РОССИЙСКИМ ТАНКОСТРОИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР/2007/№ 47

РОССИЙСКИМ ТАНКОСТРОИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ

Альберт ДЗЯВГО

ДИЗЕЛЬ ИЛИ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА? СПОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ...

Несмотря на фактическое все большее предание забвению разработок по созданию газотурбинных двигателей для наземных транспортных машин, полемика на тему: Что же лучше? - дизель или газовая турбина - продолжается.

0x01 graphic

Российский танк Т-80У.

Фотоархив "ВПК"

Вот и в одном из выпусков "ВПК" (№15 от 18-24 апреля 2007 г.) появилась публикация господина П.Филиппова "Остаться в лидерах", где рассказано об успехах немецких дизелестроителей фирмы MTU по созданию танкового дизеля 5R890 и дается сравнение его характеристик с американским газотурбинным двигателем (ГТД) AGT-1500 танка "Абрамс М1А2".

При этом в конце статьи автором делается абсолютно некорректный вывод о том, что указанное событие... "означает, что дизельные двигатели и в перспективе сохраняют свое лидирующее положение в мировом танкостроение для армий ведущих стран".

Немецкие инженеры успешно решили локальную задачу текущего дня, но это событие совершенно не означает, что их техническим решениям нет альтернативы.

Дело все в том, что двигатель, входивший в состав силовой установки боевой машины, является составной частью объекта в целом. Техническое совершенство комплекса параметров силовой установки существенно влияет на облик танка.

Рассмотрим таблицу основных параметров танков ведущих стран.

При одной и той же мощности главного двигателя объем моторнотрансмиссионного отделения (МТО) зарубежных объектов в разы превышает объем МТО отечественного танка Т-80У.

0x01 graphic

Сравнительные характеристики танков

Общая масса зарубежных объектов также больше, чем в Т-80У, на 10-17 тонн. При этом львиную долю этой лишней прибавки массы вносит примененная на зарубежных машинах силовая установка. Так как увеличенные объемы МТО приводят к необходимости удлинения корпуса, ввода дополнительной пары опорных катков ходовой части, удлинения гусеничных лент, что в итоге увеличивает общую массу объекта.

По массогабаритным параметрам дизель уступает газовой турбине. Эта уступка растет по мере повышения мощности двигателя. Мощность танкового двигателя 1500 л.с. для перспективного танка не достаточна.

Безусловно, необходимо самым тщательным образом следить за новыми зарубежными разработками, анализировать их, используя в своих целях разумные технические решения, но не слепо копировать.

Советские танкостроители в 30-40-х годах ХХ века взяли на вооружение дизель вопреки мнению мирового танкостроения, где карбюраторный двигатель был признан лидером. Дизель не был встречен на "ура", он с трудом пробивал себе дорогу к признанию. Только Вторая мировая война поставила точку в споре дизеля и карбюраторного двигателя: дизель был признан как танковый двигатель.

Дизельный двигатель верно служит танку 70 лет. Настал черед дизеля уступить место газовой турбине, как в свое время уступил двигатель карбюраторный. Это объективный закон развития техники. В отличие от живой природы техника развивается по своим законам и "отмирает" в период наивысшего расцвета. Так было с двигателем в авиации, на железнодорожном транспорте и на флоте.

0x01 graphic

Газотурбинный двигатель отечественного производства ГТД-1500.

Фотоархив "ВПК"

Обывателю очень трудно понять этот объективный закон развития техники.

Да и не каждый конструктор следует этому закону. Только конструктор, способный заглянуть в ближайшее и отдаленное будущее, руководствуясь объективным законом развития техники, может правильно выбрать дальнейший путь развития своего детища.

По сути дела, разработчики и сторонники дизельных моторов, учитывая технические и эксплуатационные преимущества ГТД, эволюционным путем приближаются к принятию решения о том, что в ближайшем будущем танковая газотурбинная силовая установка в значительной степени потеснит позицию дизельного аналога. Так, в конструкциях самых прогрессивных дизелей используются устройства турбонаддува. А в двухтактных дизель-моторах (5ТД, 6ТД) ступень газовой турбины присутствует уже как самостоятельный узел общего конструктива двигателя, добавляя до 20% в общий баланс развиваемой двигателем мощности.

Преимущества газовой турбины над дизелем известны. Многие из них еще не реализованы в металле. ГТД обладает большими потенциальными возможностями для своего дальнейшего развития, в том числе и по повышению экономичности.

Идти в кильватере зарубежного танкостроения преступно. Мы всегда были лидерами в мировом танкостроении и обязаны это лидерство сохранить.

Если мы хотим быть на гребне технического прогресса, нам следует создать танк XXI века с перспективным двигателем. Да, создать танковый двигатель - сложная задача. Она требует времени и средств. Но эта работа окупится, а наши Сухопутные войска получат современный танк.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации