'УКРСПЕЦЭКСПОРТ' НЕ ОДИН ДОМА

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 28/2007

"УКРСПЕЦЭКСПОРТ": НЕ ОДИН ДОМА

Наталья ПЕЧОРИНА

Киев

УКРАИНСКИЙ ГОСПОСРЕДНИК ПО ТОРГОВЛЕ ВООРУЖЕНИЕМ ПОЛУЧИЛ КОНКУРЕНТА

Список украинских предприятий, имеющих право на экспорт всей номенклатуры вооружения и военной техники (ВВТ), пополнился еще одним. На прошлой неделе правительство Украины предоставило предприятию "Таскоэкспорт" полномочия, сравнимые с правами государственного посредника на экспорт и импорт ВВТ госкомпании "Укрспецэкспорт" и ее дочерних предприятий. На предоставление "Таскоэкспорту" еще и статуса государственного посредника правительство не рискнуло пойти, но и сделанного вполне достаточно для обострения внутренней конкуренции, перераспределения финансовых потоков от оружейного экспорта и видимого, но не реального решения проблемы управления госкомпанией. Правительственные инициативы в какой-то мере направлены на выход из тупика. Но сработала классическая схема: хотели как лучше, получилось как всегда.

Показатели украинского оружейного экспорта в настоящее время хорошо отражают кризисное состояние республиканской "оборонки" и, как следствие, отсутствие новой продукции, способной заинтересовать иностранного заказчика, а значит, и увеличить поступления от экспорта. В настоящее время структура экспорта новых образцов продукции составляет не больше 20%, еще 20% - услуги и ремонт техники, около 20% - поставки старой техники и прочие услуги. К сожалению, доля новой продукции в экспорте остается стабильно низкой, и не в последнюю очередь в связи с невниманием к проблемам со стороны структур, обязанных их решать. Конечно, вины госпосредника в этом нет, но и особой заинтересованности в улучшении ситуации не наблюдается.

"ТАСКО..." ПРОТАЩИЛИ

ГП "Внешнеторговая фирма "Таскоэкспорт", учредителем которого выступило Минпромполитики, специализировалось до недавнего времени на экспорте и импорте военных и промышленных взрывчатых веществ, боеприпасов и их элементов. И обороты предприятия несравнимы с "Укрспецэкспортом".

Впервые с инициативой предоставления "Таскоэкспорту" полномочий по экспорту ВВТ выступил нынешний первый замминистра промышленной политики Владимир Рыжов. Его аргументация была проста: "Укрспецэкспорт" за посредничество "дерет" грабительские проценты, многие предприятия недовольны его работой, а в сфере Минпромполитики есть собственная структура ("Таскоэкспорт"), на сотрудничество с ней можно (и нужно) перевести оборонные предприятия, подчиненные министерству. Проблема таким образом решится, и все будут довольны.

С подобными предложениями Рыжов выступил осенью прошлого года, но тогда они не получили развития. Кабинет министров в то время пытался получить контроль над "Укрспецэскпортом", исходя из действующей нормативно-правовой базы. На тот период пришлись изменения, внесенные правительством в устав госкомпании. Они предполагали установление полного контроля правительства над "Укрспецэкспортом" и исключение из этой сферы президента Украины. Виктор Ющенко оспорил этот документ в Конституционном суде, но решения этой инстанции до сих пор нет.

Второй этап борьбы за контроль правительства над "Укрспецэкспортом" пришелся на февраль-март нынешнего года. Сначала премьер Виктор Янукович публично раскритиковал работу гендиректора компании Сергея Бондарчука и предложил ему подумать о будущем. Затем правительственным постановлением вместо госкомпании "Укрспецэкспорт" был учрежден национальный концерн с тем же названием. Правительство пошло на уступки президенту: постановление не вступало в действие до рассмотрения этого вопроса на заседании украинского Совета национальной безопасности и обороны. До нынешнего времени документ не подписан, так как трижды вопрос снимался с обсуждения Совбеза.

Потерпев неудачу с легальным реформированием (вернее, установлением контроля) госпосредника, правительство пошло "полулегальным" путем. В июне директором "Таскоэкспорта" был назначен Олег Попов, занимавший пост первого зама гендиректора "Укрспецэкспорта" (до прихода на пост гендиректора этой компании Валерия Шмарова в 2002 г.). Теперь "Таскоэкспорт" уравняли по полномочиям с государственным посредником.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ И... ФИРМ

Дискуссии о месте и роли госпосредника, его взаимодействии с предприятиями ОПК, а также об "идеальной" структуре ведутся уже не первый год, но их появление четко обозначило начало кризисных явлений не столько в ОПК, сколько в экспорте ВВТ. Гендиректор "Укрспецкэспорта" Валерий Малев незадолго до гибели в 2002 г. пытался "срастить" в рамках создания корпорации посреднические структуры ("Укрспецэкспорт" и "дочки") с наиболее успешными предприятиями ОПК. Следующий руководитель "Укрспецэкспорта" Валерий Шмаров своим решением ликвидировал "за ненадобностью" два дочерних предприятия компании - "Спецтехноэкспорт" и "Промоборонэкспорт". Решению был придан вид борьбы за повышение эффективности управления дочерними структурами, но на практике это оказалось не более чем внутренними "разборками". В 2005 г., то есть уже после смены Шмарова на нынешнего гендиректора Сергея Бондарчука, ликвидация этих предприятий прекратилась, и в настоящее время они полноценно работают. Бондарчук, находясь на должности не так давно, успел несколько раз поменять взгляды на пути совершенствования действующей системы. Вначале он поддерживал идею концентрации посредников и предприятий ОПК в рамках единой структуры, затем выступал за "вертикаль" управления оборонкой. Сейчас исходит из старого принципа "Богу - Богово, кесарю - кесарево". По его мнению, сферы госпосредника и предприятий ОПК должны быть четко разграничены, а для повышения эффективности раздельного существования "Укрспецэкспорту" нужно предоставить монопольные права на экспорт оружия, как это произошло в России.

А теперь о монополизации можно даже не мечтать. Ценой сохранения собственного кресла и собственного упрямства для Бондарчука стало постепенное выдавливание "Укрспецэкспорта" с рынка или же жесткая внутренняя конкуренция с "Таскоэкспортом". Кстати, если по административной "вертикали" предприятия ОПК (а они все государственные и находятся под контролем Минпромполитики, за исключением ремонтных заводов Минобороны и ракетно-космических, которыми управляет НКАУ) обяжут работать с новым посредником, результаты окажутся плачевными для нынешнего госпосредника. Но в итоге пострадает и весь ОПК. Ни то, ни другое не выгодно государству, но таковы будут последствия ожесточенной борьбы за контроль над финансовыми потоками оружейного бизнеса. Более чем актуальным этот вопрос становится в преддверии внеочередных парламентских выборов.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Политическая "составляющая" украинского оружейного бизнеса никогда не давала поводов для оптимизма. Их нет по простой причине: в среде украинских правителей и управленцев так и не появились фигуры, способные не только контролировать работу в этой сфере, но и даже поставить сколько-нибудь грамотные задачи на перспективу. До сих пор госпосредник находится в самостоятельном плавании, правительство пытается контролировать сам процесс, но никто не задается вопросом: что дальше? Нет ответа на вопрос: что будут продавать все госпосредники и просто спецэкспортеры через три-четыре года? Вернее, он есть, но мало кого может порадовать. Когда будут "выедены" все советские запасы (а ложка уже скребет по дну котелка), украинский ОПК исчезнет как объект действительности, превратившись в 10-20 предприятий, работающих на субподрядах иностранных компаний. С этим, как прогнозируют эксперты, можно даже успеть к двадцатилетию украинской независимости в 2011 г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации