'СИЛОВОЙ' ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 11/2007

"СИЛОВОЙ" ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР

Олег ВАСЬКОВСКИЙ

Киев

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УХОДИТ ИЗ-ПОД ВЛИЯНИЯ ВИКТОРА ЮЩЕНКО

Во властных структурах Украины решили использовать опыт России в вопросах, связанных с деятельностью силовых структур и оборонно-промышленного комплекса. Как известно, Верховная Рада ввела новую должность вице-премьера, ответственного за "силовой" блок деятельности исполнительной власти. А у президента Виктора Ющенко появилась новая головная боль: настойчиво распространяя свой контроль на все аспекты жизни страны, глава правительства Виктор Янукович добился введения должности вице-премьера, курирующего силовые структуры и оборонно-промышленный комплекс, долгое время относившиеся исключительно к сфере влияния президента, и главное - назначения на эту должность известного и достаточно влиятельного во властных структурах Владимира Радченко.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

РАДЧЕНКО Владимир Иванович

0x01 graphic

Владимир РАДЧЕНКО

В органах госбезопасности с 1971 г. Начинал службу оперативным уполномоченным КГБ. С марта 1994 г. - заместитель председателя Службы безопасности Украины - начальник Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ. С июля 1994 г. по июль 1995 г. занимал должности министра внутренних дел, с июля 1995 по апрель 1998 г. - главы Службы безопасности Украины. С апреля 1998 г. по февраль 2001 г. был первым заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, потом, до сентября 2003 г., - опять председателем СБУ. Занимал пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны с сентября 2003 по январь 2005 г. После небольшой паузы, с ноября 2006 г., работал советником премьер-министра.

Интересно, что до этого в ряде киевских СМИ упорно прогнозировалась возможность введения должности вице-премьера, курирующего силовой блок и ОПК. Это логично, так как Украина на момент приобретения независимости получила в наследство "оборонно-ориентированную" экономику, часть из которой продолжает функционировать и сегодня. Во всяком случае, космическая отрасль, авиастроение, танкостроение, высокоточное оружие, судостроение и другие составляющие украинского потенциала ОПК известны в мире и имеют определенных покупателей. Но кризисные процессы в этих отраслях промышленности стали приобретать системный характер и требовать уже немедленного внимания властных структур. Проблемы Минобороны и других силовых ведомств также не сходят со страниц СМИ, начиная от угрожающе больших запасов ракет и боеприпасов, которые нужно срочно утилизировать, и заканчивая вопросами социальной защиты людей в погонах.

Но это лишь видимая часть "айсберга", которую можно связать с введением соответствующей должности вице-премьера, ответственного за разрешение этих проблем. Но прежде нужно сказать, кто же такой Владимир Радченко. Ему 58 лет, он генерал армии. В свое время прошел подготовку по специальности "контрразведка" (Высшие курсы КГБ СССР). Дальше - работа в органах госбезопасности. Дослужился до постов председателя Службы безопасности Украины (СБУ) и секретаря Совета национальной безопасности и обороны.

Но говоря о вновь назначенном вице-премьере, следует указать, что персоналии здесь все же играют вспомогательную роль. Дело не лично во Владимире Радченко, а в том, что введение должности такого высокого уровня дает определенные предпосылки для системной работы в этой сфере, чего ранее со стороны исполнительной власти не наблюдалось. Впрочем, политики и эксперты в своих комментариях в первую очередь обращают внимание на направление деятельности нового заместителя главы Кабмина, связанное с военным ведомством, акцентируя внимание на противоречиях, которые теперь должны неминуемо возникнуть в его взаимоотношениях с министром Анатолием Гриценко. При этом представители секретариата президента публично подчеркивают разделение сфер деятельности и ответственности вице-премьера Владимира Радченко и министра обороны, давая понять всем, что Виктор Ющенко не будет одобрять вмешательства"людей Януковича" в военное ведомство. С одной стороны, это соответствует действительности. Но не следует отождествлять лично министра обороны, должность которого является квотой президента при формировании правительства, и возглавляемое им ведомство, являющееся госструктурой, замыкающейся на Кабинет министров. Поэтому министр обороны, даже будучи человеком Виктора Ющенко, будет вынужден решать вопросы своего ведомства в первую очередь именно в Кабмине.

К тому же буква закона трактует данную проблемную ситуацию в пользу правительства, так как его задачи и полномочия в военной сфере достаточно обширно прописаны в законах "Об обороне Украины" и "О Вооруженных Силах Украины". Но до сих пор у Виктора Януковича не было "в обойме" должностного лица уровня вице-премьера, взявшего на себя "силовое направление" и ОПК. Теперь, глядя на то, как исполнительная власть системно и последовательно берет под контроль все значимые составляющие государственной машины, можно предполагать всплеск внимания к этой теме. Даже беглый анализ планов рассмотрения Кабмином на своих заседаниях наиболее важных вопросов формирования и реализации государственной политики в первом полугодии 2007 г. свидетельствует, что направление, курируемое Владимиром Радченко, будет составлять значительную их часть. Среди выбранных тем для обсуждения - развитие авиационной промышленности, стратегия реформирования оборонно-промышленной сферы, реформирование государственных предприятий, которые пребывают в сфере управления Минобороны, совершенствование политики в вопросах денежного обеспечения военнослужащих и т.п.

Другой блок - это остальные силовые структуры. Если с МВД ситуация ясна, так как это министерство полностью контролируется силами, противостоящими Виктору Ющенко, то получить контроль над СБУ было бы совсем неплохо. Здесь также есть ряд лазеек в законодательстве. Так, согласно закону "О борьбе с терроризмом" на Кабмин возложена задача организации борьбы с терроризмом в стране, что дает правительству возможность определенным образом влиять на различные министерства и ведомства, в том числе и СБУ. Аналогичные примеры можно найти в других нормативных актах, поэтому очевидно, что Виктор Янукович этим будет активно пользоваться. К тому же все это будет умножено на личный потенциал Владимира Радченко, имеющего колоссальный опыт в деле обеспечения безопасности государства.

Наиболее объемная составляющая деятельности нового вице-премьера связана с ОПК. Выше уже говорилось о кризисных явлениях в этой сфере, которые, кроме как Кабинету министров, по определению, решать некому. Также нужно упомянуть и о желании Виктора Януковича взять под контроль продажу оружия в другие страны. Напомним, что уже для противовеса контролируемому Виктором Ющенко "Укрспецэкспорту" в Министерстве промышленной политики Украины создана ГК "Таско-экспорт" с необходимыми полномочиями для ведения внешнеэкономической деятельности, такими же, как и у "Укрспецэкспорта". Поэтому Владимиру Радченко предстоит большая работа по превращению "Таско-экспорта" и других субъектов спецэкспорта, замыкающихся на Кабмин, в успешно функционирующие структуры, приносящие прибыль.

Кроме желания правительства более действенно влиять на ситуацию в силовых ведомствах и ОПК, имеют место и другие версии происходящих событий. Скажем, некоторые СМИ не преминули вспомнить о надвигающихся президентских выборах, обращая внимание, что представители силовых структур и ОПК вместе с близкими им категориями граждан являются значительным сегментом электората, насчитывающим несколько миллионов человек. Обделенные до сегодняшнего момента вниманием власти, они представляют собой потенциально перспективное и привлекательное электоральное поле для специалистов в области избирательных технологий. Поэтому прогнозируется, что одна из "скрытых" задач, поставленных перед Владимиром Радченко, - это приобретение в результате своей деятельности будущих избирателей, симпатизирующих политическим силам, олицетворяемым Виктором Януковичем.

Есть и еще одна трактовка происходящего - это желание главы правительства иметь более действенную возможность контролировать финансовые потоки, направляемые из бюджета в силовые структуры или же поступающие в результате продажи продукции ОПК. Тем более что надвигается приватизация ряда ведущих структур оборонно-промышленного комплекса. Но это вполне очевидно и подразумевается на Украине при любых кадровых назначениях такого уровня.

Все вышеперечисленные факторы в большей или меньшей степени являются объективными. Но в любом случае введение должности "силового" вице-премьера - это шаг вперед в деятельности исполнительной власти. Назначение на этот пост персонально Владимира Радченко также является не самым худшим вариантом, так как на Украине нечасто занимаемая чиновником должность соответствует уровню его профессионализма и опыта работы. Все остальное покажет время...


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации