АРМЕЙСКИЙ ТЫЛ В ГРАЖДАНСКОМ ПЛАТЬЕ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 18/2007

АРМЕЙСКИЙ ТЫЛ В ГРАЖДАНСКОМ ПЛАТЬЕ

Владимир СЕМЕНЧЕНКО

ДЛЯ ЧЕГО ВОЕННЫМ НЕОБХОДИМО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Опыт локальных войн последнего времени говорит о том, что нагрузка на службы обеспечения боевых действий, в том числе на тыловые службы, все более возрастает. Сама война порою сводится к нескольким дням, неделям массированного воздействия на противника, а вот подготовка к ней может занять месяцы, даже годы. Так какие же в этой связи актуальные тыловые проблемы и задачи приходится решать сегодня нашей армии и флоту? Об этом - разговор обозревателя "ВПК" с начальником Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителем министра обороны генералом армии Владимиром ИСАКОВЫМ.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ИСАКОВ Владимир Ильич

0x01 graphic

Заместитель министра обороны России Владимир ИСАКОВ

Фото Леонида ЯКУТИНА

Родился 21 июля 1950 г. в селе Воскресенское Калужской области. Окончил Московское военное училище гражданской обороны (1970 г.), Военную академию тыла и транспорта (1977 г.), Военную академию Генерального штаба (1988 г.). Командовал взводом, ротой в войсках гражданской обороны. Затем - заместитель командира полка по тылу, заместитель начальника тыла армии (ГСВГ), заместитель командира дивизии по тылу (СибВО). С 1984 по 1986 г. - заместитель начальника тыла 40-й армии в Афганистане. С 1986 г. - начальник тыла армии в Киевском военном округе. С 1989 г. - начальник штаба тыла - заместитель начальника тыла Западной группы войск, заместитель главнокомандующего по тылу - начальник тыла ЗГВ. С 1994 г. - начальник кафедры тыла и технического обеспечения Военной академии Генерального штаба. С ноября 1996 г. - начальник штаба - первый заместитель начальника Тыла Вооруженных Сил РФ. 30 июня 1997 г. указом президента РФ назначен начальником Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителем министра обороны России.

- Владимир Ильич, далеко не каждый наш читатель представляет, что такое Тыл Вооруженных Сил, а главное - масштаб задач и проблем, которые приходится ежедневно решать вашим службам. Не могли бы вы в связи с этим вначале напомнить: в какой системе координат, образно говоря, находятся тыловые службы? Какие задачи они выполняют сегодня в масштабе страны и Вооруженных Сил?

- Начну с того, что поддержание армии и флота в состоянии, при котором они способны выполнять свои специфические функции, - одна из важнейших задач руководства страны. Тыл Вооруженных Сил, взаимодействуя с экономикой страны, государственными и коммерческими предприятиями, ежедневно осуществляет всестороннее тыловое обеспечение войск и сил флота, а также создает и содержит установленные запасы материальных средств. Подчеркну: Тыл Вооруженных Сил сегодня осуществляет конкурсные (аукционные) закупки материальных средств не только для армии и флота, но и других силовых структур. Они производятся по линии продовольственной службы, вещевой, медицинской, автомобильно-дорожной, экологической, ветеринарной, пожарно-спасательной, служб горючего, военных сообщений и ряда других служб.

Планом строительства Вооруженных Сил на 2006-2010 гг. определены направления совершенствования армии и флота, с учетом которых параллельно развивается и Тыл Вооруженных Сил. Его четкое функционирование обеспечивает система управления и тыловые объекты, элементы которых имеются в каждом воинском организме - от батальона (дивизиона) до военного округа (флота), вида и рода войск Вооруженных Сил.

- Но каждая система может дать сбой. Каковы сегодня основные цели и приоритетные направления совершенствования системы тылового обеспечения?

- По отраслевому признаку каждая служба тыла взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти (министерствами, службами, агентствами). Такое структурно-функциональное сочетание войскового и отраслевого принципов позволяет Тылу Вооруженных Сил выполнять свое главное предназначение - быть связующим звеном между Вооруженными Силами и национальной экономикой. Для решения этой задачи в составе Тыла ВС РФ есть четыре рода войск: железнодорожные, автомобильные, дорожные и трубопроводные войска, сотни соединений, воинских частей и организаций.

При совершенствовании деятельности любой системы важно видеть конечную цель. Применительно к Тылу Вооруженных Сил - это придание ему количественных и качественных параметров, позволяющих обеспечить гарантированное удовлетворение материальных, транспортных, медицинских, ветеринарно-санитарных, торгово-бытовых и других потребностей войск (сил) в целях поддержания их в постоянной боевой и мобилизационной готовности. Иными словами, его состав и возможности должны соответствовать возлагаемым задачам, организационным изменениям в структуре и дислокации группировок Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Основные приоритетные направления? Их довольно много. Назову лишь несколько. Это создание мощного по своему составу тыла Центра; мобильного комплекта сил и средств из имеющихся воинских частей и организаций тыла, компактной и отлаженной системы управления тыловым обеспечением войск (сил); приведение возможностей Тыла во всех звеньях в состояние, позволяющее гарантированно обеспечить в тыловом отношении парирование Вооруженными Силами нынешних и возможных в будущем военных угроз России; завершение создания межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения ВС, других войск, воинских формирований и органов. А также ряд других направлений.

Для достижения этого определен комплекс задач:

- поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности объединений, соединений, воинских частей и организаций тыла, что невозможно обеспечить без совершенствования организационно-экономических форм хозяйствования, например, ответственного хранения запасов материальных средств в гражданских организациях всех форм собственности;

- освобождение ВС от функций, не оказывающих непосредственного влияния на поддержание боевой готовности. Взять, скажем, мероприятия по передаче подведомственных предприятий и организаций в муниципальную собственность, их акционирование. Речь - о предприятиях хлебопечения, банно-прачечного обслуживания войск и комбинатах по ремонту вещевого имущества, а также нерентабельных и убыточных сельхозпредприятиях и предприятиях военной торговли;

- централизация системы заказов и закупок однотипной продукции для Вооруженных Сил и других федеральных органов исполнительной власти; участие в Комплексной программе оснащения (переоснащения) соединений и воинских частей на период до 2015 года; модернизация технических средств служб тыла, создание научно-технического, конструкторского задела, совершенствование системы социального обеспечения (в медицинском отношении) военнослужащих.

- Вы говорите о совершенствовании организационно-экономических форм хозяйствования. В частности, о хранении запасов материальных средств в гражданских организациях. Не сопряжено ли это с определенными рисками?

- Мы говорим о партнерстве государственных структур и организаций различных форм собственности. Взять, к примеру, решение о размещении части запасов горючего в магистральных нефтепродуктопроводах. Могу сказать, что в настоящее время в них размещено значительное количество запасов, определенных к содержанию в Вооруженных Силах. Что это дает? Нам удалось сократить большое количество складов горючего, а экономический эффект при этом составляет более 400 млн. рублей в год.

Конечно, возникают и некоторые проблемы. Но чтобы их исключить мы, например, с тем же ОАО "Транснефть" раз в 2 года проводим совместные специальные учения. В 2003-2005 гг. они проводились на территории МВО и СибВО. Вообще сегодня все чаще привлекается гражданский сектор национальной экономики к решению задач тылового обеспечения повседневной деятельности Вооруженных Сил. Например, будет продолжена работа по передаче части функций по продовольственному обеспечению, банно-прачечному и бытовому обслуживанию гражданским предприятиям. Эта задача уже решается в рамках Федеральной целевой программы по переходу к комплектованию войск на контрактной основе. В частности, данный способ внедрен в 34 воинских частях и организациях: в 45 столовых там питается свыше 30 тысяч человек! В том числе в 22 воинских частях, переведенных на контрактный способ комплектования.

Кроме того, заключены государственные контракты на оказание услуг, которые действуют до конца 2008-2010 годов. При этом в Минобороны России высвобождается почти 3 тысячи должностей гражданского персонала. Имеются положительные результаты с точки зрения как достижения требуемого качества питания, так и культуры обслуживания. Есть в этом и другой положительный момент - военнослужащие не отвлекаются от мероприятий боевой подготовки. А это, ни много ни мало, порядка 3 тысяч человек ежедневно. К тому же, повысив культуру обслуживания и улучшив качество приготовления пищи, мы одновременно освобождаем командиров от хозяйственных забот по организации питания, оставляя им только контрольные функции за самим процессом. В перспективе предлагается организовать питание по данному способу еще в 200 столовых. В основном это касается всех воинских частей, включенных в ФЦП и переводимых на контрактный способ комплектования, а также военных вузов.

Предусмотрено и размещение на конкурсной основе у коммерческих (частных) компаний заказов на закупку услуг по заправке военной авиационной техники топливом на аэродромах совместного базирования. В 2005 году успешно был завершен эксперимент по обеспечению горючим авиационных частей на 2 аэродромах совместного базирования. На аэр. Чкаловский - с ОАО "Аэро-Нефть" и на аэр. Толмачево (г. Новосибирск) - с ОАО "Аэропорт - Сервис". В 2007 году заправку авиационной техники коммерческими организациями планируется осуществлять уже на 13 аэродромах совместного базирования.

Полученные результаты, а также положительные отзывы командиров авиационных частей подтверждают правильность выбранного направления. На этих аэродромах не было перерасхода лимитов, случаев нарушения кондиции топлива, как и в случае с ОАО "Транснефтепродукт" - не допущено несанкционированного изъятия, утрат и недостач горючего. Поэтому подобная практика будет продолжена. А в дальнейшем мы планируем перейти на обеспечение повседневной деятельности военных гарнизонов продовольствием и горючим полностью через коммерческие и другие структуры.

В 2006-2007 гг. проводится эксперимент также по обеспечению продовольствием войск Московского гарнизона коммерческими организациями с передачей им в соответствии с законодательством РФ фондов одной из продовольственных баз МВО. При этом цена продовольствия формируется по принципу "все включено". В нее входят расходы на перевозку, страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, связанных с доставкой пищевых продуктов грузополучателем заказчика. При положительных результатах эксперимента обеспечение продовольствием воинских частей и учреждений сторонними организациями будет внедряться в других гарнизонах, что позволит сократить численность личного состава баз и складов, расходы на погрузо-разгрузочные работы и содержание материально-технической базы.

Следует отметить, что при передаче части функций гражданским организациям, штатные тыловые подразделения и специалисты сохраняются, занимаются специальной подготовкой, обслуживанием техники, то есть находятся в готовности к выполнению задач по предназначению в военное время.

- Понятно, что войска в идеале должны заниматься только боевой подготовкой. Может, в связи с этим существует программа акционирования и приватизации нерентабельных предприятий?

- Да, такая программа есть. Она разработана до 2010 года и предусматривает сокращение избыточной инфраструктуры, не оказывающей непосредственного влияния на поддержание боевой готовности. А также выполнение правительственных решений по передаче подведомственных учреждений в муниципальную собственность и акционированию государственных унитарных предприятий.

В 2006 году было реорганизовано 38 федеральных государственных унитарных предприятий. Прежде всего это комбинаты бытового обслуживания и по ремонту вещевого имущества, а также военные сельхозпредприятия. Среди них приватизировано (ликвидировано) 31 предприятие, реорганизовано в форме присоединения 7 предприятий. К началу 2007 года в службах тыла и Железнодорожных войсках осталось 65 ФГУП. При этом в 2007-2008 гг. из 55 федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий МО РФ подлежит приватизации или реорганизации 33 наименее рентабельных. Останутся только те, которые способны выполнить задания на поставку в войска сельхозпродукции по плану расчетного года.

Подлежат акционированию - с сохранением 100% акций в собственности государства и включением в совет директоров двух представителей от МО РФ - четыре ремонтных завода ЦУРТГ, два ремонтных завода ЦПУ, три завода ЖДВ и одно предприятие ЦВУ. Организована работа по передаче в муниципальную собственность также 230 из 600 детских дошкольных учреждений, а 370 ДОУ, находящихся в закрытых военных городках, подлежат реорганизации в федеральные государственные учреждения. Что касается подсобных хозяйств воинских частей, то за последние годы уже ликвидировано свыше 1600. Они будут сохранены только там, где существуют проблемы с закупкой свежих продуктов и доставкой продовольствия. Принято решение о ликвидации малоэффективных дорожных эксплуатационных участков. Министерством обороны РФ функции по содержанию и ремонту 4,5 тысячи километров подъездных путей к воинским частям предусмотрено передать муниципальным органам власти.

В целом сокращение избыточных объектов инфраструктуры позволит снизить расходы на их содержание, а высвобождающиеся при этом бюджетные средства - направить на финансирование мероприятий, проводимых службами тыла по обеспечению боевой и мобилизационной готовности войск (сил), их оперативной и боевой подготовки. Другое, весьма значимое, направление - совершенствование системы заказов и поставок продукции, работ и услуг для тылового обеспечения ВС с учетом их централизации. С января 2005 года в МО РФ функционирует Центр (заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ). Он осуществляет конкурсные закупки однотипных материальных и технических средств тыловой номенклатуры для всех силовых структур на федеральном уровне. Всего в 2006 году экономия бюджетных средств по произведенным закупкам составила свыше 900 млн. рублей. Она была получена в ходе конкурсных торгов, аукционов и т.п. Это говорит о том, что деятельность Центра позволила сформировать на федеральном уровне систему, позволяющую более эффективно расходовать бюджетные средства, проводить эффективную ценовую политику и предъявлять единые требования к участникам конкурсов. На региональном уровне функционируют отделы заказов и поставок материальных средств номенклатуры тыла в Северо-Кавказском, Сибирском военных округах, на Северном флоте. В дальнейшем эта работа будет проводиться с учетом реализации указа президента РФ о создании Федерального агентства по закупкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Большую самостоятельность получат базы и склады, воинские части. Те же лечебные учреждения, летные столовые и столовые дежурных смен будут иметь право (на 60 тыс. руб. по одной сделке) производить закупки в неотложном порядке необходимых лекарственных средств, отдельной номенклатуры продовольствия (молочная продукция, фрукты и т.д.), расходных материалов. Такой подход к совершенствованию системы заказов и поставок мы считаем наиболее перспективным. Кроме того, он обеспечивает снятие возможных рисков при размещении заказов продукции номенклатуры Тыла ВС РФ.

Другим важнейшим направлением остается совершенствование Межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения (МУСТО). Упрощенно говоря, единой системы тылового обеспечения всех силовых структур. Работа в этом направлении проводится с 2002 года в соответствии с Планом основных мероприятий, утвержденным Распоряжением правительства РФ от 19 февраля 2002 г. № 212-р. Выполнение этого плана в основном завершено. В целом создана необходимая нормативно-правовая база, позволяющая организовать совместную работу по прикреплению к военным базам (складам) Минобороны воинских частей ПС ФСБ и ВВ МВД России. Реализуются мероприятия также по оптимизации системы воинских перевозок и инфраструктуры медицинской службы.

В течение 2006 года проведен эксперимент по совместному функционированию объединенных комендатур военно-транспортных органов МО РФ и МВД России на Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской, Приволжской, Свердловской, Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах. По его результатам межведомственной рабочей группой по координации и взаимодействию в рамках МУСТО при Военно-промышленной комиссии установлено, что на сегодня структура и штатная численность комендатур являются оптимальными для выполнения возложенных задач. Что касается медицинского обеспечения войск (сил), то межведомственной комиссией Минобороны, Спецстроя и ФСБ России проработан вопрос о реорганизации лечебных учреждений ФСБ и Спецстроя России в Саратовском, Воронежском, Петрозаводском, Читинском, Южно-Сахалинском и Петропавловск-Камчатском гарнизонах при сохранении территориального принципа оказания медицинской помощи.

В соответствии с Планом мероприятий по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти, утвержденным 12 января 2007 года председателем Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, обозначены основные направления совершенствования МУСТО на период до 2010 года. По каждому направлению сформированы экспертные группы с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Результаты работы этих групп позволят более качественно решать эту важную государственную задачу. Поэтапное переоснащение соединений и частей новыми образцами техники тыла будет проводиться в рамках Государственной программы вооружения до 2015 года.

- Недавно мы отметили, пожалуй, главный праздник страны - День Победы. В связи с этим не могли бы вы рассказать, как идет увековечение памяти погибших в Великой Отечественной, поиск пропавших без вести? Ведь эта работа тоже возложена на Тыл?

- Да, причем военно-мемориальная работа в Вооруженных Силах РФ активизируется. Сегодня она проводится в соответствии с Указом президента РФ от 22 января 2006 г. №37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества". А также решениями РОК "Победа", в основном силами Военно-мемориального центра (ВМЦ) ВС РФ, подчиненного начальнику Тыла ВС РФ. Этим указом на Минобороны возложены полномочия по увековечению памяти наших соотечественников, погибших на полях сражений. МО РФ стало уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.

Под эгидой Комитета Государственной Думы по делам ветеранов создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли депутаты ГД, представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. Первым результатом совместной деятельности стал проект "Народная память", являющийся продолжением интернет-сайта "Победители. ру". Автор идеи - депутат Госдумы Ольга Селиверстова.

Подготовлены проекты нормативных актов по созданию представительств Минобороны России в иностранных государствах для организации и ведения военно-мемориальной работы. Вопрос об открытии таких представительств нашел полную поддержку как в МИД России, так и у послов России в Китае, ФРГ, Литве, Латвии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, а также одобрен на заседании рабочей группы РОК "Победа".

В настоящее время ВМЦ развернул активную работу по созданию обобщенного компьютерного банка данных, содержащего информацию о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества периода Великой Отечественной войны и послевоенных конфликтов. В целях установления имен по современным местам захоронений в стране и за рубежом организована паспортизация воинских захоронений. Сегодня мы имеем сведения о более чем 32 тысячах воинских захоронений и мемориалов, где покоятся 7 млн. наших солдат.

Кроме того, в целях успешного решения задач поисковой работы в МО РФ действует 90-й отдельный специальный поисковый батальон. Принято решение о сохранении этого подразделения на постоянной основе в составе ЛенВО. Место его дислокации - поселок Мга Ленинградской области. Кстати, полевые работы этим батальоном были начаты 1 июня 2006 года в двух районах. На бывшем плацдарме "Невский пятачок", где потери составили до 200 тыс. человек. А также в районе Синявских высот, где потери были порядка 140 тыс. человек. Военнослужащими батальона в период с 1 июня по 1 сентября 2006 года найдены и эксгумированы останки 908 воинов (обнаружено 69 смертных медальонов, из них 16 медальонов прочитаны, установлены родственники троих погибших и ведется розыск остальных), найдено 89 единиц стрелкового оружия, обнаружено и уничтожено 2815 взрывоопасных предметов. В сентябре 2006 года состоялась торжественно-траурная церемония захоронения найденных останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной. Она проводилась на мемориале "Невский пятачок". Сейчас подразделения нашего поискового батальона продолжают полевые работы в местах активных боевых действий минувшей войны.

Свою историю нужно не только знать, помнить, но и донести ее до подрастающего поколения. Поэтому в Тыле Вооруженных Сил постоянно проводится работа военно-исторической направленности. Еще в 2005 году состоялось открытие мемориальной доски в честь Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Куркоткина Семена Константиновича, возглавлявшего Тыл Вооруженных Сил СССР с 1972 по 1988 год, на доме №9 в переулке Сивцев Вражек, где проживал маршал. В январе 2006 года в средней общеобразовательной школе №919 г. Москвы состоялось торжественное мероприятие, посвященное присвоению этому государственному образовательному учреждению имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина. И 13 февраля 2007 года, в день 90-летия прославленного маршала, в рамках военно-патриотической работы мы провели целый ряд мероприятий, направленных на увековечение его памяти. Кстати, в мае прошлого года вышла книга замечательного писателя, фронтовика-разведчика Владимира Карпова "Маршал Баграмян" о человеке, который возглавлял Тыл Вооруженных Сил в послевоенный период. В подборе материала о малоизвестных страницах его жизни и этого времени принимали участие и наши специалисты.

Не зря говорят: пока не похоронен последний солдат, война не окончена. Для служб Тыла Вооруженных Сил РФ она действительно, образно говоря, не окончена. Все мы по-прежнему на передовой - рубеже борьбы за души и сердца молодого поколения, тех, кто вслед за нами встанет в строй под овеянные славой боевые знамена. В эти торжественные майские дни это осознаешь почему-то особенно остро.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации