЗНИ НА ЛАДОГЕ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 8/2007

ФЛОТИЛИЯ ЖИЗНИ НА ЛАДОГЕ

Вадим КУЛИНЧЕНКО

капитан 1-го ранга в отставке, публицист

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Когда я был в Музее истории Ленинграда, мне на глаза попались строчки из блокадного дневника школьницы Майи Бубновой: "У нас в Ленинграде - все герои. Но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться ему, как доблестному среди доблестных!".

0x01 graphic

Фото с сайта Победа 1941-1945

Зенитчики Ладожской флотилии на Дороге жизни (1943 г.).

Ладога - крупнейшее озеро в Европе. Длина его - 219 км, средняя ширина - 83 км. Вода пресная, прозрачная, наибольшая глубина - 230 метров. Преобладает неустойчивая погода с малым числом ясных дней. Штормы возникают внезапно. Только задует ветер - по озеру уже бегут волны, высота которых может достигать 6 метров. Часты туманы, сплошные и продолжительные, особенно в южной части озера, где и пролегала Дорога жизни, которую с начала мая и до ноября обеспечивала Ладожская военная флотилия (ЛВФ). Она была создана в октябре 1939 г. для обороны побережья и прикрытия приозерных флангов войск в период не очень удачной для нас советско-финляндской войны 1939-1940 гг. В ноябре 1940 г. она практически была расформирована, создана вновь 25 июня 1941 г. В начале блокады взоры руководства всех рангов обратились к Ладоге.

12 сентября, спустя девять дней после решения военного совета Ленинградского фронта, возложившего на флотилию задачу транспортировки грузов для осажденного города, к Осиновцу (тогда это был просто маяк. - Прим. В.К.) подошли две баржи с 800 тоннами зерна. В охранении боевых кораблей "Конструктор" и "Шексна" их привел буксир "Орел". Это были последние суда, прибывшие из Лодейного Поля. Прорыв противника к Свири нарушил работу этого порта, в который могли заходить озерные суда. В Осиновце в то время еще не было ни причалов, ни погрузочно-разгрузочных команд. Для перевалки грузов воспользовались корабельными шлюпками. Таким же образом был разгружен сторожевой корабль "Пурга", прибывший с 60 тоннами боеприпасов. Всеобщий аврал длился двое суток, а 15 сентября в Осиновец были доставлены еще 3 тыс. тонн зерна:

Так начала действовать жизненно важная для блокадного Ленинграда коммуникация по Ладожскому озеру - Дорога жизни. Это не только "зимник", отразившийся во всенародном сознании как ледовая трасса по Ладожскому озеру, это целый комплекс мероприятий и сооружений, не последнюю роль в реализации которых играла ЛВФ. 9 октября 1941 г. флотилию, состоящую из 66 кораблей и катеров, в основном переоборудованных из гражданских судов, возглавил новый командующий капитан 1-го ранга Виктор Чероков, на которого была возложена масса задач. Кроме боевых, это были и задачи обеспечения: перевозка народно-хозяйственных грузов в осажденный Ленинград, а также мирного населения и войск; прокладка магистрального топливного трубопровода и кабелей (силовых и связных) по дну Ладожского озера; прикрытие приозерных флангов наших войск, ведь под нашим контролем была небольшая часть побережья озера.

Фашисты, убедившись, что одними воздушными налетами снабжения Ленинграда не прервать, стали наращивать на озере свои морские силы. В 1942 г. здесь создается немецко-итало-финская флотилия. В ее составе действовали четыре торпедных катера диверсионной 10-й итальянской флотилии MAS (командир - известный диверсант "черный князь" Боргезе). Это были мощные катера для того времени. Водоизмещением в 20 тонн, они обладали мощным авиационным мотором в 2000 л/с, что позволяло им развивать скорость свыше 45 узлов. Радиус их действия - около 600 км, что для Ладожского озера было вполне достаточно. Вооружение состояло из двух торпедных аппаратов, спаренного автомата. Они могли брать на борт несколько мин. За теми катерами охотились наши разведчики, но так и не смогли добыть их: Чтобы успешно бороться с вражеской флотилией, требовалось усиление ЛВФ, и в 1942-1943 гг. она пополняется подводной лодкой, торпедными катерами, батареями береговой артиллерии, транспортными судами.

Первая военная навигация 1941 г. завершилась 29 ноября, корабли застревали во льдах, там и оставались зимовать. До этого времени моряки ЛВФ и речники Северо-Западного речного пароходства перевезли через озеро 34 900 человек, 61 700 тонн груза, в том числе 27 тыс. тонн муки, более 200 тыс. банок мясных и рыбных консервов и много других продуктов. Тысячи винтовок и пулеметов, сотни тысяч артиллерийских снарядов и мин, более 3 млн. патронов и свыше 100 тыс. ручных гранат. Позже уполномоченный ГКО по продснабжению войск Ленинградского фронта и населения осажденного Ленинграда Д.В. Павлов напишет в своих воспоминаниях: "На Ладоге становился лед, суда ходить не могли. И все же моряки каким-то чудом пробивались: и наряду с боеприпасами доставляли продовольствие: Их дела осенью 1941 года - это подвиг".

Кровью войны является горючее для техники, в котором особенно нуждались авиация и флот. Топливно-наливных судов не хватало, тогда моряки придумали буксировать через озеро железнодорожные цистерны, для чего в бухтах Гольсмана и Кобоне были сооружены специальные слипы с рельсами, уходящими в воду. Цистерны по ним спускались в озеро, сцеплялись по 8-9 штук, и буксир тянул их на противоположный берег. За этими рейсами железнодорожных цистерн внимательно следили в Смольном. Но и это не решало всех задач.

9 апреля 1942 г. ГКО поставил перед наркомом ВМФ задачу обеспечить во вторую военную навигацию огромный для той поры грузооборот через Ладожское озеро. Кроме транспортировки грузов, навигационного и конвойного обеспечения движения по озеру, на ЛВФ возлагались задачи прикрытия большой и малой трасс от нападения противника, а также взаимодействие с сухопутными войсками. И если в 1941 г. перевозки по озеру осуществлялись в основном по большой трассе, то теперь возросла роль и малой. К началу навигации на берегах озера были созданы порты с большим причальным фронтом и развитой сетью железных и грунтовых дорог. Теперь уже суда разгружались непосредственно у причалов.

В снабжении осажденного города, еще раз повторю, особое место занимало топливо. Было принято решение о прокладке по дну озера трубопровода, энергетических кабелей и новых кабелей связи. Непосредственно к прокладке трубопровода по дну озера приступили 21 мая 1942 г., а все работы были закончены 16 июня. ЛВФ не могла находиться в стороне от этого важного дела. Еще весной, когда озеро было сковано льдом, гидрографы и подразделения аварийно-спасательной службы произвели промер глубин и обследовали грунт в полосе будущей трассы трубопровода. Для этого было прорублено во льду 1500 лунок и составлена схема рельефа дна. Прокладывать трубы по дну озера оказалось непросто. Эта работа была по плечу только высококвалифицированным водолазам, которых опять же дал флот. Уже 18 июня по трубопроводу протяженностью 30 км на западный берег потек бензин (нефтебаржи стали перевозить только мазут).

Одновременно по дну озера прокладывались кабели, изготовленные в условиях блокадной зимы заводом "Севкабель". Много энергии и труда вложили моряки в прокладку не только связного, но и пяти силовых кабелей, по которым должна подаваться в Ленинград энергия от восстановленной Волховской ГЭС. Все работы были проведены в невиданно короткие сроки - за 50 суток. 23 сентября 1942 г. город получил мощный поток электроэнергии, в полную силу заработали заводы: Это была большая победа.

Третья военная навигация закончилась 3 января 1944 г. За навигацию было отмечено более 20 активных боевых столкновений с кораблями вражеской флотилии, более 100 выходов кораблей для содействия сухопутным войскам. Непосредственно кораблями и судами флотилии было доставлено в Ленинград 20% всех грузов, а это 556 816 тонн (основной поток грузов уже шел автомобильным и железнодорожным транспортом, так как в результате операции "Искра" Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 г. город был частично деблокирован). 27 января 1944 г. Ленинград салютовал доблестным войскам, окончательно и навсегда отбросившим фашистских захватчиков от его стен.

В том, что Ленинград выстоял, есть большая заслуга и Ладожской флотилии. Швейцарский историк Юрг Майстер, занимающийся историей германского флота во Второй мировой войне, в журнале "Нейви" (№8 за 1957 г.) писал: "На Ладожском озере советский флот продемонстрировал свое полное превосходство над флотом противника и остался хозяином этого жизненно важного пути. Русские действовали на Ладожском озере в тактическом и стратегическом отношении исключительно хорошо:".


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации