'ДЛИННЫЕ РУКИ' ВВС РОССИИ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 41

"ДЛИННЫЕ РУКИ" ВВС РОССИИ

Геннадий ПУЛИН

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ОСВАИВАТЬ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ Ту-160

Недавно главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов подвел итоги командно-штабных учений Дальней авиации, которые прошли 26-30 сентября. На этих КШУ выполнено 93 самолето-вылета, четыре полка произвели бомбометания на незнакомых полигонах, был произведен пуск трех крылатых ракет большой дальности, а также 48 тактических пусков этих ракет - без реального применения оружия. Кульминацией учений стало 29 сентября, когда одновременно в воздухе на севере, юге, западе и востоке находилось 54 самолета Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и Ил-78. Общая оценка учений - "хорошо". Все задачи, которые стояли перед "дальниками", выполнены. Они "сходили" на Северный полюс, в Японское море, до Великобритании, в Атлантику, Черное и Каспийское моря. Помехой не стали даже тяжелейшие погодные условия в Воркуте и Норильске.

Что такое дозаправка боевых самолетов в воздухе, знают многие, летчики - лучше других, но доподлинно - лишь те, кто ее выполнял. Это сложнейший элемент, и он под силу только высококлассным профессионалам. На этих маневрах в ходе дозаправки экипажами самолетов Ту-95МС, которые выполняли полеты в районы Атлантики и Каспийского моря, от воздушных танкеров Ил-78 в сумме было принято более 40 тонн топлива. Рассказывая об этом, генерал армии Владимир Михайлов отметил, что учения стали венцом всей боевой учебы Дальней авиации в 2006 г., который, по большому счету, прошел неплохо. За это время, в частности, подготовлено 43 молодых командира экипажей самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и Ил-78. Продолжалась плановая работа по продлению ресурсов, глубокой модернизации авиатехники, в том числе транспортных самолетов, которые тоже играют важную роль в Дальней авиации. После ее проведения самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 могут находиться в строю еще 20-25 лет как минимум.

"Дальники" продолжали осваивать ракетоносец Ту-160, полученный от казанских авиастроителей. На подходе с завода - следующий Ту-160 с еще более глубокой степенью модернизации. Заметим, что летом, выступая на церемонии приема стратегического бомбардировщика, получившего имя "Валентин Близнюк", министр обороны Сергей Иванов сообщил, что Министерство обороны РФ к концу текущего года планирует получить еще один абсолютно новый самолет-ракетоносец этого типа. "Не часто, особенно в последние годы, у Вооруженных Сил и ВВС России случаются такие праздники, - не стал скрывать вице-премьер. - Мы пережили тяжелые 90-е годы, сегодня ситуация в Казанском авиационном производственном объединении начинает улучшаться. Наглядный пример этому - самолет-красавец, который стоит перед вами".

Напомним также произнесенные тогда Сергеем Ивановым слова о том, что проводимая на ракетоносцах модернизация и поставленные на эти самолеты "новые виды вооружения и авионики позволяют стране уверенно смотреть в будущее и чувствовать себя в безопасности".

А вот после подведения итогов командно-штабных учений Дальней авиации журналисты попросили главкома Владимира Михайлова прокомментировать заявление главы военного ведомства Сергея Иванова о том, что "если Грузия атакует в военном отношении наших миротворцев, то Россия безучастной оставаться не будет". Планирует ли командование ВВС использование авиации на случай возможного нападения Грузии на Абхазию и Южную Осетию, где находятся наши миротворцы, а около 90% местных жителей - граждане РФ? Главнокомандующий этого не исключил: "Если министр обороны заявил о том, что мы обязательно какие-то адекватные меры применим, то он, наверное, имел в виду и возможность применения авиационных, морских и сухопутных сил". Владимир Михайлов при этом отметил, что в современных вооруженных конфликтах минимальная доля применения боевой авиации составляет 35% и может достигать 75-80% - в зависимости от особенностей проводимой операции.

Не исключена и возможность использования военно-транспортной авиации ВВС РФ для вывода личного состава, техники и вооружения двух российских военных баз из Грузии. "При необходимости - ради Бога. У нас есть военно-транспортные самолеты, которые могут "пойти" в Адлер, другие аэропорты и выполнить эти задачи", - сообщил Владимир Михайлов. Он напомнил, что недавно самолеты военно-транспортной авиации использовались для переброски по воздуху в Ливан российского мостового батальона. "Мы отправили туда всего-навсего шесть машин, но могли спокойно отправить хоть 30 - по необходимости", - не стал скрывать главнокомандующий ВВС.

А отвечая на вопрос, извлекли ли российские ВВС "американский урок" из инцидента с легкомоторным гражданским самолетом, "въехавшим" в высотное здание в Нью-Йорке 11 октября этого года, главком сказал: "Мы извлекаем из этого уроки, как извлекали их и после 11 сентября 2001 года. У нас есть воздушные хулиганы, но мы наладили жесткий контроль за всеми летательными аппаратами. Самолет только готовится к полету, а соответствующие службы уже знают, куда, по какому маршруту и в какое время он полетит. Здесь мы действуем не методом полного запрета, а методом улучшения контроля за этими полетами".

Журналисты поинтересовались также, завершилось ли расследование по факту инцидента, который произошел 12 июля 2005 г. в воздушном пространстве России с самолетом "Боинг-777" авиакомпании "Вьетнамские авиалинии". По мнению главкома ВВС, "история была искусственно раздута". Служебное расследование, проведенное комиссией Ространснадзора с участием специалистов Минобороны РФ, установило, что вьетнамский "Боинг", выполнявший регулярный пассажирский рейс по маршруту Ханой-Москва (Домодедово), имел соответствующее разрешение на полет. "Летел он по заявкам, - продолжал генерал армии. - Но нестыковка диспетчеров привела к тому, что самолет на какое-то время стал нарушителем. Потом, когда разобрались, оказалось, что все шло по плану. Судебное разбирательство было назначено потому, что при управлении воздушным движением такие ошибки недопустимы в принципе. Они могут привести к неоправданным потерям, таким, как в 1983 году, когда был сбит южнокорейский "Боинг". Тогда нужды в этом не было, тем более - в том регионе, на Дальнем Востоке". По результатам расследования, подытожил Владимир Михайлов, сделаны соответствующие выводы, приняты меры по совершенствованию оперативного взаимодействия между гражданскими и военными секторами центров Единой системы организации воздушного движения, которые исключают возможность возникновения подобных ситуаций в будущем.

На встрече зашла речь и о перспективах использования в боевой авиации модернизированного двигателя АЛ-31ФМ1, созданного на ММПП "Салют". Главком считает, что работники "Салюта" под руководством Юрия Елисеева "сделали очень приличный двигатель, который пойдет на Су-34 - самолет пятого поколения". "Двигатель делается несколько дольше, чем сам самолет. И доводка его идет несколько дольше. "Салют" по собственной инициативе, что особенно радовало нас, сделал этот двигатель, и теперь на самолеты Су-34, Су-27СМ и самолеты 5-го поколения поначалу мы будем ставить их. По тяговым характеристикам, экономичности и прочим параметрам этот двигатель вполне соответствует уровню сегодняшнего дня. Мы на них уже сделали воздушные испытания, "гоняли" их уже практически восемь месяцев, в том числе и в воздухе, и на сверхзвуковых скоростях. И сейчас я подписал акт, который дает нам право эксплуатации их на серийных машинах", - рассказал Владимир Михайлов. По его словам, эта модернизация хороша и тем, что новый двигатель по геометрическим размерам полностью соответствует предшественнику с Су-27, что позволяет оснащать истребители новыми двигателями даже при ремонте самолета.

Главком полагает, что сегодня удалось "выйти на определенные образцы авиационной техники, которые позволяют нам хоть завтра, как только появятся деньги, начать активную работу по тому или иному направлению". К примеру, по модернизации авиатехники, созданию новых образцов двигателей, в том числе и для крылатых ракет, многим другим направлениям. "Мы, к счастью, не стояли на месте", - подчеркнул Владимир Михайлов. Это касается и авиационного вооружения. "Есть определенные проработки, и они очень интересные, находятся на значительном уровне. И самолет пятого поколения, и серийная техника - все будут обеспечены достаточным количеством вооружения, в этом нет сомнения", - уверен главнокомандующий ВВС.

* * *

6 октября генералу армии Владимиру Михайлову исполнилось 63 года, и он в очередной раз подтвердил свой статус самого старшего по возрасту действующего военачальника такого ранга в Вооруженных Силах РФ. Обратим внимание на то, что в соответствии с российским законодательством предельный возраст пребывания на действительной военной службе лиц высшего командного состава Вооруженных Сил в звании "генерал-полковник" и "генерал армии" ограничен шестьюдесятью годами. Продление срока службы может осуществляться только в индивидуальном порядке и до достижения военачальником 65-летнего возраста. Владимиру Михайлову, назначенному на должность главкома ВВС в январе 2002 г., дважды продлевали срок военной службы - в 2003 г. (на два года) и в 2005 г. (на один год). Это свидетельствует прежде всего о доверии, которое оказывают военачальнику Верховный главнокомандующий, руководство Минобороны России. И, похоже, очередной год, который ВВС России проживут под руководством главкома Михайлова, будет не самым худшим в их новейшей истории.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации