'РУСЛАН' И 'ВОЛГА-ДНЕПР'

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 4/2007

"РУСЛАН" И "ВОЛГА-ДНЕПР"

Илья КЕДРОВ

РОССИЙСКИЕ И УКРАИНСКИЕ КОМПАНИИ ДОГОВОРИЛИСЬ ВОЗОБНОВИТЬ СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Ан-124

Не имеющий аналогов в мире по грузоподъемности среди транспортных самолетов Ан-124 "Руслан" имеет все шансы снова стать серийной машиной. Российская группа компаний "Волга-Днепр" и украинское ОАО "Мотор Сич" в ходе пресс-конференции, проведенной в Москве 23 января, объявили о создании управляющей компании ОАО "Грузовые летательные аппараты", которая займется организацией восстановления производства Ан-124 на ульяновском заводе "Авиастар-СП".

Необходимость создания такой структуры генеральный директор авиакомпании "Волга-Днепр" Геннадий Пивоваров объяснил тем, что работы по восстановлению производства "Русланов" требуют больших усилий и отвлекают компанию-перевозчика от ее основных функций. "Волга-Днепр" имела опыт организации достройки двух "крайних" Ан-124 в Ульяновске: в 2001 г. завод закончил машину №08-01, в 2004 г. - №08-03. Как отметил Геннадий Пивоваров, "мы отвлекали свои ресурсы на всех уровнях, по всем направлениям на то, чтобы оказать содействие заводу в достройке этих аппаратов".

Теперь этим займется ОАО "Грузовые летательные аппараты", руководителем которого назначен Константин Иванов, ранее занимавший должность советника президента группы компаний "Волга-Днепр" по техническим вопросам. В настоящее время комплект документов о создании компании подписан учредителями и подан для регистрации и получения соответствующего регистрационного свидетельства. Как сообщил президент группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин, 59% акций ОАО "Грузовые летательные аппараты" принадлежат группе компаний "Волга-Днепр", а 41% - ОАО "Мотор Сич". В дальнейшем планируется включение в состав акционеров ОАО "Грузовые летательные аппараты" остальных партнеров проекта: ЗАО "Авиастар-СП", ГП АНТК им. O.K. Антонова, ЗМКБ "Прогресс". Алексей Исайкин заявил, что около половины участников кооперации по производству Ан-124 - почти 10 предприятий - подтвердили свое участие в рискоразделенном партнерстве. И сейчас они работают над предложениями по наполнению своих вкладов.

Проект возобновления серийного производства самолетов Ан-124 включен в Стратегию развития авиационной промышленности России и ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2006 гг. и на период до 2015 г.". Решение о создании управляющей компании для реализации этого проекта было принято на первом заседании подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности российско-украинской межгосударственной комиссии, состоявшемся в октябре прошлого года. Программа по возобновлению производства и модификации самолета Ан-124 обещает стать самым успешным российско-украинским проектом в области авиации.

По словам Алексея Исайкина, программа возобновления серийного производства "Русланов" потребует инвестиций в размере 500 млн. долл. (с учетом создания систем послепродажного обслуживания, а также обучения летного состава и летающего техперсонала). Из этих денег, по оценке гендиректора ОАО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева, около 135 млн. долл. потребуется для освоения серийного производства двигателей Д-18Т 4 серии. "Эти деньги частично есть, но я уверен, что программа привлечет внимание инвесторов и всех заинтересованных эксплуатирующих организаций", - считает Вячеслав Богуслаев.

"Мотор Сич" уже готов приступить к выпуску двигателей Д-18Т серии 4. Однако для того чтобы изготовить двигатели для 52 самолетов Ан-124 в течение 15 лет, как это предусмотрено технико-экономическим обоснованием по модернизации Ан-124, предприятию необходимо провести техническое перевооружение и закупить дополнительное оборудование на сумму около 57 млн. долларов. Изготовление двигателей Д-18Т 4 серии предусматривает покупку комплектующих изделий (заготовок, жаропрочных сплавов, агрегатов и т.д.) на сумму, составляющую около 50% цены двигателя. 85% материалов и комплектующих изделий - из России, т.е. практически все материально-технические ресурсы для изготовления двигателя будут закупаться в нашей стране. Здесь существуют определенные проблемы, т.к. необходимо возобновление производства некоторых специальных авиационных материалов, таких как антифрикционные углеграфитовые, углеродная ткань ЛУП-0,2, новые герметики. Для этих целей необходимо привлечь многие научные центры России. Вячеслав Богуслаев отметил, что в 2006 г. "Мотор Сич" направил на техперевооружение и освоение новых модификаций двигателей около 23 млн. долларов. Перевооружиться запорожскому заводу нужно в течение 2007 г., этот год участники проекта намерены потратить на подготовку к возобновлению выпуска "Русланов".

Д-18Т 4 серии должен заметно отличаться от родоначальника этой линейки, производство которого началось в 1984 г. Двигатель Д-18Т разрабатывался для МО СССР, что предусматривало небольшие ресурсные показатели - первоначально не более 500 часов. Однако после того как Ан-124 начал активно использоваться для гражданских перевозок, возникла необходимость решить вопрос по увеличению ресурса двигателей. В результате был создан и сертифицирован двигатель Д-18Т 3 серии. С учетом экономической ситуации в 90-х гг. разработана документация на модернизацию ранее выпущенных низкоресурсных двигателей 0 и 1 серии с внедрением основных мероприятий из профиля 3 серии. Обозначение данного сертифицированного двигателя - Д-18Т РДН. Эксплуатация этих двигателей производится по 3-й стратегии управления ресурсами до 12 000 часов и 3000 циклов. Ведутся работы и по дальнейшему увеличению ресурсных показателей.

Д-18Т 4 серии должен получить модернизированную систему управления реверсом и двигателем с использованием системы FADEC, а также новый вентилятор и компрессор низкого давления. Тягу двигателя планируется увеличить до 25-26 т при сохранении удельного расхода топлива на прежнем уровне. Напомним, в декабре 2006 г. Вячеслав Богуслаев заявил, что предусматриваются еще два этапа модернизации Д-18Т, в результате которых тяга этого двигателя может быть увеличена до 29 т. Д-18Т 4 серии полностью соответствует требованиям 4-й главы приложения 16 стандартов ИКАО по эмиссии и шумности.

Сам "Руслан" также будет модернизирован. Новая версия машины получила обозначение Ан-124-100М-150. Грузоподъемность самолета будет увеличена до 150 т, а ресурс воздушного судна - до 60 тыс., а в перспективе - и до 80 тыс. летных часов. В настоящее время ресурс планера Ан-124-100 составляет 24 тыс. часов. Дальность полета с грузом 120 т будет увеличена до 5 тыс. км. Также планируется кардинальное обновление навигационно-пилотажного комплекса с применением оборудования российского и зарубежного производства, что позволит сократить численность экипажа до четырех человек.

Программа возобновления серийного производства предполагает изготовление 12 самолетов Ан-124-100М-150 до 2015 г. Это обусловлено постоянно растущим спросом на услуги в сфере перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов. По информации Геннадия Пивоварова, в 2000 г. рынок перевозок Ан-124 составлял около 200 млн. долл., а к 2005 г. возрос до 500 млн. К 2020 г. рынок должен составить 4,5 млрд. долл., а к 2030 г. - уже более 7 млрд. Гендиректор авиакомпании "Волга-Днепр" заметил: "Сейчас мы имеем 10 "Русланов", 9 из которых исправны. Все они расписаны, и мы вынуждены отказывать заказчикам".

Выполнение производственной программы по Ан-124-100М-150 на заводе "Авиастар-СП" должно начаться с достройки двух машин (серийные номера №08-04, №08-05), оставшихся на предприятии после прекращения государственного финансирования производства этой машины в 1989 г. По словам Анатолия Ситнова, в настоящее время занимающего должность директора авиационных программ "Мотор Сич", первый самолет должен быть закончен к середине 2008 г., второй - в конце 2008-начале 2009 г. Далее планируется выпускать по 2-3 самолета в год.

Серьезной проблемой, с которой может столкнуться программа возобновления серийного изготовления "Русланов", является большая загрузка завода "Авиастар-СП" заказами по самолетам семейства Ту-204 и программой возобновления серийного производства модернизированных Ил-76 (так называемое "изделие 476") по китайскому контракту. Причем последняя задача является наиболее приоритетной, поскольку срыв этого соглашения, стоимость которого оценивается экспертами более чем в 1 млрд. долл., грозит большими неприятностями для всей системы ВТС России с зарубежными странами. В Ульяновске до 2012 г. должно быть изготовлено 23 самолета Ил-76МД и Ил-76МФ, заказ на Ту-204 составляет 13 машин до 2008 г. с опционом еще на 10 самолетов. Для того чтобы справиться с этими программами, включая и производство Ан-124-100М-150, потребуется не только изготовление оснастки и закупка оборудования, но и существенное наращивание количества рабочих. А ведь кадровый вопрос является на сегодня одним из наиболее серьезных для российского авиапрома, да и всего ОПК. Впрочем, как заявил Алексей Исайкин, о состоянии дел на "Авиастар-СП" и планах руководства завода по реализации всех имеющихся заказов будет рассказано на отдельной пресс-конференции.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации