СОСТОЯНИЕ АРМИИ ВСЕ ЕЩЕ КРИТИЧЕСКОЕ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №9.2006 Г.

СОСТОЯНИЕ АРМИИ ВСЕ ЕЩЕ КРИТИЧЕСКОЕ

Виталий МИХАЙЛОВ

НЕОБХОДИМ УРОВЕНЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБОРОНЫ В 3-3,5% ВВП

На днях группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение коллег законопроект, предусматривающий установление ежегодных расходов по разделу "Национальная оборона" на уровне не менее 3,5% прогнозируемого объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. Мы попросили прокомментировать эти поправки одного из авторов - Николая БЕЗБОРОДОВА.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

БЕЗБОРОДОВ Николай Максимович

Родился 12 февраля 1944 г. в г. Сегежа Карело-Финской ССР. В 1964 г. поступил в Сызранское военное авиационное училище летчиков. По завершении учебы служил в военном училище летчиком-инструктором, старшим летчиком-инструктором. В 1975 г. окончил с отличием Военно-политическую академию, в 1983 г. - адъюнктуру при Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Кандидат исторических наук. Генерал-майор авиации. Военный летчик 1-го класса. Депутат Госдумы от Курганского одномандатного избирательного округа №96. Избирался депутатом ГД первого, второго и третьего созывов.

- Николай Максимович, мы насчитали пятнадцать подписей под законопроектом. Что объединяет этих людей?

- Да, соавторами выступили пятнадцать депутатов. Отмечу, что они представляют разные комитеты Госдумы - по обороне, по безопасности, по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, по международным делам, по информационной политике, по делам Федерации и региональной политики, по физической культуре, спорту и делам молодежи: Но все соавторы законодательной инициативы профессионалы не только в своей области (хотя все же охарактеризую кратко некоторых: бывшие в свое время министрами Игорь Родионов и Николай Ковалев, командующими войсками округов - Виктор Войтенко и Аркадий Баскаев, главным инженером КнААПО - Вячеслав Шпорт; известный эксперт в области спецслужб Геннадий Гудков, известные журналисты Борис Резник и Александр Хинштейн). Все они имеют и значительный опыт депутатской работы - большинство избраны в Думу во второй и даже третий раз. Более того, и вопросы формирования военного бюджета для них не в новинку, так как часть соавторов - члены Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности. Мы предлагаем статью 26 закона "Об обороне" дополнить частью 3 следующего содержания: "3. Установить, что расходы, предусматриваемые федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год по разделу "Национальная оборона" функциональной классификации расходов федеральных бюджетов Российской Федерации, должны составлять не менее 3,5% прогнозируемого объема валового внутреннего продукта Российской Федерации".

- Чем вызвана такая законодательная инициатива? Военный бюджет страны вроде и так ежегодно увеличивается...

- Увеличивается? Давайте сначала разберемся, каким должен быть военный бюджет страны, как он должен формироваться. Чтобы прояснить эти важнейшие вопросы, вернемся во времени немного назад. В бывшем СССР публиковавшийся военный бюджет носил чисто символический характер. Так, в течение 20 лет, с 1968 по 1988 г., официальные расходы на оборону оставались практически неизменными и колебались между 17 и 20 млрд. руб. в год. В 1989 г. военный бюджет был утвержден в сумме 20,2 млрд. руб., что соответствовало 4,1% всех бюджетных расходов. По официальному валютному курсу (0,7 долл. за 1 руб.) это составляло менее 15 млрд. долл. в год. Выходило, при таком уровне военных расходов СССР умудрялся поддерживать военный паритет с США, ежегодно тратившими на оборону 300 млрд. долл. Но в том же 1989 г. наступила полоса сокращений военного бюджета. Было объявлено, что военные расходы будут снижены на 14,2%, а производство и закупка вооружения - на 19,5%. Неожиданно Михаил Горбачев объявил на Съезде народных депутатов, что в 1989 г. военные расходы составили вовсе не 20,2 млрд. руб., а 77,3 млрд., так как военный бюджет СССР никогда не включал в себя расходы на закупки вооружения, проведение научно-исследовательских работ, строительство и т.д., эти средства проходили по статьям других ведомств.

Сумма в 77,3 млрд. руб. в подробной разбивке была представлена в ООН 12 октября 1990 г. и провозглашена новым прорывом гласности в СССР. На 1990 г. расходы были утверждены в размере 71 млрд. руб. - на 8,2% ниже, чем в предыдущем году. Тогда же впервые в советской истории показатели военных расходов начали фигурировать не только заметно подробнее, чем раньше, но и в сопоставимых ценах. Так, в конце 1990-го показатели военного бюджета на год (71 млрд. руб.) были пересчитаны в цены будущего, 1991-го. Оказалось, что в ценах 1991 г. военные расходы 1990 г. составили 105,6 млрд. руб. (8,65% от ВВП), а военные расходы на 1991 г. - 96,6 млрд. руб. (затем, в связи с апрельской 1991 г. реформой цен, они были увеличены на 12,1 млрд. - до 108,7 млрд. руб.).

Первый бюджет новой России (на I квартал 1992 г.) уделил военным расходам ровно восемь строк. К 1995 г. он сократился до пяти статей:

1. Текущее содержание формирований всех систем по защите государства.

2. Приобретение вооружения и военной техники, спецтехники и средств связи для военных формирований всех систем.

3. Проведение НИОКР, связанных с национальной обороной, правоохранительной деятельностью и обеспечением безопасности государства.

4. Капитальное строительство и приобретение оборудования в системе Минобороны.

5. Прочие расходы, осуществляемые в целях защиты государства.

Переломным стал 1995 г., когда военные расходы сократились сразу вдвое (с 40,2 до 21,1 млрд. долл.). Такое обвальное сокращение произошло в условиях ожесточенной войны в Чечне, на ведение которой по бюджету 1995 г. не было выделено ни рубля, как, впрочем, и в бюджете 1996 г. А ведь только на содержание армейской группировки в Чечне в 1995 г. было потрачено, по данным Минобороны, около 10% всего годового военного бюджета. В бюджет на 1996 г. было заложено дальнейшее сокращение расходов на армию, и притом весьма существенное (с 21,1 до 18,2 млрд. долл., т.е. на 13,5%).

Если в конце 1980-х - начале 1990-х гг. три четверти военного бюджета шли на закупки вооружения и военные исследования и разработки (НИОКР) и только одна четверть - на содержание личного состава, то с середины девяностых годов это соотношение стало прямо противоположным. На закупки и НИОКР шло около четверти бюджета. Остальные ассигнования предназначались на денежное довольствие военнослужащих и зарплату служащих, оплату продовольствия и вещевого имущества, хозяйственное и коммунальное обустройство войск, медицинское обслуживание, оплату топлива и горючего, воинские перевозки, выплату пенсий и строительство (в основном жилья).

Ни разу после 1997 г. финансирование обороны не превышало 3% ВВП. Парадоксально, но с 1998 г. несколько раз принимались решения о выделении на эти нужды не менее 3,5% ВВП. В частности, 30 июля 1998 г. Указом президента РФ №1833 были утверждены "Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по развитию Вооруженных Сил до 2005 года". В этом документе есть положение о том, что на национальную оборону должны выделяться средства в размере не меньше 3,5% от ВВП. Однако повторюсь, эти решения ни разу не были выполнены. Более того, планка в 3,5% ВВП была по-тихому опущена значительно ниже 3%. В то же время уровень порядка 3-3,5% ВВП на оборону поддерживается всеми передовыми военными державами мира. Это при том, что их безопасность во всех отношениях намного прочнее, чем у России, а в абсолютных объемах эти ассигнования во много раз (и даже в десятки раз, как в случае США) больше российских.

Вот конкретные цифры. Если за период 1989-1997 гг. объем военных расходов в сопоставимых ценах у России сократился примерно на 87%, то у США он понизился лишь на 31%, у ФРГ - на 27%, Великобритании - на 27%. Вместе с тем оборонные затраты в расчете на одного военнослужащего составляют в США 190 тыс. долл., в Великобритании - 170 тыс., в Германии - 94 тыс., в Турции - 12,7 тыс., а в России - 3,8 тыс. долл. в год.

В течение 2001-2005 гг. ежегодные расходы бюджета по разделу "Национальная оборона" оставались на уровне 2,7-2,8% от валового внутреннего продукта. Тогда как они должны были увеличиться с 2,65% ВВП в 2001 году до 3,14% - в 2005-м. В результате недофинансирование составило примерно треть от тех объемов, что были предусмотрены "Основами государственной политики Российской Федерации по развитию Вооруженных Сил до 2005 года". В итоге состояние наших Вооруженных Сил и характеризуется как критическое. Одной из причин этого является длительное финансирование расходов на национальную оборону на уровне существенно меньшем, чем это необходимо, или другими словами - финансирование военного строительства не соответствует тем задачам, которые определены руководством страны.

- Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию?

- Такое отношение к финансированию обороны страны, на мой взгляд, имеет лишь одно объяснение. Ни общество в целом, ни государство не ощущают явной и конкретной военной угрозы извне, защита от которой стоила бы хоть немного большего напряжения национальных ресурсов. Хотя, убежден, даже в отсутствие определенной внешней угрозы можно было бы выделить достаточно средств для прекращения развала и разложения армии и оборонной промышленности, которые превратились в серьезную внутреннюю социальную, политическую и военно-техническую (или техногенную) угрозу государству. Ответ на это один: ни руководство государства, ни общество в целом не имеют никакой уверенности, что запросы военных ведомств строго обоснованы и что отпускаемые немалые, по российским меркам, деньги будут использованы с толком и на благо реальной безопасности страны. И не мудрено. Львиная доля информации о Вооруженных Силах, их структуре и составе, дислокации и планах применения, программе оснащения и реформирования держится в тайне от общества и представляющих его институтов - парламента, прессы, общественных организаций и исследовательских центров.

- Вернемся к вашему тезису: состояние наших Вооруженных Сил характеризуется как критическое. Каковы конкретные факты?

- Есть и конкретные факты. И мы, соавторы законодательной инициативы, приводим их в пояснительной записке к законопроекту. Возьмем авиацию. С 1999 по 2003 г. наша армия не получила ни одного нового самолета. Численность машин ВВС России всех типов уменьшится с 5100 самолетов в 2002 г. до 2000 самолетов в 2010 г. и с 1800 вертолетов в 2003 г. до 600 вертолетов в 2010 г. Средний налет на летающего летчика составляет по различным родам авиации от 10 до 30 часов в год. Для сравнения: натовский минимум налета для боевых летчиков - 180 часов в год. При этом, согласно международным требованиям безопасности полетов, минимально допустимым уровнем полетов считается налет не менее 60 часов в год.

И еще. У нас износ авиационной техники составляет более чем 57%. 55% авиационной техники эксплуатируются более 15 лет, 40% - от 5 до 10 лет, всего 20 самолетов - менее 5 лет. В настоящее время более двух третий авиационной техники эксплуатируется за счет продления ресурсов и сроков службы. При этом максимальный срок продления эксплуатации большинства этих самолетов истекает до 2009 г., после чего последует их неизбежный вывод из боевого состава. По самым оптимистичным подсчетам, до 2009 г. из боевого состава ВВС будет исключено 3200 самолетов и более 1300 вертолетов. Аэродромная сеть России сейчас меньше сети РСФСР в 2 раза и на сегодняшний день находится в критическом состоянии. Более 70% аэродромов требуют капитального ремонта или реконструкции.

Объемы поступающих в Вооруженные Силы новых образцов вооружения не покрывают их естественной убыли. Удельный вес современных образцов от общего их наличия в среднем составляет около 20%. В то же время в армиях ведущих стран мира доля современных образцов составляет более 60%. Нарастающий процесс массового выхода в ремонт основных образцов вооружения и военной техники приобретает необратимый характер, так что без резкого увеличения их серийных закупок к 2011 г. прогнозируется резкое (до 10 раз) снижение возможностей Вооруженных Сил по решению поставленных задач.

Закупки сложных образцов вооружения и военной техники уже почти 10 лет осуществляются в единичных экземплярах, ремонтом охвачено не более 15-20% парка вооружения и военной техники.

- И все-таки закупки ВВТ растут...

- Вот перечень ВВТ, которые планировалось закупить армией в 2005 г.: 4 МБР "Тополь-М"; 9 космических аппаратов; 5 ракет-носителей; 2 пусковые установки ракетного комплекса "Искандер-М"; 17 танков Т-90 и 3 батальонных комплекта бронетранспортеров (92 БТР - 80); один надводный корабль; одна дизельная подводная лодка "Санкт-Петербург"; 1 новый и 1 отремонтированный стратегический бомбардировщик Ту-160; 7 модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ. В 2006 г. планируется закупить 7 ракет "Тополь-М", 17 танков и 17 модернизированных, а не новых истребителей Су-27. Да, есть увеличение по сравнению с предыдущими годами, когда, повторюсь, вообще ничего не закупалось. Но для перевооружения армии требуется существенное увеличение ежегодных поставок вооружения и военной техники в объемах до 5% от их количества, соответствующего боевому составу Вооруженных Сил. Это соответствует примерно следующим количественных показателям: 140-150 самолетов, 40-60 вертолетов, 200 танков, 250 артиллерийских орудий. Подчеркну, в год (эти цифры от 2 до 5 раз превышают предусмотренные Государственной программой вооружения)! И даже такое радикальное увеличение объемов закупок ВВТ позволит перевооружить весь парк вооружения и военной техники, обеспечив поддержание его в требуемой степени технической готовности, только к 2030 г. При этом будет реализован лишь так называемый "компромиссный" вариант: 50% на содержание и техническое оснащение Вооруженных Сил и 50% на их развитие. Как показывают предварительные расчеты, для обеспечения реализуемости "компромиссного" варианта развития начиная с 2006 г. расходы по разделу бюджета "Национальная оборона" должны составлять не менее 3,5% от ВВП. Данный прогноз основан на макроэкономических проектировках Минэкономразвития РФ на период до 2015 г.

- Значит, главные проблемы только в закупках новых вооружений и техники?

- Увы, нет. Сегодня проблемы финансирования есть и в вопросах тылового обеспечения Вооруженных Сил. В 2005 г. на закупку горюче-смазочных материалов (ГСМ) даже относительно минимальной потребности недоставало примерно 2,2 млрд. рублей. Дефицит ГСМ не позволил существенно интенсифицировать оперативную и боевую подготовку, как того требовал президент РФ. Не лучше ситуация и в текущем году. Рост цен на нефтепродукты в сентябре 2005 г. уже привел к тому, что возможности по закупке топлива и ГСМ уменьшились на 25-30% от показателей, предусмотренных при принятии бюджета. Полная потребность Вооруженных Сил в топливе - 5,5 млн. тонн, но за последние 10-11 лет такого количества ни разу не выделялось.

- Знает ли об этой ситуации руководство страны?

- Безусловно, знает. В июне 2005 г. Владимир Путин провел заседание Совета безопасности России, специально посвященное определению основных векторов в военном строительстве до 2015 г. Именно тогда фактически было признано, что военное реформирование в период 2001-2005 гг. потерпело крах: за минувшее пятилетие не удалось обеспечить рост качественных характеристик Вооруженных Сил РФ и вывести оборонно-промышленный комплекс страны из системного кризиса. Совет безопасности констатировал: создается реальная угроза национальной безопасности России, а потому для исправления сложившегося положения необходимо принимать неотложные меры.

Совет безопасности РФ, как известно, сформулировал приоритеты военного строительства в России на период 2006-2015 гг. Они предусматривают сбалансированное и скоординированное развитие всех элементов системы сил и средств обеспечения обороны и безопасности государства, повышение престижа военной службы и качества жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Президентом страны было дано поручение правительству определить в третьем квартале 2005 г. такие объемы ассигнований, выделяемых на национальную оборону, которые соответствовали бы предусмотренному росту ключевых показателей качественных характеристик Вооруженных Сил и других войск. Речь прежде всего идет о ресурсообеспеченности, расходах на боевую подготовку, на текущее и перспективное оснащение вооружением и военной техникой, размерах денежного довольствия военнослужащих.

- Но почему не видно результатов?

- Вынужден констатировать, что предусмотренный на текущий год объем ассигнований на нужды Вооруженных Сил не соответствует коллективно выработанному, одобренному Советом безопасности РФ и утвержденному президентом курсу на вывод из кризиса военной организации государства. Судите сами: в главном финансовом документе страны доля расходов от объема ВВП на финансирование расходов по разделу "Национальная оборона" по сравнению с 2005 г. сокращается на 0,1% - с 2,84 до 2,74% ВВП. Да, в денежном выражении объем ассигнований на оборонные нужды возрос с 550,1 млрд. рублей до 667,3 млрд. рублей, но нет сомнений, что инфляция, сопровождаемая непомерным ростом цен на топливо, энергетические ресурсы, услуги, товары и продукцию ОПК, "съест" весь этот прирост. Мы вынуждены отметить: показатели объемов расходов по подразделам раздела "Национальная оборона", как и в прежние годы, сформированы исходя из сложившихся пропорций, без увязки их с вновь поставленными президентом Российской Федерации перед Вооруженными Силами задачами и не ориентированы на достижение значимых конечных результатов.

- В чем, на ваш взгляд, это конкретно выражается?

- Пожалуйста. Выделяемые на 2006 г. ассигнования и планируемые правительством РФ в период до 2008 г. включительно меры по повышению денежного довольствия военнослужащих (в 2007 г. - на 25%, в 2008-м - еще на 15%) не обеспечивают выполнения установок Верховного главнокомандующего о росте доходов данной категории граждан в 1,5 раза в реальном выражении. Почему? Поскольку не берутся в расчет инфляция и необходимость покрытия накопившейся задолженности за предшествующие годы.

К настоящему времени по причине сверхпрогнозируемого роста цен и тарифов на товары, услуги и топливо-энергетические ресурсы у Министерства обороны России обозначился острый дефицит средств: на закупку продовольствия - 1,4 млрд. рублей; на закупку специального топлива и ГСМ - 5,4 млрд. рублей; на оплату коммунальных услуг - 5,1 млрд. рублей; на реализацию федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" - 5,7 млрд. рублей; на текущий ремонт объектов специального назначения - 5,1 млрд. рублей; на другие нужды - 2,15 млрд. рублей. Всего на сумму 24,85 млрд. рублей.

Правительство в этом году запланировало 122,9 млрд. рублей на выплату денежного довольствия военнослужащим. Предусматривается его индексация с 1 января 2006 г. на 15%. Однако в 2003-2005 гг. требования Федерального закона 2002 года №49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" в части, касающейся установления денежного довольствия военнослужащих на очередной финансовый год с учетом уровня инфляции, не исполнялись. Вследствие чего образовалась как бы отложенная задолженность и перед военнослужащими, и перед военными пенсионерами. Размеры этой задолженности, по расчетам Минобороны РФ, составляют не менее четверти от выплаченного денежного довольствия и порядка 20% от военной пенсии. Очевидно, что предусмотренное на 2006 г. повышение денежного довольствия военнослужащих даже не компенсирует в полном объеме накопившуюся перед ними задолженность, а о прибавке и речи быть не может.

Расходы на продовольственное обеспечение Вооруженных Сил в этом году предусмотрены в размере 21 818,6 млн. рублей, что на 1500 млн. (или на 7,7%) больше, чем в 2005 г. Однако с учетом прогнозируемого уровня инфляции в 7,5-8,5% реального улучшения, как легко подсчитать, не наступит. Мало того, анализ исполнения федерального бюджета предшествующих лет показывает, что фактический рост цен и тарифов значительно превышает предполагаемый правительством уровень.

Общий объем ассигнований на приобретение вещевого и инвентарного имущества Вооруженными Силами в 2006 г. составит 8 млрд. 524,6 млн. руб. Эти средства не позволят обеспечить в полном объеме закупки повседневного и специального обмундирования. Потребности в нем могут быть удовлетворены лишь на 25-52%.

Объем финансовых средств, выделяемых Минобороны РФ на медицинское обеспечение, составляет 2,2 млрд. рублей. Это примерно соответствует уровню 2005 г. Но запланированных денег явно не хватит для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, поскольку уже сейчас наметился рост цен на фармацевтическую продукцию, который по расчетам в 2006 г. превысит 20%. Вопрос же об ассигнованиях на оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи военнослужащим и военным пенсионерам вообще не решается. Ежегодная потребность в проведении высокотехнологичных медицинских операций только по линии Минобороны составляет 7 тыс. единиц. Для этого нужно не менее 700 млн. рублей.

При расчете расходов на приобретение специального топлива и ГСМ правительство РФ приняло сложившуюся на 2005 г. потребность в них без какого-либо увеличения объемов закупок. Под это и выделены 29 млрд. 269,2 млн. рублей, что не соответствует жестким требованиям Верховного главнокомандующего повысить уровень боевой выучки Вооруженных Сил.

Словом, сохранение существующих подходов к финансированию расходов на национальную оборону не способствует качественному улучшению состояния и боевых возможностей наших Вооруженных Сил. Именно поэтому мы предлагаем законом определить минимальный объем финансирования расходов на национальную оборону в размере 3,5% от ВВП. Реализация предложенного нами дополнения в закон "Об обороне" позволит добиться гарантированного финансирования расходов на национальную оборону в объеме, минимально необходимом для решения стоящих перед Вооруженными Силами задач.

- Когда планируется рассмотрение вашего законопроекта?

- Сейчас законопроект разослан в комитеты и комиссии Госдумы, в администрацию президента и в правительство, в Совет Федерации: Мы рассчитываем, что на пленарном заседании наша законодательная инициатива будет рассмотрена в эту весеннюю сессию - в апреле-мае. Это необходимо, чтобы с проектом бюджета на 2007 г. депутаты уже могли работать на основе новых требований.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации