КОГДА АРМИЯ БЫЛА НА ПЕРЕЛОМЕ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №17.2006 Г.

КОГДА АРМИЯ БЫЛА НА ПЕРЕЛОМЕ

Геннадий ПУЛИН

ПОЧЕМУ НАЧАЛЬНИК ГУВБиФ КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗАЛСЯ ПОЛУЧИТЬ КРЕДИТЫ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

11 мая исполняется 60 лет известному военному финансисту генерал-полковнику Василию ВОРОБЬЕВУ. Ему пришлось организовывать финансирование многих уникальных мероприятий, обусловленных развалом Варшавского договора, СССР, а также обеспечивать жизнедеятельность армии и флота в условиях недостаточного финансирования их потребностей. Накануне юбилея, к которому принято подводить итоги своей деятельности, генерал Воробьев согласился дать интервью "ВПК".

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ВОРОБЬЕВ Василий Васильевич

Родился 11 мая 1946 г. В 1966 г. окончил Ярославское военное училище имени А.В. Хрулева и был назначен в СибВО начальником финансового довольствия управления дивизии. Служил начальником финансового довольствия полка, инспектором-ревизором финансового отделения дивизии, начальником финансового отделения дивизии. В 1974 г. заочно окончил Военный факультет при Московском финансовом институте и назначен на должность старшего офицера по мобилизационной работе финансового отдела СибВО. С 1978 г. прошел путь от старшего инспектора - ревизора инспекции финансового отдела округа до начальника Главного управления военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны РФ. С 2001 г. - начальник Военного финансово-экономического университета. Генерал-полковник. Награжден двумя орденами и двадцатью медалями.

- Василий Васильевич, в чем, если сравнивать с предшественниками, состояла особенность организации финансового обеспечения Вооруженных Сил при вашей работе на посту начальника ГУВБиФ?

- Предшественники получали достаточное финансирование на строительство и содержание армии и флота. В новых условиях, характеризовавшихся переходом к рыночной экономике, сопровождавшихся глубоким экономическим кризисом, приходилось тщательно обосновывать потребности Министерства обороны и "с боем" добиваться финансирования, тем не менее удавалось получать более 3,0-4,0% ВВП в год. Пришлось организовывать финансирование выполнения необычных задач - восстановление обороноспособности России после развала единого оборонительного пространства СССР; вывод войск из-за рубежа и обустройство войск в России; финансировать сокращение Вооруженных Сил почти в 3 раза; финансировать первую контртеррористическую операцию в ЧР.

- А каким было первое сложное решение после назначения на должность начальника главного финансового органа Вооруженных Сил?

- Вывод войск с территории 14 государств осуществлялся по скоропалительным решениям без детальной проработки многочисленных экономических вопросов. Приходилось принимать оперативные решения, направленные на защиту экономических интересов государства, исходя из складывающейся обстановки. Будучи назначенным от правительства России председателем переходного фонда по содержанию и выводу Западной группы войск, ежеквартально встречался с руководством министерств экономики и финансов Германии, и не только по вопросам получения валютных средств. В результате принятых жестких мер по эффективному использованию валютных средств Западной группы войск было получено 234,6 млн. марок внебюджетных средств, за счет сокращения расходов сэкономлено более 400 млн. марок. Размещение временно-свободных средств в Цоссенском отделении "Дойче банка" под проценты позволило привлечь для финансирования потребностей войск более 100 млн. марок. Чтобы избежать обесценения крупной суммы польской валюты в Северной группе войск на территории Польши, были приняты меры по ее обмену на валюту другой страны и размещению на счетах "Дойче банка". Благодаря этому без срывов осуществлялось финансовое обеспечение содержания и вывода ЗГВ. Более того, крупные суммы достигнутой экономии позволили в 1993-1994 гг. перевести в Россию около 500 млн. марок, которые использовались как резерв на неотложные нужды Вооруженных Сил. В том числе на приобретение значительного количества квартир, строительство жилья, завоз материальных средств на Север, борьбу со стихией, а в особо критических ситуациях даже на выплату денежного довольствия с последующим восстановлением произведенных расходов за счет сметы Министерства обороны.

- В новых условиях требовались и новые решения по финансированию Вооруженных Сил. Что же удалось сделать?

- В состав созданного Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ было включено экономическое управление, которое основное внимание сосредоточило на анализе проблем обеспечения деятельности Вооруженных Сил в условиях развивающихся рыночных отношений и выработке рекомендаций по адаптации финансово-экономического механизма армии и флота к новым условиям.

Неполное финансирование потребностей армии и флота потребовало включения в состав распорядителей средств федерального бюджета всех главнокомандующих видами Вооруженных Сил, что способствовало значительному повышению их ответственности и роли в экономном использовании бюджетных средств, в решении многих проблем в финансовом обеспечении подчиненных войск, определении приоритетных направлений расходов. Наверное, это сыграло свою роль в предоставлении им прав юридического лица в настоящее время.

Кроме того, на протяжении десятков лет статус начальника финансовой службы разных звеньев, начиная от полка, был занижен, отрицательно влиял на авторитет службы и качество решения вопросов финансового обеспечения войск и сил флота. В новых условиях удалось добиться изменения наименования должностей их начальников, которые стали называться "помощник командующего (командира) по финансово-экономической работе" с одновременным повышением на одну ступень и штатного воинского звания. По должностям помощников командующих (командиров, начальников) по финансово-экономической работе военных округов, флотов, отдельных главных управлений МО РФ и ВДВ были установлены штатные воинские звания "генерал-майор". Новый статус позволил руководителям финансово-экономических органов разных уровней смелее и оперативнее решать проблемы более эффективного использования государственных средств, активнее защищать интересы государства. Также был повышен статус инспекторского состава, расширены определенные льготы, благодаря чему удалось сохранить опытные и высококвалифицированные кадры финансовой службы и в сложнейших условиях обеспечения сохранности государственной собственности организовать надлежащее качество и эффективность финансового контроля.

Сложные условия финансирования войск в связи с появлением коммерческих банков обусловили ходатайство ГУВБиФ перед начальником Генерального штаба и Центральным банком РФ о дополнительном значительном развертывании системы полевых учреждений банка, что позволило избежать срывов в финансировании потребностей войск.

- Василий Васильевич, говорят, что вами была проведена вторая после Великой Отечественной войны реформа денежного довольствия военнослужащих...

- В связи с недостаточным финансированием Главному управлению пришлось определиться с приоритетами при расходовании бюджетных средств. На первое место, естественно, вышли расходы по содержанию личного состава. Эта работа осложнялась постоянными высокими темпами инфляции. Так, цены в 1991 г. выросли более чем в 2,6 раза, 1992 г. - в 26 раз, 1993 г. - в 9,4 раза, в 1995 г. - в 2,3 раза. К 1990 г. денежное довольствие практически не имело преимущества перед заработной платой. Если в 1947 г. денежное содержание командира взвода в 2,5 раза превышало среднюю заработную плату в стране, то в 1990 г. средняя заработная плата в стране была на уровне 303 руб., а денежное довольствие командира взвода составляло только 270 руб. Чтобы защитить достойный уровень денежного содержания военнослужащих, пришлось искать основу для адекватного изменения уровня денежного довольствия. В 1992 г. должностной оклад по первичной должности военнослужащего, проходящего службу по контракту, был привязан к минимальному прожиточному уровню, который пересматривался ежеквартально, а в законе "О статусе военнослужащих" - к минимальному размеру оплаты труда, который изменялся более оперативно. Кроме того, уже в 1991 г. по нашему предложению президентом страны было отменено взимание с военнослужащих подоходного налога. Вместе с тем в закон "О статусе военнослужащих" по предложению ГУВБиФ, кроме бывших существенных льгот, которыми пользовались военнослужащие Советской армии, был включен ряд новых льгот. Например, бесплатный проезд военнослужащих в городском транспорте (кроме такси). Следует отметить, что эта льгота обеспечила прибытие военнослужащих на службу даже в те месяцы, в которые им задерживалась выплата денежного довольствия. Такие случаи стали частыми в российской армии во второй половине 90-х годов. В эти же годы все дополнительные выплаты в абсолютных суммах были переведены в процентные надбавки к окладам, что в условиях высоких темпов инфляции позволило сохранить их значимость для военнослужащего (за классность, особые условия службы и другие). Кроме того, был введен ряд новых дополнительных выплат, которые позволили повысить уровень денежного довольствия военнослужащих. Денежное довольствие за 1991-1995 гг. повышалось 14 раз, чем практически было предотвращено обвальное увольнение из Вооруженных Сил молодых офицеров, чего не удалось сделать в последующие годы. Следует отметить, что для этого Главному управлению военного бюджета и финансирования пришлось подготовить и направить от имени министра обороны более 30 писем в адрес президента страны, председателя правительства, председателей палат Федерального собрания РФ. В результате принятых мер уже в 1993 г., при средней заработной плате в стране

58 663 руб., денежное довольствие командира взвода составляло 87 300 руб., т.е. в 1,5 раза превышало уровень средней заработной платы. Такие проблемы сами собой не решаются.

Важные решения были приняты и по защите военных пенсионеров. В денежную основу для исчисления пенсии была включена процентная надбавка за выслугу лет, а с 1993 г. - и денежная компенсация взамен продовольственного пайка, одновременно были сняты ограничения предельных размеров пенсии. Это позволило значительно улучшить материальное обеспечение военных пенсионеров. Благодаря принятым мерам военные пенсии возросли в 1,3-1,5 раза.

При выводе войск с территории прибалтийских республик остро встала проблема обеспечения военных пенсионеров, которые там проживали. В связи с этим по инициативе ГУВБиФ были разработаны межправительственные соглашения, в соответствии с которыми для решения этих вопросов были созданы отделы социального обеспечения на территории этих государств.

Эти органы сегодня успешно решают стоящие задачи по социальной защите военных пенсионеров и членов их семей.

- На вашу долю выпала задача финансового обеспечения первого внутреннего конфликта - контртеррористической операции в Чеченской Республике. Что в связи с этим вы выделяете в число наиболее значимых решений?

- Наряду с введением дополнительных выплат за участие в боевых действиях важное решение было связано с обеспечением организации личного страхования военнослужащих. После распада Союза ССР возникла необходимость срочно выработать принципиально новый подход к страхованию военнослужащих, который бы учитывал специфику деятельности Вооруженных Сил в новых политических, социальных и экономических условиях. С учетом накопленного практического опыта проведения страхования военнослужащих в 1992-начале 1993 г. и в связи с принятием закона "О статусе военнослужащих" Главным управлением военного бюджета и финансирования был разработан новый порядок обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, через Военно-страховую компанию (ВСК). Если при организации государственного обязательного личного страхования военнослужащих через органы государственного страхования Министерство обороны несло значительные убытки, поскольку зачастую оплачивало страхование военнослужащих всех силовых ведомств и страхование осуществлялось через громоздкий бюрократический аппарат с задержкой выплат до одного года и более, то с изменением механизма страхования через ВСК положение резко изменилось в лучшую сторону. Осуществление обязательного государственного личного страхования военнослужащих по новым правилам позволило сократить сроки доведения страховых сумм до получателей до 15-30 дней, что имело важное значение, особенно при проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике.

И еще об одном решении хочу напомнить. Еще будучи начальником финансовой службы полка неоднократно был свидетелем, когда командование прибегало к сбору средств личного состава на проведение встреч с ветеранами и других праздничных мероприятий, в случаях приема различных делегаций. Отсутствие официального источника для проведения таких мероприятий иногда толкало командование на оформление фиктивных счетов. Сложившееся тесное взаимодействия с ВСК позволило выработать механизм использования определенной части ее прибыли для создания в Министерстве обороны фонда обеспечения проведения мероприятий в неформальной обстановке по сплочению воинских коллективов, социальной защите военнослужащих, членов их семей, ветеранов армии и флота, военных пенсионеров, участников Великой Отечественной войны. Использование средств производилось по решениям соответствующих командующих (командиров и начальников) из имеющихся у них в распоряжении таких фондов. Порядок их образования был определен директивой министра обороны. В связи с этим отпала необходимость "пускать шапку по кругу" для организации таких встреч за счет личного состава или допускать злоупотребления поневоле и толкать на это подчиненных, как правило, офицеров тыловых служб. Этим решением я также горжусь.

- Какое самое высокое поручение вам пришлось выполнять?

- В период уточнения взаимных претензий с ФРГ после вывода войск мне было доверено в качестве посланника президента РФ представить канцлеру Г. Колю предложения российской стороны по урегулированию взаимных претензий, что мной и было сделано вместе с послом России в Германии.

- Вы были освобождены от должности президентом и выведены в распоряжение, после чего обычно повторного назначения не случается. В чем причина?

- Длительная сложная обстановка с финансированием Министерства обороны, обусловленная недостаточным выделением средств из бюджета по вине Минфина и правительства РФ, требовала найти виновного. Требовался только повод для того, чтобы его найти. Постановлением правительства РФ от 7 декабря 1994 г. №1349 предусматривалось ликвидировать различие в оплате военнослужащих силовых ведомств, в связи с чем вводилось увеличение окладов по воинским должностям военнослужащим Министерства обороны на 25% за службу в Вооруженных Силах, а также надбавка за специальный режим службы в размере до 50% оклада по воинской должности, премия в размере до трех окладов денежного содержания в год, увеличивалась материальная помощь с одного до двух окладов денежного содержания. Следует отметить, что денежное довольствие благодаря настоятельным предложениям Минобороны, принятым президентом и правительством, военнослужащим всех силовых ведомств стало выплачиваться по типовым должностям в одинаковых размерах, что не удалось удержать в последующем, то есть вновь Министерство обороны стало отставать. После введения этих выплат из правительства поступило распоряжение о приостановлении реализации данного постановления, которое выполнить не представлялось возможным. А поскольку выплаты уже начались, доложил министру обороны. В связи с этим в данных структурах и было подготовлено решение президента страны о моем освобождении от должности начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ - якобы за грубые финансовые нарушения, неудовлетворительное выполнение постановления правительства РФ.

Впервые такое решение принималось не по инициативе министра обороны, а вопреки его позиции. Тогдашний министр обороны П.С. Грачев докладывал президенту: "Основная причина всех бед состоит в том, что некоторые официальные лица и государственные структуры не хотят признать, что в сложившейся ситуации Вооруженные Силы не могут жить и решать поставленные задачи на те крайне недостаточные ассигнования, которые им выделяются. Идет откровенное перекладывание на Министерство обороны ответственности за допущенные просчеты в вопросах финансирования Вооруженных Сил. Весь 1995 г. Министерство финансов не выделяло Министерству обороны необходимых ассигнований на реализацию постановления правительства от 7 декабря 1994 г. В конце концов оно было вынуждено признать свою неправоту и включить требуемые Вооруженным Силам суммы в проект закона "О внесении изменений в закон "О федеральном бюджете на 1995 г.". Докладываю на ваше решение и прошу снять необоснованные обвинения с должностных лиц Министерства обороны".

"Подводным же камнем" для снятия с должности послужил мой категорический отказ прибегнуть к получению кредитов в коммерческих банках для финансирования Вооруженных Сил в четвертом квартале 1995 г., поскольку Минфин необходимых сумм на это в бюджете не предусмотрел. Это было противозаконной операцией, так как выплата процентов за пользование кредитом в бюджете не предусматривалась, а они составляли 120 млрд. руб. Получение кредитов легло бы в конечном итоге дополнительным бременем на бюджет, т. е. на плечи народа, в угоду отдельным заинтересованным в этом правительственным чиновникам.

Попытки очернить мою деятельность в должности начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Генеральной прокуратурой РФ были признаны несостоятельными и диктовались меркантильными интересами их авторов. Как указывалось в соответствующем документе военной прокуратуры, проверкой служебной деятельности генерал-полковника Воробьева Главной военной прокуратуры РФ с участием специалистов Министерства финансов, Центрального банка, Счетной палаты, Министерства обороны, других министерств и ведомств установлена правомерность его служебной деятельности.

- Вы уже почти 5 лет возглавляете Военный финансово-экономический университет. Чем вам запомнилась эта работа?

- С вступлением в должность начальника университета в целях более глубокого изучения истории, осмысления современного состояния финансов армии и флота было принято решение о создании Музея финансово-экономической службы Вооруженных Сил РФ с привлечением к этой работе профессорско-преподавательского состава. Это позволило реализовать задуманное в рекордно короткие сроки - к очередному юбилею университета. Затем были претворены в жизнь еще два творческих замысла: к 85-летию Главного управления военного бюджета и финансирования подготовлен научно-исторический труд энциклопедического характера "Военная финансово-экономическая служба России: история и современность", а к 60-летию Великой Победы - еще один коллективный научно-исторический труд - "Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в Победу". Одновременно мною была издана монография "Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения".

В изданных трудах, ряде публикаций, на конференциях неоднократно высказывался по поводу нецелесообразности насаждения бухгалтерского учета в войсках, который, несмотря на значительный срок его применения, так и не введен в полном объеме в большинстве воинских частей не только армии и флота, но и Пограничной службы, МВД и др. По настоящее время продолжаю отстаивать и особенности классификации расходов в Вооруженных Силах, которые не могут быть учтены в бюджетной классификации, особый порядок финансирования войск. Оживление работы с переработкой классификации расходов по смете обороны, эксперимент по переходу на территориальные органы обеспечения в целях освобождения строевых частей от громоздкой бухгалтерии (в воинских частях современных зарубежных армий имеются только облегченные хозяйственные органы) свидетельствуют о справедливости критических замечаний.

Изданные книги пользуются широким спросом не только в военно-учебных заведениях, но и в научно-исследовательских учреждениях, музеях, у ветеранов и практических работников финансово-экономической службы. Они получили высокую оценку в ряде публикаций на страницах журналов и газет.

Самым радостным для всех участников Великой Отечественной войны стало то, что их имена вошли в книгу, что позволит закрепить их навечно в благодарной памяти сыновей, дочерей, внуков, которые будут брать пример с отцов, матерей и дедов, учиться, как надо любить Родину и защищать ее интересы.

- В чем секрет ваших успехов?

- В моей службе было море трудностей и не все было успешно. Главное - не паниковать, бороться, не останавливаться на достигнутом, опираться на молодежь, доверять людям, контролировать, ценить их и во всем помогать.

5


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации