МИНИСТЕРСКАЯ ПЯТИЛЕТКА

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №12.2006 Г.

МИНИСТЕРСКАЯ ПЯТИЛЕТКА

Олег ФАЛИЧЕВ

ПОЗИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМИИ И "ОБОРОНКИ" НАБИРАЮТ СИЛУ

Прошло ровно пять лет, как министром обороны России был назначен Сергей Иванов. Отмечая пятую годовщину его пребывания на посту главы военного ведомства, мы видим существенный прогресс на всех направлениях оборонной политики страны. В решении как внешних, так и внутренних вопросов национальной безопасности. Даже самый предвзятый эксперт не может не заметить кардинальных изменений, произошедших за эти годы в жизни и боевой деятельности войск, планомерного, поступательного движения вперед в военном строительстве.

Подчеркну: речь именно о военном строительстве, а не о продолжении бесконечной череды реформ и встрясок, от которых люди в погонах к концу 90-х годов просто устали. Уже в первые дни пребывания на посту, после первых заявлений Сергея Иванова о будущем Вооруженных Сил, все поняли - это человек новой формации, нового мышления. Более энергичный, более подвижный и контактный. На нем не было даже налета спесивости и высокомерия, грубости и неприступности - всего того, что было присуще многим высоким военачальникам советской эпохи. Мы увидели, что Сергей Иванов обладает аурой публичного политика и харизмой, которой так не хватало иным его предшественникам. Он свободно держался перед телевизионными камерами, запросто общался с журналистами, без долгих раздумий отвечал на неудобные вопросы. И при этом практически никогда не читал по бумажке, не пользовался заготовленными для него ньюсмейкерами текстами.

Образованность, интеллигентность, знание иностранных языков, наконец, обаятельная улыбка и элегантные костюмы нового министра обороны - все это не могло не вызвать симпатий к главе военного ведомства как со стороны гражданского общества, так и со стороны людей в погонах. Но военный люд за всем этим увидел еще и то, что, может быть, не сразу уловили другие. Министр уже в первые месяцы работы сосредоточился на решении самых важных, самых болезненных и острых проблем Вооруженных Сил, на организации полноценной боевой подготовки, по которой так истосковались офицеры, солдаты, переводе армии и флота на контрактный принцип комплектования, кардинальном пересмотре социальных программ.

Надо отдать должное его стратегическому мышлению, умению выделить в работе главное, принять кардинальные решения. Ведь пришлось не только быстро адаптироваться к новой обстановке, но и параллельно переосмысливать весь комплекс проблем, связанных с основополагающими аспектами обеспечения национальной безопасности России, ее нового незавидного геополитического положения в мире.

Но, прежде всего, для этого ему потребовалось завершить подготовку законодательной базы. Сколько лет армия и флот жили без полноценного пакета военных законов. Сергей Иванов начал с основного. В частности, были завершены разработка и принятие законодательных актов, определивших роль и место военной организации страны, пути и способы обеспечения внутренней и внешней безопасности России. Среди них такие основополагающие, как Федеральный закон "О военном положении", "Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года", целый ряд других. Вслед за ними была утверждена Государственная программа вооружения до 2010 года, в Вооруженных Силах введены новые курсы стрельб, началась разработка новых боевых уставов.

Странно, но мы тогда жили даже без нормальной Военной доктрины. И она тоже появилась. Новая, на мой взгляд, более внятная и отражающая суровые реалии времени. А всего через пару лет, 2 октября 2003 г., на совещании с участием военно-политического руководства страны и высшего командного состава Вооруженных Сил уже была одобрена Концепция дальнейшего строительства армии и флота.

Плодотворная работа Минобороны в соответствующих комитетах Государственной Думы позволила изменить ситуацию также с закупками ВВТ. С трудом, постепенно, но удалось убедить народных избранников: если мы хотим иметь надежную оборону, надо увеличить финансирование гособоронзаказа. Законодательно еще до С. Иванова было закреплено положение о том, что оно должно составлять не менее 3,5% от ВВП. Но даже прописанная в законе эта цифра долго не работала. И все же постепенно расходы на оборону стали увеличиваться, достигнув к 2004 году 16% роста. А с учетом антитеррористических мер и того больше. Да и сам военный бюджет стал практически открытым: многие статьи рассекречены, Госдума получила возможность более детальной постатейной его проработки.

Параллельно этим процессам продолжалось совершенствование системы политического и гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил, что является важнейшим элементом их развития в правовом государстве. Факт: сегодня Минобороны на постоянной основе взаимодействует с целым рядом общественных организаций, представляющих формирующееся в России гражданское общество. Вместе с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Владимиром Лукиным подписан Меморандум о взаимодействии в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, открыт интернет-сайт МО РФ, где предаются гласности все факты происшествий в ВС РФ.

Но армия без хорошего вооружения и военной техники, как известно, это не армия. А с этим было туго. Поэтому важным направлением деятельности нового министра стала работа и по оптимизации системы заказов ВВТ в соответствии с требованиями времени. До этого число генеральных заказчиков для Вооруженных Сил превышало разумные пределы. Работать со всеми и подстраиваться, как говорится, под каждого было непросто. Сергей Иванов предложил, чтобы осталось лишь 20 генеральных заказчиков ВВТ (в 1997 г. - 57, в 1999-м - 29). Каждый из них теперь стал отвечать за реализацию основных положений военно-технической политики по своим функциональным задачам.

Весь этот процесс получил логическое завершение, когда 11 марта 2003 года указом президента был учрежден Государственный комитет по оборонному заказу при Министерстве обороны. А в последующем отработана и система взаимодействия с другими силовыми структурами страны, в которой отныне именно Вооруженные Силы, Министерство обороны стали играть центральную роль. Что, кстати, полностью отвечало интересам национальной безопасности России.

Еще в первый год своей работы Сергей Иванов постарался лично облететь все округа и флоты, встретиться с их руководством, поговорить с простыми офицерами, из их уст услышать о проблемах Вооруженных Сил. Думается, и эти встречи еще раз утвердили его в мысли: надо повышать эффективность системы управления. И вскоре утвердилась трехвидовая структура ВС: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот. Плюс три рода войск: РВСН, Космические войска, ВДВ. Это в большей степени отвечает сегодняшним требованиям, упрощает боевое применение, взаимодействие.

Кроме того, было сокращено количество военных округов до шести. А после завершения эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии начат активный переход к контрактному принципу комплектования должностей солдат и сержантов. В "горячие точки" отныне больше не отправлялись необученные мальчишки, в Чечне стали служить только контрактники. Появился закон об альтернативной службе, а с 2008 г. призывники будут служить по призыву всего один год. Все это сняло определенную социальную напряженность в обществе и предвзятое отношение к армии, резко снизило число "отказников".

Войска начали наконец заниматься реальной боевой учебой. Удельные расходы на боевую подготовку возросли в 2,2 раза. Особенно плодотворным в этом отношении явился 2003 г. Если взять средний налет на одного летчика (экипаж), то он составил 28 часов, увеличившись по сравнению с 2002 годом на 4,8%. Абсурд, но еще в 2000 г. в войсках, как мне рассказывали, не было ни одного командира полка, который бы участвовал в: полковых учениях. Почему? Потому что они просто не проводились. Но и тут с поступлением ГСМ, финансовых средств картина резко поменялась. Впервые за 20 лет в масштабах ВС прошла даже Стратегическая командно-штабная тренировка.

Значительно активизировалась боевая деятельность и Военно-морского флота, Космических войск. В 2003 г. осуществлены запуски 12 космических аппаратов военного назначения (7 пусков), обеспечено проведение 12 пусков космических аппаратов социально-экономического и коммерческого назначения. Прошли и учебно-боевые пуски межконтинентальных баллистических ракет. Закуплены и поставлены в войска 5 ракет комплекса "Тополь-М", 26 ракет УР-100УТТХ, 8 космических аппаратов, 6 ракет-носителей, 3 самоходных 152-мм гаубицы "Мста-С", 30 бронетранспортеров БТР-80, 23 авиационные управляемые ракеты. Пусть это не так уж много, но, повторю, именно 2003 г. явился переломным, именно тогда армия стала не только ремонтировать ВВТ, но и закупать новые.

В 2004 г. на боевую подготовку было направлено уже около 16% всех средств. Еще более показательным стал 2005 г.: на вооружение в войска поступил новейший ракетный комплекс, аналогов которому нет ни в одной стране мира. В войска пошла новая автотехника для тактического и оперативного звена. В Сухопутные войска стали поступать современные танки Т-90, ракетный комплекс "Искандер-М", завершилась модернизация реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Град", "Ураган", "Смерч". Подобные работы ведутся также по модернизации 152-мм самоходных гаубиц (САУ) "Мста", 152-мм САУ "Акация", 122-мм САУ "Гвоздика". Эти самоходные орудия теперь по своим возможностям можно сравнить с комплексами вооружения, оснащенными средствами разведки, АСУ, средствами малой автоматизации. Что сокращает сроки выполнения задач в 1,5-2 раза. ВВС пополнились одним новым и одним отремонтированным стратегическими бомбардировщиками Ту-160, а также семью модернизированными фронтовыми истребителями Су-27СМ. А Военно-морской флот может порадоваться за две новые атомные подводные лодки.

Успешно прошла испытания с модернизированной АПЛ 941 проекта ("Дмитрий Донской") и готовится к поступлению на вооружение в 2006 г. новая ракета "Булава". Степень ее унификации составляет более 60% и позволит использовать при необходимости не только в РВСН, но и на флоте. А на очереди новые разработки, которых, как отметил президент России Владимир Путин, нет и в ближайшее время не будет у других ядерных государств. В целом же в соответствии с Программой вооружения подготовлено к принятию войсками около 300 новых и модернизированных образцов ВВТ! Разве это не результат? Думается, именно поэтому обществом вполне естественно было воспринято выдвижение Сергея Иванова на должность вице-премьера и поручение президента курировать оборонно-промышленный комплекс страны. А затем - и создание Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ во главе с теперь уже вице-премьером - министром обороны Сергеем Ивановым.

Конечно, не обошлось и без "непопулярных" мер. Самым болезненным, пожалуй, стало масштабное сокращение численности Вооруженных Сил, совпавшее с экономическим кризисом. Напомню: с 1996 по 2003 г. армия была сокращена до 1млн. 132 тыс. А к 2005 г. в ней осталось лишь немногим более 1,0 млн. человек. Несмотря на это, удалось сохранить в ВС около 70% офицеров, высвободившихся в ходе проведения организационно-штатных мероприятий, переназначив их на вакантные должности. А общую укомплектованность - на уровне 97,8%. В Вооруженных Силах России получили возможность служить молодые люди из стран СНГ.

Вполне естественно, что внятная, трезвая политика, умение объяснять людям суть реформ, реальные дела по выправлению ситуации не могли быть не замечены и в низовом армейском звене. Достаточно сказать, что количество досрочно увольняемых офицеров в 2005 г. по сравнению с 2002-м значительно сократилось. Люди в погонах поверили Сергею Иванову, убедились в том, что он слов на ветер не бросает. По данным Главного управления кадров МО РФ, увеличилось число юношей, желающих поступить в вузы Минобороны.

За последние годы были созданы предпосылки и для развертывания современной системы социального обеспечения военнослужащих. Разработана программа поэтапного повышения денежного довольствия, о чем "Военно-промышленный курьер" довольно подробно уже писал. Как и о том, что удалось сдвинуть с "мертвой точки" вопрос обеспечения жильем. 23 марта 2005 г. на совещании в Минобороны с участием президента РФ было заявлено о разработке ипотечной системы кредитования жилья, которая позволит молодым офицерам обзаводиться собственной квартирой уже через три года после окончания военного училища. При этом продолжают работать другие методики обеспечения военнослужащих жильем: в рамках реализации программы "Государственные жилищные сертификаты", выделяются средства по разделу "Военная реформа".

Произошла адаптация российской военной политики к современным глобальным реалиям, что дало возможность пойти на существенные сокращения ядерного потенциала и обычных вооружений без ущерба для безопасности страны, создать новую систему отношений России с союзниками и партнерами, основанную прежде всего на прозрачности всех военно-политических обязательств.

Естественно, было бы глупо утверждать, что все проблемы решены, а в Вооруженных Силах не осталось недостатков. Они есть. Но с ними активно борются. Поэтому не удивительно, что люди в погонах все-таки с оптимизмом смотрят в будущее. Тем более что многие перспективы уже хорошо просматриваются. В Минобороны РФ сегодня разработаны концептуальные документы долгосрочного планирования, которые имеют принципиально важное значение для будущего оборонной безопасности страны. Среди них "Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2021 года", "Замысел строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2016 года", "Государственная программа вооружения на период до 2015 года", "Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории РФ: до 2025 года". Эти документы предусматривают сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания, способных в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставят под сомнение цели любой агрессии против России.

Говоря об итогах преобразований в Вооруженных Силах, президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий Владимир Путин подчеркнул, что это был действительно трудный, болезненный процесс, но все же удалось многое сделать. Во многом благодаря силе воли, упорству, целеустремленности первого лица Министерства обороны. А еще людям в погонах, без поддержки которых никакие реформы в армии были бы просто невозможны. Искренность слов и поступков Сергея Иванова, вера в успех возложенной на него миссии помогли многим офицерам не потерять веры в торжество справедливости, сохранить в себе нравственную чистоту, верность Отечеству.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации