УГРОЗЫ НА СЕВЕРЕ РОССИИ РЕАЛЬНЫ
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 24/2007
УГРОЗЫ НА СЕВЕРЕ РОССИИ РЕАЛЬНЫ
Александр КОРАБЕЛЬНИКОВ
доктор военных наук, профессор, полковник
ЕСТЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТИ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ?
Необходимость уничтожения России как геополитического цивилизационного центра является неизменно признаваемым положением. В работах всех ведущих специалистов по геополитике (в том числе и российских) в разных аспектах раскрывается природа интересов мировых сил. В соответствии с установившимися научными и политическими взглядами вопрос об уничтожении России в качестве геополитического цивилизационного центра является для Запада вопросом его собственного выживания, поэтому отказ от реализации этих интересов невозможен ни при каких условиях.
О наличии соответствующих стратегических документов известно достаточно давно. Примечательными в этом отношении являются три документа.
Первый. В 1959 г. в США принят закон №86-90, в соответствии с которым расчленение СССР должно быть осуществлено на 22 части. На пятнадцать частей (союзных республик) расчленение уже совершено, осталось еще семь. В различных высказываниях представителей интересов Запада называлось различное число частей, в том числе - до 40-50, однако этот разнобой в количественных показателях может иметь цель лишь обеспечить маскировку исполнения реального сценария при выполнении главной функции - психологической подготовки своих и противостоящих сил к неизбежности самого события. Поэтому расчленение СССР на 22 части, установленное в руководящем документе, а не в частных высказываниях, является более вероятной целью стратегических планов.
Второй. В своей книге "Геостратегия для Евразии" З. Бжезинский дает деталировку данного плана. Предполагается расчленение России на составные части осуществлять путем конфедерализации системы внутригосударственных отношений между ними. При этом полностью отчленяются выходы России к морям (реализация давней стратегии "петли анаконды"), за исключением Северного Ледовитого океана. Выход в Балтику переходит под контроль Германии (вместе с Санкт-Петербургом), выход в Черное море - под контроль Турции (вместе с Крымом и Кавказом), выход в Тихий океан - под контроль Японии на юге и США на севере. Конечно, нарисованную Бжезинским политическую карту на территории России следует воспринимать не абсолютно точно, а лишь на качественном уровне. Вполне понятно, что он в своей работе не может полностью демаскировать реализацию оперативных и стратегических планов. Это напрямую относится и к регионам севера России.
Третий. Администрацией Б. Клинтона была разработана концепция нового передела мира. Так, к 2015 г. предполагается возникновение свыше 100 новых государств. По сути, это план приведения административно-территориального деления мира в соответствие с интересами абсолютного господства США и их союзников. При этом остальные государственные образования, каждое по своему совокупному потенциалу, должны представлять собой лишь губернии нового мирового государства, абсолютно несостоятельные в конкуренции с контрольной властью, неспособные создать альтернативный центр мировой власти. Понятно, что план нового передела мира должен затрагивать все крупнейшие государства, в том числе и Россию.
Непосредственная военная угроза безопасности России со стороны США в рассматриваемый период может иметь место в том случае, если на базе неоспоримого экономического, военного, политического лидерства Вашингтона администрация США сочтет возможным использование военной силы на ее территории для достижения американских интересов. "Балканизация" России, предполагающая создание на ее территории ряда квазигосударств, может считаться возможным сценарием развития событий, если внутренние социально-политические и социально-экономические трудности России станут фактором ее распада. Или когда они отойдут от начертанного пути развития, а США при этом предпримут все усилия по обеспечению собственного контроля над российским ядерным оружием.
Каковы возможные варианты сценариев агрессии северных регионов России?
На Европейском Севере ситуация остается более стабильной. Все три северных соседа России (Норвегия, Финляндия и Швеция) имеют сугубо оборонительные военные доктрины и сами по себе практически не представляют угрозы для российской безопасности. Однако Россию вовсе не могут не беспокоить попытки блока НАТО использовать эти государства в своих геостратегических планах, ущемляющих национальные интересы России на севере. Если Швеция и Финляндия придерживаются политики нейтралитета, но все же имеют достаточно мощные и современные армию и флот и в стратегии НАТО им отводится роль буфера, прикрывающего государства блока на Северо-Европейском ТВД, то Норвегия, являющаяся членом Североатлантического альянса, рассматривается в качестве передового плацдарма, который обеспечивает ОВС НАТО благоприятные условия для заблаговременной подготовки и проведения широкомасштабных операций в Северной Атлантике и Заполярье.
Военные действия могут начаться с высадки десантов (морского и воздушного) в первую очередь в порты Архангельска, Кандалакши и Мурманска. Районы базирования Северного флота будут блокированы и подвержены ракетным и авиационным ударам. Для решения задачи по овладению вышеуказанными портовыми городами предполагается задействовать группировку войск армии США не менее 40 000 человек. Одновременно группировкой войск армии Финляндии будут перекрываться и браться под контроль железнодорожные и автомобильные дороги, связывающие Кольский полуостров с центром России.
В последующем, по мере завершения овладения портами, транспортными узлами и объектами базирования Северного флота, командование оккупационных войск может приступить к проведению комплекса мероприятий по взятию под контроль важнейших экономических центров Архангельской области и Республики Коми.
Исходя из тенденций развития обстановки на Европейском Севере, целесообразно усиливать группировку не только Северного флота, но и сухопутную. Наиболее целесообразно в данном регионе иметь оперативно-тактическую группировку Сухопутных войск, которая по своим возможностям сможет обеспечить решение территориальных проблем, не доводя до прямой конфронтации.
Таким образом, если угроза прямой военной эскалации с Европейского Севера в российские пределы сегодня является все же маловозможной, то в случае эскалации военно-политического противостояния России и государств НАТО нельзя полностью исключать возможность блокады России на севере, а затем и его оккупацию.
Особый интерес в обеспечении национальной безопасности России на современном этапе представляет собой Уральский регион. Как известно, в него входят четыре области (Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская) и два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий).
Уральский регион представляет собой мощный индустриальный комплекс, по объему выпускаемой промышленной продукции занимающий второе место после Центрального. Ведущими отраслями специализации являются черная и цветная металлургия, машиностроение, горнорудная, химическая и топливная промышленность. Из всего региона наибольший интерес для военно-политического руководства как США, так и Китая представляют Тюменская и Курганская области, особое внимание - Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, так как в них создана мощная нефтегазодобывающая промышленность. Добыча ведется в трех центрах: Нижневартовском и Сургутском в Среднем Приобье и Шаимском в Приуралье. Тюменская область поставляет около 70% нефти и 90% российского газа.
Подавляющая часть добычи природного газа приходится на Уренгойское, Медвежье, Ямбургское месторождения. Нефтеперерабатывающая промышленность развита слабо, имеется всего один нефтеперерабатывающий завод в городе Тобольске. Функционируют шесть газоперерабатывающих заводов.
В случае обострения военно-политической обстановки между Россией и США возможна оккупация военных объектов прежде всего Тюменской области. Захват их возможен как воздушным, так и морским десантом. Первоочередными объектами могут быть порт Новый, связывающий регион с портами России, административные центры Салехард, Ханты-Мансийск, Тюмень, Курган. В последующем - взятие под контроль более ста газовых и нефтяных месторождений. Следующий этап в действиях оккупационных войск - взятие под контроль транспортных коммуникаций. Ввиду отсутствия войск и низкого уровня заселенности региона численность оккупационных войск может быть незначительной, в пределах 10-15 тысяч человек. Предположительный характер их действий - охрана и патрулирование.
Китайское руководство, прекрасно осознавая перспективы военно-политической обстановки, будет стремиться всеми путями реализовать свои замыслы на севере. Важнейшими стратегическими задачами в ближайшей перспективе предполагается осуществить решение вопроса с "оспариваемыми территориями". В случае срыва решения данного вопроса мирным путем руководством Китая предусматриваются и более решительные меры. Так, при возникновении кризисной ситуации в двусторонних отношениях КНР может пойти на ввод своих Вооруженных Сил на территорию Российской Федерации под предлогом защиты безопасности и интересов китайцев, проживающих на "оспариваемых" территориях Дальнего Востока и Сибири.
При условии успешной реализации данного замысла Китай приступит к осуществлению либо подготовке более глобальной цели - захвату остальных регионов и установлению контроля за стратегически важными коммуникациями и источниками сырья. Из всех намеченных районов особая значимость придается Западно-Сибирской низменности. Следует полагать, что подготовка и реализация замысла по овладению вышеуказанным регионом уже начались. Предусматривается захват вышеуказанного региона, и прежде всего его плацдармов - городов, осуществлять двумя путями: мирным и военным и по двум направлениям: первое - через Казахстан, второе - через Новосибирск и Омск. В решении данной задачи предполагается, что основным препятствием будут служить действия американских мобильных сил, а в качестве случайности - сопротивление российских соединений и частей, дислоцированных или переброшенных в данный район, или силы и средства иррегулярных войск.
Пока что тихая экспансия областных центров и других городов региона китайцами будет продолжаться, но с большей интенсивностью. Заселение китайцами важных административных центров и объектов на транспортных коммуникациях в последующем может привести к срыву организованного захвата этих городов американскими войсками. В китайских анклавах могут быть созданы как экстремистские группировки, так и иррегулярные вооруженные формирования, которые в состоянии оказать упорное сопротивление.
К тому же иррегулярные вооруженные формирования могут как в течение подготовительного периода, так и с захватом города американцами проводить террористические действия различного масштаба, а в последующем привести к цепному процессу реализации угроз социального, экономического, экологического и техногенного характера. Подобные действия будут способствовать массовым разрушениям и жертвам, что подорвет моральный дух населения и способность его к сопротивлению, а американские войска заставит отказаться от удержания данного города.
При наличии частей и соединений в городе и на подступах к нему подобные действия "пятой колонны" могут крайне осложнить проведение мероприятий по подготовке к обороне города. А при проведении указанных мероприятий иррегулярными вооруженными формированиями в условиях приближения к городу наступающих войск НОАК - к снижению устойчивости обороны при его удержании или вовсе сдаче без боя. Военные специалисты Китая считают, что военные действия в данном регионе будут вестись по направлениям при сосредоточивании основных усилий на овладении городами и другими объектами.
Вышеизложенное настоятельно требует создания группировки стратегических резервов с целью обеспечения задач прикрытия южного или центрально-азиатского и восточного стратегических направлений. Наиболее оптимальным составом группировки войск может быть следующий. Общевойсковых соединений - не менее трех; авиационных - не менее двух; соединений Военно-морского флота - не менее одного.
Наличие военной угрозы со стороны упомянутых выше государств обусловливает необходимость содержать как минимум группировку разнородных сил в готовности к ведению сдерживающих действий крайне ограниченными средствами по прикрытию границы, обороне важных административных центров и охране коммуникаций и объектов газовой и нефтяной промышленности, а также ведению противодесантной обороны.
В пределах Восточно-Сибирского района в качестве первоочередного объекта агрессии целесообразно рассматривать Таймырский автономный округ. Он расположен на севере Восточной Сибири, за полярным кругом. В округе имеются запасы полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, полиметаллических руд. Основная отрасль промышленности - горнодобывающая. Никель, медь, кобальт добываются и выплавляются в районе Норильска. Рядом с Норильским горно-металлургическим комбинатом построен Надеждинский металлургический завод. Проложен газопровод Мессояха-Норильск. Важное значение имеют речные и морские перевозки.
По Северному морскому пути осуществляются перевозки грузов через порты Диксон, Дудинка, Хатанга и Песина, транспортируется лес. Через аэропорт Норильск осуществляется прямое воздушное сообщение с Москвой. В портах Диксон и Дудинка в интересах Северного морского пути постоянно работают два атомных ледокола.
Поводом для оккупации региона может служить, к примеру, легенда о нарушении мер по предупреждению террористического акта на атомных реакторах на судах. Данный повод может служить основанием для взятия под контроль прилегающего к данному региону участка Северного морского пути.
Наиболее вероятным способом захвата аэропорта может стать высадка воздушного десанта. В последующем его подразделениями могут быть взяты под контроль трубопровод, месторождения и другие объекты. Создание инфраструктуры для оккупационных войск возможно путем поставок оборудования и средств для обеспечения жизнедеятельности морскими коммуникациями через порты Диксон, Дудинка, Хатанга.
Для решения задачи по овладению важнейшими объектами района потребуется не менее бригады экспедиционного корпуса. Это обусловлено тем, что в данном районе, кроме органов МВД, нет воинских частей. Для захвата и в последующем обеспечения соответствующего режима, например, в г. Норильске с численностью населения 170 тыс. человек достаточно одного батальона. Для контроля над другими городами, объектами - и роты на каждый.
Возможны и другие варианты овладения экономическим районом Восточной Сибири. В данной статье их не предполагается рассматривать. Но каковы же пути предотвращения оккупации промышленного района Таймырского автономного округа? Как представляется, необходимо создать соответствующую инфраструктуру для частей и подразделений Министерства обороны. Под этим в первую очередь следует понимать размещение в данном округе не менее общевойскового соединения, ориентированного на противодесантную оборону. Систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов перестроить на решение задач по обороне своего региона. При этом в портах необходимо иметь соответствующие структуры и подразделения из состава Северного флота. Автономность предлагаемой группировки войск возможна при условии размещения в данном районе частей и подразделений Военно-воздушных сил.
Безопасность северных районов в пределах Дальневосточного региона России необходимо рассматривать исходя из расположения экономических районов, имеющих стратегическое значение. На северо-востоке азиатской части России расположены Республика Саха (Якутия) и Магаданская область. Вдоль их побережья проходит Северный морской путь, имеющий важное значение в экономике данных субъектов Федерации. Так, Республика Саха располагает богатыми природными ресурсами. Полезные ископаемые - алмазы, золото, каменный и бурый уголь, железные руды, природный газ, олово, вольфрам, полиметаллические руды. Экономика представлена горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленностью.
Редкая заселенность и очаговое освоение природных ресурсов в регионе придают исключительное значение транспорту: железнодорожному, автомобильному, речному, воздушному. В республике есть 2 морских порта (Тикси, Зеленый Мыс), четыре аэропорта, имеющих прямое сообщение с Москвой. По территории республики проложен газопровод Тяс-Тумус-Якутск-Покровск.
Захват важных объектов республики возможен путем высадки воздушных десантов. Первоочередными объектами, которыми они могут овладевать, следует предполагать аэропорты. Морскими десантами предположительно будут захватываться морские порты. В последующем могут быть взяты под контроль объекты горнодобывающей промышленности, речные порты и дороги.
Для решения задач по захвату вышеуказанных объектов потребуется не более бригады из состава легкой пехотной дивизии и не менее двух батальонов морской пехоты. Оккупационные войска могут охранять важные объекты, патрулировать, а также проводить комплекс контрольных мероприятий.
Известно, что на территории республики отсутствуют какие-либо воинские формирования. Поэтому одним из первоочередных мероприятий следует считать размещение в пределах морских портов подразделения береговой обороны и кораблей Военно-морского флота. В населенных пунктах, где имеются аэропорты, размещать воинские подразделения (не менее мотострелкового батальона). Таким образом, для решения задач по уничтожению воздушных десантов потребуется развернуть в республике общевойсковое формирование не менее отдельного мотострелкового полка.
Особое военно-стратегическое значение для России имеет Магаданская область. Расстояние от Магадана до Москвы - 7110 км. В области 2 города, 32 поселка и 136 сельских населенных пунктов. Область располагает богатыми природными ресурсами. Здесь имеются золото, олово, вольфрам, ртуть, уголь. На территории области относительно развиты автомобильный, морской, трубопроводный виды транспорта. С портами России и зарубежными странами связывают морские пути. На территории области семь аэропортов.
Применительно к Магаданской области вообще и Чукотскому автономному округу в частности агрессию в прямом смысле предусматривать вряд ли следует. Однако захват портов Певск, Уэлен, Анадырь следует предполагать. Овладение данными административными центрами позволит контролировать всю хозяйственную деятельность Чукотки. Захват их возможен высадкой морских десантов силой до батальона морской пехоты в каждом из них. Выполнение задач по обеспечению оккупационного режима возможно путем охраны важных объектов и патрулированием.
Возникает вопрос: как недопустить агрессию в исследуемом районе? По-видимому, первоочередным мероприятием следует считать восстановление прежней группировки войск. А она не столь существенна - общевойсковое соединение с соответствующими структурами по обеспечению ее жизнедеятельности.
Предложенный состав группировок войск и вероятный характер их действий по отражению агрессии располагает довольно ограниченными возможностями в решении возможных задач. Необходимо предусматривать широкий комплекс мероприятий политического, экономического и военного характера, позволяющего мобилизовать все ресурсы регионов по организации и ведению военных действий практически на два "фронта" с применением всех форм борьбы, в том числе таких, как партизанская, подпольная, национально-освободительная.