ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

«Военно-промышленный курьер» №12.2005г.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Александр КАРПЕНКО Санкт-Петербург

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ ВОЕННО-МОРСКОМУ САЛОНУ МВМС-2005

На территории ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" прошло совещание маркетинговых служб организаций и предприятий ОПК по координации взаимодействия в области военно-технического сотрудничества и экспорта военно-морской техники (ВМТ). Это уже 10-е - юбилейное - мероприятие такого рода, причем последние четыре совещания проводились на "Северной верфи". Обсуждались перспективы ВТС и экспорта ВМТ на период до 2015 г. и мероприятия по подготовке к 2-му Международному военно-морскому салону (МВМС-2005), который состоится 29 июня - 3 июля 2005 г.

Подобное совещание помогло два года назад предприятиям хорошо подготовиться к МВМС-2003. На сей раз на аналогичный форум прибыли представители ФГУП "Рособоронэкспорт", Академии военных наук, издательских домов и заинтересованных коммерческих организаций, а также более 100 специалистов ОПК из заявленных к участию 108 организаций.

В качестве организаторов мероприятия выступили специалисты 1 ЦНИИ МО РФ и ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". Специалисты института прочли доклады "Перспективы военно-технического сотрудничества в области ВМТ на период до 2015 г." и "Основные направления выставочной деятельности в 2005 г.". Были продемонстрированы видеофильмы об итогах международных выставок Euronaval-2004 и Euronaval-2002, по организации и направлениям деятельности ЦНИИ в современных условиях.

Открывая совещание, заместитель директора по маркетингу "Северной верфи" И. Ивановский рассказал об основных направлениях работы завода в области строительства боевых надводных кораблей для инозаказчиков, ВМФ России и коммерческого судостроения. Ивановский также отметил, что предприятие в настоящее время имеет сбалансированную загрузку производственных мощностей и практически реализует строительство кораблей нового поколения для ВМФ России.

Анализ современного рынка техники ВМФ, выполненный 1 ЦНИИ МО и представленный начальником службы маркетинга института В. Евтеевым, показал, что некоторые развивающиеся страны производят техническое перевооружение ВМС на своих судостроительных верфях. Одновременно заметно сокращается спрос на военную технику в развитых странах, включая государства НАТО, и в бывших странах Варшавского договора.

В области неатомных подводных лодок (НАПЛ) потенциальные заказчики обращают внимание на вооружение кораблей этого класса не только торпедным оружием, но и ракетными системами. Изучение потребностей рынка на период до 2015 г. свидетельствует о том, что объем экспортных поставок может составить до 40 НАПЛ. Россия по экспортному потенциалу в этой "нише" обладает хорошими возможностями, благодаря проектам НАПЛ "Амур-1650" (ЦКБ МТ "Рубин") и малых ДПЛ (вероятно, предложения по "Пираньям" СПМБМ "Малахит"). Но здесь в последнее время большое значение приобретает политическая составляющая, и за потенциальные заказы еще нужно будет побороться.

Эскадренные миноносцы утрачивают свои позиции в экспорте, по ним имеются либо единичные контракты (например, ЭМ проекта 956ЭМ для ВМС Китая), либо они передаются из боевого состава ведущих мировых держав. Это обусловлено в основном их высокой стоимостью.

Наиболее массовыми экспортными надводными кораблями сегодня являются фрегаты. Результаты анализа рынка показывают, что в этом классе НК наибольший экспортный потенциал у "средних" фрегатов водоизмещением в 1500-3000 т. Их на рынке вооружений может потребоваться до 70 ед., из них до 30% будет продано из составов флотов. У нас в этом классе есть СКР проектов 11356 и 11540.

В последние годы из-за резкого сокращения веса и объемов систем оружия и одновременного роста их боевой эффективности в экспорте морских вооружений все более ощутимое место занимают малые боевые корабли класса корвет. Потребности мирового рынка корветов до 2015 г. с учетом списания кораблей могут составить около 50 ед. Как уже отмечалось, для отечественного ВМФ идет строительство серии корветов проекта 20380, на их базе создан экспортный вариант проекта 20382 (ЦМКБ "Алмаз"). Кроме того, здесь могут быть представлены для продажи на экспорт корабли других проектов.

Как показал анализ рынка, сегодня наблюдается сокращение общего численного состава ракетных катеров, что связано с достижением предельных сроков службы и малыми темпами новых закупок.

Рынок минно-тральных кораблей до 2015 г. может составить около 100 ед., десантных - более 100 (российские производители здесь могут предложить проекты 12322 "Зубр", 12061 "Мурена" и другие). В связи с активизацией освоения шельфа большой интерес у потенциального заказчика может быть к патрульным кораблям и катерам, широко освоенным развивающимися странами. Из российских патрульных кораблей для экспорта предпочтительны проект 20970, развитие проектов 14230 и 14310. Патрульных катеров и кораблей до 2015 г. на мировом рынке может потребоваться до 1000 ед., из них 70% - водоизмещением менее 100 т.

Если рассматривать регионы для экспортных поставок ВМТ, то наибольшее предпочтение отдается АТР и Ближнему Востоку вместе с Северной Африкой. В экспорте военно-морской продукции отечественные производители теряют потенциальный рынок сбыта - страны СНГ, где просматривается сильное влияние США, Турции, других западных производителей.

Приведенные данные по ожидаемым объемам экспорта ВМТ, по мнению некоторых экспертов, могут быть более оптимистичны. Но, тем не менее, представленный прогноз является определенным фундаментом для отечественных фирм-производителей в маркетинговой деятельности.

В настоящее время в мире проводится до 60 крупнейших международных выставок и конференций по военной тематике, многие из них стали дублировать друг друга. Они делятся на два типа, к первому относят те, на которых производители и экспортеры предлагают свою продукцию (страны Европы, США). Вторые проводятся в регионах потенциальных импортеров ВВТ, это Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Южная Америка и др. Есть определенные перспективы у отечественного МВМС, но нужно работать и предлагать новые ходы.

Международный военно-морской салон проводится в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 22 декабря 2004 г. №1689-р. Он является международным комплексным показом возможностей российских предприятий по проектированию и производству военно-морской техники, вооружений, комплектующих систем и элементов в целях развития международного сотрудничества и кооперации, полноценной реализации экспортного потенциала предприятий России и привлечения внимания потенциальных покупателей. Салон проводится под эгидой Морской коллегии при правительстве Российской Федерации. Организатор - Федеральное агентство по промышленности при участии Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, правительства Санкт-Петербурга и ФГУП "Рособоронэкспорт".

К сожалению, представители ЗАО "Морской салон", предполагаемого устроителя МВМС-2005, с докладом не выступали. По заявлению руководителей ЗАО было отмечено, что вся необходимая информация есть на официальном сайте организации.

С особым нетерпением присутствующие ожидали доклада В. Бобруса, заместителя начальника Ржевского полигона, демонстрации ВМТ на котором в рамках МВМС-2003 имели большой успех. На 1-м МВМС были проведены стрельбы из шести артиллерийских систем (АК-130, АК-100, А-190, АК-176М и АК-630М) калибра от 30 до 130 мм. Кроме традиционных для полигона артсистем, по мнению 1 ЦНИИ, в дальнейшем здесь могут демонстрироваться оптико-электронная аппаратура, дистанционно-пилотируемые летательные аппараты и другие вооружения.

Наверное, можно к этому добавить демонстрацию систем постановки помех, пулеметные установки, другое оружие. Здесь можно было бы провести выставку стрелкового и легкого пехотного вооружения. Стрельбы на Ржевском полигоне в 2003 г. были показаны только членам иностранных официальных делегаций и очень ограниченному числу СМИ. Как обещал тогда публично исполнительный секретарь оргкомитета МВМС-2003 А. Котов, в следующий раз на стрельбы пригласят всех зарегистрированных на мероприятии журналистов. Будем ждать.

Другим местом демонстрации на салоне 2003 г. был аэродром "Пушкин", от него выступающих на совещании не было. Но если вернуться на два года назад, то демонстрация для иностранных делегаций летательных аппаратов морской авиации на аэродроме в Пушкине была очень небольшой, показали всего четыре пилотируемые машины: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС (дооборудованный оптико-электронной системой поиска), противолодочный вертолет Ка-27, учебно-тренировочный палубный самолет Су-25УТГ, корабельный истребитель Су-33. Можно было еще показать противолодочные самолеты Ил-38, Ту-142, ударные самолеты Ту-22М3 и Су-24М (МР), новые аппараты типа Су-32 и МиГ-29К, авиационное оружие в более широкой номенклатуре, экипировку экипажей, средства спасения, тренажеры и др.

Как известно, большой интерес на МВМС-2003, особенно у иностранных специалистов, вызвала экспозиция минно-торпедного и ракетного вооружения ВМФ на открытой площадке. Поэтому на МВМС-2005 необходимо демонстрировать гораздо больше натурных образцов, что явно украсило бы это событие и привлекло большое внимание посетителей, например, береговой арткомплекс "Берег", противодиверсионный комплекс "Дамба", вертолеты морской авиации и их вооружение, технику береговых войск и морской пехоты, образцы комплексов ПВО, бронетехнику и другие системы.

Представители НПО "Сатурн" доложили о состоянии работ по корабельным газовым турбинам типа М75РУ мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ мощностью 14000 л.с., толчком для которых стала концепция создания национальной базы газотурбиностроения и задание ВМФ на разработку. Такие установки уже два года проходят испытания на земле в интересах перекачки газа корпорации "Газпром". Сегодня производится их "оморячивание". Газотурбинные установки (ГТУ) делаются в едином блоке, практически все составляющие изготавливаются НПО "Сатурн", по системе автоматического управления работает НПО "Аврора", по редуктору - ОАО "Звезда". Новые ГТУ предлагается эксплуатировать в сроки, сопоставимые с жизнью кораблей-носителей, моторесурс может составить до 40000 часов. При этом значительно снижен удельный расход топлива.

Новые газовые турбины М75Р и М70ФРУ могут использоваться на построенных кораблях и катерах ("Молния", "Антарес", "Зубр", "Мурена" и др.) вместо ГТД, производившихся украинским предприятием "Зоря" - "Машпроект".

Газотурбинные установки это, конечно, важная составляющая корабельных энергетических установок, но другие направления развития судовой энергетики тоже имеют особое значение. Как известно, дизеля сегодня ставятся на многие корабли, предназначенные на экспорт, от подводных лодок до корветов и фрегатов, а как электрогенераторы - практически на все типы. По ним сообщений не было, возможно, завеса приоткроется на Салоне летом этого года.

Из других выступлений интересными были доклады руководства ООО "ЛИСТ", занимающегося разработкой передовых технологий и продвижением на рынок уникальной аппаратуры белорусского производства - измерительных галогенных приборов (такие выпускает в мире еще только фирма "SONY", но наши точнее и в пять раз дешевле) разработки ПИЯФ.

По результатам совещания, имеющего рекомендательный характер, был принят проект решения о планах подготовки к МВМС и проведении следующего совещания через год. В заключение был показан фильм об ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", проведена экскурсия по музею предприятия.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации