ТЫЛОВИКИ УСПЕШНО БОРЮТСЯ С БРАКОДЕЛАМИ
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР/2007/№ 47
ТЫЛОВИКИ УСПЕШНО БОРЮТСЯ С БРАКОДЕЛАМИ
Вадим УДМАНЦЕВ
ГОРАЗДО ТРУДНЕЕ ВОЕННЫМ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С НЕФТЯНИКАМИ О ФИКСИРОВАННЫХ ЦЕНАХ НА ГСМ
С 22 по 24 ноября в Москве на базе Легкоатлетического футбольного комплекса ЦСКА проходила 7-я Всероссийская специализированная выставка "Российские производители и снабжение Вооруженных Сил". Своей практической направленностью этот специализированный форум давно уже заслужил репутацию мероприятия, способствующего совершенствованию и укреплению системы Тылового обеспечения войск (сил).
Главная задача тыловиков - чтобы солдат был одет, обут и накормлен.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Выставка проводилась при поддержке правительства Москвы и всех российских силовых ведомств (служб) и под патронатом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а ее организаторами традиционно выступили Минобороны (Тыл Вооруженных Сил) и компания "Мастер-Экспо". На площади более двух тысяч квадратных метров разместились около двухсот фирм из различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, демонстрировавших готовую продукцию, новейшие технологии и сырье на стендах и в экспозициях соответствующих разделов: "Медицина", "Продовольствие", "Техника, оборудование и строительные материалы", "Вещевое имущество". Кроме того, для производителей спортивного инвентаря, а также обуви и одежды для спорта впервые был организован раздел "Спорт. Культура. Досуг".
Уникальность выставки заключалась не только в том, что с ее экспозицией ознакомились руководители тыловых служб округов, флотов и объединений практически всех российских силовых структур, а счет рядовым посетителям шел на тысячи. Выставка в очередной раз предоставила реальную возможность заинтересованным представителям делового мира непосредственно пообщаться с тыловиками всех мастей. Подчеркивая значимость и актуальность данного форума, в первую очередь для Вооруженных Сил, под крышей спорткомплекса ЦСКА в выставочные дни побывал и заместитель министра обороны России - начальник Тыла ВС генерал армии Владимир Исаков.
В ходе выставки Тыл Вооруженных Сил совместно с автономной независимой организацией Торгово-промышленной палаты РФ - "Союзэкспертиза" - организовал презентацию каталога продукции двойного назначения "Продукция лучших производителей для силовых структур". На страницах этого одновременно печатного и веб-издания были отображены главным образом товары, способные по своим качественным характеристикам успешно конкурировать с импортными образцами. А среди российских производителей высококачественной продукции немало тех, кто старается поддерживать тесное и взаимовыгодное сотрудничество с военным ведомством либо стремится приобрести в лице государства надежного и платежеспособного партнера на долгие годы вперед.
К числу таких конкурентоспособных производителей можно, к примеру, отнести ОАО "Нововятский лыжный комбинат". Сегодня данное предприятие лесопромышленного комплекса единственное в России, выпускающее весь ассортимент лыж для равнинного бега. В былые времена высокое качество вятских лыж помогло советским спортсменам завоевать множество наград на чемпионатах мира и зимних Олимпиадах. В том, что и сейчас вятичи выпускают более чем доброкачественный продукт, сомневаться не приходится. В нашей стране лыжи "НЛК" уже отмечены дипломом первой степени и золотой медалью "Лучший отечественный продукт - Тылу Вооруженных Сил России", а партнерами комбината по реализации лыж только на территории России являются 250 торговых организаций. Что же касается зарубежья, то и здесь вятичи не оплошали: качественная и надежная продукция комбината пользуется спросом во всех скандинавских странах, и даже более того - недавно было заключено соглашение между "НЛК" и шведской компанией на производство детских лыжных комплектов на мощностях российского предприятия.
Действительно, гоночные лыжи от "Нововятского лыжного комбината" отлично подойдут как для спортсменов-профессионалов, так и для тех, кто только начинает познавать азы лыжной техники. И главным образом потому, что это универсальные лыжи для классического и конькового хода. Как говорится в проспектах: "Применяемый сотопласт и пенополиуретан для среднего клина позволяет снизить вес лыж при увеличении прочности. Стеклоламинат придает лыжам дополнительную жесткость и устойчивость на лыжне. Идеально ровная скользящая поверхность выполнена из высокомолекулярного полиэтилена и хорошо удерживает мазь". Но вятичи не позабыли и о тех, кто просто любит активный отдых - для этой категории граждан предназначены универсальные спортивно-беговые лыжи с усиленными концами и средним клином из древесины с воздушными каналами, который делает их прочными и жесткими.
Другой конкурентоспособный отечественный производитель - уральский "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина", уже полсотни лет специализирующийся в производстве пусковых установок и зенитных управляемых ракет. Однако на 7-ю Всероссийскую выставку "Российские производители и снабжение Вооруженных Сил" представители Екатеринбурга привезли не ЗУРы, а несколько видов дизельных и электропогрузчиков. Уже несколько лет эта техника пользуется неизменным спросом у заказчиков из МО и ФСБ России - ежегодно сумма заказов составляет около 100 млн. рублей. Причем следует особо отметить, что поставки погрузчиков осуществляются не по гособоронзаказу, а в рамках государственных контрактов по результатам тендеров, в которых уральцам приходилось тягаться с серьезными предприятиями-конкурентами из Болгарии и Китая.
Пожалуй, к числу самых крупных, внушительных по размерам экспонатов выставки можно было отнести перспективные полноприводные автомобили завода "Урал" "Группы ГАЗ", которая, как известно, является второй по величине автомобилестроительной холдинговой компанией в России. Глядя на автотопливомаслозаправщик (АТМЗ) на базовом шасси "Урал-4320" (колесная формула 6х6) с объемом топливной цистерны 5,5 тонны и вместимостью маслобака 300 литров, тыловики лишний раз размышляли, сколько таких машин необходимо иметь в округах для транспортирования, кратковременного хранения и бесперебойной заправки имеющейся техники горюче-смазочными материалами. А оснащенность автомобиля аж двумя специальными фильтрами для очистки масла и топлива явно склоняла военных к мыслям в пользу данной модели.
Не меньшим успехом у публики в погонах пользовался и полноприводный многоцелевой автомобиль "Урал-532301-0011", обладающий грузоподъемностью 10 тонн. Установленный под цельнометаллической и бескапотной кабиной двигатель мощностью до 300 лошадиных сил - ЯМЗ-238Б с турбонаддувом - не только внушал доверие в случае перевозки людей и грузов по сильно пересеченной местности, но и служил хорошей гарантией для буксировки прицепа с полной массой 12 тонн.
На выставке "Российские производители и снабжение Вооруженных Сил" прошли первые открытые конкурсные торги по закупкам продовольственной продукции тылового назначения. Предварительные заявки на участие в этих торгах оформлялись в установленном порядке через Центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ - всего было зарегистрировано 49 фирм. Сам процесс проведения торгов демонстрировался на жидкокристаллическом экране, установленном в зале спорткомплекса ЦСКА: тыловики выставили на этом аукционе 24 лота на общую сумму более 350 млн. рублей, победителями объявили 19 предприятий, с которыми и были заключены государственные контракты на общую сумму более 304 млн. рублей.
В то же время, по словам начальника Центра заказов и поставок материальных и технических средств тыла ВС РФ генерал-лейтенанта Александра Колесова, на вышеупомянутом аукционе военным не удалось разместить заказы на молочные продукты и растительное масло, поскольку предприятия-поставщики уже заранее отказались продавать эти виды товаров по предложенным тыловиками ценам. Впрочем, еще хуже дело обстоит с централизованными закупками ГСМ - ни одна из отечественных нефтяных компаний не согласилась участвовать в соответствующих торгах и продавать нефтепродукты по заложенным в гособоронзаказ фиксированным ценам, которые озвучили тыловики. В связи с этими событиями скоро, вероятно, следует ожидать корректировки показателей гособоронзаказа, рассчитанного на период до 2010 года.
Статистические данные, полученные корреспондентом "ВПК" в службе информации и общественных связей Тыла ВС РФ, свидетельствуют, что в 2005-2007 гг. представители Центра заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ участвовали в 155 различных торгах, 42 конкурсах и 50 аукционах, причем 63 раза закупки совершались способом запроса котировок цен. В результате было заключено 2709 государственных контрактов на поставку продукции для нужд Минобороны на общую сумму 150 130,3 млн. рублей, в том числе: продовольствия - на 18 787,7 млн., ГСМ - на 94 031,7 млн., вещевого имущества - на 19 849, 7 млн., медицинского имущества - на 11 452 млн., на ВВТ и НИОКР - на 6009,2 млн. Общая экономия бюджетных средств составила более 4,7 млрд. рублей в сравнении со средними потребительскими ценами. В рамках деятельности Центра заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС государственные контракты заключались и многими федеральными исполнительными органами власти: МВД, ФСБ, ФСО, МЧС - на общую сумму 15 124,8 млн. рублей.
Нельзя не сказать и о том, что все образцы продовольственной продукции, представленные в этом году на выставке "Российские производители и снабжение Вооруженных Сил", подверглись тщательным исследованиям со стороны сотрудников автономной независимой организации "Союзэкспертиза" - на предмет соответствия требованиям, которые предъявляет Министерство обороны России. Независимые эксперты Торгово-промышленной палаты РФ уже с прошлого года осуществляют контроль качества по 28 наименованиям продуктов питания, поставляемых Вооруженным Силам. Естественно, это вынужденная мера, поскольку, по официальным данным, в 2005-2007 гг. тыловики предотвратили поставки некачественной продукции на сумму 347,7 млн. рублей (продовольствия - на 280,7 млн., вещевого имущества - на 67 млн.).
Именно поэтому заместитель министра обороны - начальник Тыла ВС генерал армии Владимир Исаков, встречаясь на выставке с представителями СМИ, в частности, сказал, что среди производителей, участвующих в поставках продукции для армии и флота, "появляются иногда и те, кто не хочет честно работать с армией". Для улучшения качества поставок тыловики собираются проводить новую политику: привлекать независимых экспертов, ликвидировать практику приемки продовольствия непосредственно на предприятиях, размещать некоторые заказы в регионах через отделы Центра заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС и продовольственные службы военных округов. "Мы должны создать нетерпимые условия для недобросовестных поставщиков и благоприятные - для тех, кто хочет поставлять качественную продукцию", - подытожил главный тыловик страны.
Ну а в том, что большинство фирм-производителей заинтересовано в плодотворном и долгосрочном сотрудничестве с военными структурами, сомневаться не приходится. Залогом этого является проводимый в рамках каждой выставки "Российские производители и снабжение Вооруженных Сил" конкурс "Лучший отечественный продукт - Тылу ВС РФ". Если всем без исключения участникам выставки организаторы по традиции вручают специальные дипломы, то победителей конкурса еще и награждают золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Выставка текущего, 2007-го, года выявила среди наиболее достойных участников новых лауреатов.